Дидактические единицы
ОПД.Ф.12
| Документирование управленческой деятельности
Документ и системы документации; управленческая документация: требования к составлению и оформлению, формуляр-образец, состав и расположение реквизитов; составление и оформление основных документов: договоров, контрактов, приказов, служебных записок, протоколов, актов, справок и документов личного происхождения; организация документооборота; систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения; современные способы и техника создания документов; деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стандартные фразы и выражения; правила и формы коммерческой переписки с зарубежными партнерами; корреспонденция, связанная с проведением периодических мероприятий, и прочая корреспонденция организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения.
|
Аннотация
Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности организации и составляет основы любого бизнеса. По подсчетам специалистов, на составление документов и на работу с ними в среднем уходит до 60% рабочего времени управленческого персонала. Современный бизнес – это в значительной степени непрерывный процесс составления и перемещения документов. Заключаются и расторгаются сделки, происходит купля-продажа ценных бумаг, недвижимости и иных активов предприятия – за всем этим стоят документы.
Документационное обеспечение управления (делопроизводство) – это специфическое направление деятельности, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении. От того, насколько правильно составлены и оформлены документы, организована работа с ними, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческого решения. Грамотно составленный документ является главным аргументом в спорных ситуациях и гарантом успешной сделки.
Неправильное оформление, хранение документов может обернуться риском потери ценной информации, прямыми убытками при расторжении сделки или невыгодными условиями контракта, что негативно отразится и на финансовом положении предприятия, и на его репутации. Ошибки при ведении кадровой документации, фиксирующей трудовые отношения работника с предприятием, не просто выражают неуважение к сотруднику, но и являются нарушением требований трудового законодательства РФ.
Организация и ведение делопроизводства требует профессиональных знаний и навыков. Как правило, эту работу на предприятии ведут службы делопроизводства или секретари. Однако каждый специалист предприятия и работник аппарата управления должен знать основы делопроизводства, поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает получение знаний в данной области.
Курс «Документирование управленческой деятельности» входит в число обязательных дисциплин Государственного образовательного стандарта, поэтому данная программа построена в соответствии с его требованиями.
1 Цели и задачи дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является углубленное изучение документа и систем документации в их историческом развитии, теоретических и практических проблем создания документированной информации учреждений любой организационно-правовой формы.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи
изучение взаимосвязи информации и документа;
анализ процесса складывания и развития формуляра документа;
анализ процесса формирования и развития систем документации;
ознакомление с современными требованиями к документам;
привитие навыков анализа документа;
привитие навыков проектирования унифицированных форм документов, систем документации и информационно-документационной системы учреждения в целом.
2 Начальные требования к освоению дисциплины
Для изучения курса требуются знание основ стандартизации, менеджмента, права, навыки работы с Windows, Excel. Курс рассчитан на широкое применение в учебном процессе элементов практической работы и компьютерных технологий управления.
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студенты должны знать основные правила оформления управленческих документов. Студенты знакомятся с образцами основных видов управленческих и кадровых документов, а также с принципами организации работы с документами, получают практические навыки составления, оформления и обработки управленческих документов.
ГОС определены следующие дидактические единицы:
Документ и системы документации; управленческая документация: требования к составлению и оформлению, формуляр-образец, состав и расположение реквизитов; составление и оформление основных документов: договоров, контрактов, приказов, служебных записок, протоколов, актов, справок и документов личного происхождения; организация документооборота; систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения; современные способы и техника создания документов; деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стандартные фразы и выражения; правила и формы коммерческой переписки с зарубежными партнерами; корреспонденция, связанная с проведением периодических мероприятий, и прочая корреспонденцияорганизация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения.
Студент должен
уметь
унифицировать и проектировать формы документов;
составлять документы с использованием языковых вариантов в зависимости от назначения содержания и вида документа;
оформлять документы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
4 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Всего часов
| Распределение
по семестрам/курсам
| Общая трудоемкость дисциплины
| 126/126
| 2/3
| Лекции
| 36/10
| Практические занятия
Всего самостоятельная работа
в том числе:
индивидуальное домашнее задание
контрольная работа
| -/4
90/112 -/-
-/1
| Вид итогового контроля
| зачет/зачет
|
|
5 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины
5.1 Очная форма обучения
№
занятия
| Темы дисциплины
|
| Лц
| CPC
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Введение | 0,5
|
| 1
| Тема 1 Документационное обеспечение предприятия. Документ и системы документации.
Основные понятия курса. Информация. Документ. Реквизит документа. Официальные документы. Юридическая сила документа. Делопроизводство. Документирование. Документооборот. Документационное обеспечение управления. Классификация документов. Система документации. Группа организационно-распорядительных документов. Стандартизация и унификация документов. Унифицированная система Документации (УСД). Принципы делопроизводства. Схема организации работы с документами предприятия.
| 1,5
| 10
| 2
| Тема 2 Современное государственное регулирование делопроизводства в РФ
Законодательное регулирование делопроизводства ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Постановление правительства РФ «Правила подготовки правовых
актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Нормативно-методическое регулирование делопроизводства. Государственная система документационного обеспечения управления. Общие положения. Общиетребованияк документам и службам документационного обеспечения. ГОСТ Р 6.30-2003: Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
| 2
| 10
| 2-4
| Тема 3 Требования к бланкам документов управления. Управленческая документация: требования к составлению и оформлению, формуляр-образец, состав и расположение реквизитов; составление и оформление основных документов: договоров, контрактов, приказов, служебных записок, протоколов, актов, справок и документов личного происхождения. Способы изготовления бланков и их виды. Общий бланк. Бланк письма. Бланк конкретного вида документа. Бланки для работы с иностранными компаниями. Гербовый бланк. Реквизиты бланка. Продольное расположение реквизитов бланка. Угловое, флаговое и центрованное расположение реквизитов бланка.
| 4
| 20
ИДЗ
| 4-5
| Тема 4 Общие правила оформления управленческих документов. Составление текстов служебных документов.
| 2
|
| 5-10
| Тема 5 Особенности составления и оформления основных документов управления. Деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стандартные фразы и выражения; правила и формы коммерческой переписки с зарубежными партнерами; корреспонденция, связанная с проведением периодических мероприятий, и прочая корреспонденция; организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения.
Основные группы документов. Организационные документы предприятия. Распорядительные документы предприятия. Документ по личному составу. Информационно-справочные документы.
Приказы по основной деятельности. Распоряжения, решения. Протоколы, полная и краткая форма их оформления. Акты. Служебные и объяснительные записки. Справки. Служебные доверенности. Должностные инструкции. Письма, их классификация, структура, стандартные фразы и выражения. Нормы официально-делового стиля служебных документов. Деловое письмо международного образца. Факсы, телефонограммы.
| 12
| 20
ИДЗ
| 11-13
| Тема 6 Правила оформления документов по личному составу
Документация по личному составу. Оформление документов при приеме, увольнении и переводе работника на другую должность. Анкета. Трудовые контракты. Приказы по личному составу. Основные реквизиты документов и правила их оформления. Краткие сведения о правилах оформления трудовых книжек, личных карточек, личных дел работников.
| 6
| 20
| 14-17
| Тема 7 Организация документооборота. Организация документооборота; систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения; современные способы и техника создания документов.
Понятия документооборот и организация документооборота. Нормативно-методическая регламентация документооборота. Основные правила организации документооборота на предприятии. Качественные характеристики документооборота. Классификация документопотоков: горизонтальные, вертикальные, восходящие, нисходящие, входящие, исходящие и внутренние. Подсчет объема документооборота.
| 8
| 10
| Всего
| 36
| 90
|
5.2 Заочная форма обучения №
занятия
| Наименование раздела дисциплины
| Кол-во часов
| Лц
| Пз
| CPC
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Раздел 1 Документационное обеспечение предприятия
Документ и системы документации. Основные понятия курса. Информация. Документ. Реквизит документа. Юридическая сила документа. Делопроизводство. Документирование. Документооборот. Документационноеобес-печение управления. Классификация документов. Система документации. Стандартизация и унификация документов. Унифицированная система документации (УСД). Принципы делопроизводства. Схема организации работы с документами предприятия.
| 3
|
| 30
| 2-3
| Раздел 2 Требования к бланкам документов управления
Управленческая документация: требования к составлению и оформлению, формуляр-образец, состав и расположение реквизитов; составление и оформление основных документов: договоров, контрактов, приказов, служебных записок, протоколов, актов, справок и документов личного происхождения. Способы изготовления бланков и их виды. Общий бланк. Бланк письма. Бланк конкретного вида документа. Гербовый бланк. Реквизиты бланка. Продольное расположение реквизитов бланка. Угловое, флаговое и центрованное расположение реквизитов бланка.
| 3
| 2
| 30
| 4-6
| Раздел 3 Особенности составления и оформления основных документов управления
Деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стандартные фразы и выражения; правила и формы коммерческой переписки с зарубежными партнерами; корреспонденция, связанная с проведением периодических мероприятий, и прочая корреспонденция; организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения. Организация документооборота; систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения; современные способы и техника создания документов. Основные группы документов. Организационные документы предприятия. Распорядительные документы предприятия. Документы по личному составу. Информационно-справочные документы.
Приказы по основной деятельности. Протоколы, полная и краткая форма их оформления. Акты. Справки. Письма, их классификация, структура, стандартные фразы и выражения. Нормы официально-делового стиля служебных документов.
| 4
| 2
| 32
|
| Контрольная работа
|
|
| 20
| Всего
| 10
| 4
| 112
|
6 Содержание практических занятий(заочная форма обучения)
№
п/п
| №
раздела
| Наименование практических занятий
| 1
| 2
| Оформление и составление бланков документов управления
| 2
| 3
| Составление и оформление служебных писем, приказов, выписок из приказов, протокола, выписки из протокола, акта, справки
| |