Г. Т. ЕГОРАЕВА
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
) РУССКИЙ язык практикумО
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2
РАБОТА
НАД КОММЕНТАРИЕМ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА И АРГУМЕНТАЦИЕЙ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Интерпретация текста г Типы комментария Способы аргументации Материал для аргументации
ь. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Г. Т. Егораева
ПРАКТИКУМ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения
Подготовка к выполнению части 2
Рекомендовано ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ
Интерпретация текста Типы комментария Способы аргументации Материал для аргументации
Издательство
«ЭКЗАМЕН»
МОСКВА
2015 УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1 Рус ЕЗО
Егораева Г. Т.
ЕЗО ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 2 / Г. Т. Егораева. — М. : Издательство «Экзамен», 2015. — 111, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
ISBN 978-5-377-08369-6
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку показывает, что по-прежнему остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием его проблематики, аргументацией собственного мнения. Данное пособие поможет школьникам легко решить эти проблемы и получить самые высокие баллы по критериям 2 и 4 в части 2.
Работая с пособием, учащийся научится формулировать проблему текста и его главную мысль, комментировать проблему с опорой на текст, выражать собственную позицию и агрументировать ее.
Издание рассчитано на учителей-словесников, методистов, а также старшеклассников, готовящихся к Единому государственному экзамену.
Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус
Формат 70x108/16. Гарнитура «Школьная». Бумага газетная. Уч.-изд. л. 4,06. Уел. печ. л. 9,8. Тираж 10 000 экз Заказ № 2449/14.
ISBN 978-5-377-08369-6
О Егораева Г. Т., 2015 О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2015СОДЕРЖАНИЕ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ПО НАПИСАНИЮ КОММЕНТАРИЯ К ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА И АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО
МНЕНИЯ
Комментирование проблемы — наиболее сложная и важная часть экзаменационной работы по русскому языку — сочинению- рассуждению (часть 2), так как это задание позволяет оценить, правильно ли понят выпускником исходный текст, сумел ли ученик увидеть те аспекты сформулированной им проблемы, которые интересуют самого автора текста. Именно умение объяснить рассматриваемые автором стороны проблемы, полнота этих пояснений оцениваются при проверке работы выпускника. Кроме того (и это самое важное!), комментарий должен быть написан с опорой на исходный текст.
Как же справиться с данным заданием? У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте — и вы забудете, посмотрите — и вы запомните, сделайте — и вы поймёте». Поэтому начнем сразу с практики и обратимся к следующему тексту.
(1 )С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Её я никогда не называла бабушкой — только мамой.
Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего...
Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. ( 7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. (10 )Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11 )Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета.
Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались размолвки, мои капризы и непослушание. (18)Единствен- ным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной — ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».
(21 )Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома.
(26 )Я была домашним ребёнком — не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Матъ отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
...В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?» ) поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя».
{По Т. Щегловой)Давайте проследим развитие авторской мысли в тексте.
Для этого нужно:
исходный текст разделить на микротемы — предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
выделить основную мысль каждой микротемы; сформулировать данную мысль; записать её в виде пункта плана;
используя глаголы (см. таблицу, данную ниже), показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы
| Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п.
| Глаголы, передающие мысли, особо важные автору
| Автор обращает внимание на..., заостряет, акцентирует внимание (на чём?)..., подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п.
| Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции
| Автор считает, утверждает, что...; убеждён в том, что; делает вывод, что...
|
Проследим развитие авторской мысли на примере прочитанного текста, сформулировав основную мысль каждого абзаца (микротемы).
Микротема 1
(1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Её я никогда не называла бабушкой — только мамой.
(З)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего...Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства.
Комментарий
Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью.
Микротема 2
Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. (10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (И)Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишня- ковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
Основная мысль микротемы
Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери.
Комментарий
Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину.
Микротема 3
В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета.
Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
Мать свою жизнь подчинила интересам внучки.
Микротема 4
Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались размолвки, мои капризы и непослушание.
Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной — ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».
Основная мысль микротемы
Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым.
Микротема 5
Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома.
Основная мысль микротемы
Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена.
Микротема 6
Я была домашним ребёнком — не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
Основная мысль микротемы
Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой. Автор помогает также понять причины, по которым бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире с собой и окружающими людьми.
Микротема 7
(30)...В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (ЗЗ)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя».
Основная мысль микротемы
Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придает ей силы бороться с болезнью.
Комментарий
Т. Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать».
Вот наш итоговый комментарий:
Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью. Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину. Кроме того, автор помогает понять причины, по которым бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире с собой и окружающими людьми. Т. Щеглова заставляет нас задуматься и о подвиге материнства, и об истинном значении слова «Мать».
Если же необходимо прокомментировать актуальность проблемы, то нужно непременно показать, в чем конкретно злободневность проблемы, рассматриваемой автором. Однако и в этом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст\ Нельзя ограничиваться отпиской: «Данная проблема (нравственная, философская, экологическая и т.п.) очень актуальна в наши дни».Например, к тексту Т. Щегловой может быть выстроено вот такое схематическое рассуждение, которое впоследствии легко трансформируется в комментарий:
проблема морально-этическая
актуальная (почему?)
\7
потому что дает возможность понять:
что значит быть Матерью;
почему материнство — это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями;
как овладеть искусством стать настоящей Матерью; потому что
\7
заставляет задуматься об ответственности быть матерью;
позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства;
понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя массу проблем и обязательств;
помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребёнка и т.п.
Перечень типичных ошибок при написании комментария.
Замена комментария пересказом содержания исходного текста.
Замена комментария описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждением по поводу прочитанного.
Замена комментария одной развернутой цитатой из текста.
Замена комментария переписанным текстом рецензии задания В8.
Замена комментария рассказом о средствах выразительности.
Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме.
При аргументации собственного мнения по проблеме (критерий 4) следует помнить, что высказывание приобретает функцию аргумента только тогда, когда оно доказывает или опровергает истинность или
ложность тезиса. 10Схематически аргументационная часть должна выглядеть следующим образом:
Т езис
Почему это так? ^ ^
Потому что (так как)...
Аргумент 1 Аргумент 2
V ^
Что следует из вы ш есказанного?
|