Технология ведения тренинга речь


НазваниеТехнология ведения тренинга речь
страница1/23
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

В. Г. Пузиков

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2005

ББК88.5 П88

Пузиков В. Г.

П88 Технология ведения тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 224 с: илл.

ISBN 5-9268-0336-5

Эта книга — незаменимое пособие для начинающего тренера. В ней описано все: стандартная программа социально-психологического тренинга, основные процедуры, лучшие разминочные и ролевые игры, ответы на наиболее частые вопросы тренеров-новичков и многое другое.

Для психологов, тренеров, педагогов, социальных работников.

ББК 88.5

ОГЛАВЛЕНИЕ

ISBN 5-9268-0336-5

В. Г. Пузиков, 2005

Издательство «Речь», 2005

П. В. Борозенец, оформление, 2005

Введение .........................................................................6

Глава 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1.1. Что такое — социально-психологический тренинг?................................11

1.2. Групповая динамика и этапы работы группы...........................................19

1.3. Роль тренера...................................................................................................26

Роль активного лидера, руководителя.......................................................26

Роль аналитика...............................................................................................26

Роль комментатора........................................................................................27

Роль посредника или эксперта....................................................................28

1.4. Режим работы в тренинге.............................................................................30

1.5. Как заработать очки в тренинге?.................................................................33

1.6. Трудные участники в тренинговой группе................................................39

1.7. Как начинать работать?.................................................................................43

Глава 2 ПОДГОТОВКА К ТРЕНИНГУ

2.1. Подготовка тренера.......................................................................................49

2.2. Характеристика группы................................................................................54

2.3. Разница в статусе участников тренинга.....................................................59

2.4. Число участников в группе...........................................................................62

2.5. Подготовка помещения................................................................................69

2.6. Раздаточные материалы................................................................................71

Глава 3 ОБЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ

3.1. Правила работы группы................................................................................75

3.2. Знакомство......................................................................................................78

Варианты знакомства....................................................................................80

3.3. Углубленное знакомство..............................................................................83

3.4. Завершение дня..............................................................................................85

Глава 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА

4.1. Четыре стадии общения................................................................................89

4.2. Первая стадия — «Контакт»........................................................................94

Игры на установление контакта..................................................................97

Пять правил вступления в контакт.............................................................98

4.3. Вторая стадия — «Ориентация»...............................................................103

Технология ведения тренинга

Ог/Шление

Техники активного слушания....................................................................108

Невербальные формы общения.................................................................116

Игры на невербальное поведение.............................................................119

4.4. Третья стадия — «Поиск совместного решения»..................................123

Игры на аргументацию...............................................................................124

4.5. Четвертая стадия — «Принятие решения».............................................128

4.6. Коммуникативные конфликты в тренинге..............................................131

Игры для работы с конфликтами..............................................................133

Способы поведения в конфликтных ситуациях...............................135

4.7. Игры для тренинга общения......................................................................139

Игры-«катастрофы»...................................................................................139

Глава 5 ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТРЕНЕРА

5.1. Разминки, или психогимнастики...............................................................147

Зачем нужны в тренинге разминки?.........................................................147

Страхи............................................................................................................147

Варианты разминок.....................................................................................148

«Зоопарк с хлопками»...........................................................................148

Модификация «Зоопарка »....................................................................148

«Ботанический сад»................................................................................148

«Зоопарк-2».............................................................................................149

«Стая».......................................................................................................149

«Зоопарк просыпается ».........................................................................150

«Путанка»................................................................................................150

«Найди свою пару».................................................................................150

«Найди свою пару-2».............................................................................150

«Построиться по росту»........................................................................151

«Жмурки».................................................................................................151

«Жмурки наоборот»...............................................................................151

«Необычная эстафета»..........................................................................151

«Завязать узел».......................................................................................151

«Квадрат».................................................................................................152

«Пересядьте те, кто...»...........................................................................152

«Смена одежды».....................................................................................152

«Спираль».................................................................................................152

«Имя»........................................................................................................153

«Покачать»...............................................................................................153

«Голова великана»..................................................................................153

«Ручеек»...................................................................................................153

«Скала».....................................................................................................154

«Поздороваться с комплиментом»......................................................154

«Поздороваться с комплиментом-2»..................................................154

«Поздороваться без слов»....................................................................154

«Поздороваться без слов-2».................................................................155

«Физзарядка»..........................................................................................155

«Передача чувства по кругу»................................................................155

«Передача по кругу воображаемого предмета»...............................155

«Карлики и великаны»...........................................................................156

«Гомеостат на пальцах (выбрасывание пальцев)»............................156

«Шишки, желуди, орехи»......................................................................157

«Пустое место ».......................................................................................157

«Я самая красивая».................................................................................157

«Мостик-диагностик»............................................................................158

«Кто кого перехлопает/ перетопает»................................................158

«Составление рассказа »........................................................................158

«Подпрыгивания на 3»...........................................................................161

«Почетный гость »...................................................................................161

«Жизненное препятствие»....................................................................161

«Муха»......................................................................................................161

«Чемодан»................................................................................................162

«Конверты с именами»...........................................................................162

«Атомы и молекулы »..............................................................................162

5.2. Вопросы, которые чаще всего задают участники методического тре­нинга ......................................................................................................................164

Приложения МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ

Приложение 1. Катастрофа на Луне........................................................177

Приложение 2. Авария на Луне: экспертные оценки............................178

Приложение 3. Катастрофа в пустыне....................................................179

Приложение 4. Авария в пустыне: экспертные оценки.........................180

Приложение 5..............................................................................................181

Приложение 6. Техники ведения беседы.................................................182

Приложение 7. Активное слушание.........................................................184

Приложение 8. Текст для вербализаций.................................................186

Приложение 9. Рекомендации по проведению аргументации

своей точки зрения, позиции, решения..............................................188

Приложение 10. Факторы, способствующие возникновению

и развитию конфликта..........................................................................190

Приложение 11. Приемы установления контакта.................................192

Приложение 12. Слалом.............................................................................193

Приложение 13.Метод «Мозговая атака».............................................194

Приложение 14. Манипуляции..................................................................197

Приложение 15. Основные психологические средства и приемы

убеждения...............................................................................................199

Приложение 16. Образцы рабочих программ тренинга........................200

Литература...................................................................................................212

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Идея этой книги возникла в результате частых обращений ко мне за помощью начинающих тренеров, которые после прохождения методи­ческого тренинга провели по несколько групп самостоятельно. Были группы легкие, динамичные и были группы тяжелые. Иногда тренерам не удавались какие-то игры, иногда результат тренинга не оправдывал их ожиданий. По их словам, или в целом вся группа сопротивлялась и не хотела работать, или в группе попадалось несколько негативно на­строенных участников. Ситуации, в общем, достаточно стандартные, но тренер не смог с ними справиться. Некоторые даже говорили, что больше они тренинг вести не будут никогда.

В результате совместного обсуждения часто выяснялось, что тренер допускал какую-нибудь ошибку в начале тренинга, и это сразу сказы­валось на групповой динамике, на отношении группы к тренеру. В дан­ной книге я попытался осветить все важные аспекты работы тренера, отношение тренера к группе и к отдельным участникам, в том числе и правила поведения и отношения к так называемым трудным участни­кам, основные принципы и правила работы тренинговой группы.

Также опыт показал, что большинство ошибок начинающих трене­ров являются чисто техническими. Например, тренер может просто пе­репутать роли в игре, дать неправильную инструкцию, неправильно провести обсуждение игры. В результате эффективность тренинга сни­жается. И часто тренер не понимает, в чем состоит его ошибка. Поэто­му я решил подробно описать все игры, которые провожу в тренинге общения, с собственными примерами и комментариями. Большинство игр, описанных в книге, я узнал на тренинге у Людмилы Георгиевны Почебут. Некоторые игры за последние 15 лет были изменены, моди­фицированы, другие остались в неизменном виде.

То же относится и к раздаточным материалам, которые традицион­но получают участники тренинга. Одни попали ко мне на моем первом тренинге, другие накопились за последние 10—12 лет. Я решил также включить их в книгу, потому что для начинающего тренера они могут очень пригодиться.

Кроме этого, я решил в конце книги привести несколько программ тренинга, которые были разработаны участниками методических тре­нингов. Эти программы можно использовать как образцы при разра­ботке собственных программ. В конце книги я оставил чистые листы для написания нескольких программ. После проведения такого коли­чества тренингов тренер сможет писать программы абсолютно легко, составляя их из разных блоков программ уже проведенных тренингов.

Большое значение для начинающего тренера имеют правильные ус­тановки, правильное отношение к тренингу. В этой книге я решил из­ложить свои взгляды на тренинг. Мне кажется, что они правильные. Самое главное в них то, что эти установки позволяют тренеру не тра­тить свое здоровье, что является серьезной проблемой. Кроме того, что может наблюдаться эффект профессионального выгорания, когда после нескольких лет работы тренер испытывает сильное нежелание рабо­тать с группой, это может сказываться и на соматическом здоровье. И даже высокие гонорары не компенсируют потерю здоровья. Я счи­таю, что эта проблема решается за счет правильных установок, правиль­ного отношения к тренингу. Работать тренером, на мой взгляд, можно долго, с удовольствием и помногу, почти каждый день.

В этой книге также рассмотрен ряд вопросов, которые могут пока­заться мелкими и поэтому выпасть из поля зрения начинающего тре­нера при подготовке к тренингу; обычно их игнорирование может очень сильно повлиять на его результат. Они описаны во второй главе и, на мой взгляд, достойны внимания при подготовке к работе с группой.

Сама процедура тренинга, описанная в третьей и четвертой главах, является наиболее типичным вариантом тренинга общения. Замечу, что эти процедуры можно использовать на тренинге с любой тематикой, их основная задача — создание условий для эффективной работы учас­тников группы.

Приведенные здесь разминочные упражнения — это небольшая часть всех разминок, которые мне нравятся самому. Конечно, начина­ющему тренеру необходимо пользоваться и другими разминками, на­пример теми, которые очень хорошо изложены к книге под редакцией Н. Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге».

В результате вы держите в руках подробное учебное пособие (спра­вочник) по проведению тренинга общения, на базе которого можно проводить и другие тренинги. Формат книги задуман как рабочая тет­радь, в которой можно также вести свои записи, писать собственные комментарии к уже проведенным играм, к раздаточным материалам, к программам. Таким образом, у вас всегда будут под рукой все матери-

Технология ведения тренинга

алы, которые могут оказаться полезными в процессе проведения реальной группы и, возможно, при выходе из какой-либо сложной си­туации.

В следующей книге я хочу изложить программы управленческого тренинга и тренинга продаж, которые также построены на принципах тренинга общения.

Все личные взгляды, оценки и суждения, которые вы прочтете в этой книге, не являются единственно правильными. Я считаю, что я прав. И в то же время понимаю, что есть другие точки зрения на тренинг, и они тоже имеют право на существование.

Книга выходит при поддержке Центра толерантности «Доверие» фа­культета психологии, СПбГУ.

Удачи в работе!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Технология ведения тренинга речь iconРуководство по проведению тренинга «Эффективная коммуникация»
Приветствие. Представление тренера, темы и целей тренинга. Тема и цели тренинга могут быть заранее зафиксированы на флип-чарте или...

Технология ведения тренинга речь iconРабочая программа по технологии «Технология ведения дома»
Рабочая программа по технологии ( «Технология ведения дома») для основной школы составлена на основе

Технология ведения тренинга речь icon«программа тренинга» условия проведения тренинга
Теоретический материал и прак­тические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей. Это повысит учебную...

Технология ведения тренинга речь iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Технология ведения тренинга речь iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...

Технология ведения тренинга речь iconУчебно-методическое пособие (материалы для тренинга) Ставрополь,...
Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда

Технология ведения тренинга речь iconТехнология подготовки урока в современной информационной образовательной среде
В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока. Именно об этом и пойдёт речь в наших методических...

Технология ведения тренинга речь iconКалендарно-тематическое планирование для 5 класс
Понимать в целом речь учителя по ведению урока; речь одноклассника в ходе общения с ним. Начинать, поддерживать и заканчивать

Технология ведения тренинга речь iconНо и постараться выяснить, в чём необычность причастий
Технология технология разноуровневого обучения, технология контекстуального обучения

Технология ведения тренинга речь iconПрограмма социально-психологического тренинга формирования у учащихся...
Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск