Приложение 3 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» 1.1. Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)
| Данная учебная дисциплина принадлежит к гуманитарному и социальному циклу дисциплин.
Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как социология, логика, история.
Учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как история, обществознание.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области истории, обществоведения, логики.
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для формирования культуры мышления, умения ставить и разрешать общие вопросы профессиональной деятельности.
| Соответствие учебной программы требованиям ФГОС
| Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» № 464 от 4 мая 2010 г.
| Цель и задачи учебной дисциплины
| Цель настоящей учебной дисциплины – сформировать культуру мышления.
В ходе ее достижения решаются задачи:
ознакомить с основными достижениями философской традиции,
выработать навыки строгого мышления,
научить работать с философскими текстами.
| Требования к результатам обучения
| В результате изучения дисциплины студент должен знать:
что такое философия, каковы ее задачи и средства,
основные этапы истории философской традиции,
основных представителей философской традиции и их достижения,
как работать с философским текстом.
По окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
| Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.
| Учебная дисциплина «Философия» общим объемом 144 часа изучается в течение одного семестра.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом во втором семестре.
|
1.2 Тематический план учебной дисциплины «Философия» (144 ч.)
Наименование тем
| Количество часов
| Лек
| Лаб
| Пр
| СРС
| Всего
| Очная форма обучения
| Понятие философии
| 2
| -
| 2
| 2
| 6
| Бытие и познание в античной философии
| 4
| -
| 8
| 8
| 20
| Вера и знание в античной философии
| 2
| -
| 4
| 4
| 10
| Разработка научного метода в новоевропейской философии
| 2
| -
| 4
| 4
| 10
| Бытие, природа, человек в немецкой классической филсоофии
| 2
| -
| 8
| 4
| 14
| Современная философия науки
| 2
| -
| -
| 4
| 6
| Современная социальная философия
| 2
| -
| 4
| 4
| 10
| Современная философская антропология
| 2
| -
| 6
| 6
| 14
| Экзамен
| -
| -
| -
|
| 54
| Итого по курсу:
| 18
| -
| 36
| 36
| 144 (3 ЗЕ)
|
1.3. Содержание учебной дисциплины Тема 1. Понятие философии
Слово «философия». Понятие и роль мировоззрения. Виды мировоззрения: обыденное, мифическое, научное, философское. Специфика философского мировоззрения: критическое мышление, принцип достаточного основания. Возникновение философии. Различение мнимо и истинно сущего. Понятие бытия. Бытие и ничто. Бытие и становление. Онтология. Гносеология. Тема 2. Бытие и познание в античной философии
Специфика древнегреческо й культуры: культура архипелага, демократические полисы, культурное многообразие. Досократики: переход от мифологического к философскому мышлению. Проблема архэ. Софисты: фюсис и номос. Протагор: «человек есть мера всех вещей». Сократ и проблема общих понятий.
Место Платона и Аристотеля в древнегреческой и мировой философской традиции. Платоновская теория идей: идеи как прообразы вещей, связь идеи и вещи. Учение Платона о душе. Этика Платона и модель идеального государства. Систематизации философии в трудах Аристотеля. Метафизика Аристотеля: учение о форме и материи, учение о причинах. Логика Аристотеля. Тема 3. Вера и знание в средневековой философии
Средневековая европейская культура и христианство. Роль теологии в средневековой культуре. Философия и теология. Фидеизм и рационализм в средневековой философии (Тертуллиан и Ириней). Августин как родоначальний средневековой европейской философии. Разработка темы соотношении веры и знания в схоластике (Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский). Тема 4. Разработка научного метода в новоевропейской философии
Кризис средневековой культуры: переход от феодального общества к буржуазному, религиозный раскол. Востребованность науки в политике и экономике, востребованность философии в ситуации идеологического кризиса. «Новый органон» Ф. Бэкона. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм. Тема 5. Бытие, природа, человек в немецкой классической философии
Априорные формы знания и поступка в трансцендентальном идеализме И. Канта. Разработка трансцендентализма в философии Фихте и Шеллинга. Гегелевская «Энциклопедия философских наук»: логика, философия природы и философия духа. Историзм как принцип гегелевской философии. Судьба гегельянства: правое и левое гегельянство, Маркс. Тема 6. Современная философия науки
Кризис классической научной картины мира на рубеже XIX – XX века. Проблема «очищения науки от метафизики» (эмпириокритицизм и венский неопозитизизм). Логический позитивизм, анализ языка философии у Л. Витгенштейна. Принципы верификации и фальсификации в философии науки (К. Поппер). Постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд): релятивизм в философии науки. Тема 7. Современная социальная философия (2 часа)
Проблема социальной природы человека в философии: антиномия «общественного животного» и «человека-зверя». Картезианский индивидуализм в философских учениях об обществе. Открытие общества. Маркс. Проблема насилия в неомарксизме (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Исследование социального контроля в структурализме и постструктурализме (М. Фуко, Ж. Бодрийяр). Тема 8. Современная философская антропология (2 часа)
Кризис просвещенческой концепции человека. Ницше: учение о «воле к власти» и сверхчеловека. Идея бессознательного в психоаналитической философии З. Фрейда. Проект «философской антропологии» М. Шелера. Экзистенциализм и проблема смысла человеческого бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю). Человек в диалогической философии (М. Бубер). 1.4 Организация самостоятельной работы
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Вопросы, выносимые на СРС
| Содержание СРС
| Форма контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Понятие философии
| 2
| Герменевтика философского текста.
| Курсорное чтение текста, составление плана и выявление «темных мест»
| Беседа по результатам работы
| 2.
| Бытие и познание в античной философии
| 8
| Досократическая философия. Генезис древнегреческой философии. Проблема первоначала в ионийской философии (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен). Философия Гераклита Эфесского. Пифагор: учение о числе как первоначале. Рождение понятия «бытие» и характеристика бытия в философии элеатов (Ксенофана из Колофона, Парменид и Зенон).
Эллинистическая философия. Понятие «эллинизм». Идеал мудреца в школе киников. Философия Эпикура. Стоицизм в Древней Греции и в Древнем Риме (Зенон из Китиона, Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека). Академический скептицизм. Неоплатонизм.
Понятие справедливости в первой книге диалога Платона «Государство».
Книга Аристотеля «Метафизика»
| Ознакомление с соответствующими разделами учебника: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 1. Античность. СПб., 1997.
Герменевтическая работа с текстом диалога и трактата.
| Беседа по результатам работы
| 3.
| Вера и знание в средневековой философии
| 4
| Основные этапы развития средневековой европейской философии. Истоки средневековой философии: апологетика и патристика. Основные этапы развития схоластики: ранняя (Ансельм и Абеляр), зрелая (Альберт Великий и Фома Аквинский) и поздняя схоластика (Уильям Оккам). Философия эпохи возрождения как переходная форма от средневековья к Новому времени (Николай Кузанский, Фичино, Пико дела Мирандола).
Вера и знание в «Сумме теологии» Фомы Аквинского
| Ознакомление с разделом учебника: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 2. Средневековье. СПб., 1997..
Герменевтическая работа с текстом трактата.
| Беседа по результатам работы
| 4.
| Разработка научного метода в новоевропейской философии
| 4
| Английский эмпиризм XVII – XVIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.
Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро.
| Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 3. СПб., 1997.
Герменевтическая работа с текстом трактата.
| Беседа по результатам работы
| 5.
| Бытие, природа и человек в немецкой классической философии
| 4
| Философия Фихте и Шеллинга. Основные категории принципы «наукоучения» Фихте: «я» и «не-я», взаимодействия «я» и «не-я». Преодоление кантианского ограничения на познавание «вещи-в-себе». Мораль, право и государство в философии Фихте. Философия тождества Шеллинга: преодоление границы между субъектом и объектом.
| Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 3. СПб., 1997..
Герменевтическая работа с текстом трактата.
| Беседа по результатам работы
| 6.
| Современная философия науки
| 4
| 1. Основные этапы эволюции позитивизма. Наука и философия в «первом позитивизме» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль). Второй позитивизм (эмпириокритицизм): Э. Мах и Р. Авенариус. Конвенционализм А. Пуанкаре и П. Дюгема. Неопозитивизм: логический эмпиризм (Б. Рассел), аналитическая философия (Л. Витгенштейн). Постпозитивизм: теория «научных революция» А. Куна, концепция «научных программ» И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.
| Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 4. СПб., 1997.
Герменевтическая работа с текстом трактата.
| Беседа по результатам работы
| 7.
| Современная социальная философия
| 4
|
| Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 4. СПб., 1997.
Герменевтическая работа с текстом трактата.
| Беседа по результатам работы
| 8.
| Современная философская антропология
| 6
| Человек в русской философии. Концепция богочеловечества в религиозной философии В.С. Соловьева. Тема человеческой свободы в философии Н.А. Бердяева. Личность к свете «софиологии» (С.Н. Бургаков, П.А. Флоренский). Влияние марксизма на отечественную философскую антропологию. Философия личности в творчестве Э. Ильенкова.
|
| Беседа по результатам работы
|
1.5.Список литературы Основная литература
Алексеев П. В. Философия: учебник / Петр Васильевич Алексеев, Александр Владимирович Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова (МГУ). - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 588 с.
Губин В. Д. Философия: учебник / Валерий Дмитриевич Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с.
Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: учеб. пособие / Татьяна Геннадьевна Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 406, [1] с.
Дополнительная литература
Аристотель. Собр. соч. в 4 т.т. М. 1975 и др. издания.
Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб, 1993 и др. издания, Кн. 1,2.
Герменевтика: история и современность.– М. 1985.
Гулыга А. Немецкая классическая философия –М. 2004.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979 и др. издания.
Коплстон Ф. История философии Древняя Греция и Древний Рим – М. 2003.
Коплстон Ф. История философии ХХ век. М. 2002.
Рассел Б. История западноевропейской философии 1997 и др. издания.
Рикер П. Конфликт интерпретаций – М. 2002.
Суини М. Лекции по средневековой философии. М. 2001.
Философы ХХ века. М.2004 г.
Хайдеггер М. Время и бытие.– М. 1993.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб, 1997.
Чанышев А. Курс лекций по древней и современной философии –М. 1991.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)» 1.1 Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)
| Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла. Владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе. Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.
| Соответствие учебной программы требованиям ФГОС
| Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» № 464 от 4 мая 2010 г.
| Цель и задачи учебной дисциплины
| Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, социокультурной, познавательной и профессиональной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Цель курса предполагает развитие у обучаемых трех компонентов коммуникативной компетенции (лингвистической, социолингвистической, прагматической) и определяет следующие задачи обучения студентов английскому языку:
1. формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу;
2. увеличение словарного запаса в рамках обозначенной тематики и проблематики общения в объеме 1200 лексических единиц;
3. коррекция и развитие навыков продуктивного использования основных грамматических форм и конструкций;
4. формирование и совершенствование орфографических навыков применительно к новому языковому и речевому материалу;
5.развитие социолингвистической компетенции (знания правил и норм использования языка в различных типовых ситуациях бытового и профессионального общения);
6.формирование компетенции дискурса (знание правил построения высказываний, их объединения в текст);
7.развитие функциональной компетенции (умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций)
8.формирование компетенции схематического построения речи (умение последовательно строить высказывание в соответствии с моделей социального взаимодействия)
| Требования к результатам обучения
| Данная программа обеспечивает возможность реализации обучения иностранному языку в двух вариантах (в зависимости от исходного уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов):
1. Основной уровень – в диапазоне уровней: А1 – А 2+;
2. Повышенный уровень – в диапазоне уровней: А2+ - В1+ (по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками)
По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- владением необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13)
* конечные требования представлены в отдельной таблице
| Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.
| Учебная дисциплина «Иностранный язык в сфере юриспруденции» общим объемом 144 часа (54 ч.– практические занятия, 54 ч. – самостоятельная работа, контроль – 36 ч.) изучается в течение 2х семестров. Форма отчетности: 1 семестр – зачет, 2 семестр – экзамен
| *Конечные требования к уровню сформированности навыков и умений по каждому виду речевой деятельности включают в себя:
| А1-А2
| А2-В1
| Говорение (диалогическая и монологическая речь)
| Иметь навык участия в беседе на известную тему:
уметь простым языком в виде ряда коротких простых фраз и предложений в форме перечня
рассказать историю или описать что-либо; описать то, что окружает его каждый день: людей, места, опыт работы или учебы; давать короткие простейшие описания событий и действий; рассказать о планах и договоренностях, привычках и повседневных делах, о том, чем занимается и о личном опыте; использовать простые описательные средства языка, чтобы коротко высказать свое суждение и сравнить различные предметы или имущество; объяснить, что ему/ей нравится/не нравится в чем-либо.
владеть простейшими, наиболее распространенными выражениями и стандартными процедурами, обеспечивающими возможность достаточно эффективного общения.
| Иметь навык участия в беседе на известную тему:
уметь довольно бегло, простым языком что-либо или рассказывать в форме ряда последовательных утверждений; подробно описать кому-либо свой опыт, а также свою реакцию на этот опыт, чувства по этому поводу; рассказать сюжет книги или фильма и описать свою реакцию на него; описать свои мечты, надежды, стремления;
описать настоящие и выдуманные события; рассказать историю.
владеть широким спектром языковых функций и уметь использовать наиболее распространенные средства их выражения в нейтральном регистре общения.
Владеть распространенными нормами вежливости, соблюдать их в своем речевом поведении.
| Чтение
| Иметь навык информационного поиска:
уметь читать и понимать короткие простые тексты по знакомой тематике, содержащие конкретную информацию и написанные повседневным /профессионально
-ориентированным языком; простейшие виды стандартных, пишущихся по шаблону писем и факсов (запросы, заказы, письма-подтверждения и др.) на знакомую тему; обозначения и надписи: в общественных местах, например, на улице, в ресторане, на железнодорожной станции; на рабочем месте, например, директивы, инструкции, предупреждения об опасности
уметь извлекать конкретную информацию в простых письменных материалах, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, таких как письма, брошюры и короткие газетные статьи с описанием событий..
| Иметь навык информационного поиска:
уметь читать и понимать простые тексты, содержащие фактическую информацию на интересующую его/ее тему,
уметь извлекать необходимую информацию из довольно большого текста;
уметь собирать информацию из различных частей текста или из разных текстов с тем, чтобы выполнить конкретное задание;
уметь выявлять актуальную для него/нее информацию в повседневном письменном материале, например, в письмах, брошюрах и коротких официальных документах;
уметь читать и понимать описание событий, ощущений и желаний в личных письмах в пределах, позволяющих регулярно общаться с другом по переписке.
| Аудирование
| иметь навык понимания фраз и выражений, относящихся к вопросам первостепенного значения (простейшая информация о человеке и его семье, о покупках, о том, где что находится, об устройстве на работу) при условии, что говорят ясно и медленно.
| иметь навык понимания простых информационных сообщений об обычных повседневных вопросах и темах, связанных с его/ее работой, уметь выделить основные идеи и конкретные детали при условии, что говорят четко, со знакомым ему/ей произношением.
уметь определить основные положения четкой, стандартно звучащей речи по знакомым ему/ей вопросам, с которыми ему/ей постоянно приходится сталкиваться на работе, в школе, на отдыхе и т.д., включая короткие рассказы.
| Письмо
| иметь навык реализации своих письменных коммуникативных намерений:
уметь писать ряд простых фраз и предложений, связанных простыми связками, такими как «и», «но» и «потому что», о повседневной жизни: о людях, местах, работе или учебе, событиях, занятиях и личном опыте, простых и вымышленных биографии.
| иметь навык реализации своих письменных коммуникативных намерений:
умеет писать простые связные тексты по широкому кругу знакомых и интересующих его/ее вопросов, связывая воедино ряд отдельных коротких элементов;
короткие простые эссе на интересующие его/ее темы; краткие доклады, стандартные по форме и содержанию, дающие фактическую информацию повседневного характера и объясняющие предпринятые действия приводя доводы за и против определенной точки зрения и поясняя плюсы и минусы вариантов решения,
уметь составить план/тезисы прочитанного текста
уметь писать простые деловые письма.
|
|