Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства»


НазваниеОтчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства»
страница1/26
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ





УТВЕРЖДАЮ

УДК

госрегистрации

Инв. №


Проректор

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Государственного университета-

Высшей школы экономики





__________А.В. Клименко

"___"________ 2008 г.




ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ
по теме:

«Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» Ленинградской области

(«Архитектура ЭП ЛО»)».
(заключительный)

Руководитель работ,

Научный сотрудник Института проблем

государственного и муниципального

управления Государственного университета –

Высшей школы экономики _______________ К.И. Головщинский

Москва, 2008


СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель работ,

Научный сотрудник Института проблем

государственного и муниципального

управления Государственного университета –

Высшей школы экономики

____________К.И. Головщинский

Исполнители работы






Научный сотрудник, ИПГМУ



_____________А.Б. Жулин


Научный сотрудник, ИПГМУ,

канд. эк. наук



_____________С.М. Плаксин


Научный сотрудник, ИПГМУ,



_____________И.К. Суворова


Научный сотрудник, ИПГМУ,

Канд. эк. наук



_____________Н.М. Сивашева



Научный сотрудник, ИПГМУ



_____________В.Ф. Елисеенко



Младший научный сотрудник, ИПГМУ



_____________И.М. Степанов



Младший научный сотрудник, ИПГМУ



_____________С.А. Никифоров



Консультант проекта, к.т.н



_____________С.А. Чернов















  • СОДЕРЖАНИЕ

1 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ АРХИТЕКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ «ЭЛЕКТРОННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ» В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. 10

1.1 Характеристика общей ситуации в области информатизации 10

1.2 Региональный аспект информатизации и формирования «электронного правительства» 12

1.3 Основные подходы к созданию электронного правительства в мировой практике 15

1.3.1 Американский подход к регулированию государственных информационных систем 15

1.3.2 Европейский подход к созданию государственных информационных систем 19

1.4 Семантическая совместимость информационных систем 30

1.4.1 Общие положения 30

1.4.2 Инструменты обеспечения семантической совместимости 31

1.4.3 Тенденции мирового регулирования совместимости государственных информационных систем 33

1.5 Этапы развития «Электронного правительства» 35

1.5.1 Общие положения 35

1.5.2 I ЭТАП - Информационное присутствие 35

1.5.3 II ЭТАП. Интерактивное взаимодействие 36

1.5.4 III ЭТАП. Транзакционное взаимодействие 36

1.6 Мировой опыт внедрения «Электронного правительства» 38

1.6.1 Опыт внедрения «Электронного правительства» в Канаде и США 38

1.6.2 Опыт внедрения «Электронного правительства» в Германии 42

1.6.3 Реализация программ электронного правительства Германии 47

1.7 Нормативно-правовая база формирования в России электронного правительства 51

1.7.1 Первый этап — формирование программ развития информационного общества в России (2000— 2004 гг.) 52

1.7.2 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)» 53

1.7.3 Второй этап — определение приоритетов информатизации органов государственной власти и внедрения электронного правительства (2004 – 2006 гг.) 57

1.7.4 Концепция использования информационных технологий в органах государственной власти 58

1.7.5 Третий этап — формирование нормативно-правовой базы развития электронного правительства как компоненты административной реформы (с 2006 г.) 59

1.7.6 Концепция региональной информатизации до 2010 г. 61

1.7.7 Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 г. 63

1.7.8 Стратегия развития информационного общества в России 64

1.8 Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010: приоритеты и перспективы 66

2 ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ОТСУТСТВИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ АРХИТЕКТУР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕДИНОЙ АРХИТЕКТУРЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 70

2.1  Описание и анализ используемых в органах государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области, подведомственных им предприятиях и учреждениях информационных систем, информационных технологий, информационных ресурсов и метаданных, технологий обеспечения информационного обмена, методов и средств защиты информации, существующей инфраструктуры информатизации 70

2.2 Анализ текущих проблем информатизации Ленинградской области 112

2.3 Разработка рекомендаций по формированию единой  архитектуры «электронного правительства» Ленинградской области 117

3 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ АРХИТЕКТУРЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 122

3.1 Концепция единой архитектуры «электронного правительства» Ленинградской области 122

3.1.1 Общие положения 122

3.1.2 Прикладные ИКТ-системы органов исполнительной власти Ленинградской области 124

3.2 Инфраструктура информационного взаимодействия и предоставления государственных услуг 128

3.2.1 Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 128

3.2.2 Развитие регионального центра обработки телефонных обращений организаций и граждан 131

3.2.3 Интернет-портал государственных и муниципальных услуг 132

3.2.4 Обеспечение интеграции Портала государственных и муниципальных услуг, МФЦ и регионального центра обработки телефонных обращений организаций и граждан 136

3.3 Механизмы реализации настоящей Концепции 139

3.3.1 Общие положения 139

3.3.2 Стандартизация процедур размещения государственного заказа 139

3.3.3 Требования, обеспечивающих возможность тиражирования и доработки результатов работ 139

3.3.4 Требования по совместимости разрабатываемой АС с другими системами 140

3.3.5 Требование по отсутствию ссылок в конкурсной документации на товарные знаки 141

3.3.6 Наличие в конкурсной документации требований соответствия специфицированным технологиям 142

3.3.7 Институт раскрытия информации 142

3.3.8 Институт независимой экспертизы 144

3.3.9 Аудит государственных информационных систем Ленинградской области 146

3.3.10 Перечень проектов нормативных правовых актов, в т.ч. проекты административных регламентов, принятие которых необходимо в целях реализации настоящей Концепции 148

3.4 Разработка предложений по структуре и содержанию стандартов моделирования процессов, проектирования систем, моделирования и описания информации и метаданных, архитектуры прикладных систем, информационных технологий, сетей и коммуникаций, межведомственного обмена информацией, защиты информации, иных стандартов, необходимых для разработки информационных систем и технологий в составе «электронного правительства» Ленинградской области 151

3.5 Описание основных требований к информационным системам и информационным технологиям в составе «электронного правительства» Ленинградской области, которые устанавливаются предлагаемой системой стандартов. 177

3.6 Разработка предложений по структуре и содержанию справочников, необходимых для реализации ИТ-архитектуры «электронного правительства» Ленинградской области (справочной модели бизнес-процессов, справочной модели описания данных, технологической справочной модели и др.), порядку и последовательности их разработки 207

3.7 Разработка рекомендаций по формированию функционально-информационных архитектур отраслевых и муниципальных компонентов «электронного правительства» Ленинградской области, создаваемых в рамках РЦП «Информатизация Ленинградской области на 2008 – 2010 годы» на основе единой архитектуры «электронного правительства» Ленинградской области 211

Приложение 1. Примерный перечень государственных и бюджетных услуг Ленинградской области для размещения на портале 244

Приложение 2. Стандарты моделирования процессов, разработанные в армках реализации ФЦП Электронная Россия 251

Приложение 3. Перечень дополнительных материалов 279



  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ




Административный регламент

Нормативный правовой акт, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).


Объединённые государственные информационные ресурсы

Совокупность всех государственных инфокоммуникационных ресурсов (ГИР), способных работать совместно в соответствии с электронными административными регламентами (ЭАР).

Репозиторий

База (хранилище) метаданных, содержащая сведения о составе данных, содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа к данным и др.

Репозиторий архитектуры

Информационная система, используемая для того, чтобы хранить и обеспечивать доступ к архитектурной информации, а также к информации о взаимоотношениях между информационными элементами и об архитектурных продуктах.

Федеральная архитектура предприятия

Стратегически базис информационных ресурсов, который определяет: структуру бизнеса; информацию, которая необходима для осуществления бизнеса; технологии, которые необходимы для поддержки деловых операций, а также переходные процессы, необходимые для реализации новых технологий, обеспечивающих удовлетворение изменяющихся потребностей бизнеса. Федеральная архитектура предприятия должна рассматриваться либо как способ задания архитектуры конкретных предприятий, либо как некоторое рамочное решение. Основное внимание в федеральной архитектуре предприятий направлено на общие вопросы федеральной архитектуры, решение которых именно на федеральном уровне имеет важное значение для всех федеральных предприятий и общества в целом.

Федеральное предприятие

Государственная некоммерческая организация федерального подчинения – орган контроля, планирования, регулирования, соцобеспечения, безопасности и т.п., на которую возложена миссия служения гражданам и экономике страны путем служения отдельным лицам, частным и другим коммерческим компаниям, стране и обществу в целом. Специфика выполнения его функций, в возможности или необходимости участия в общенациональных программах, в соответствии с его миссией.

Электронное правительство

1) Метафора, обозначающая информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий.

2) Формы и методы государственного управления и оказания услуг (гражданам, предприятиям и другим органам власти) правительством, обеспеченные ИКТ.

3) [Gartner Group] трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.

4) Мининформсвязи: Электронного правительства региона (ЭПР): комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона.

Электронный административный регламент

Нормативный акт, который определяет последовательность взаимодействия людей и их электронных агентов в ходе административной (связанной с государственным управлением) работы. Электронный административный регламент подразумевает действия людей-принципалов (представляющих ведомства) и их электронных агентов в технологической электронной среде с агент-агентской архитектурой.

Архитектура электронного государства

Набор комплексных функционально-информационных моделей, представляющих совокупность основных аспектов устройства электронного правительства, связанных с решением важнейших задач построения ЭП.

Справочная модель

Обобщённое описание устройства электронного правительства относящееся к одной из его приоритетных областей.

Справочная модель функций

Иерархическая классификация сфер деятельности органов государственной власти (функциональных областей), включая выполнение всех действий и предоставление услуг для граждан, представляя систему федеральных органов исполнительной власти как единое образование и, тем самым, закладывая основу для рационального реинжиниринга процессов деятельности в органах власти

Справочная модель эффективности

Система специальным образом упорядоченных и сбалансированных классов показателей и общих метрик для оценки значений производительности, результативности компонентов Электронного Правительства

Государственный учет

Сбор и хранение органами государственной власти и местного самоуправления сведений, необходимых для выполнения государственных функций и оказания услуг гражданам и организациям.

Портал


Инфраструктура сетевого программного обеспечения, которая дает доступ (и обеспечивает взаимодействие) определенным целевым аудиториям к значимым информационным базам (например, информация/контент, программные приложения и бизнес процессы), базам знаний и пр., доставляемых высоко персонифицированным способом".

Функция органов исполнительной власти Ленинградской области

Конкретное действие (комплекс действий) по реализации или обеспечению реализации властных полномочий, закрепленных федеральными и областными законами, направленное на достижение четко определенного результата, имеющего внешнего по отношению к данному органу исполнительной власти пользователя.




  • Обозначения и сокращения


ИТ – информационные технологии

ИС – информационные системы

ОГВ – органы государственной власти

ЭП – электронное правительство

АЭГ – архитектура электронного государства

ЕФА – единая федеральная архитектура

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

ОГИР - общегосударственные информационные ресурсы

ЭАР – электронный административный регламент

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconОтчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка...
«Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства»

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconТехническое задание выполнение работ по модернизации и оказание услуг...
Выполнение работ по модернизации и оказание услуг по технической поддержке автоматизированной информационной системы «Реформа жкх»...

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconОтчет о выполнении научно-исследовательской работы
«Разработка концепции оценки регулирующего воздействия при подготовке проектов нормативно-правовых актов»

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconФункциональная модель комбайна
Задачи построения функциональной модели комбайна «Нива» состоят в проведении анализа взаимодействия его подсистем, взаимодействие...

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconОтчет о выполнении работ по Государственному контракту № гк-171-оф/Д01...
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconОтчет о выполнении работ по Государственному контракту № гк-171-оф/Д01...
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconОтчет о выполнении нир «Техническое проектирование, разработка нормативного...
Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» icon«Системы управления базами данных. Формы представления данных. Создание структуры базы данных»
Обучающая: создать условия для усвоения содержания теоретического материала по данной теме на уровне закрепления, научить учащихся...

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconДоговор № на оказание услуг по сопровождению и технической поддержке информационной системы
Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по сопровождению и технической поддержке информационной системы Заказчика...

Отчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной, информационной и технической структуры «электронного правительства» iconОтчетной научно-технической документации о результатах ниокр
Рекомендации по заполнению Формы 1 по учету сведений о результате научно-технической деятельности (объекте учета), полученном за...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск