Программы начального общего образования общие положения


НазваниеПрограммы начального общего образования общие положения
страница1/6
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

В основе разработки системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД» лежат:

  • Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД».

В соответствии с ФГОС НОО система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. ФГОС НОО предполагает вовлечение в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД», её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Основная цель оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта - оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров. Полученные данные могут использоваться для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

Основные функции системы оценки:

  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении образовательным учреждением, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.

Объект оценки:

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.

Особенностями системы оценки НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД» являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проектные задачи, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

  • использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

  • различие оценки (словесной характеристики любых действий) и отметки (знака за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В основе системы оценки планируемых результатов НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД» лежит интеграция следующих образовательных технологий:

  • технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения;

  • технологий, основанных на создании учебных ситуаций;

  • технологий, основанных на реализации проектной и исследовательской деятельности;

  • информационных и коммуникационных технологий обучения.

Принципы оценивания:

  1. Комплексность. Оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения обучающихся. Данные параметры вырабатываются совместно с обучающимися. Оценка отражает не только содержательную, но и процессуальную сторону учебной деятельности.

  2. Содержательность и позитивность. Оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует ее достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика. За точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. Оценивать можно только то, чему учат. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».

  3. Определенность и критериальность. Оценка характеризует конкретные качества работы обучающегося, которые обозначены и согласованы с ним перед её выполнением. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

  4. Открытость. Оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки. Ученик на основе критериев оценивания может контролировать действия учителя по оцениванию результатов обучения и самостоятельно прогнозировать свою итоговую оценку. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

  5. Объективность. Оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определенности.

  6. Диагностичность. Оценка несет информацию о достижениях обучающихся и проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность.

  7. Технологичность. Оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и обучающимися, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

  8. Систематичность. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

  9. Психологическая безопасность. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом.

Механизмы обеспечения качества оценки:

  • реалистичность требований и критериев;

  • уровневые требования к результатам образования;

  • открытость требований, процедур и критериев;

  • сочетание внешней и внутренней оценки

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамках любой процедуры, ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Виды оценки

В системе оценивания НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД» используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

Субъективные, или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.

Самоанализ и самооценка обучающихся.

Словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности.

Формы и методы контроля

Урочная деятельность:

Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, наблюдения.

Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, сочинение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы по предметам, контрольные работы на метапредметной основе, портфолио, анализ динамики текущей успеваемости и психолого-педагогических исследований.

Внеурочная деятельность: участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет, портфолио.

Условия реализации новой системы оценки

  • Обучение обучающихся НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД» способам оценивания и фиксации своих результатов в портфолио, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя.

  • Внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса: перевод большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру.

Все используемые средства, формы, виды и методы оценки должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем, оценки и отметки нужны не сами по себе, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Система оценивания образовательных результатов

НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД»


Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУН,

познавательные,

регулятивные результаты

личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений (таблицы образовательных результатов),

классные журналы (в бумажном и электронном виде),

аналитические справки,

оценочные листы в портфолио,

дневник учащихся,

рабочий журнал учителя.

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя, психолога);

Характеристики обучающихся;

Оценочные листы;

Линейка достижений.

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы,

тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера, проектные задачи

Проектная и исследовательская деятельность деятельность,

участие в общественной жизни класса, портфолио,

задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Комплексность, содержательность, позитивность, систематичность, определенность, критериальность, открытость, объективность, технологичность, диагностичность, психологическая безопасность – основные принципы современной оценочной деятельности педагога.


Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

- посещение уроков по программам наблюдения

- диагностическая - контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

анализ динамики текущей успеваемости

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- проектные задачи

- анализ психолого-педагогических исследований


Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам, или Таблица результатов (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • портфолио;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Планируемые результаты введения новой системы оценки

  • Обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • Уточнение и конкретизация общего понимания личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • Создание содержательной и критериальной основы для разработки программ учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности;

  • Получение общей и дифференцированной объективной информации о процессе преподавания и процессе обучения в НОУ «Школа – интернат № 29 ОАО «РЖД» всеми участниками образовательного процесса;

  • Обеспечение обратной связи между учителем, обучающимися и родителями;

  • Получение возможности отслеживать индивидуальный прогресс обучающихся в достижении Требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

  • Создание условий для мониторинга эффективности реализуемой учебной программы и программы внеурочной деятельности.

  • Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов уточняются по мере введения ФГОС и конкретизации состава и содержания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программы начального общего образования общие положения iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

Программы начального общего образования общие положения iconПравила приема на программы начального общего, основного общего и...
Настоящие Правила приема на программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Правила) разработаны...

Программы начального общего образования общие положения iconОсвоивших программы начального общего образования. I. Общие положения
Регламент) определяет порядок взаимодействия, сроки и последовательность процедур и действий при проведении краевых контрольных работ...

Программы начального общего образования общие положения iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)...

Программы начального общего образования общие положения iconОбразовательной программы начального общего образования 016 Система...
...

Программы начального общего образования общие положения iconПрограмма определяет ряд
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы...

Программы начального общего образования общие положения iconСодержание Страница Общие положения 1 Целевой раздел 1
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Программы начального общего образования общие положения iconРабочая программа разработана на основе Федерального государственного...
России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования,...

Программы начального общего образования общие положения iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями...

Программы начального общего образования общие положения iconПрограммы начального общего, основного общего и среднего (полного)...
Положению о правилах приема, перевода, отчисления и исключения обучающихся моу сош №6, реализующей программы начального общего, основного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск