Скачать 69.66 Kb.
|
Методическое обеспечение психолого – медико - педагогического консилиума в МОУ СОШ № 33 ПМП(к) – это первая помощь ребёнку в условиях коррекционного образовательного учреждения. В нашей школе консилиум работает в течение трёх лет. В состав консилиума входят дефектологи, логопеды, психолог, социальный педагог и врачи-психиатры. Главной задачей школьного консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного и медико-педагогического сопровождения воспитанников. Принцип командной работы специалистов различного профиля в рамках школьного консилиума чрезвычайно важен, и он присутствует в нашей школе. Сентябрь – это время, когда школа становится одним большим диагностическим центром. Мы проводим работу по следующим направлениям: 1. Изучение новых учащихся, их психологических и личностных возможностей. 2. Изучение и формирование новых классных коллективов. 3. Изучение «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. 4. Отслеживание уровня адаптации воспитанников к новым условиям, требованиям школы. В течение первых двух недель учебного года специалистами школы проводится изучение у каждого ребёнка запаса сведений об окружающем мире, выявляются речевые дефекты, особенности устной и письменной речи, отмечаются особенности психических процессов,выявляется положение ребёнка в семье, участие родителей в воспитании и развитии ребёнка. Результаты комплексного изучения воспитанников отражаются в представлениях специалистов. Бланки представлений разработаны дефектологами школы, опираясь на рекомендации Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Мы представляем образцы данных представлений. Представление учителя на школьный консилиум. 1. Ф.И.О. ребёнка______________________________________________________________ 2. Дата рождения______________________________________________________________ 3. Трудности в обучении: - математика__________________________________________________________________ - чтение______________________________________________________________________ - другие предметы_____________________________________________________________ 4. Реакция на педагогическое воздействие: - на замечание________________________________________________________________ - на поощрение_______________________________________________________________ 5.Взаимодействие школы и родителей__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Особенности операций мышления: - сравнение (сходство и различие)________________________________________________ _____________________________________________________________________________ - анализ ( выделение данных фигур из сюжетной картины)___________________________ _____________________________________________________________________________ - синтез (разрезные картинки)____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ - обобщение и исключение (предметные картинки)__________________________________ _____________________________________________________________________________ - конкретизация (отгадывание загадок)____________________________________________ _____________________________________________________________________________ Понимание текста со скрытым смыслом.__________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7. Сформированность моторных навыков и пространственных представлений. - общая моторика______________________________________________________________ - мелкая моторика _____________________________________________________________ - ориентирование в схеме тела __________________________________________________ - ориентирование в пространстве класса __________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Конструктивный праксис: - действие по наглядному образцу _______________________________________________ - действие по графическому образцу _____________________________________________ - действие по словесной инструкции _____________________________________________ - творческое конструирование с объяснением ______________________________________ 9. Сформированность временных представлений: - части суток _________________________________________________________________ - дни недели __________________________________________________________________ - времена года ________________________________________________________________ - месяцы _____________________________________________________________________ - прошлое-настоящее – будущее _________________________________________________ 10.Контактность с детьми и взрослыми, эмоциональность ___________________________ _____________________________________________________________________________ 11. Заключение учителя- дефектолога: ___________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дата обследования _______ Подпись специалиста ________________ Представление учителя – логопеда на школьный консилиум. Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________ Школа _____________________ Класс ______________________________ Краткий анамнез раннего речевого развития _______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Речевая среда и социальные условия _____________________________________________ _____________________________________________________________________________ Общая и мелкая моторика _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Артикуляционный аппарат _____________________________________________________ Устная речь: Общее звучание речи __________________________________________________________ Понимание речи _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Активный словарь _____________________________________________________________ Грамматический строй речи ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Слоговая структура Речи ________________________________________________________________________ Звукопроизношение ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Фонематическое восприятие: звуковой анализ, синтез. _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Связная речь _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Темп и плавность речи _________________________________________________________ Письменная речь : Чтение ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Письмо ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата обследования ______________ Подпись специалиста _____________________ Представление психолога для школьного консилиума. Ф.И.О. ребёнка ______________________________________________________________ Возраст _____________________________________________________________________ Школа ____________________________ Класс __________________________________ Жалобы родителей ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Жалобы педагога __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности поведения, общения, привычки и интересы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Моторная ловкость ___________________________________________________________ Ведущая: рука ____________ нога ________________ ухо_______________ глаз _____ Характеристика деятельности: мотивация ___________________________________________________________________ критичность _________________________________________________________________ работоспособность ____________________________________________________________ темп деятельности ____________________________________________________________ Особенности внимания _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________- Особенности памяти ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Качественная характеристика речи _______________________________________________ _____________________________________________________________________________ Характеристики интеллектуального развития ______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сформированность представления о пространственных и временных отношениях _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характерные ошибки: при письме __________________________________________________________________ при чтении __________________________________________________________________ при счете ____________________________________________________________________ Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение школьного психолога ( уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата ___________________ Подпись __________________________________ Представление социального педагога для школьного консилиума. Ф.И.О. ребёнка ________________________ Дата рождения ___________________- Класс _______________________________________________________________________ Домашний адрес ______________________________________________________________ Состав семьи _________________________________________________________________ Образовательный ценз родителей _______________________________________________ Материальное положение семьи _________________________________________________ Положение ребёнка в семье _____________________________________________________ Факторы, мешающие развитию ребёнка: Школьные ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ внешкольные - социальная, педагогическая запущенность _______________________________________ - психологический климат в семье _______________________________________________ - нарушение сферы общения, конфликты, стрессы __________________________________ _____________________________________________________________________________ - вовлечение в противоправную деятельность ___________________________________ Заключение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата __________________ Подпись ______________________________________ Учитель и воспитатель тоже наблюдают за учеником, затем представляют на консилиум характеристику, в которой раскрывают индивидуальные особенности ребёнка как в учебное время, так и во внеурочное. Врач – психиатр помогает разобраться в структуре дефекта и его причинах, а также указывает на сопутствующие синдромы. После такой глобальной диагностической работы на заседании консилиума дается коллегиальное заключение с рекомендациями о необходимом образовательном маршруте, медицинской помощи для каждого воспитанника. А также мы прилагаем план коррекционно – развивающей работы, назначаем сопровождающего педагога. На каждого ученика заводится дневник динамического наблюдения. В помощь учителю разработаны методические рекомендации по ведению дневника. Методические рекомендации по заполнению дневника динамического наблюдения. 1. Сведения социального характера. Заполняет классный руководитель: Ф.И.О. ребёнка, год рождения, домашний адрес. Заполняет социальный педагог: состав семьи, место работы родителей, отношение членов семьи к ребёнку. 2. Медицинские данные. Заполняют врачи – психиатры, школьный фельдшер. 3. Педагогические наблюдения. Заполняет классный руководитель 2 раза в год. Учитель свои наблюдения заносит в таблицу, по результатам наблюдений отслеживает психологические особенности учащихся, намечает плен коррекционно – развивающей работы. 4. Сведения об усвоении учебного материала. Заполняет в начальных классах классный руководитель, в старших классах также учителя – предметники не реже 2 раз в год. 5. Сведения о работе с родителями. Заполняет классный руководитель, воспитатель, учителя – предметники. Учителя вносят темы родительских собраний, индивидуальных бесед. 6. Характеристики учащегося за все годы обучения. Заполняет классный руководитель в конце каждого учебного года. Классный руководитель 1 класса – 2 раза в год. 7. Лист контроля динамики. Заполняют члены консилиума в конце учебного года. 8. Методические рекомендации. Заполняют члены консилиума . Таким образом, школьный ПМП(к) является ценным инструментом, осуществляющим комплексное, целостное и системное изучение ребёнка, которое позволяет составить план индивидуального коррекционного развития и подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Используемая литература. 1. С. Рубинштейн «Психология умственно – отсталого школьника» Москва, «Просвещение», 1979 г. 2. Л. Шипицына «Психолого – медико – педагогическая консультация» Санкт-Петербург «Детство – пресс», 2002 г. 3. Н.Я. Семаго. М.М. Семаго «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» Москва, «Просвещение», 2000 г. |
Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк) | Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... | ||
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.... | Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума | ||
Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических... | Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических... | ||
Уровень развития наглядно образного мышления, пространственного гнозиса и праксиса | Вательных условий (далее соу) для ребенка с овз, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения... | ||
Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения | Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |