Скачать 1.38 Mb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа по истории составлена для учащихся 6– 9 классов общеобразовательной школы в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) - Федеральный базисный учебный план (утвержден Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312) - Примерная программа по истории Л.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Г.В.Клоков Общая характеристика учебного предмета Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Исходя из этой более дробной сетки часов предполагается изучение: в VI классе – «Истории России» (с древности до XV в.) – 34 часа (включая тематический блок «Народы и государства на территории нашей страны в древности», если он не вошел в состав курса истории в V классе), «Истории Средних веков» (до XV в. включительно) – 34 часа; в VII классе – Истории России (XVI-XVIII вв.) – 43 часа; «Истории Нового времени» (XVI-XVIII вв.) – 25 часов; в VIII классе – «Истории России» (XIX – начало ХХ вв.) – 43 часа, «Истории Нового времени» (XIX – начало ХХ вв.) – 25 часов; в IX классе – «Новейшей и современной истории России» (с 1917 г. по настоящее время) – 44 часа, «Новейшей и современной истории зарубежных стран» (с 1918 г. по настоящее время) – 24 часа. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Цели Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часа для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени сократился на 3 часа (в 9 классе). Формы организации учебного процесса. Основной формой организации учебных занятий является урок. Урок: изучения нового материала, обобщения и систематизации изученного материала, контроля и коррекции, комбинированный. Нестандартные формы уроков: Урок-«путешествие»; Урок-«суд»; Урок-игра; Урок- КВН; Урок -исследование; Урок-экскурсия; Урок-диспут Урок-«круглый стол»; Урок - конференция; Урок - лекция; Урок -аукцион; Урок-защита проектов Технологии обучения: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, ИКТ, и др. Приемы и методы, используемые на уроках истории: Диалогизация: - групповые, парные, коллективные формы работы; - диспуты, дискуссии; - совместная постановка целей, задач, обсуждение результатов, совместный поиск путей решения проблем. - уважение точки зрения другого человека. Проблематизация: -проблематизация содержания, нахождение противоречий; - демонстрация различных точек зрения; - поощрение высказываний альтернативных точек зрения, сомнений, самостоятельных суждений; - использовать метод учебных исследовательских проектов. Персонификация: - выражению личного отношения к предмету или явлению; - отражение в уроке личного опыта, как педагога, так и учащегося; - демонстрация уважения к личностной позиции каждого участника учебного процесса. Индивидуализация: - следование принципам: человек - уникален; человек - саморазвивающаяся индивидуальность. - дифференциация обучения; - создание условий для саморазвития и самореализации личности; - использование творческих индивидуальных заданий, самостоятельной работы. Виды и формы контроля 1. вводное повторение (проводится с целью актуализации знаний в виде устного фронтального опроса, «круглого стола», контрольной работы, теста, теста с самопроверкой) 2. текущий контроль (проводится с целью дифференцирования учащихся по степени усвоения учебного материала для последующей корректировки знаний в формах: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления, реферативные работы и сообщения учащихся, работа с документами, исторической картой, тестовый контроль, письменные задания, творческое задание, взаимоконтроль, самоконтроль) 3. тематический контроль (проводится с целью оценки результатов усвоения каждым обучающимся определённой темы или раздела программы, обязательно разноуровневый, в формах: контрольные письменные работы, тесты, дискуссии, «круглые столы», практические работы, зачёты). 4. рубежный контроль (выявление готовности каждого обучающегося к переходу на следующий этап изучения, выявление соответствия уровня подготовки обучающегося требованиям ГОС на определённом этапе). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения истории ученик должен знать/понимать
|
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-кз "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями) | Федеральным законом от 29. 12. 12 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Федеральный закон от 29. 12. 2013 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чердатская средняя общеобразовательная школа» | Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-Ф3 | ||
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Умк «Enjoy English» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул, 2011). Рабочая программа ориентирована... | ||
Адаптированная рабочая программа по домоводству для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012г.... | Данная рабочая программа составлена для учащихся 11 класса с целью полного и оптимального освоения учащимися содержания предмета... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |