Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители


НазваниеМетодическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители
страница1/20
ТипРуководство
filling-form.ru > Бланки > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Методическое руководство

для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста


Составители:

Осипова О.А.,№96

Унжакова Н.А.,№76,88

Сятчихина О.А., №65

Кибирова Ю.Р., №43

Кудрина Е.П., №69

Томск-2005

Содержание



    Введение………………………………………………………………………………………

    ГЛАВА I. Диагностическая работа

Адаптация ……………………………………………………………………………………

Измерение процесса адаптации…………………………………………………………...

Диагностическая карта адаптационного периода………………………………………

Нервно-психическое развитие…………………………………………………………….

Психолого-педагогическое исследование детей до 3-х лет. Показатели развития по Рычковой Н.А. ………………………………………………………………………………….

ГЛАВА II. Развивающая работа с детьми

Монтессори-игры…………………………………………………………………………..

Ранний возраст, развивающие игры ……………………………………………………...


ГЛАВА III. Методические рекомендации для педагогов


Проблема адаптации ребенка к ДОУ……………………………………………………..

Система предупреждения дезадаптации детей при приеме в ДОУ…………………….

Адаптация детей к детскому саду………………………………………………………...
Как помочь ребёнку адаптироваться …………………………………………………….
Коррекционная работа с особенными детьми …………………………………………...
Особенности адаптационного периода …………………………………………………..
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ…………………..


ГЛАВА IV. Просветительская работа с родителями


Анкета для родителей……………………………………………………………………...

План индивидуального консультирования родителей детей……………………………

Ребёнок идёт в детский сад ……………………………………………………………….

Можно ли ДОУ назвать домом …………………………………………………………..

Адаптация. Критерии и степени адаптации………………………………………………...

О кризисе 3-х лет …………………………………………………………………………..

Как помогать в преодолении кризиса трёх лет ………………………………………….

Кризис трёх лет ……………………………………………………………………………

Упрямство ………………………………………………………………………………….

Как справиться с детской истерикой …………………………………………………….

Как разговаривать с беспокойным ребёнком ……………………………………………

Дисциплина не наказание………………………………………………………………….

Предпосылки хорошего воспитания ……………………………………………………..

Как помочь малолетним мудрецам ………………………………………………………

Как руководить развитием малышей …………………………………………………….

Игрушки, ранний возраст………………………………………………………………….
Список используемой литературы ……………………………………………………

Приложение 1…………………………………………………………………


Приложение 2………………………………………………………………………………….

Приложение 3………………………………………………………………………………….

Приложение 4………………………………………………………………………………….


3


6

7

8

10
10


24

27


66

69

70

72

72

73

74


76

77

77

78

79

81

84

85

85

86

86

87

89

90

90

91
93

94

95

96

101

Введение
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Первые три года жизни - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности, речь, совершенствуются движения, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. От того, как воспитывается ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, а затем и всё последующее формирование всесторонне развитой личности. В. А. Сухомлинский писал: "Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".

Известно, что при действии неблагоприятных внешних раздражителей, а особенно при недостатке внимания со стороны взрослых и отсутствии постоянного общения с ними ребёнок с раннего возраста попадает в условия, нарушающие его психическое и физическое здоровье. При недостаточном эмоциональном общении у ребёнка возникает состояние физического и духовного дискомфорта, который приводит к нарушению различных функций организма. В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение - залог уравновешенного состояния малыша.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании. Важно, чтобы требования к детям были одинаково посильными, согласованными между родителями и воспитателями. Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому педагогу-психологу и воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание.

С этой целью в методическом руководстве представлен перспективный план по работе с родителями, где затронуты темы наиболее значимые для воспитания детей именно этого возраста. Также в помощь представлены различные советы с соответствующими этому возрасту приёмами воспитания. Чтобы узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребёнок, любит ли он играть, трудиться – в помощь воспитателю предлагаются анкеты.

Необходимо повернуться лицом к ребёнку, бережно относиться к его физической и психической природе, создавать условия для раскрытия каждой индивидуальности, формируя при этом положительные нравственные основы личности. Важно так организовать жизнедеятельность детей, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, любящими людей и вполне уверенными в своих силах. Чтобы помочь ребёнку в развитии необходимо создать условия, узнать, в чём его проблемы, где и как нужно оказать помощь.

Социальная значимость. Во взаимосвязанной системе деятельности детского практического психолога диагностическая и коррекционно-развивающая работа является наиболее востребованной со стороны родителей и педагогов. Предложенная консультативная информация и методические рекомендации направлены на оптимизацию процесса общения родителей и детей, педагогов и детей в период раннего детства, что будет способствовать успешной социализации ребёнка.

Научная значимость. Предлагаемое методическое руководство является попыткой обобщить и систематизировать современные актуальные подходы к организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях ДОУ. Полно описана организация диагностико-консультативного обследования детей испытывающих трудности в адаптации к ДОУ.

Практическая значимость состоит в том, что в методическом руководстве предлагается диагностический инструментарий психолого-педагогического изучения детей раннего возраста, направленный на практическое использование, позволяющий построить прогноз отклоняющегося развития детей группы риска. Представлен комплекс коррекционно-развивающих игр на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер, которые помогут всем субъектам образовательно-воспитательного процесса в разработке и реализации индивидуализированных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Данная работа включает комплект апробированных бланков, представлений и карт для специалистов участвующих в учебно-воспитательном процессе.

Цель: Создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей раннего дошкольного возраста обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития детей, их родителей и педагогов.

Задачи:

  1. Создать условия для облегчения адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;

  2. Способствовать созданию психологического комфорта для участников педагогического процесса в группах раннего возраста;

  3. Оказывать помощь воспитателям в подборе методов для полноценного развития детей раннего дошкольного возраста;

  4. Обеспечить психологическое просвещение педагогов и родителей детей раннего дошкольного возраста;

  5. Оказывать помощь педагогам и родителям в развитии и воспитании детей.

Краткое содержание работы:

Методические руководство это сборник различных форм, методов, приёмов диагностической и практической работы с детьми раннего дошкольного возраста, а также форм оформления документации по этому возрасту в помощь педагогам-психологам и воспитателям.

В пособии содержатся теоретические и практические материалы (консультации, адресованные родителям и педагогам, развивающие игры для детей) по организации адаптационного периода в ДОУ детей раннего возраста.

В отдельном разделе описана консультативная работы педагога-психолога с воспитателями ясельных групп по вопросам улучшения адаптации, создания условий для полноценного развития и воспитания детей.

В одном из разделов методического руководства составителями предлагается стендовый и консультативный материал для родителей по воспитанию и развитию детей.

Сроки внедрения:

Методическое руководство было разработано в 2004 году, в основе его – подборка практических материалов, используемых в практике педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений №65, №69, №76, №88, №93, №96.

Представляемая на конкурс работа даёт работающим по ней специалистам возможность познакомиться и использовать в работе ранее незнакомые методы воздействия на развитие детей и формы ведения документации. Составители методического руководства используют его в работе с декабря 2004 года.

Значение и практическое использование:

Данная работа имеет большое значение для ранней диагностики отклонений в развитии, и, как нам кажется, отражает направления коррекционной работы с проблемными детьми (консультационная работа с родителями, педагогами, коррекционно-развивающая работа с детьми).


Методическое руководство… могут использовать педагоги-психологи для ранней диагностики отклонений в развитии познавательной и личностной сфер, для подбора консультаций педагогам и родителям по необходимой тематике. Данная работа будет интересна и педагогам, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, поскольку здесь можно получить информацию по улучшению процесса адаптации детей к условиям детского сада, по созданию условий для разностороннего развития детей раннего возраста.

    ГЛАВА I. Диагностическая работа


Адаптация

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:

  • внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Педагог-психолог проводит в начале учебного года наблюдение за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня. Период адаптации — достаточно сложный период в жизни дошкольника. Он может проходить по-разному.

Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой и др. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые при­вычки и возможности их перестройки еще нет.

После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.

Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.

Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отме­тить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности.

Именно на этих детей должно быть в первую очередь обращено внимание педагога-психолога, потому что подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и даже привести к заболеванию. Для осуществления помощи такому ребенку психолог проводит наблюдение за особенностями эмоциональных проявлений.

Для понимания причин сложного протекания адаптации педагог-психолог проводит беседу с родителями и предлагает заполнить анкету, в которой родитель излагает собственное мнение о том, как протекает период адаптации, и повли­яло ли посещение детского сада на поведение ребенка дома.

Ответы родителей на вопросы анкеты и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают педагогу-психологу разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

На характер адаптации оказывает влияние и то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родителям еще до поступления ребенка в группу рассказывают о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания, рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома.

Педагог-психолог на родительском собрании для вновь поступающих детей делает сообщение о том, какие навыки самообслуживания и общения у ребенка могут быть сформи­рованы по возрасту.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, расска­зывает, что отсутствие этих умений может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в немедленной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Поэтому для малыша нужно создать такие условия, в которых его самостоятельность и автономность могут развиваться.
Успешная адаптация. Как её измерить?

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Четыре основных фактора поведенческой адаптации:

– эмоциональное состояние;

– коммуникабельность;

– послеполуденный сон;

– аппетит;

Каждый фактор оценивается от +3 до -3 (от отличной адаптации до полной дезадаптации). Суммарно по 4 факторам можно получить +12 или -12.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днём или быть более долгой.

Успешность адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации


Лёгкая


До 5 дн.-1 нед.


+12…+8

А-1 и П-1.

А-1 и П-2 высок


Средняя


До 15 дн.-3 нед.


+7…0

А-1 и П-3

А-2 и П-2 средн.


Усложнённая


До 25 дн.-5 нед.


-1…-7

А-2 и П-4.

А-3 и П-3 сложн


Дезадаптация


Более 5 нед.


-8…-12

А-3 и П-4 деза-

А-4 и П-4 даптац.



Определение поведенческой реакции

в соответствии с оценкой факторов адаптации.

1. Эмоциональное состояние ребёнка.

+3

Весел, жизнерадостен, подвижен, активен;

+2

Улыбается, настроение хорошее, спокоен;

+1

Иногда задумчив, замкнут;

-1

Лёгкая плаксивость, хныканье;

-2

Плачет за компанию; плач приступообразный;

-3

Сильный, профилактический плач; подавленное настроение;


2. Социальные контакты ребёнка.

+3

Много друзей, охотно играет с детьми;

+2

Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми;

+1

Безразличен к играм, отстранён, замкнут;

-1

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечён в игру;

-2

Проявляет тревогу, бросает начатые игры;

-3

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть;


3. Сон ребёнка.

+3

Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро;

+2

Сон спокойный;

+1

Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго;

-1

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне;

-2

Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне;

-3

Отсутствие сна;


4. Аппетит ребёнка.

+3

Очень хороший, съедает всё с удовольствием;

+2

Нормальный аппетит, ест до насыщения;

+1

Аппетит выборочный, но насыщенный;

-1

Отвергает некоторые блюда, капризничает;

-2

Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно;

-3

Отвращение к еде, кормление мучительно;


Первые признаки адаптации ребёнка:

– хороший аппетит;

– спокойный сон;

– охотное общение с другими детьми;

– адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

– нормальное эмоциональное состояние;

Цель адаптации:

подготовка ребёнка к самораскрытию личности, самореализации социальных и творческих способностей.


Кроме того, исследование уровня адаптации удобно проводить, используя индивидуальный лист адаптации (приложение 1). По окончании этого исследования определить группу адаптации каждого ребёнка, можно используя таблицу: определение группы адаптации (приложение 2).
Результаты индивидуального исследования для определения общей картины процесса адаптации детей группы, удобно вносить в сводную таблицу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconСборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего...
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу...

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconМетодическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных...
Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconГодовой план работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №1 рассчитано на 125 детских...

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений
Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые...

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconРеферат по дополнительной профессиональной программе «Воспитание детей раннего возраста»
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconМетоды диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста
Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconРуководство для родителей, воспитателей и педагогов
Вы мечтаете иметь одаренных детей или внуков, которые будут хорошо учиться в школе, овладеют множеством знаний, творческих профессий,...

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители icon05. 04. 2017 «Педагог психолог года» и «Воспитатель года»
Мго профсоюза входили главный специалист организационного отдела Смирнова Алевтина Николаевна и председатель Территориальной профсоюзной...

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconМетодические материалы для педагогов для проведения Урока Универсиады...
Авторы-составители: Ванюхина Н. В., Галиуллина Ф. Ш., Саглам Ф. А., Скоробогатова А. И., Сулима Л. О

Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста Составители iconСеминар-практикум для педагогов по работе с гиперактивными детьми
Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск