О. В. Огороднова современные проблемы начального образования


НазваниеО. В. Огороднова современные проблемы начального образования
страница1/15
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Договоры > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра общей и социальной педагогики

О.В. Огороднова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(С ПРАКТИКУМОМ ПО АНАЛИЗУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ)


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование»,

профиля подготовки «Начальное образование»,

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

О. В. Огороднова. Современные проблемы начального образования (с практикумом по анализу педагогических ситуаций)

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование», очной и заочной формы обучения. Тюмень, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Учебная практика (практика наблюдения) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


© Тюменский государственный университет
© Огороднова О.В.
Пояснительная записка

Дисциплина изучается на последнем (четвертом) курсе и содержит два модуля: теоретический, связанный с анализом и оценкой современных проблем, существующих в системе начального образования и практический, связанный с отработкой педагогических умений.

В ходе практикума студенты познакомятся с психолого-педагогическими методиками экспертной оценки, прогнозирования и проектирования педагогического процесса, а также с методиками диагностики его участников.

Для выполнения отчетных заданий студенты будут использовать такие методы как

  • наблюдение,

  • беседа,

  • диагностика и экспертная оценка,

  • анализ и интерпретация данных,

  • проектирование.

Практикум предполагает выполнение нескольких блоков заданий:

  • психологический анализ педагогических ситуаций;

  • самостоятельная работа с различными методиками, направленная на личностное и профессиональное самопознание;

  • просмотр, анализ и обсуждение видеозаписей уроков и занятий;

  • посещение школы с целью выполнения специальных заданий;

  • составление психологических портретов младших школьников на основе данных проективных методик;

  • составление планов-проектов уроков (занятий).

По каждому блоку студенты оформляют письменные отчеты.
1.1. Цель дисциплины – развитие перцептивных, рефлексивных, диагностических, аналитических, проектировочных, конструктивных, организаторских умений студентов; активизация творческого, коммуникационного, мотивационного потенциала будущего учителя.

Основные задачи дисциплины:

  1. Анализ новых нормативных, рекомендательных, программных документов в сфере начального образования.

  2. Интеграция приобретенных за предыдущие годы обучения теоретических и прикладных знаний, подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

  3. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм педагогической деятельности, анализ и моделирование педагогических ситуаций, в том числе направленных на решение задач выпускной квалификационной работы.

(Общая цель ООП ВПО по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование» – воспитание и развитие качеств личности специалиста, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, объективному назначению и содержанию педагогической деятельности, то есть подготовка «педагога-профессионала», компетентного не только в узкоспециальной предметной области, но и в вопросах профессионального и социального взаимодействия и являющегося подлинным субъектом своей жизни и деятельности).

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к циклу Б.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. Дисциплины по выбору. Модуль 3 Профессиональная культура учителя

Таблица 1

Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП

п/п

Наименование дисциплины

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин




Дисциплины цикла Б.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ.

Базовая (общепрофессиональная) часть

1.

Дисциплины модуля

«Психология»

Владение понятийным аппаратом общей, возрастной и педагогической психологии

2.

Дисциплины модуля «История, методика и технологии начального образования», в т.ч.:

  • Введение в педагогическую деятельность с адаптационным психолого-педагогическим практикумом;

  • Теории обучения и воспитания в начальной школе;

  • Дидактика начального образования;

  • Методические системы и технологии начального образования;

  • Образовательные программы начальной школы;

  • Психолого-педагогический мониторинг







  • Адекватное представление об объективном содержании и функциях педагогической деятельности.

  • Знание дидактики начального образования;

  • Знание содержания и особенностей образовательных программ начальной школы;

  • Понимание особенностей отдельных методических систем и их развивающих возможностей;

  • Владение основными методами и процедурами организации психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса

3

Дисциплины модулей 1-3 Профессионального цикла вариативной части

Знание частных методик преподавания в начальной школе




Дисциплины цикла Б.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. Вариативная часть

( дисциплины по выбору студента).

Модуль 4 Социально-психологическая компетентность учителя

3.

Психология личности

Знание общих механизмов, закономерностей, развития личности, владение научными понятиями (индивид, личность, индивидуальность, факторы развития личности, внутриличностная динамика и др.)

4.

Педагогическое взаимодействие (с тренингом социально-психологической

компетентности)

Понимание коммуникативного характера педагогической деятельности и соответствующие социально-психологические компетенции



    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые
в результате освоения данной дисциплины



В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями.

Общекультурные компетенции

ОК 1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК 2 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК 3 – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

ОК 13 – готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

Общепрофессиональные компетенции:

ОПК 1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

ОПК 2 – способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОПК 3 – владеет основами речевой профессиональной культуры. 

ОПК 4 – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции

ПК 4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать (когнитивный компонент компетенций):

  • содержание новых нормативных, рекомендательных, программных документов в системе начального образования;

  • адреса официальных сайтов, других информационных ресурсов, посвященных анализу и нацеленных на поддержку развития начального образования;

  • алгоритмы решения типичных профессиональных задач, принципы конструирования различных форм организации учебной деятельности младших школьников.

Уметь, владеть (практический компонент компетенций):

  • анализировать нормативные и рекомендательные документы, делать выводы, касающиеся обновления образовательной практики.

  • уметь преобразовывать ситуацию в педагогическую задачу и решать ее.

  • проектировать образовательный процесс и конструировать его отдельные компоненты с учетом уровня актуального развития детей, а также с ориентацией на заданную цель;

Относиться (ценностный компонент компетенций):

  • к профессиональной роли учителя как к значимой роли в историко-культурном процессе;

  • осознанно и ответственно к выполнению профессиональных задач.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 7, 8. Форма промежуточной аттестации – экзамен – 7 семестр, экзамен – 8 семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, общее количество часов – 252 , из них:

  • 40 ч. (18 ч: 7 семестр +22 ч: 8 семестр) – лекции,

  • 36 ч. – практические занятия (7 семестр),

  • 22 часа – лабораторные занятия (8 семестр),

  • 154 ч. – отводится на самостоятельную работу студента.

Логика построения курса выстроена так, чтобы семинарские занятия не повторяли, а дополняли лекционный материал. На лабораторных занятиях студенты работают по индивидуальным траекториям, отрабатывая умения, необходимые для подготовки выпускной квалификационной работы на основе утвержденной темы.


  1. Тематический план

Таблица 1





Тема

Недели семестра

Виды учебной и самостоятельной работы

в час.

Из них в интерактивной форме



Формы контроля

Лекции

Практические занятия

Самост. работа







1.

Модуль 1 (Теоретический)



1.1.

Современная образовательная политика: особенности, задачи, содержание




8

12

14

12

Конспекты текстов и выполненные по содержанию текстов задания

1.2.

Новое в дидактике начального образования




5

12

14

12

1.3.

Новое в теории и методике воспитания младших школьников




5

12

14

12

1.4.

Новые авторские программы, методики, технологии образования младших школьников




11




14




1.5.

Повышение квалификации учителя начальных классов в образовательном пространстве России: задачи и возможности




11




14







Итого




40

36










2.

Модуль 2 (Практический)

2.1.

Психологический анализ педагогических ситуаций







4

14

4

Решения задач

2.2.

Составление экспертных карт, модификаций диагностических методик, карт наблюдений, анкет, вопросов для интервью







4

14

4

Собеседование

2.3.

Просмотр, анализ и обсуждение видеозаписей уроков и занятий







4

14

4

Оценка участия в дискуссии

2.4.

Толкование результатов применения проективных методов для изучения личности детей







2

14

4

Анализ заключения

2.5.

Обсуждение исследований, проведенных в школах







4

14

4

Анализ справок, заключений, рекомендаций

2.6.

Обсуждение составленных самостоятельно планов-проектов занятий и уроков, консультаций для родителей







4

14

4

Анализ продуктов конструктивной деятельности




Итого







22













Всего по дисциплине




40

36+22

154










Из них в интерактивной форме:







58











СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКУМА ПО АНАЛИЗУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Тема 1. Психологический анализ педагогических ситуаций. (Предложенных преподавателем, рассказанных знакомыми, родственниками или тех, очевидцем которых был сам студент)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
«традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития»

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconСтатья должна быть выполнена в программе Microsoft Office Word в одном файле
В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера...

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconОт редактора история
Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconДипломная работа
Современные социальные проблемы молодых Семей проживающих в сельской местности

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconУчебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации специальность
Урбанизация: понятие, социально-экономические особенности и современные проблемы. 71

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconПоложение о портфолио обучающихся начального общего образования
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного...

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconПрограмма определяет ряд
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы...

О. В. Огороднова современные проблемы начального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск