Скачать 0.77 Mb.
|
Московский городской психолого-педагогический университет Редакционно-издательский центр психологической и педагогической литературы Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов) Руководителям образовательных учреждений, специалистам школьных ПМПк Москва МГППУ РИД ПиПЛ 2006 СОДЕРЖАНИЕ 1.Нормативно-правовая база психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (по материалам инструктивного письма МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 с) 1.1. Основные нормативные положения по организации работы ПМПк образовательного учреждения 1.2. Формы учета деятельности специалистов ПМПк 2. Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения 2.1. Подготовительное обследование 2.1.1. Медицинское обследование 2.1.2. Психологическое обследование 2.1.3. Педагогическое обследование 2.1.4. Логопедическое обследование 2.1.5. Социально-педагогическое обследование 2.2. Проведение заседания консилиума 2.3. Дальнейшая работа на основании рекомендаций консилиума Приложение № 1. Карта развития учащегося Приложение № 2. Анкета по изучению развития ребенка Приложение № 3. Медицинское представление Приложение № 4. Психологическое представление Приложение № 5. Анкета учителя Приложение № 6. Особенности адаптации ребенка к школе Приложение № 7. Заключение педагога Приложение № 8. Логопедическое заключение Приложение № 9. Анкета социального педагога Приложение № 10. Заключение социального педагога Приложение № 11 Заключение психолого-медико-педагогического консилиума Приложение № 12. Примерный перечень документов при направлении ребенка на районный психолого-медико-педагогический консилиум Приложение № 13 Специализированная помощь детям и подросткам Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становиться все больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Взаимодействию специалистов разного профиля в школе посвящен предлагаемый сборник. Он содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-медико-педагогического консилиума. Одна из задач деятельности медико-психолого-педагогических консилиумов это предупреждение отсева, второгодничества и неуспешности обучающихся. Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний. Чтобы получить более полную информацию об ученике, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствующие данные специалистов. Школьные психолого-медико-социальные консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения. Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ. Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы. В некоторых школах консилиумы пока действуют как малые педсоветы, психологи и медики не играют весомой роли в разрешении проблем учеников. Само заседание консилиума часто не имеет подготовительного диагностического этапа, по сути, превращаясь в репрессивное мероприятие. Такой подход не может решить проблем ребенка и его семьи, а только усугубляет их. Рекомендуемый авторами сборника порядок проведения ПМПк позволит оптимизировать данную деятельность. 1. Нормативно-правовая база психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) (по материалам инструктивного письма МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.) 1.1 Основные нормативные положения по организации работы ПМПк образовательного учреждения 1. Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. 2. Психолого-медико-педагогический Консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы. В его состав входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя с большим опытом работы,учитель-логопед (или учитель-дефектолог), педагог-психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе. 3. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются: — выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации; — профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; — выявление резервных возможностей развития; — определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; — подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и ст. 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. 4. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику. 5. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк. 6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, вытекающей из рекомендаций специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк 7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 8. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). 9. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). 10.Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. 11. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель или классный руководитель, или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение, внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка, эффективность оказываемой ему помощи, заполняет карту развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. 12. После обсуждения на консилиуме копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте. В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ПМПк или заключения специалистов могут направляться только по официальному запросу. 1.2. Формы учета деятельности специалистов ПМПк 1. Журнал записи детей на ПМПк. 2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. 3. Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося. 4. Карта развития ребенка. 5. Статистический учет деятельности ПМПк. Образцы требуемой документации Журнал записи детей на ПМПк.
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.
Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника. (Приложение №1).
Кроме того, в карту развития ребенка вносятся данные об обучении ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения, данные по специальной коррекционной работе, проводимой психологами, логопедами, другими специалистами. Эти сведения вносятся в конце каждой учебной четверти (для педагогов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики. |
Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума | Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.... | ||
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов | Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк) | ||
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... | Вательных условий (далее соу) для ребенка с овз, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения... | ||
Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических... | Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических... | ||
Настоящее положение регулирует деятельность школьного психолого – медико педагогическом консилиума (пмпк) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |