Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства»


НазваниеОтчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства»
страница1/45
ТипОтчет
filling-form.ru > Туризм > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Российская Академия наук


Государственное научно-исследовательское учреждение


«Совет по изучению производительных сил»

(СОПС)
УТВЕРЖДАЮ

Председатель ГНИУ «Совет

по изучению производительных сил»,

академик РАН
_______________ А.Г. Гранберг

м.п.

«14» ноября 2006 г.
ОТЧЕТ

о выполнении научно-исследовательской работы

по теме:
«Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства»
№ темы 18.17.1

Руководитель работ –

директор Центра правовых проблем

ГНИУ «Совет по изучению

производительных сил» (СОПС) Вылегжанин А.Н.,

проф., докт. юр. наук


Москва, 2006 г.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ


Научный руководитель НИР,

директор Центра правовых проблем,

докт. юрид. наук, проф.



_____________________

подпись, дата



А. Н. Вылегжанин
















Зам. дир. Центра,

канд. юрид. наук

_____________________

подпись, дата

Б. П. Шаповалов

(главы 2, 14, приложение М)
















Докт. юрид. наук, чл-корр. РАЕН

___________________

подпись, дата

Е.Е. Андреева (глава 12)
















Докт. юрид. наук, проф.

___________________

подпись, дата

С.А. Гуреев (глава 11, раздел 6.2, приложение О)
















Гл. науч. сотр.,

докт. юрид. наук, проф.

_____________________

подпись, дата

Р. А. Каламкарян (раздел 6.1)
















Науч. сотр.

_____________________

подпись, дата

С. А. Краишкина (главы 1, 5, 7, 9, 12, разделы 6.3, приложения А, З, И, К, Л)
















Юрист

_____________________

подпись, дата

С. М. Русакова (главы 1; 3; 4; 10; 11, приложения Б, В, Г, Е, Ж, О)
















Юрисконсульт

_____________________

подпись, дата

И. В. Буник (главы 10; 11, приложение О)
















Ст. юрисконсульт

_____________________

подпись, дата

Т.Г. Саксина (глава 8, раздел 13.1, приложение Д)
















Вед. науч. сотр.,

канд. юрид. наук

_____________________

подпись, дата

Э.Ф. Пушкарева (раздел 12.1)
















Ст. науч. сотр.

_____________________

подпись, дата

О. А. Сиражетдинова (раздел 6.2)
















Засл. юрист Российской Федерации, докт. юрид. наук, проф.

_____________________

подпись, дата

Г.М. Мелков (глава 13, приложение Н)
















Ст. юрисконсульт

_____________________

подпись, дата

М.В. Петченко (раздел 3.4)
















Канд. юрид. наук

_____________________

подпись, дата

В.Ф. Царев (глава 8)


















СОДЕРЖАНИЕ

Стр.










1

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

2

  1. Мониторинг, обобщение, анализ и систематизация предложений органов исполнительной власти в области морского законодательства . . . . . . . . . .


14

3

  1. Предложения по созданию целостной законодательной основы функционирования морских портов, других объектов береговой инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



35

3.1

Предложения к уточнению правовой роли морских портов в системе государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


35

3.2

Выявление специальных проблем использования береговых объектов . . .

48

3.3

Рекомендации к реализации проектов развития береговой инфраструктуры, с учетом нахождения в районе реализации проекта режимных объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



50

3.4

Предложения об учете в российском законодательстве опыта создания и функционирования международных оффшорных финансовых центров, а также свободных портов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



56

4.

Предложения по правовой основе решения проблем недр морского дна в пределах территории России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


67

4.1

Практическая значимость проблем и их содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . .

67

4.2

Анализ законодательства Российской Федерации о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и органов власти приморских субъектов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



70

4.3

Предложения по совершенствованию законодательства о фонде резервных месторождений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


78

5

Предложения по правовой основе решения проблем использования недр континентального шельфа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


82

6

  1. Предложения по оптимизации платежей за пользование недрами на континентальном шельфе России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


95

6.1

Нормативное обоснование размеров платежей за пользование недрами на континентальном шельфе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


95

6.2

Контроль за уплатой регулярных платежей за пользование недрами на континентальном шельфе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


110

6.3

Налоговые аспекты в развитии законодательства о недропользовании на континентальном шельфе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


111

7

Предложения по совершенствованию законодательства о морском трубопроводном транспорте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


116

8

  1. Предложения по решению проблем совершенствования законодательных основ управления морским судоходством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


132

8.1

Государственное управление морским судоходством России как важное условие его развития и эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


132

8.2

Судоходство во внутренних водах и портах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

138

8.3

Судоходство в территориальном море . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

138

8.4

Судоходство в исключительной экономической зоне . . . . . . . . . . . . . . . . .

139

8.4.1

Судоходство в открытом море . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

146

8.4.2

Предложения административно-организационного характера . . . . . . . . . .

149

8.5

К учету в законодательстве современных тенденций управления судоходством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


152

8.6

Резюме предложений по совершенствованию российского законодательства о государственном управлении морским судоходством


160

9

  1. Предложения по правовому обеспечению природоресурсных интересов России на Шпицбергене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


162

9.1

  1. Состояние конфликтных правопритязаний на природные ресурсы Шпицбергена и их международно-правовая оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


164

9.2

Сценарии развития событий вокруг архипелага Шпицберген и обоснование предложений по защите морских интересов России . . . . . . .


193

10

  1. Мониторинг арктического законодательства соседних с Россией государств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


199

10.1

США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

199

10.2

Норвегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

205

10.3

Канада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

209

11

Современная законодательная основа использования, в том числе иностранными грузоперевозчиками, Северного морского пути . . . . . . . . .


229

12.

  1. Разработка концептуальных подходов к законодательным мерам защиты морской среды, включая предложения по российскому законодательству об особо охраняемых морских районах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



235

12.1

К учету в законодательной работе базовых положений международного права о защите морской среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


235

12.2

  1. Предложения по созданию целостного законодательства Российской Федерации о защите морской среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


262

12.2.1

Защита морской среды при недропользовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

262

12.2.2

Защита морских биоресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

269

12.2.3

Защита морской среды от загрязнения с суши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

271

12.2.4

Правовые вопросы мониторинга состояния водных объектов и акваторий

271

12.2.5

Полномочия органов общей и специальной компетенции по контролю за загрязнением морской среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


276

12.2.6

Регулирование ответственности за загрязнение морской среды . . . . . . . . .

277

12.2.7

Защита Каспийского, Черного и Азовского морей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

279

12.2.8

Особо охраняемые водные объекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

280

12.2.9

Защита морской среды при аварийных ситуациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

281

13

Научно-аналитическая оценка материалов «Круглого стола» Совета Федерации «Законодательное обеспечение создания и деятельности морских буровых платформ и других сооружений, связанных с добычей углеводородного сырья в территориальном море и прилежащей зоне, на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, безопасности их функционирования и транспортировки углеводородного сырья» 2005 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



299

13.1

Общая информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

299

13.2

Оценка предложений по совершенствованию морского законодательства, включая повышение его эффективности . . . . . . . . . . . .


302

13.2.1

Корректировка, изменение, дополнение уже действующих федеральных законов и подзаконных актов и устранение противоречий между ними в части, касающейся добычи нефти и газа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



302

14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

304




Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

307




Приложения







Приложение А Общая структура российского морского законодательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


313




Приложение Б Примеры ограничительного использования гражданско-правовых институтов в горном законодательстве зарубежных стран . . . . .


321




Приложение В Краткое содержание базовых законов Российской Федерации, применимых к регулированию отношений, возникающих в связи с поиском, оценкой, разведкой и разработкой углеводородов в морских недрах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


334




Приложение Г Примеры сопоставлений некоторых положений законодательства о поиске, оценке, разведке и разработке месторождений углеводородов в России и в некоторых странах СНГ . . . .



337




Приложение Д Рекомендации «круглого стола» на тему: «Законодательное обеспечение создания и деятельности морских буровых платформ и других сооружений, связанных с добычей углеводородного сырья в территориальном море и прилежащей зоне, на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, безопасности их функционирования и транспортировки углеводородного сырья» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



344




Приложение Е Закон о Рижском свободном порте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

359




Приложение Ж Закон Латвии об управлении морскими делами и о морской безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


367




Приложение З Международные договоры, связанные с экономической деятельностью в Мировом океане, исполнение которых по Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» возложено на федеральные органы исполнительной власти


402




Приложение И Перечень международных правовых актов, систематизированный по видам морской деятельности . . . . . . . . . . . . . . .


407




Приложение К Законодательство Канады о порядке оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


450




Приложение Л Законодательный опыт Китайской Народной Республики: содержание Закона о защите морской среды от 1 марта 1982 г. . . . . . . . . .


451




Приложение М Закон США о твердых минеральных ресурсах морского дна 1980 г. (извлечения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


456




Приложение Н Заключение эксперта о подписании соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и о необходимости прекращения их действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



464




Приложение О Проект Федерального закона «О Северном морском пути» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


476












1 Введение
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная в 2001 году Президентом Российской Федерации, является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности – национальную морскую политику Российской Федерации.

Политика – это, по Аристотелю, деятельность государства, дела общества в целом. Поэтому с общенаучных позиций неправильны высказывания в средствах массовой информации, в том числе и высокопоставленных руководителей, о «политике компании», о «политике Минтранса» и т.п. Политика – суть общегосударственные дела, внутренние и внешние.
В Морской доктрине акцент сделан на определение «государством и обществом целей, задач, направлений и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море» 1. Цели национальной морской политики заключаются в реализации и защите интересов Российской Федерации в Мировом океане, укреплении позиции Российской Федерации среди ведущих морских держав. Под национальными интересами Российской Федерации в Мировом океане понимается «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства».

Основными целями национальной морской политики определены:

сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, а также в воздушном пространстве над ними, на дне и в недрах;

реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, управление этими ресурсами, производство энергии путем использования воды, течений и ветра, создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранение морской среды;

реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов;

реализация и защита свободы открытого моря, включающей свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать в открытом море подводные кабели и трубопроводы;

защита территории Российской Федерации с морских направлений, защита и охрана Государственной границы Российской Федерации на море и в воздушном пространстве над ним.
Морская доктрина выделяет функциональные и региональные направления национальной морской политики

Под функциональными направлениями понимаются сферы морской деятельности в соответствии с их функциональным предназначением, такие как: деятельность в области морских перевозок, освоения и сохранения ресурсов и пространств Мирового океана, морской науки, военно-морской и в других областях морской деятельности.

Под региональными направлениями - сферы морской деятельности, связанные с особенностями отдельных регионов Российской Федерации и мира.
Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации, деятельность которой нацелена на «обеспечение решения задач по реализации Морской доктрины» 1, неоднократно рассматривала на своих заседаниях вопросы совершенствования морского законодательства страны.
Уже на своем первом заседании 21 декабря 2001 г. Морской коллегией были даны конкретные поручения Минтрансу России с целью активизации работы по подготовке проекта закона "О российском международном реестре судов" (Протокол заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 1, п. II. 6) .

19 июня 2002 г. Морская коллегия поручила Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти провести инвентаризацию действующих законов и всех ведомственных актов в области морской деятельности, выявить имеющиеся противоречия и сделать сводный доклад для рассмотрения на очередном заседании Морской коллегии (Протокол заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 1 (2), п. I., 6).

В своей дальнейшей работе Морская коллегия первоочередное внимание уделяла вопросам систематизации национального морского законодательства и, по ее результатам, подготовке концепции законодательного акта по вопросам государственного управления морской деятельностью.

21 октября 2002 г. Минэкономразвития было поручено, с привлечением межведомственной рабочей группы Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, систематизировать предложения федеральных органов исполнительной власти по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, связанные с реализацией Морской доктрины России, и представить в Правительство проект комплексного поручения Правительства Российской Федерации по разработке соответствующих проектов нормативных правовых актов; доложить Коллегии об итогах работы по исполнению пункта 6 раздела I протокола № 1(2) (Протокол заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 21 октября 2002 г. № 2 (3), п. I (2.)2).

На своем заседании 30 апреля 2003 г. Морская коллегия одобрила подходы к совершенствованию организации управления морской деятельностью, содержащиеся в докладе Минобороны России (Протокол заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 1 (4), п. I).

17 октября 2003 г. Морская коллегия поручиля ряду ведомств (МПР России, Минэнерго России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минпромнауки России, Россудостроению), совместно с Российской Академией наук с участием заинтересованных организаций, доработать с учетом предложений и замечаний Минобороны России, Минтранса России и Росгидромета и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект Единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации с проектом нормативно-правового акта (Протокол заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 2 (5), п. II 2).

16 июля 2004 г. Морская коллегия поручила Минэкономразвития России совместно с Минюстом России и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти до 20 декабря 2004 г. представить проект концепции законодательного акта по вопросам осуществления морской деятельности государства (Протокол заседания морской коллегии при правительстве Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 1 (6), п. I. 9).

17 декабря 2004 г. Морская коллегия поручила Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти доработать проект концепции законодательного акта по вопросам государственного управления морской деятельностью Российской Федерации и представить его для рассмотрения на заседании Морской коллегии в декабре 2005 г., а до 1 июня 2006 г. разработать проект законодательного акта по вопросам государственного управления морской деятельностью Российской Федерации, проведя научно-исследовательскую работу в рамках мероприятий государственного заказчика-координатора ФЦП «Мировой океан» (Протокол заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 17 декабря 2004 г. № 2 (7), п. I. 4).
Кроме того, Морская коллегия рассматривала вопросы совершенствования правового обеспечения конкретных видов морской деятельности.
Так, 8 июня 2005 г. ею было поручено Минсельхозу России (А.В.Гордееву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

а) ускорить подготовку нормативных правовых актов в части реализации Федерального закона №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и других нормативных актов, направленных на развитие рыболовства и о результатах доложить на итоговом за 2005 г. заседании Морской коллеги;

в) подготовить предложения по совершенствованию порядка распределения квот на вылов водных биоресурсов, предусмотрев при этом, что, начиная с 2009 г. доли на вылов водных биоресурсов должны закрепляться только за пользователями, имеющими рыбопромысловые суда в собственности;

е) подготовить до 1 октября 2005 г. проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с рыболовством в научно-исследовательских и контрольных целях во внутренних водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации (Протокол заседания Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 8 июня 2005 г. № 2 (9), п. II. 1).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Похожие:

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconОтчет о выполнении научно-исследовательской работы
«Разработка концепции оценки регулирующего воздействия при подготовке проектов нормативно-правовых актов»

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconОтчет по научно-исследовательской работе «Разработка комплексной...
«Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры»

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconАспирантура
Отчет о выполнении индивидуального плана учебной и научно-исследовательской работы является обязательным условием аттестации аспиранта...

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconОтчет о выполнении работ по теме: «Разработка концептуальной, функциональной,...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconКонкурсная документация на проведение открытого конкурса на право...
«Научно обоснованные предложения по параметрам развития транспортного комплекса на среднесрочную перспективу»

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Целью работы является применение комплекса полученных теоретических знаний, а также практических умений и навыков для решения конкретных...

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите выпускной...
Целью дипломной работы является применение комплекса полученных теоретических знаний, а также практических умений и навыков для решения...

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите выпускной...
Целью дипломной работы является применение комплекса полученных теоретических знаний, а также практических умений и навыков для решения...

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconКонкурсная документация на проведение открытого конкурса на право...
Фгуп «радон» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных...

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка конкретных предложений по повышению эффективности морского законодательства» iconОтдел научно исследовательской и методической работы Библиотечный вестник Выпуск 10
И. О. Шуминова, гл библиотекарь отдела научно-исследовательской и методической работы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск