Скачать 10.1 Mb.
|
УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Н.И. ШЕВАНДРИН ПСИХОДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ ИРАЗВИТИЕЛИЧНОСТИ Учебник для студентов высших учебных заведений 2-е издание Москва ВЛЛЯОС 2001 ББК 88.5я73 Ш37 Шевандрин Н.И. Ш37 Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для етуд. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 612 с: ил. ISBN 5-691-00845-5. ' Учебник для студентов психолого-педагогического профиля, слушателей факульте'гов повышения квалификации по прикладной психологии, преподавателей, применяющих основные методы и формы психодиагностической, консультационной и развивающей работы в сфере образования. Может быть использован с целью самообразования и саморазвития. ББК 88.5я73 © Шевандрин Н.И., 1997 О «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 О Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский ISBN 5-691-00845-5 центр ВЛАДОС», 2001 ПРЕДИСЛОВИЕ «Трудно представить себе, каким образом психологи, пристрастившиеся к "положительному подкреплению", смогут принять творческое участие в рискованных затеях грядущего времени.» (Дж.Келли) «У каждой проблемы уже есть решение, безотносительно к тому, знаете вы его или нет.» (ДонОсгуд) Доминирование в нашей жизни технократического подхода является серьезным препятствием при разрешении постоянно усложняющихся проблем, стоящих перед каждым отдельным человеком и обществом в целом. В настоящий момент назрела острая потребность внедрения и развития гуманистически ориентированного подхода, основную ценность которого представляет человек. Такой подход может быть обеспечен широким использованием в нашей жизни современных методов психологической диагностики, коррекции, развития и саморазвития личности. Данная книга представляет собой одну из составных частей интегрального курса «Применение методов психологии в педагогической практике». Она знакомит читателя с типичными процедурами диагностики, коррекции, консультирования и развития применительно к личности в сфере образования. В приложениях даны подробные описания психодиагностических методик (тесты Кэттелла, Люшера, психогеометрический, репертуарный), основные виды работ практического психолога с людьми различных возрастов, рекомендации по коррекции, развитию и саморазвитию личности. Кроме этого, приведены алгоритмы процедур конструирования личностных опросников, репертуарных методик и тестов достижений. В пятом издании книги значительно расширены концептуальная часть, система диагностических процедур и совокупность рекомендаций по развитию личности и групп. Знакомство с содержанием книги позволит Вам определять, что за человек находится перед Вами, научит оказывать влияние на других людей, успешно избегать конфликты и преодолевать стрессы. Изложенные рекомендации помогут развить ва- 1* з ши личностные возможности, а также способности Ваших сотрудников, друзей и родственников. Используйте полученные знания непосредственно в практической деятельности, и тогда успех будет в Ваших руках! Автор благодарит коллег по работе и студентов, участие которых позволило разработать и совершенствовать данное пособие, а также выражает свою глубокую признательность О.С.Андреевой, А.А.Сурженко и И.Н.Хализеву, осуществлявшим стилистическое и содержательное редактирование текста. Раздел 1. ЛИЧНОСТЬ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА, КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ 1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ «Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и, все же, безмерно велик.» (Омар Хаям) «Теория есть обоснование предпринимаемых действий.» (Дефиницияменеджмента) В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность профессионала, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п. В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом она рассматривается как:
Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. В практическом плане следует принять его как наличный факт и, задавшись определенной целью (например, коррекцией эмоциональных нарушений личности ребенка), упростить описанное многообразие до уровня некоторых феноменологических моделей. Подобное упрощение (редукция) является естественной особенностью нашей психической жизни и, следовательно, профессиональной деятельности. Выделяют физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное [236] и нравственное развитие личности. Исходным уровнем развития личности является ее раство-ренность в событиях жизни (сопричастность этим событиям). Следующий уровень — самоопределение по отношению к этим событиям. По мере развития личность самоопределяется не только по отношению к ходу отдельных событий, тем или иным собственным поступкам, желаниям и т.п., но и жизни в целом. Она начинает все более последовательно и определенно проводить свою линию в жизнь [11. С. 34—36]. При этом самоопределение проявляется как сознательный акт выявления и утверждения своего отношения к перечисленным элементам жизнедеятельности и жизни в целом. В структуре проявлений личности можно выделить три глобальные составляющие: 1) индивид, 2) персона и 3) индивидуальность. Индивид — это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Персону образуют социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения. Индивидуальность — это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности). Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность — это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности. Основными сферами личности являются:
сопричастностью своему бытию в мире (например, экзистен-циональная уверенность/неуверенность) [подробнее см.: 3; 5; 9; 12; 21; 22; 29-30; 38-39; 42; 44; 52-56; 59; 62; 68; 72; 79; 8 1 -83; 99; 102; 112; 118; 125-126; 149-151; 165-166; 174; 179-180; 182; 187; 210; 272; 321]; 6) действенно-практическая. Сюда обычно относят проявле ния человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире. К ним могут быть отнесены демонстрации его способностей, навыков, умений, достижений; прагматиче ские аспекты личности и т.п. [подробнее см.: 3; 5; 9; 10; 62; 89; 107; 123; 128; 137; 150-151; 158-159; 161; 171; 183-184; 204; 241; 255; 300; 308; 322; 325]; 7) межличностно-социальная. К этой сфере следует отно сить межличностные обмены информацией, взаимодействия, от ношения и т.п. [подробнее см.: 3; 5; 9; 17; 31; 34; 75; 101; 111; 117; 120; 122; 134; 137; 152; 154-155; 181; 201; 206-209; 247; 265-267; 281; 300; 307; 310; 322; 325-326; 333]. Основными элементами личности являются:
Ключевымисистемообразующимипризнакамиличностивысту-пают эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Эмоциональность — это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоцио-генным ситуациям. Активность — характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Саморегуляция — это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые. Побуждение — это мотиваци-онный компонент характера [325. С. 126—127]. Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности):
Другими словами, личность определяется тем, 1) что оназна-ет, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как онаобщается,5)каковыееэстетическиепотребностиикакона их удовлетворяет [325]. Для коррекции и развития важно знать и уметь корректировать ряд ключевых личностных образований. Одним из таких образований является жизненный план личности. Он представляет собой систему взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой личность, интеграцию и соподчинение ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориен-тациq. Жизненный план — явление одновременно социального и психологического порядка, связанное с вопросами самоопределения: профессионального (кем быть?), морального (каким быть?) [78. С. 339-340]. Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую выраженность и проявляется как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей. Потребность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться. Другой важной характеристикой личности является характер приписывания (атрибуции) причин успехов и неудач. Существует два основных типа атрибуции (успеха и неудач):
Поведение личности часто хорошо описывается наличием преград (внутренних и внешних). Внутренние преграды обусловлены особенностями самой личности, которые проявляются лишь в определенных ситуациях и при необходимости активно действовать в них. Так, например, боязливость оказывается преградой для действий, требующих отваги; слабоволие — для действий, требующих упорства, настойчивости, самообладания; ожидание негативных санкций — для действий, несовместимых с оценкой окружающих; совесть — для безнравственных поступков [325. С. 136-141]. Интегральной характеристикой личности является устойчивость, которая обусловливает ее основные процессы: мотиво- 10 образование, возможность формирования надситуативной активности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.п. В критических ситуациях поведение личности, обладающей высокой устойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к реализации этого мотива — осознание трудностей — негативная эмоциональная реакция — поиск способов преодоления трудностей — снижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования [169. С. 27—33]. Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолевать трудности. Для такой личности характерны переживания, связанные с переоцениванием возможной неудачи и недооцениванием возможности удовлетворения потребности; общая несбалансированность психофизиологической организации (чаще всего наблюдающейся в форме психопатии). Важным регулятором поведения личности является Я-кон-цепция — совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. Я-концепция играет тройственную роль:
Целью воспитания и развития является формирование в личности таких ценностных ориентации, отношений, мотивов, которые обеспечивали бы оценивание и регулирование поведения в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в конкретной социально-культурной среде. Такие образования должны обеспечивать личности возможность производить посильные изменения окружения в направлении его развития и совершенствования. Реализации этой цели способствует развитие у человека потребностей и навыков нравственной саморегуляции поведения. Такая саморегуляция может быть как преднамеренной (произвольной), так и непосредственной (непроизвольной). Система непроизвольной саморегуляции нравственного поведения личности формируется двумя путями: в процессе стихийного накопления нравственного опыта и первоначально про- |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |