Оглавление ПАСПОРТ 2
Аннотация 5
1. Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования 7
1.1. Пояснительная записка 7
1.1.1. Цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 7
1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования 9
1.1.3. Краткая справка о Пансионе воспитанниц МО РФ 12
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 21
1.2.1. Общие положения 21
1.2.2. Структура планируемых результатов 22
1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 28
1.2.4. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 30
1.2.5. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 45
1.2.5.4.Второй иностранный язык (немецкий язык, французский язык, китайский язык) 60
1.2.5.6. Обществознание 78
1.2.5.7. География 86
1.2.5.8. Математика 91
Выпускница научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) 91
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, 91
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. 91
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 92
вычислять площади прямоугольников. 92
Выпускница получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях) 93
распознавать логически некорректные высказывания; 93
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики. 93
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; 94
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; 94
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. 94
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство. 94
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; 94
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных. 94
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; 95
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; 95
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета. 95
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 95
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов. 95
Выпускница научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) 96
использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов. 96
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства; 97
проверять справедливость числовых равенств и неравенств; 97
решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным; 97
решать системы несложных линейных уравнений, неравенств; 97
проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства); 97
решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; 97
изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой. 97
Находить значение функции по заданному значению аргумента; 98
находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях; 98
определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости; 98
по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции; 98
строить график линейной функции; 98
проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности); 98
определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций; 98
оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; 98
Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах; 98
решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора; 98
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков; 98
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика; 98
определять основные статистические характеристики числовых наборов; 98
оценивать вероятность события в простейших случаях; 99
иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях. 99
оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях. 99
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; 100
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; 100
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; 100
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам. 100
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 100
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 100
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 100
применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии; 100
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях. 100
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни. 100
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 100
Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки. 101
распознавать движение объектов в окружающем мире; 101
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире. 101
Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости; 101
определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости. 101
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 101
использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения. 101
Выпускница получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях 101
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики; 102
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений. 102
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; 102
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; 102
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов; 103
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения. 103
Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем; 103
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение); 103
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения; 103
выделять квадрат суммы и разности одночленов; 103
раскладывать на множители квадратный трёхчлен; 103
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби; 103
выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень; 103
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; 103
выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни; 103
выполнять преобразования выражений, содержащих модуль. 103
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде; 103
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов. 103
Оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (неравенства, системы уравнений или неравенств); 103
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований; 104
решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований; 104
решать дробно-линейные уравнения; 104
решать простейшие иррациональные уравнения вида , ; 104
решать уравнения вида ; 104
решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной; 104
использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств; 104
решать линейные уравнения и неравенства с параметрами; 104
решать несложные квадратные уравнения с параметром; 104
решать несложные системы линейных уравнений с параметрами; 104
решать несложные уравнения в целых числах. 104
составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов; 104
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов; 104
выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи; 104
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи. 104
Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции; 104
строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , , , ; 105
на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ; 105
составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой; 105
исследовать функцию по её графику; 105
находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции; 105
оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; 105
решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию. 105
иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам; 105
использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов. 105
различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи; 105
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; 106
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; 107
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета. 107
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; 107
составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных; 107
оценивать вероятность реальных событий и явлений. 107
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 108
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 109
Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира; 109
строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур; 109
применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур. 109
применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. 109
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 110
1.2.5.9. Информатика 110
1.2.5.10. Физика 115
1.2.5.11. Биология 123
1.2.5.12. Химия 129
1.2.5.13. Изобразительное искусство 133
1.2.5.14. Музыка 144
1.2.5.15.Технология 148
1.2.5.16. Физическая культура 150
1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности 153
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 158
1.3.1. Общие положения 158
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 161
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур 171
2. Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования 173
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 173
2.1.1. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС ООО 173
2.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса 175
2.1.3. Типовые задачи для развития универсальных учебных действий 196
2.1.4. Описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности воспитанниц, а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений 199
2.1.5. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования 203
2.1.6. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта 205
Планируемые результаты формирования и развития компетентности воспитанниц в области использования информационно-коммуникационных технологий 206
2.1.7. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей 212
2.1.8. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров 213
2.1.9. Система оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у воспитанниц 217
2.1.10. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий 217
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 223
2.2.1. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 225
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования 247
2.2.2. 1. Русский язык 247
249
Культура речи 250
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке 250
Общие сведения о языке 250
Фонетика, орфоэпия и графика 251
Морфемика и словообразование 252
Лексикология и фразеология 252
Морфология 252
Синтаксис 253
Правописание: орфография и пунктуация 253
2.2.2.2. Литература 254
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе 269
2.2.2.3. Иностранный язык (английский) 270
2.2.2.4. Второй иностранный язык (немецкий, французский, китайский) 277
2.2.2.5. История 296
2.2.2.6. Обществознание 325
2.2.2.7.География 329
2.2.2.8.Математика 347
Элементы теории множеств и математической логики 347
Содержание курса математики в 5–6 классах 347
Натуральные числа и нуль 347
Дроби 349
Рациональные числа 350
Решение текстовых задач 350
Наглядная геометрия 351
История математики 351
Содержание курса математики в 7–9 классах 352
Алгебра 352
Числа 352
Тождественные преобразования 352
Уравнения и неравенства 353
Функции 354
Решение текстовых задач 355
Статистика и теория вероятностей 356
Геометрия 357
Геометрические фигуры 357
Отношения 358
Измерения и вычисления 358
Геометрические построения 358
Геометрические преобразования 359
Векторы и координаты на плоскости 359
История математики 359
2.2.2.9.Информатика 360
2.2.2.10.Физика 369
2.2.2.11.Биология 376
2.2.2.12.Химия 387
2.2.2.13. Изобразительное искусство 391
2.2.2.14.Музыка 396
2.2.2.15.Технология 405
2.2.2.16.Физическая культура 406
2.2.2.17. Основы безопасности жизнеделятельности 409
2.3. Программа воспитания и социализации воспитанниц 414
2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе 418
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (ФГОС ООО: Раздел IV. Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, п. 24). 420
2.3.2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся 421
2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися 425
2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений 428
2.3.5. Этапы организации работы в системе социального воспитания 429
2.3.6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся 430
2.3.7. Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 433
2.3.8. Описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся 435
2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 437
2.3.10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся 438
2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 441
2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся 443
3. Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования 446
3.1. Учебный план основного общего образования 446
3.1.1. Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования 446
3.1.2. Учебный план основного общего образования 449
3.2. План внеурочной деятельности 452
3.2.1. Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности 452
3.2.2. План внеурочной деятельности 455
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы 462
3.3.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы 462
3.3.2. Описание психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 483
Профилактика 493
Диагностика 493
Консультирование 493
Коррекционная работа 494
Развивающая работа 494
Просвещение 494
Экспертиза 494
3.3.3. Описание финансово-экономических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 494
3.3.4. Описание материально-технических условий реализации основной образовательной программы 496
3.3.5. Описание информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 499
3.3.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования Пансиона 512
3.3.7. Дорожная карта по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 515
3.3.8. Контроль состояния системы условий 520
|