Скачать 399.53 Kb.
|
МКУ «Управление образования Нюрбинского района» «Центр психолого-медико социального сопровождения» Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в ОО Нюрба 2015 Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов Специалисты, работающие в образовательных учреждениях: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становится все больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Взаимодействию специалистов разного профиля посвящены предлагаемые методические рекомендации. Рекомендация содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-медико-педагогического консилиума. Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в детский сад, первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний. Чтобы получить более полную информацию о ребенке, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствующие данные специалистов. Психолого-медико-социальные консилиумы призваны своевременно выявлять, проблемы адаптационного характера, и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения. Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов. Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении образовательной программы. В некоторых школах консилиумы действуют как малые педсоветы, заседание консилиума часто не имеет подготовительного диагностического этапа. Такой подход не может решить проблем ребенка и его семьи, а только усугубляет их. Рекомендуемые рекомендации проведения ПМПк позволят оптимизировать данную деятельность. Говоря о слаженной (скоординированной) системе работы ПМП консилиума необходимо начать с перечня документов образовательного учреждения по организации деятельности ПМП консилиума и сопровождению: 1. Приказ о создании ПМПконсилиума; 2. Положение о ПМПк образовательного учреждения; 3. Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника, обучающегося о его психолого-медико-педагогическом сопровождении; 4. Карты индивидуального развития детей; 5. График плановых заседаний ПМП консилиума; 6. Журнал записи детей на ПМПк; 7. Протоколы ПМПк; 8. Журнал или бланки регистрации заключений и рекомендаций специалистов (прилагаются к протоколам ПМПк); 9. Лист учета динамики развития; 10. Документация узких специалистов; 11. Индивидуальные программы психолого-медико-педагогического сопровождения; 12. Лист учета мероприятий в рамках сопровождения;. 14. Архив консилиума, состоящий из карт развития детей (результаты оценки уровня развития актуальных характеристик ребенка и его усвоения программного материала) при переходе в другие образовательные учреждения или учреждения здравоохранения и социальной защиты (срок хранения 10 лет). Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (далее ПМПк) – это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью этой деятельности. Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Психолого-медико-педагогический Консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом руководителя учреждения. Деятельность ПМПк регулируется приказом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (Уставом, локальными актами регулирующими организацию образовательного процесса). Методическое руководство работой ПМПк осуществляет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК). Психолого-медико-педагогическое сопровождение предполагает следующие виды работ: - профилактика дезадаптивных состояний учащихся, их школьной неуспешности; - диагностика (индивидуальная и групповая); - консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей; -психолого-педагогическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; - коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая). Специалисты ПМПк должны руководствоваться в работе следующими принципами психолого-медико-педагогического сопровождения: Непрерывность. Ребенок испытывает потребность в получении помощи специалистов до тех пор, пока проблемы его обучения и развития, адаптации не будут решены или не будет выбран подход к их решению. Комплексность. Этот принцип требует согласованной работы всей команды специалистов сопровождения, владеющих методологическими основами проведения диагностической и коррекционной работы. Индивидуальный подход. Предполагает подбор специальных методик и приемов для оказания специальной помощи. Системное сопровождение. Предполагает разработку индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ученика. Эти программы направлены на преодоление трудностей в обучении, развитии и воспитании ребенка. В задачи ПМПк входит: организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, медицинского обследования; выявление уровня и особенностей развития ребенка; системная оценка этапов возрастного развития; разработка индивидуальных коррекционно-образовательных программ, выбор образовательного маршрута для каждого ученика; определение функциональных взаимодействий педагогов, медицинского работника, логопеда, психолога в сопровождении развития детей в условиях школы; отслеживание результативности психолого-медико-педагогического сопровождения; Деятельность и ожидаемые результаты ПМПк: составление программы индивидуального развития, где зафиксированы коллективные обоснованные рекомендации по главным направлениям работы с учащимся; разработка стратегии и тактики сопровождения развития ребенка в условиях учреждения; профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по отношению к каждому ученику; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; снижение числа дезадаптивных состояний учащихся; Состав консилиума: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума) в ДОУ старший воспитатель, педагоги с большим опытом работы, учитель-логопед (или учитель-дефектолог), педагог-психолог, социальный педагог, врач (медицинский работник, педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе. Регламент работы консилиума: Место проведения: консилиум может проходить в любом помещении школы. Периодичность созыва консилиума: созывается по итогам проведенных плановых обследований детей, но не реже, чем 1 раз в четверть. Основной нормой работы консилиума является обмен заключениями в форме свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь квалифицированно изложить коллегам ту часть психолого-педагогической информации, за которую он отвечает. Заседание консилиума стенографируется любым доступным способом. Итоги работы консилиума оформляются в виде общего заключения по каждому случаю. Общее заключение включает в себя констатирующую и программную части. Констатирующая часть состоит из характеристики ребенка: феномен состояния, наличие отклонений или нарушений в развитии. Программная часть включает стратегию сопровождения и помощи ребенку и рекомендации, направленные конкретному адресату. Стратегия сопровождения и помощи ориентирована на возможности соответственно школьного психолога, логопеда, медика, социального педагога, возможности индивидуализации педагогического процесса педагогом – участником консилиума. То есть она опирается на функционал всех перечисленных субъектов деятельности как абсолютно самостоятельный, так и совместный. На основании разработанной стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям, составляется коррекционно-образовательный маршрут. В случае обнаружения у ребенка выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в общеобразовательной школе, он направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию. В этом случае деятельность ПМПк является диспетчерской: информирование родителей и направление ребенка на ТПМПК. Форма заключения консилиума: Оценка развития (феномен развития, наличие отклонений или нарушений развития). Стратегия сопровождения и помощи педагога, психолога, логопеда, медика, соц. педагога в рамках функциональных обязанностей. Рекомендации. Взаимодействие всех субъектов консилиума осуществляется по поводу конкретной проблемы (прием детей в школу, формирование классов, конфликтной ситуации в классе, школьная неуспешность и т.д.) Во всех случаях выделяются два крупных блока: обмен сведениями по поводу проблемы; взаимодействие субъектов (обоюдная помощь в выполнении профессиональных обязанностей). Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума (см. Приложение): медиком уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа; биологический возраст; состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы; кривая заболеваемости за последний год; факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации); педагогом-психологом школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью; система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе; психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, адекватный эго-контроль и др.); социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых; сформированность познавательных процессов и их произвольность; наличие выраженных признаков психологической дезадаптации; педагогом познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения); развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения); педагогический прогноз учебных возможностей; потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума; учителем-логопедом устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь); письменная речь (состояние чтения и письма); речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.); занятия с логопедом в дошкольном возрасте; социальным педагогом характеристика форм семейного воспитания; психологический климат в семье. Рекомендуемая литература:
Приложение 1. Медицинская часть карты ребенка ФИО ребенка Дата рождения ребенка____________________________________________________ I Семейный анамнез: Наследственность вредные привычки______________________________________________________ II Акушерский анамнез: роды__________________________________________________________________ вес при рождении________________________, рост__________________________, оценка по Апгар________________________________________________________ III Раннее развитие: держит голову с__________________________, сидит________________________, ходит с__________________________________, первые слова_________________, перенесенные заболевания_______________________________________________ IV Развитие ребенка до трех лет: фразовая речь__________________________________________________________, навыки самообслуживания_______________________________________________, пребывание в ДОУ______________________________________________________ V Развитие ребенка до семи лет: ______________________________________________________________________ VI Развитие ребенка после семи лет: адаптация к школьному обучению_________________________________________, успеваемость, поведение__________________________________________________ VII Особенности пубертатного периода: (поведение, успеваемость, вредные привычки)_______________________________ _________________________________________________________________________ VIII Перенесенные заболевания, травмы, оперативные вмешательства_____________ _________________________________________________________________________ IX Жалобы на момент осмотра_______________________________________________ X Особенности соматического статуса________________________________________ _________________________________________________________________________ XI Неврологический статус__________________________________________________ _________________________________________________________________________ XII Зрение________________________________________________________________ XIII Слух_________________________________________________________________ XIV Психический статус____________________________________________________ __________________________________________________________________________ XV Диагноз_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ XVI Рекомендации__________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Дата обследования__________________Подпись______________________________ |
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.... | Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения | ||
Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума | Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... | ||
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... | Целью пмпк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями... | ||
Вательных условий (далее соу) для ребенка с овз, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения... | С целью проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовкой по результатам обследования рекомендаций... | ||
Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк) | Муниципальное учреждение системы образования психолого-педагогический медико-социальный центр диагностики и консультирования «Истоки»... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |