Скачать 0.99 Mb.
|
Московский городской психолого-педагогический университет Редакционно-издательский центр психологической и педагогической литературы Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов) Москва МГППУ РИЦ ПиПЛ 2006 ББК88 Р36 Рекомендации по организации и содержанию деятель-ности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с. Научный рецензент: Академик РАО, профессор, Зав. лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО И.В. Дубровина. Редакционная группа: Рубцов В.В., Марголис А.А., Дубровина И.В., Зиновьева М.В., Войтик Т.Н., Коновалова И.В., Александровская Э.М., Толстых Н.Н., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Андреева А.Д. ISBN 5-94051-001-9 Сборник содержит необходимые нормативные и методические материалы по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: его подготовки, процедуре проведения, ведению документации, алгоритма дальнейшей работы по итогам заключения специалистов. Информация адресована руководителям образовательных учреждений, специалистам школьных психолого-медико-педагогических консилиумов. ББК88 © МГППУ, 2006 ISBN 5-94051-001-9 © РИЦ ПиПЛ,2006 СОДЕРЖАНИЕ 1.Нормативно-правовая база психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (по материалам инструктивного письма МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.) 5 1.1. Основные нормативные положения по организации работы ПМ к образовательного учреждения 5 1.2. Формы учета деятельности специалистов ПМПк 6 2. Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения 8 2.1. Подготовительное обследование 8
Приложение № 1. Карта развития учащегося 14 Приложение № 2. Анкета по изучению развития ребенка 18 Приложение № 3. Медицинское представление 20 Приложение № 4. Психологическое представление 21 Приложение № 5. Анкета учителя 23 Приложение № 6. Особенности адаптации ребенка к школе 24 Приложение № 7. Заключение педагога 26 Приложение № 8. Логопедическое заключение 27 Приложение № 9. Анкета социального педагога 28 Приложение № 10. Заключение социального педагога 35 Приложение №11. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума 36 Приложение № 12. Примерный перечень документов при направлении ребенка на районный психолого-медико-педагогический консилиум 39 Приложение № 13 Статистический отчет деятельности школьного ПМПк 40 Приложение № 14 Специализированная помощь детям и подросткам 42 Литература 59 Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становиться все больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Взаимодействию специалистов разного профиля в школе посвящен предлагаемый сборник. Он содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-медико-педагогического консилиума. Одна из задач программы «Столичное образование — 4» — это обеспечение деятельности медико-психолого-педагогических консилиумов как механизма предупреждения отсева, второгодничества и неуспешности обучающихся (п. 5.2.1). Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний. Чтобы получить более полную информацию об ученике, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствующие данные специалистов. Школьные психолого-медико-социальные консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения. Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ. Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы. В некоторых школах консилиумы пока действуют как малые педсоветы, психологи и медики не играют весомой роли в разрешении проблем учеников. Само заседание консилиума часто не имеет подготовительного диагностического этапа, по сути, превращаясь в репрессивное мероприятие. Такой подход не может решить проблем ребенка и его семьи, а только усугубляет их. Рекомендуемый авторами сборника порядок проведения ПМПк позволит оптимизировать данную деятельность.
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (по материалам инструктивного письма МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.) 1.1. Основные нормативные положения по организации работы ПМПк образовательного учреждения
Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и ст. 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк. 6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, вытекающей из рекомендаций специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
10. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
1.2. Формы учета деятельности специалистов ПМПк
Образцы требуемой документации Журнал записи детей на ПМПк.
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
|
Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума | Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения | ||
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов | Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк) | ||
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... | Вательных условий (далее соу) для ребенка с овз, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения... | ||
Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических... | Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических... | ||
Настоящее положение регулирует деятельность школьного психолого – медико педагогическом консилиума (пмпк) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |