Иразвитиеличности


НазваниеИразвитиеличности
страница1/84
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84
УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Н.И. ШЕВАНДРИН

ПСИХОДИАГНОСТИКА,

КОРРЕКЦИЯ

ИРАЗВИТИЕЛИЧНОСТИ

Учебник для студентов высших учебных заведений

2-е издание

Москва

ВЛЛЯОС

2001

ББК 88.5я73 Ш37

Шевандрин Н.И.

Ш37 Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для етуд. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 612 с: ил.

ISBN 5-691-00845-5. '

Учебник для студентов психолого-педагогического профиля, слушателей факульте'гов повышения квалификации по приклад­ной психологии, преподавателей, применяющих основные методы и формы психодиагностической, консультационной и развивающей работы в сфере образования. Может быть использован с целью са­мообразования и саморазвития.

ББК 88.5я73

© Шевандрин Н.И., 1997

О «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1997 О Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00845-5 центр ВЛАДОС», 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Трудно представить себе, каким образом психологи, пристрастив­шиеся к "положительному под­креплению", смогут принять творческое участие в рискован­ных затеях грядущего времени.» (Дж.Келли)

«У каждой проблемы уже есть ре­шение, безотносительно к тому, знаете вы его или нет.»

(ДонОсгуд)

Доминирование в нашей жизни технократического подхода является серьезным препятствием при разрешении постоянно усложняющихся проблем, стоящих перед каждым отдельным человеком и обществом в целом. В настоящий момент назрела острая потребность внедрения и развития гуманистически ори­ентированного подхода, основную ценность которого представ­ляет человек. Такой подход может быть обеспечен широким использованием в нашей жизни современных методов психо­логической диагностики, коррекции, развития и саморазвития личности.

Данная книга представляет собой одну из составных частей интегрального курса «Применение методов психологии в педа­гогической практике». Она знакомит читателя с типичными процедурами диагностики, коррекции, консультирования и развития применительно к личности в сфере образования. В приложениях даны подробные описания психодиагностиче­ских методик (тесты Кэттелла, Люшера, психогеометрический, репертуарный), основные виды работ практического психолога с людьми различных возрастов, рекомендации по коррекции, развитию и саморазвитию личности. Кроме этого, приведены алгоритмы процедур конструирования личностных опросников, репертуарных методик и тестов достижений.

В пятом издании книги значительно расширены концепту­альная часть, система диагностических процедур и совокупность рекомендаций по развитию личности и групп.

Знакомство с содержанием книги позволит Вам определять, что за человек находится перед Вами, научит оказывать влия­ние на других людей, успешно избегать конфликты и преодоле­вать стрессы. Изложенные рекомендации помогут развить ва-

1* з

ши личностные возможности, а также способности Ваших со­трудников, друзей и родственников. Используйте полученные знания непосредственно в практической деятельности, и тогда успех будет в Ваших руках!

Автор благодарит коллег по работе и студентов, участие кото­рых позволило разработать и совершенствовать данное пособие, а также выражает свою глубокую признательность О.С.Андрее­вой, А.А.Сурженко и И.Н.Хализеву, осуществлявшим стилисти­ческое и содержательное редактирование текста.

Раздел 1. ЛИЧНОСТЬ:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, СТРУКТУРА

И ДИНАМИКА, КОРРЕКЦИЯ

И РАЗВИТИЕ

1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ

«Человек, словно в зеркале мир, многолик.

Он ничтожен и, все же, безмер­но велик.»

(Омар Хаям)

«Теория есть обоснование пред­принимаемых действий.»

(Дефиницияменеджмента)

В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность профессионала, личность ученика, творче­ская личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригиналь­ность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом она рассматривается как:

  1. некоторое психофизиологическое единство, включающее
    физическое и социальное окружение;

  2. множество (или система) черт, т.е. относительно устойчи­
    вых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъ­
    екта с самим собой, а также в его поведении, высказываниях,
    отношении к нему со стороны других людей;

  3. определенный тип (или их сочетание) с характерными осо­
    бенностями поведения;

  4. система конструктов. Конструкт — это своеобразная оце­
    ночная ось (например, плохой — хороший). Он представляет
    собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и
    т.п., в которой соединены объективные сведения и их субъек­
    тивная интерпретация;

  1. система личностных смыслов, индивидуальных способов
    упорядочения внешних впечатлений и внутренних пережива­
    ний. При этом подходе акцент делается на содержание потреб-
    ностно-мотивационной сферы человека;

  2. деятельность «Я» субъекта, система планов, отношений,
    направленности, смысловых образований, корректирующих его
    поведение;

  3. субъект персонализации, т.е. потребности и способности
    вызывать значимые изменения в физическом и социальном ок­
    ружении и т.п. [126. С. 17—18].

  4. «осуществление процесса жизни в свободном, социально
    интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом»
    [ПО. С. 12].

Многообразие подходов и определений указывает на разно­образие и сложность описания личности. В практическом плане следует принять его как наличный факт и, задавшись опреде­ленной целью (например, коррекцией эмоциональных наруше­ний личности ребенка), упростить описанное многообразие до уровня некоторых феноменологических моделей. Подобное уп­рощение (редукция) является естественной особенностью нашей психической жизни и, следовательно, профессиональной дея­тельности.

Выделяют физическое, эмоциональное, когнитивное, соци­альное [236] и нравственное развитие личности.

Исходным уровнем развития личности является ее раство-ренность в событиях жизни (сопричастность этим событиям). Следующий уровень — самоопределение по отношению к этим событиям. По мере развития личность самоопределяется не толь­ко по отношению к ходу отдельных событий, тем или иным собственным поступкам, желаниям и т.п., но и жизни в целом. Она начинает все более последовательно и определенно прово­дить свою линию в жизнь [11. С. 34—36]. При этом самоопре­деление проявляется как сознательный акт выявления и ут­верждения своего отношения к перечисленным элементам жиз­недеятельности и жизни в целом.

В структуре проявлений личности можно выделить три гло­бальные составляющие: 1) индивид, 2) персона и 3) индивиду­альность.

Индивид — это психосоматическая организация личности, де­лающая ее представителем человеческого рода. Персону образу­ют социально-типические образования личности, что, как пра­вило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием

социального окружения. Индивидуальность — это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность — это системное качество, которое приобретает индивид во взаимо­действии с социальным окружением. Это взаимодействие проте­кает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Основными сферами личности являются:

  1. потребностно-мотивационная. Она включает различные
    потребности (испытываемые человеком нужды в определенных
    условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с
    удовлетворением определенных потребностей побуждения к дея­
    тельности) и направленности [подробнее см.: 3; 5; 9; 14; 16; 24;
    43-45; 53-56; 58; 73; 93; ИЗ; 119; 137; 177-180; 186; 187; 206-
    209; 300; 318-319; 325-326];

  2. эмоционально-волевая. Сюда обычно включают субъек­
    тивно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру,
    усилия и их переживания. Обобщенно сюда следует относить
    эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства лично­
    сти [подробнее см.: 5; 7; 9; 112; 137; 141; 144; 197; 199; 230-231;
    300; 325];

  3. когнитивно-познавательная. Эта сфера обычно представ­
    ляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение,
    забывание и преобразование информации. Обобщенно сюда сле­
    дует относить когнитивно-познавательные состояния, процес­
    сы и свойства личности [подробнее см.: 3; 5; 9; 27; 32; 42; 50; 52;
    53-56; 59; 62; 68; 74; 86-87; 97; 99-100; 107; 112; 114; 119
    121; 127; 137; 160; 170-171; 187; 300; 320; 325];

  4. морально-нравственная. Эта сфера включает личностные
    репрезентации основных нормативных регуляций действий че­
    ловека, закрепленных в привычках, обычаях, традициях, прин­
    ципах социальной жизни людей. Формально эта сфера прояв­
    ляется в морально -нравственных состояниях, действиях, поступ­
    ках и свойствах личности [подробнее см.: 3; 5; 9; 28; 38—39; 42;
    46; 49; 51; 61; 68; 96; 98; 108-110; 116; 118; 137; 146-147; 157-
    159; 167-168; 190; 195; 197; 239; 262; 321-322; 325];

  5. экзистенционально-бытийная. К этой сфере следует от­
    носить субъективные самопрезентации существования лично­
    сти. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, пере­
    живаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных

сопричастностью своему бытию в мире (например, экзистен-циональная уверенность/неуверенность) [подробнее см.: 3; 5; 9; 12; 21; 22; 29-30; 38-39; 42; 44; 52-56; 59; 62; 68; 72; 79; 8 1 -83; 99; 102; 112; 118; 125-126; 149-151; 165-166; 174; 179-180; 182; 187; 210; 272; 321];

6) действенно-практическая. Сюда обычно относят проявле­
ния человека как деятеля, практически реализующего себя в
окружающем мире. К ним могут быть отнесены демонстрации
его способностей, навыков, умений, достижений; прагматиче­
ские аспекты личности и т.п. [подробнее см.: 3; 5; 9; 10; 62; 89;
107; 123; 128; 137; 150-151; 158-159; 161; 171; 183-184; 204;
241; 255; 300; 308; 322; 325];

7) межличностно-социальная. К этой сфере следует отно­
сить межличностные обмены информацией, взаимодействия, от­
ношения и т.п. [подробнее см.: 3; 5; 9; 17; 31; 34; 75; 101; 111;
117; 120; 122; 134; 137; 152; 154-155; 181; 201; 206-209; 247;
265-267; 281; 300; 307; 310; 322; 325-326; 333].

Основными элементами личности являются:

  1. темперамент — особенности нейродинамической органи­
    зации индивида;

  2. характер — совокупность устойчивых, преимущественно
    прижизненно формируемых свойств;

  3. способности — сочетание психических свойств, являющихся
    условием успешного выполнения какой-либо одной или несколь­
    ких видов деятельности;

  4. направленность — это система устойчивых предпочтений и
    мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, за­
    дающая главные тенденции ее поведения. Являясь одной из сис­
    темных характеристик личности, позволяющих прогнозировать
    ее будущее, она обусловливает смысловое единство активного и
    целенаправленного поведения личности.

Ключевымисистемообразующимипризнакамиличностивысту-пают эмоциональность, активность, саморегуляция и побужде­ния. Эмоциональность — это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекра­щения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоцио-генным ситуациям. Активность — характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей како­го-либо рода. Саморегуляция — это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функциони­рованию в различных условиях жизнедеятельности. Значение

этой характеристики проявляется в намеренной регуляции лич­ностью параметров функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцени­ваются субъектом как желаемые. Побуждение — это мотиваци-онный компонент характера [325. С. 126—127].

Личность человека можно охарактеризовать пятью основны­ми потенциалами (они играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности):

  1. познавательный потенциал. Определяется объемом и ка­
    чеством информации, которой располагает личность. Кроме
    этого, он включает в себя психологические качества, обеспечи­
    вающие продуктивность познавательной деятельности человека;

  2. морально-нравственный потенциал. Обусловливается при­
    обретенными личностью в процессе социализации нравствен­
    но-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями,
    устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идео­
    логических моментов в сознании и самосознании личности, ко­
    торые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и ин­
    теллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощуще­
    нии, мировоззрении, мироустремлениях;

  3. творческий потенциал. Определяется репертуаром умений
    и навыков, способностями к действию (созидательному и/или
    разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и ме­
    рой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятель­
    ности или общения;

  4. коммуникативный потенциал. Зависит от общительности,
    характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с други­
    ми людьми. Содержательно-динамически эта способность вы­
    ражается в систематичности и разнообразии социальных ролей,
    которые играет личность;

  5. эстетический потенциал личности обусловливается уров­
    нем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрас­
    ном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая
    активность личности реализуется, и в творчестве (профессио­
    нальном или самодеятельном), и в «потреблении» произведе­
    ний искусства.

Другими словами, личность определяется тем, 1) что оназна-ет, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как онаобщается,5)каковыееэстетическиепотребностиикакона их удовлетворяет [325].

Для коррекции и развития важно знать и уметь корректиро­вать ряд ключевых личностных образований. Одним из таких

образований является жизненный план личности. Он представ­ляет собой систему взаимосвязанных и обобщенных целей, кото­рые ставит перед собой личность, интеграцию и соподчинение ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориен-тациq. Жизненный план — явление одновременно социального и психологического порядка, связанное с вопросами самоопре­деления: профессионального (кем быть?), морального (каким быть?) [78. С. 339-340].

Среди многообразия потребностей личности можно выде­лить две фундаментальные, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации. Потребность персонализации обес­печивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, обще­ственными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую выраженность и проявляется как стремление субъекта быть идеально представленным в жизне­деятельности других людей.

Потребность самореализации проявляется в стремлении реа­лизовать свой личностный потенциал (запас жизненной энер­гии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего обра­зования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореа­лизоваться.

Другой важной характеристикой личности является характер приписывания (атрибуции) причин успехов и неудач. Сущест­вует два основных типа атрибуции (успеха и неудач):

  • особенностям ситуации (причина видится в поведении дру­
    гих-людей, наличных обстоятельствах);

  • самому себе.

Поведение личности часто хорошо описывается наличием преград (внутренних и внешних). Внутренние преграды обуслов­лены особенностями самой личности, которые проявляются лишь в определенных ситуациях и при необходимости активно действовать в них. Так, например, боязливость оказывается пре­градой для действий, требующих отваги; слабоволие — для дей­ствий, требующих упорства, настойчивости, самообладания; ожи­дание негативных санкций — для действий, несовместимых с оценкой окружающих; совесть — для безнравственных поступ­ков [325. С. 136-141].

Интегральной характеристикой личности является устойчи­вость, которая обусловливает ее основные процессы: мотиво-

10

образование, возможность формирования надситуативной ак­тивности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.п. В критических ситуациях по­ведение личности, обладающей высокой устойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача — актуализируе­мый ею мотив — осуществление действий, ведущих к реализа­ции этого мотива — осознание трудностей — негативная эмо­циональная реакция — поиск способов преодоления трудно­стей — снижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования [169. С. 27—33].

Поведение неустойчивой личности отличается неспособно­стью преодолевать трудности. Для такой личности характерны переживания, связанные с переоцениванием возможной неуда­чи и недооцениванием возможности удовлетворения потребно­сти; общая несбалансированность психофизиологической орга­низации (чаще всего наблюдающейся в форме психопатии).

Важным регулятором поведения личности является Я-кон-цепция — совокупность представлений человека о себе, взаимо­связанных с его самооценкой. Я-концепция играет тройствен­ную роль:

  1. способствуетдостижению внутренней согласованности лич­
    ности;

  2. определяет характер и особенности интерпретации при­
    обретенного опыта;

  3. служит источником ожидания относительно собственного
    поведения и самого себя [32. С. 30—46]. Кроме того, Я-концеп­
    ция осуществляет регуляцию социального поведения личности.

Целью воспитания и развития является формирование в лич­ности таких ценностных ориентации, отношений, мотивов, ко­торые обеспечивали бы оценивание и регулирование поведения в соответствии с морально-нравственными нормами, приняты­ми в конкретной социально-культурной среде. Такие образова­ния должны обеспечивать личности возможность производить посильные изменения окружения в направлении его развития и совершенствования. Реализации этой цели способствует разви­тие у человека потребностей и навыков нравственной саморе­гуляции поведения. Такая саморегуляция может быть как пред­намеренной (произвольной), так и непосредственной (непро­извольной).

Система непроизвольной саморегуляции нравственного по­ведения личности формируется двумя путями: в процессе сти­хийного накопления нравственного опыта и первоначально про-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск