Скачать 1.5 Mb.
|
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА ПРОЛОГ ПРОЛОГ СНОВА ПЛАНИРОВАНИЕ Ни одна формула не подскажет вам, когда вам следует начать писать черновик. Бут начинает в каком-то смысле «очень рано»; затем, как только его идеи прояснятся, он должен решать неприятную задачу: что ему выбросить. Коломб, заядлый планировщик, пишет дюжину планов и два-три «предварительных конспекта». Уильяме пробует столько же вариантов, сколько Бут и Коломб, но в уме; он пишет по ходу, но начинает серьезный черновик только тогда, когда имеет некоторое целостное представление. Вам тоже необходимо найти для себя наилучший способ, как начать свой черновик. Вы можете подготовиться к этому моменту, если пишете конспекты, аналитические и критические замечания с самого начала работы над проектом. Вы узнаете о своей готовности, если:
Когда опытные авторы полагают, что они готовы начать черновик, они знают, что им не удастся прошагать, как на параде, прямо к окончательному продукту. Они знают, что будут попадать в тупики, но и делать открытия, а может быть, даже переосмыслят весь свой проект. Они допускают, что многое из их первоначального изложения окажется в папках или мусорной корзине, и поэтому они начинают пораньше, чтобы оставить себе время для 202 правки. Именно тогда они будут обдумывать, является ли то, что они знают, тем, что в конечном счете сумеют сказать. В Уроке 12 мы проведем вас через процесс планирования и написания черновика вашего отчета, затем, в Уроке 13, через не менее трудную задачу исправления его организации. В Уроке 14 мы объясним, как «презентовать» весь ваш проект с помощью введения, которое побуждает читателей читать ваш отчет более внимательно. В Уроке 15 мы расскажем, как ясно представить сложные данные в визуальной (графической) форме. Наконец, в Уроке 16 мы разберем проблемы ясного и конкретного стиля изложения. Крайний срок наступает слишком быстро, заставляя нас мечтать еще об одном месяце, неделе или даже всего одном дне. (Мы трое «сражались» со сроками, когда готовили первое издание этой книги и снова — работая над этим изданием.) В самом деле, есть некоторые исследователи, которые не способны окончить свою работу; они думают, что должны продолжать ее до тех пор, пока их отчет, статья, диссертация или книга не станут совершенными. Ни одного такого совершенного документа никогда не существовало и не будет существовать. Все, что вы можете сделать, — это постараться максимально приблизить ваш отчет к идеалу с учетом времени, имеющегося в вашем распоряжении. Работая над ним, мысленно говорите себе: Приложив все мои силы, вот что я считаю истиной — не всей или окончательной истиной, — но истиной, важной для меня и, я надеюсь, для вас, истиной, которую я поддержал настолько всесторонне, насколько время и мои способности мне позволили, так чтобы вы могли найти в моей аргументации веские доводы рассмотреть ее, даже принять ее и, возможно даже, пересмотреть то, что вы считаете истиной. ПОДСКАЗКА: ПЛАНИРОВАНИЕ План может быть полезен, а может оказаться помехой. Мы трое помним, как, будучи студентами, мучились над составлением планов с римскими цифрами, каждый уровень — со своим отступом, каждому подзаголовку «А» всегда соответствует подза- 203 ЧАСТЬ IV. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА головок «Б». (Конечно, мы, как правило, сначала писали работу и только потом «планировали» ее, а после утверждали, что делали все наоборот.) Одним авторам необходим подробный план; другим — формальный план кажется слишком подробным. У Бута есть папка с двадцатью одним планом, которые на протяжении семи с лишним лет исправляли изложение одной из его книг. Коломб использовал почти столько же планов для своей первой книги, но он взял за правило с каждым новым черновиком уничтожать предыдущий. Уильяме составил план своей книги по истории английского языка на обратной стороне конверта. В самом деле, разные виды планов полезны на разных этапах процесса планирования: важно делать различие между планами, основанными на темах, и планами, основанными на идеях, и знать, когда полезен каждый из них. План, основанный на темах, состоит не из законченных высказываний, а из имен существительных и именных словосочетаний. Ведение: Компьютеры в учебном процессе Применение компьютеров а) Лабораторные занятия III. б) Семинарские занятия Контрольные исследования а) Исследование А б) Исследование Б Выводы IV. Подобный набросок может направить самое начало вашей работы над черновиком, если вам кажется, что вы знаете, что именно хотите сказать в каждой его части. Но как только вы начали писать черновик, вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях.
а) Все применения увеличивают гибкость. б) Объединенные в сеть компьютерные классы обеспечивают вза имодействие между студентами. в) На семинарских занятиях компьютеры не улучшают обучение. 204 ПРОЛОГ III. Исследования показывают, что преимущества правки на компь ютерах ограничены. а) Исследование А: авторы более многословны. б) Исследование Б: авторам нужен распечатанный на бумаге эк земпляр, чтобы эффективно вносить исправления. IV. Выводы: Слишком рано говорить, насколько сильно компьюте ры улучшают обучение. а) Слишком мало надежных экспериментальных исследований. б) Слишком короткая история, слишком много учебных про грамм, которые совершенствуются. План этого вида помогает увидеть, сочетаются ли ваши идеи между собой. Возможно, вам не удастся создать его до тех пор, пока вы не закончите черновик, но чем раньше вы сумеете составить его, чтобы проверить свою аргументацию, тем лучше. Если вы отдаете предпочтение визуальному мышлению, изложите ваш план как «доску объявлений», поместив каждую идею и ее поддержку на отдельной карточке или странице (см. с. 157). Многие авторы лучше «схватывают» структуру, когда они могут буквально разложить ее на столе или развесить на стене. (Это особенно полезно, когда вы работаете в группах.) УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА Если вы следовали нашим советам, то вы уже написали многое, что долж но помочь вам начать первый вариант вашего черновика. Но если у вас трудности с тем, как начать его, этот урок должен помочь вам, работаете ли вы над своим первым или двадцать первым исследовательским проек том. Нет ничего легче, чем отложить написание вашего черновика «на потом» — Почитаю еще неделю, думаете вы, еще день, еще час; вот только допью эту чашку кофе и я буду готов, чтобы все обдумать еще раз и начать писать. И в дальнейшем, пожалуй, не будет ничего, что доставит вам столько огорчений. Письменное изложение — тяжелая работа, более тяжелая, чем чтение еще одной статьи или даже десятка статей. Но когда-нибудь вы должны начать, и вам будет это легче сделать, если у вас будет подробный план. Фактически вы уже составили его, если собрали элементы вашей аргументации так, как мы предлагали в последних уроках. От этого плана всего один маленький шаг до первого варианта вашего черновика. 12.1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ЧЕРНОВИКА Если вы сначала обдумаете свое изложение, а затем набросаете предварительный план, работа над черновиком пойдет быстрее и даст лучший результат. Те из вас, кто просто садятся за стол и пытаются придумать первое слово, а потом следующее, рискуют столкнуться с явлением, которое называется «писательский блок», когда вы не можете писать совсем или, что хуже, начинаете по капле ронять слова, расплывающиеся в бесформенные абзацы. Но, прежде чем вы начнете планировать черновик, вам следует поразмыслить над тем, зачем и как вы его будете писать. 206 УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА 12.1.1. ЧЕРНОВИК-ИССЛЕДОВАНИЕ И ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ЧЕРНОВИК Опытные авторы часто начинают писать до того, как они узнают точно, что они собираются сказать, но они также знают, что первый вариант их черновика является всего лишь черновиком-исследованием и что многое из того, что они пишут, не сохранится. Поэтому они начинают пораньше и планируют внести множество исправлений. Риск незапланированного изложения-исследования заключается в том, что вы можете так и не перейти к серьезной работе над черновиком до^того, как крайний срок заставит вас сдать все, что у вас накопилось. Черновик-исследование может помочь вам открыть предметы, о которых вы не могли даже подумать, но он неэффективен, если у вас есть время только на один-два варианта черновика. Если вам необходимо быстро получить окончательный вариант, вы должны писать черновик целенаправленно. 12.1.2. ДВА СТИЛЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ НАД ЧЕРНОВИКОМ «Быстрый и неряшливый». Многие авторы, как только составят план, начинают писать настолько быстро, насколько быстро они способны перемещать авторучку или нажимать на клавиши компьютера. Не заботясь о стиле и даже о ясности, и меньше всего — о безукоризненной грамматике, они стремятся сохранить поток своих идей. Если какой-либо раздел «топчется на месте», они отмечают место, где это произошло, сверяются со своим планом и продолжают писать. Если изложение идет гладко, они не заботятся о включении цитат или сносок: они записывают ровно столько, сколько необходимо, чтобы знать, что им следует добавить позднее. Затем, если они «застрянут», им есть чем заняться: добавить ссылки, вписать длинные цитаты, убедиться, что библиография включает все источники — делать все, что угодно, лишь бы отвлечься от того, что блокирует их, не уводя в то же время от задачи; они дают возможность своему подсознанию поработать над данной проблемой. Или отправляются на прогулку. «Медленный и аккуратный». Другие авторы умеют писать только одно отшлифованное предложение за другим. Если вы не мо- 207 ЧАСТЬ IV. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА жете представить себе более быстрого — но и более грубого — стиля, смиритесь с этим. Но помните: чем больше мелких деталей вы доводите до совершенства вначале, тем меньше возможностей у вас будет поменять их местами позднее. Если вы попытаетесь внести крупномасштабные исправления, вы столкнетесь с большими трудностями, потому что даже небольшое изменение может потребовать больше попутных изменений, чем остается времени на это. Поэтому, если вы пишете одно отшлифованное предложение за другим, составьте подробный план, который подскажет вам, куда идти и как туда добраться, а затем периодически отслеживайте свое продвижение. Каков бы ни был ваш стиль, создайте «ритуал» вашей писательской деятельности. Установите ежедневные нормы времени и страниц. Ритуально поправьте ваш рабочий стол, усядьтесь поудобнее, заточите карандаши или загрузите компьютер, отрегулируйте настольную лампу. Не проверяйте электронную почту и не входите в Интернет. Твердо придерживайтесь своего решения сидеть за столом положенное время, независимо от того, будут ли приходящие вам в голову слова казаться золотыми или заурядными. 12.2. ПЛАНИРОВАНИЕ: ЧЕТЫРЕ ЛОВУШКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ Проблемы с организацией первого варианта черновика у начинающих исследователей часто возникают оттого, что они учатся тому, как писать, одновременно узнавая, что им писать. В этих борениях они хватаются за первый приходящий им в голову принцип организации черновика. Мы опишем несколько надежных планов чуть ниже, но сначала объясним, каких четырех планов следует избегать, потому что они парализуют ваше индивидуальное мышление. 12.2.1. НЕ ОРГАНИЗУЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ Начинающие исследователи в своих письменных работах часто повторяют буквальные формулировки своего задания. Поступайте так, только если ваше задание требует этого и только если 208 УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА вы не можете придумать ничего лучшего. Если задание просит вас сравнить А с Б, не думайте, что ваша работа должна состоять из двух частей — одна для А, другая для Б, и только в этом порядке. Если вы повторите ваше задание слово в слово в первом же абзаце, ваш преподаватель, вероятно, сочтет, что вы не добавили ни одной собственной идеи, как в примере ниже. Задание преподавателя: Разные теории восприятия по-разному учитывают участие познания в обработке сенсорной информации. Некоторые ученые утверждают, что информация достигает мозга напрямую, другие — что органы восприятия подвержены Познавательному воздействию. Сравните две-три теории визуальной, акустической или тактильной перцепции, которые занимают разные позиции по этой проблеме. Первый абзац студенческой работы: Разные теории визуальной перцепции по-разному учитывают роль участия познания в обработке сенсорной информации. В этой работе я сравню две теории визуальной перцепции, одна из которых... 12.2.2. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕСЬ ОБОБЩЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ Когда вы незнакомы с предметом, легко соскользнуть в обобщение (конспектирование) и цитирование, особенно если вы начинаете с «истории вопроса». Наихудшая форма этого называется «с миру по нитке» — сшивание вместе цитат из дюжины источников в форме, которая в очень незначительной степени отражает ваше собственное мышление. Вас почти неизбежно упрекнут: Это всего лишь конспект, никакого анализа. В некоторых областях требуется, чтобы вы изучили то, что сказали другие, но ваш преподаватель и в этих конспектах-обобщениях все равно будет искать вашу точку зрения, свидетельства работы над источниками вашего мышления. «С миру по нитке» особенно рискованно, если вы выполняете большую часть вашего исследования, опираясь на Интернет. После того как вы «скачали» несколько цитат, графиков, таблиц и 209 ЧАСТЬ IV. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА гистограмм, нет ничего проще, чем поместить их все в ваш текст, добавив несколько слов-связок. Но опытные преподаватели научились определять такие коллажи из веб-страниц, и поэтому вам не удастся провести большинство из них. Если вы выполняете полевое исследование, не просто сообщайте наблюдения или повторяйте цитаты из опросов. В нем тоже должен быть виден ваш личный «вклад» на протяжении всего отчета — в тех способах, с помощью которых вы отбирали и использовали ваши данные. Пользуйтесь своими наблюдениями, чтобы поддержать ваш анализ, а не заменить его. 12.2.3. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ТЕМ ВАШИХ ДАННЫХ Легко организовать отчет вокруг очевидных тем, таких, как те люди и предметы, о которых вы пишете. Но лучше разместить данные в более «аналитические» категории, категории, созданные вашим собственным изучением данной темы. Допустим, вы пишете о снах и воображении у Фрейда и Юнга, фокусируясь на социальных и биологических переменных. Вы можете «ухватиться» за такую очевидную организацию вашей работы: первая половина о Фрейде, вторая — о Юнге, поскольку их имена узнаваемы и данные могут быть разделены на две простые категории. Но этот порядок помешает читателям увидеть, каким образом вы проанализировали эти данные в контексте вашего утверждения. Если вы утверждаете: Сны в большей степени зависят от биологических переменных, воображение — от социальных, тогда организуйте ваш отчет не вокруг Фрейда и Юнга, и даже не вокруг социальных и биологических переменных, а вокруг снов и воображения. 12.2.4. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ РАССКАЗА О ВАШЕМ ИССЛЕДОВАНИИ Немногие читатели заинтересуются скрупулезным отчетом о том, что вы нашли, препятствиях, которые вы преодолели, о новом направлении, в котором вы двинулись, и как вы затем нащупали ответ. Вы увидите признаки этой проблемы в таком языке, как Первый вопрос, который я рассмотрел, был..., Затем я сравнил... Выделите каждое предложение, которое относится больше к 210 УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА выполнению вашего исследования, чем к его результатам; больше к актам вашего мышления и письменного изложения, чем | непосредственно к вашим идеям. Если вы выделили довольно много таких предложений, то вы, скорее всего, не поддерживаете свое утверждение, а рассказываете историю о том, как вы его нашли. .Вычеркните все, что не помогает читателям «ухватить» вашу аргументацию, а затем реорганизуйте то, что осталось. В лабораторном исследовании не «закапывайте» ваши результаты в пошаговом описании лабораторной работы. Когда вы описываете свой метод, ваш вклад должен быть виден именно в том, как вы ото- i,брали только подходящие к делу (соответствующие) детали. 12.3. ПЛАН ЧЕРНОВИКА В общем, прежде чем вы сформируете план, потратьте какое-то время на «категоризацию» и «перекатегоризацию» своих данных, с тем чтобы помочь себе найти точку зрения, которая наилучшим образом отразит ваш образ мыслей и поможет увидеть его читателям. Какие категории наилучшим образом отразят структуру ваших доказательств? Воспользуйтесь ими, чтобы организовать аргументацию. Вы можете даже найти утверждение более интересное, чем то, которое вы предложили сначала. Читая о нижеследующих шагах, не предполагайте, что вы должны делать их строго в указанном порядке; сделайте их все, но таким способом, который отвечает вашим потребностям. 12.3.1. РЕШИТЕ, ГДЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ВАШУ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ Если у вас есть представление о вашей главной идее, выразите ее как можно конкретнее, затем решите, где сформулировать ее в первый раз. Практически говоря, у вас есть выбор только из двух вариантов:
Этот выбор крайне важен, потому что он формирует социальный контракт с вашими читателями. Если вы формулируете 14* 211 |
Виктор, улыбаясь, шел навстречу Виктории. Покойный супруг выглядел на удивление бодрым и живым. Вика разозлилась настолько, что даже... | С целью повышения Вашей профессиональной компетентности и продвижения, передовых бизнес технологий на Российский рынок Вы можете... | ||
Некая акушерка, обучившаяся своему искусству в родовспомогательном Доме Божьем в Париже под руководством знаменитой Луизы Буржуа,... | Вместо эпиграфа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша (Говорят дети) | ||
Здесь нет волосатых варваров и мудрых драконов, нет гномов и эльфов. Батальные сцены составляют очень незначительную часть рассказа... | Некая акушерка, обучившаяся своему искусству в родовспомогательном Доме божьем в Париже под руководством знаменитой Луизы Буржуа,... | ||
В партграде нельзя было найти даже расписной ложки, плошки и матрешки, которые на Западе считаются высшим достижением русской национальной... | Мы не можем судить об этом, если не знаем, что было до глотка и что после. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы.... | ||
Даже тот, кто может сказать: «Рынок – это я», не может быть выше закона и правил, которые его регулируют. Можно прилагать все усилия,... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |