Пролог пролог снова планирование


НазваниеПролог пролог снова планирование
страница1/13
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА

ПРОЛОГ

ПРОЛОГ


СНОВА ПЛАНИРОВАНИЕ

Ни одна формула не подскажет вам, когда вам следует начать писать черновик. Бут начинает в каком-то смысле «очень рано»; затем, как только его идеи прояснятся, он должен решать непри­ятную задачу: что ему выбросить. Коломб, заядлый планировщик, пишет дюжину планов и два-три «предварительных конспекта». Уильяме пробует столько же вариантов, сколько Бут и Коломб, но в уме; он пишет по ходу, но начинает серьезный черновик только тогда, когда имеет некоторое целостное представление. Вам тоже необходимо найти для себя наилучший способ, как начать свой черновик.

Вы можете подготовиться к этому моменту, если пишете кон­спекты, аналитические и критические замечания с самого начала работы над проектом. Вы узнаете о своей готовности, если:

  • вы представляете, как выглядят ваши читатели, почему их
    должна волновать ваша проблема; вы имеете представление о
    том характере, который вы хотите предъявить им;

  • вы можете наметить вопрос, определяющий пробел в знании
    или понимании, который вы хотите заполнить, и ответ на
    одно-два предложения;

  • вы можете наметить поддержку для вашего утверждения: ваши
    главные доводы и факты;

  • у вас есть представление о тех видах вопросов, альтернатив и
    возражений, которые, вероятно, будут предложены вашими
    читателями, и вы можете ответить на них;

  • вы знаете главные основания, которые вы должны сформули­
    ровать, а возможно, и поддержать.

Когда опытные авторы полагают, что они готовы начать чер­новик, они знают, что им не удастся прошагать, как на параде, прямо к окончательному продукту. Они знают, что будут попадать в тупики, но и делать открытия, а может быть, даже переосмыс­лят весь свой проект. Они допускают, что многое из их первона­чального изложения окажется в папках или мусорной корзине, и поэтому они начинают пораньше, чтобы оставить себе время для

202

правки. Именно тогда они будут обдумывать, является ли то, что они знают, тем, что в конечном счете сумеют сказать.

В Уроке 12 мы проведем вас через процесс планирования и написания черновика вашего отчета, затем, в Уроке 13, через не менее трудную задачу исправления его организации. В Уроке 14 мы объясним, как «презентовать» весь ваш проект с помощью введения, которое побуждает читателей читать ваш отчет более внимательно. В Уроке 15 мы расскажем, как ясно представить слож­ные данные в визуальной (графической) форме. Наконец, в Уро­ке 16 мы разберем проблемы ясного и конкретного стиля изложе­ния.

Крайний срок наступает слишком быстро, заставляя нас меч­тать еще об одном месяце, неделе или даже всего одном дне. (Мы трое «сражались» со сроками, когда готовили первое издание этой книги и снова — работая над этим изданием.) В самом деле, есть некоторые исследователи, которые не способны окончить свою работу; они думают, что должны продолжать ее до тех пор, пока их отчет, статья, диссертация или книга не станут совершенны­ми. Ни одного такого совершенного документа никогда не суще­ствовало и не будет существовать. Все, что вы можете сделать, — это постараться максимально приблизить ваш отчет к идеалу с учетом времени, имеющегося в вашем распоряжении. Работая над ним, мысленно говорите себе:

Приложив все мои силы, вот что я считаю истиной — не всей или окончательной истиной, — но истиной, важной для меня и, я надеюсь, для вас, истиной, которую я поддержал настолько всесторонне, насколько время и мои способности мне позволи­ли, так чтобы вы могли найти в моей аргументации веские дово­ды рассмотреть ее, даже принять ее и, возможно даже, пере­смотреть то, что вы считаете истиной.

ПОДСКАЗКА: ПЛАНИРОВАНИЕ

План может быть полезен, а может оказаться помехой. Мы трое помним, как, будучи студентами, мучились над составлени­ем планов с римскими цифрами, каждый уровень — со своим отступом, каждому подзаголовку «А» всегда соответствует подза-

203

ЧАСТЬ IV. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА

головок «Б». (Конечно, мы, как правило, сначала писали работу и только потом «планировали» ее, а после утверждали, что дела­ли все наоборот.) Одним авторам необходим подробный план; другим — формальный план кажется слишком подробным. У Бута есть папка с двадцатью одним планом, которые на протяжении семи с лишним лет исправляли изложение одной из его книг. Коломб использовал почти столько же планов для своей первой книги, но он взял за правило с каждым новым черновиком унич­тожать предыдущий. Уильяме составил план своей книги по ис­тории английского языка на обратной стороне конверта. В самом деле, разные виды планов полезны на разных этапах процесса планирования: важно делать различие между планами, основан­ными на темах, и планами, основанными на идеях, и знать, когда полезен каждый из них.

План, основанный на темах, состоит не из законченных выска­зываний, а из имен существительных и именных словосочетаний.

Ведение: Компьютеры в учебном процессе Применение компьютеров

а) Лабораторные занятия

III.

б) Семинарские занятия
Контрольные исследования

а) Исследование А

б) Исследование Б
Выводы

IV.

Подобный набросок может направить самое начало вашей ра­боты над черновиком, если вам кажется, что вы знаете, что именно хотите сказать в каждой его части.

Но как только вы начали писать черновик, вам необходимо увидеть вашу письменную работу не как последовательность тем, а как последовательность идей (ваших главных доводов). Чтобы сделать это, вам понадобится план, основанный на идеях.

  1. Ведение: Ценность компьютеров в учебном процессе неопреде­
    ленна.

  2. Разное их применение дает разные результаты.

а) Все применения увеличивают гибкость.

б) Объединенные в сеть компьютерные классы обеспечивают вза­
имодействие между студентами.

в) На семинарских занятиях компьютеры не улучшают обучение.

204

ПРОЛОГ

III. Исследования показывают, что преимущества правки на компь­
ютерах ограничены.

а) Исследование А: авторы более многословны.

б) Исследование Б: авторам нужен распечатанный на бумаге эк­
земпляр, чтобы эффективно вносить исправления.

IV. Выводы: Слишком рано говорить, насколько сильно компьюте­
ры улучшают обучение.

а) Слишком мало надежных экспериментальных исследований.

б) Слишком короткая история, слишком много учебных про­
грамм, которые совершенствуются.

План этого вида помогает увидеть, сочетаются ли ваши идеи между собой. Возможно, вам не удастся создать его до тех пор, пока вы не закончите черновик, но чем раньше вы сумеете соста­вить его, чтобы проверить свою аргументацию, тем лучше. Если вы отдаете предпочтение визуальному мышлению, изложите ваш план как «доску объявлений», поместив каждую идею и ее под­держку на отдельной карточке или странице (см. с. 157). Многие авторы лучше «схватывают» структуру, когда они могут букваль­но разложить ее на столе или развесить на стене. (Это особенно полезно, когда вы работаете в группах.)
УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ

И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА

Если вы следовали нашим советам, то вы уже написали многое, что долж­
но помочь вам начать первый вариант вашего черновика. Но если у вас
трудности с тем, как начать его, этот урок должен помочь вам, работаете
ли вы над своим первым или двадцать первым исследовательским проек­
том.


Нет ничего легче, чем отложить написание вашего черновика «на потом» — Почитаю еще неделю, думаете вы, еще день, еще час; вот только допью эту чашку кофе и я буду готов, чтобы все обду­мать еще раз и начать писать. И в дальнейшем, пожалуй, не бу­дет ничего, что доставит вам столько огорчений. Письменное из­ложение — тяжелая работа, более тяжелая, чем чтение еще одной статьи или даже десятка статей. Но когда-нибудь вы должны на­чать, и вам будет это легче сделать, если у вас будет подробный план. Фактически вы уже составили его, если собрали элементы вашей аргументации так, как мы предлагали в последних уроках. От этого плана всего один маленький шаг до первого варианта вашего черновика.

12.1. ПОДГОТОВКА

К НАПИСАНИЮ ЧЕРНОВИКА

Если вы сначала обдумаете свое изложение, а затем набросае­те предварительный план, работа над черновиком пойдет быст­рее и даст лучший результат. Те из вас, кто просто садятся за стол и пытаются придумать первое слово, а потом следующее, рискуют столкнуться с явлением, которое называется «писатель­ский блок», когда вы не можете писать совсем или, что хуже, начинаете по капле ронять слова, расплывающиеся в бесфор­менные абзацы. Но, прежде чем вы начнете планировать черно­вик, вам следует поразмыслить над тем, зачем и как вы его буде­те писать.

206
УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА

12.1.1. ЧЕРНОВИК-ИССЛЕДОВАНИЕ

И ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ЧЕРНОВИК

Опытные авторы часто начинают писать до того, как они уз­нают точно, что они собираются сказать, но они также знают, что первый вариант их черновика является всего лишь чернови­ком-исследованием и что многое из того, что они пишут, не со­хранится. Поэтому они начинают пораньше и планируют внести множество исправлений. Риск незапланированного изложения-исследования заключается в том, что вы можете так и не перейти к серьезной работе над черновиком до^того, как крайний срок заставит вас сдать все, что у вас накопилось. Черновик-исследо­вание может помочь вам открыть предметы, о которых вы не мог­ли даже подумать, но он неэффективен, если у вас есть время только на один-два варианта черновика. Если вам необходимо быстро получить окончательный вариант, вы должны писать чер­новик целенаправленно.

12.1.2. ДВА СТИЛЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ
НАД ЧЕРНОВИКОМ

«Быстрый и неряшливый». Многие авторы, как только составят план, начинают писать настолько быстро, насколько быстро они способны перемещать авторучку или нажимать на клавиши ком­пьютера. Не заботясь о стиле и даже о ясности, и меньше всего — о безукоризненной грамматике, они стремятся сохранить поток своих идей. Если какой-либо раздел «топчется на месте», они от­мечают место, где это произошло, сверяются со своим планом и продолжают писать. Если изложение идет гладко, они не заботят­ся о включении цитат или сносок: они записывают ровно столько, сколько необходимо, чтобы знать, что им следует добавить по­зднее. Затем, если они «застрянут», им есть чем заняться: доба­вить ссылки, вписать длинные цитаты, убедиться, что библио­графия включает все источники — делать все, что угодно, лишь бы отвлечься от того, что блокирует их, не уводя в то же время от задачи; они дают возможность своему подсознанию поработать над данной проблемой. Или отправляются на прогулку.

«Медленный и аккуратный». Другие авторы умеют писать толь­ко одно отшлифованное предложение за другим. Если вы не мо-

207



ЧАСТЬ IV. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА

жете представить себе более быстрого — но и более грубого — стиля, смиритесь с этим. Но помните: чем больше мелких деталей вы доводите до совершенства вначале, тем меньше возможностей у вас будет поменять их местами позднее. Если вы попытаетесь внести крупномасштабные исправления, вы столкнетесь с боль­шими трудностями, потому что даже небольшое изменение мо­жет потребовать больше попутных изменений, чем остается вре­мени на это. Поэтому, если вы пишете одно отшлифованное пред­ложение за другим, составьте подробный план, который подскажет вам, куда идти и как туда добраться, а затем периодически отсле­живайте свое продвижение.

Каков бы ни был ваш стиль, создайте «ритуал» вашей писа­тельской деятельности. Установите ежедневные нормы времени и страниц. Ритуально поправьте ваш рабочий стол, усядьтесь по­удобнее, заточите карандаши или загрузите компьютер, отрегу­лируйте настольную лампу. Не проверяйте электронную почту и не входите в Интернет. Твердо придерживайтесь своего решения сидеть за столом положенное время, независимо от того, будут ли приходящие вам в голову слова казаться золотыми или зауряд­ными.

12.2. ПЛАНИРОВАНИЕ: ЧЕТЫРЕ ЛОВУШКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ

Проблемы с организацией первого варианта черновика у на­чинающих исследователей часто возникают оттого, что они учат­ся тому, как писать, одновременно узнавая, что им писать. В этих борениях они хватаются за первый приходящий им в голову прин­цип организации черновика. Мы опишем несколько надежных планов чуть ниже, но сначала объясним, каких четырех планов следует избегать, потому что они парализуют ваше индивидуаль­ное мышление.

12.2.1. НЕ ОРГАНИЗУЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ

Начинающие исследователи в своих письменных работах час­то повторяют буквальные формулировки своего задания. Посту­пайте так, только если ваше задание требует этого и только если

208

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА

вы не можете придумать ничего лучшего. Если задание просит вас сравнить А с Б, не думайте, что ваша работа должна состоять из двух частей — одна для А, другая для Б, и только в этом порядке. Если вы повторите ваше задание слово в слово в первом же абза­це, ваш преподаватель, вероятно, сочтет, что вы не добавили ни одной собственной идеи, как в примере ниже. Задание преподавателя:

Разные теории восприятия по-разному учитывают участие по­знания в обработке сенсорной информации. Некоторые ученые утверждают, что информация достигает мозга напрямую, другие — что органы восприятия подвержены Познавательному воздействию. Сравните две-три теории визуальной, акустической или тактиль­ной перцепции, которые занимают разные позиции по этой про­блеме. Первый абзац студенческой работы:

Разные теории визуальной перцепции по-разному учитывают роль участия познания в обработке сенсорной информации. В этой работе я сравню две теории визуальной перцепции, одна из ко­торых...

12.2.2. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕСЬ ОБОБЩЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ

Когда вы незнакомы с предметом, легко соскользнуть в обоб­щение (конспектирование) и цитирование, особенно если вы начинаете с «истории вопроса». Наихудшая форма этого называ­ется «с миру по нитке» — сшивание вместе цитат из дюжины источников в форме, которая в очень незначительной степени отражает ваше собственное мышление. Вас почти неизбежно уп­рекнут: Это всего лишь конспект, никакого анализа. В некоторых областях требуется, чтобы вы изучили то, что сказали другие, но ваш преподаватель и в этих конспектах-обобщениях все равно будет искать вашу точку зрения, свидетельства работы над источника­ми вашего мышления.

«С миру по нитке» особенно рискованно, если вы выполняете большую часть вашего исследования, опираясь на Интернет. Пос­ле того как вы «скачали» несколько цитат, графиков, таблиц и

209

ЧАСТЬ IV. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ, НАПИСАНИЕ И ПРАВКА ЧЕРНОВИКА

гистограмм, нет ничего проще, чем поместить их все в ваш текст, добавив несколько слов-связок. Но опытные преподаватели на­учились определять такие коллажи из веб-страниц, и поэтому вам не удастся провести большинство из них.

Если вы выполняете полевое исследование, не просто сооб­щайте наблюдения или повторяйте цитаты из опросов. В нем тоже должен быть виден ваш личный «вклад» на протяжении всего от­чета — в тех способах, с помощью которых вы отбирали и ис­пользовали ваши данные. Пользуйтесь своими наблюдениями, чтобы поддержать ваш анализ, а не заменить его.

12.2.3. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ ТЕМ ВАШИХ ДАННЫХ

Легко организовать отчет вокруг очевидных тем, таких, как те люди и предметы, о которых вы пишете. Но лучше разместить данные в более «аналитические» категории, категории, создан­ные вашим собственным изучением данной темы. Допустим, вы пишете о снах и воображении у Фрейда и Юнга, фокусируясь на социальных и биологических переменных. Вы можете «ухватить­ся» за такую очевидную организацию вашей работы: первая по­ловина о Фрейде, вторая — о Юнге, поскольку их имена узнава­емы и данные могут быть разделены на две простые категории. Но этот порядок помешает читателям увидеть, каким образом вы проанализировали эти данные в контексте вашего утверждения. Если вы утверждаете: Сны в большей степени зависят от биологи­ческих переменных, воображение от социальных, тогда органи­зуйте ваш отчет не вокруг Фрейда и Юнга, и даже не вокруг социальных и биологических переменных, а вокруг снов и вооб­ражения.

12.2.4. НЕ СТРОЙТЕ ОТЧЕТ ВОКРУГ РАССКАЗА О ВАШЕМ ИССЛЕДОВАНИИ

Немногие читатели заинтересуются скрупулезным отчетом о том, что вы нашли, препятствиях, которые вы преодолели, о новом направлении, в котором вы двинулись, и как вы затем нащупали ответ. Вы увидите признаки этой проблемы в таком язы­ке, как Первый вопрос, который я рассмотрел, был..., Затем я срав­нил... Выделите каждое предложение, которое относится больше к 210

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВИКА

выполнению вашего исследования, чем к его результатам; боль­ше к актам вашего мышления и письменного изложения, чем

| непосредственно к вашим идеям. Если вы выделили довольно много таких предложений, то вы, скорее всего, не поддерживаете свое утверждение, а рассказываете историю о том, как вы его нашли. .Вычеркните все, что не помогает читателям «ухватить» вашу ар­гументацию, а затем реорганизуйте то, что осталось. В лаборатор­ном исследовании не «закапывайте» ваши результаты в пошаго­вом описании лабораторной работы. Когда вы описываете свой метод, ваш вклад должен быть виден именно в том, как вы ото-

i,брали только подходящие к делу (соответствующие) детали.

12.3. ПЛАН ЧЕРНОВИКА

В общем, прежде чем вы сформируете план, потратьте какое-то время на «категоризацию» и «перекатегоризацию» своих дан­ных, с тем чтобы помочь себе найти точку зрения, которая наи­лучшим образом отразит ваш образ мыслей и поможет увидеть его читателям. Какие категории наилучшим образом отразят струк­туру ваших доказательств? Воспользуйтесь ими, чтобы организо­вать аргументацию. Вы можете даже найти утверждение более ин­тересное, чем то, которое вы предложили сначала. Читая о ниже­следующих шагах, не предполагайте, что вы должны делать их строго в указанном порядке; сделайте их все, но таким способом, который отвечает вашим потребностям.

12.3.1. РЕШИТЕ, ГДЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ВАШУ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ

Если у вас есть представление о вашей главной идее, вырази­те ее как можно конкретнее, затем решите, где сформулировать ее в первый раз. Практически говоря, у вас есть выбор только из двух вариантов:

  • во введении — в конце или ближе к концу;

  • в выводах — в начале или ближе к началу.

Этот выбор крайне важен, потому что он формирует соци­альный контракт с вашими читателями. Если вы формулируете

14*

211


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Пролог пролог снова планирование iconИ. Потанина пособие для начинающих шантажистов пролог
Виктор, улыбаясь, шел навстречу Виктории. Покойный супруг выглядел на удивление бодрым и живым. Вика разозлилась настолько, что даже...

Пролог пролог снова планирование iconЛи Якокка "Карьера менеджера" Пролог
С целью повышения Вашей профессиональной компетентности и продвижения, передовых бизнес технологий на Российский рынок Вы можете...

Пролог пролог снова планирование iconПролог
Некая акушерка, обучившаяся своему искусству в родовспомогательном Доме Божьем в Париже под руководством знаменитой Луизы Буржуа,...

Пролог пролог снова планирование iconПролог. Что такое жить в империи Глава Феномен империи: культурологический...
Вместо эпиграфа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша (Говорят дети)

Пролог пролог снова планирование iconЗахрусталье (рабочее название) Пролог
Здесь нет волосатых варваров и мудрых драконов, нет гномов и эльфов. Батальные сцены составляют очень незначительную часть рассказа...

Пролог пролог снова планирование iconПролог я разговариваю с акушеркой
Некая акушерка, обучившаяся своему искусству в родовспомогательном Доме божьем в Париже под руководством знаменитой Луизы Буржуа,...

Пролог пролог снова планирование iconПролог
В партграде нельзя было найти даже расписной ложки, плошки и матрешки, которые на Западе считаются высшим достижением русской национальной...

Пролог пролог снова планирование iconПролог
Мы не можем судить об этом, если не знаем, что было до глотка и что после. Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы....

Пролог пролог снова планирование iconКонни Брук Предисловие к русскому изданию Пролог Бал Часть первая Благая весть Глава 1
Даже тот, кто может сказать: «Рынок – это я», не может быть выше закона и правил, которые его регулируют. Можно прилагать все усилия,...

Пролог пролог снова планирование iconТематическое планирование по английскому языку 3 класс
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск