«программа тренинга» условия проведения тренинга


Название«программа тренинга» условия проведения тренинга
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4   5

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
Часть 2

Глава 2.

«ПРОГРАММА ТРЕНИНГА» УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

При формировании группы необходимо учитывать про­фессиональные интересы участников. С этой целью желательно комплектовать отдельные группы для учителей начальной, средней школы, для воспитателей детского сада (для воспита­телей групп раннего и дошкольного возраста), для педагогов коррекционных образовательных учреждений, детских врачей, психологов, студентов и т. д. Теоретический материал и прак­тические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей. Это повысит учебную мотивацию каж­дого участника.

Можно также создавать группы с учетом опыта работы педагогов с данными категориями детей. Однако, как показы­вает практика, формирование смешанных групп, в работе ко­торых принимают участие и опытные, и начинающие специа­листы определенного профиля, в некоторых случаях оказыва­ется даже более эффективным.

Кроме того, для более успешной работы рекомендуется выполнять следующие условия:

  1. Занятия должны проводиться в группах численностью
    от 10 до 20 человек, при оптимальном количестве уча­стников от 12 до 18.


  2. Желательно, чтобы занятия проводили одновременно
    два тренера-ведущих.


  3. Желательно обеспечить всех участников раздаточным
    материалом, а если это невозможно, необходимо, что­
    бы, помещение было оснащено кадоскопом, а также не­
    обходимо наличие доски и стендов для размещения пла­катов.


  4. Занятия проводятся в кругу. Стулья должны быть
    удобными, а их число должно соответствовать количе­ству участников. (Не допускается наличие в кругу сво­бодных стульев и больших промежутков между ними).


1


Стулья не должны быть жестко скреплены друг с дру­гом.

  1. Для проведения подвижных игр и упражнении необходимо свободное пространство (в зависимости от количе­ства участников).

  2. Также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового, мяча (его можно заменить мягкой игрушкой). Же­лательно наличие колокольчика или другого сигнального инструмента) для обозначения начала и окончания оп­ределенного вида работ.

  3. Для проведения некоторых упражнений («Рисуют дети»
    и др.) необходим ковер или большой стол.


  4. Использование в работе видеокамеры позволит более
    эффективно провести такие упражнения, как «Прямой
    эфир», «Мир глазами агрессивного ребенка » и т. д.


С целью выявления запроса участников тренинга и полу­чения дополнительной информации о них тренер может про­вести предварительное анкетирование. Один из возможных вариантов анкеты знакомства приводится в приложении N 1.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Данный тренинг состоит из четырех встреч, цель которых — дать участникам первичное представление об особенностях работы с некоторыми категориями детей. Материалы про­граммы могут быть использованы как для проведения единого тренинга, так и для построения тематических педсоветов, се­минаров и практических занятий для педагогов и родителей. Каждая встреча рассчитана на 6—8 академических часов. Продолжительность занятия может быть увеличена или сокращена по желанию ведущего и в зависимости от цели тренинга.

Каждая встреча посвящена работе с определенной категорией детей.

  1. встреча — взаимодействие с агрессивными детьми.

  2. встреча — взаимодействие с гиперактивными детьми.

  3. встреча — взаимодействие с тревожными детьми.

  4. встреча — взаимодействие с аутичными детьми.

Как показывает опыт работы, при построении тренинга лучше сохранять данную последовательность встреч. Это обусловлено не только спецификой взаимодействия, но и индивидуальными особенностями детей данных категорий.
Основная форма проведения встреч по данной программе — практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практи­ческой работе обязательно предшествует ознакомление с тео­ретическим материалом (в программе он обозначен как «ми­ни—лекция»),

Кроме этого в работе используется множество игр, как общеизвестных, так и авторских, практических упражнений. Каждый тренер выбирает те игры, которые в большей степени отражают запросы аудитории и способствуют выполнению конкретных задач. В настоящей программе дано несколько вариантов игр, которые можно использовать в том или ином случае.

Игры для педагогов следует подбирать с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают. Эти меры могут быть использованы и каждодневной практике учителя и воспитателя.

Некоторые упражнения выполняются на каждой из четы­рех встреч и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат. Во время проведения процедуры обратной связи педагоги часто отмечают, что уча­стие в подобных ритуалах помогает им почувствовать и осоз­нать необходимость их использования в дальнейшей работе с детьми.

Для того чтобы не перегружать описание каждого занятия, приводим содержание общих для всех встреч упражнений в следующей главе.

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАЖДОЙ ВСТРЕЧИ

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут заня­тия сформировать оптимистическое настроение у всех участ —
3



ников группы Варианты приветствия могут быть следующими.

Вариант 1

«Пожелания». Каждый участник группы (но кругу) встает и произносит какую —либо фразу, обращенную ко всем осталь­ным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может ис­пользовать любой приветственный жест.

Вариант 2

«Танцевальный». Под спокойную музыку участники в сво­бодном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т. д.) каждый говорит что —то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др.

Вариант 3

Игра «Карусель». Участники, образуя два крута — внешний и внутренний, — встают парами, левым плечом Друг к другу. По сигналу тренера (хлопок, звук колокольчика и т. д.) оба крута начинают движение в противоположные стороны.

По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом (спиной) в круг, образуя пары, протяги­вают друг другу правую руку, пожимают ее и называют свое имя. Затем по очереди задают вопросы или обмениваются двумя — тремя фразами (любыми). После этого они снова поворачиваются левым плечом друг к другу и продолжают движе­ние. При встрече со своим «новым знакомым» машут ему ру­кой, произнося любую приветственную фразу, например: «Привет, Лена!». Упражнение проводится несколько раз подряд для того, чтобы каждый участник смог запомнить имена при­мерно третьей части группы.

В процессе группового обсуждения участники делятся по­лученными впечатлениями, после чего каждый участник может прикрепить к одежде бейдж со своим именем. Первое зна­комство состоялось!

Данный вариант игры мы рекомендуем при проведении первой встречи. Если игра становится ритуалом, то на после­дующих встречах участники могут называть не свое имя, а

любое личностное качество, присущее им, например, «Я — энергичная», «Я — веселый» и т. д. или эмоциональное со­стояние и т. д., например: «Я взволнована», «Я чувствую, что я полна энергии».

Вариант 4

«Игра в мяч». Участники стоит в кругу. Ведущий называет имя одного из играющих, бросает ему мяч и показывает при­ветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бро­сает мяч другому участнику, приветствуя его но — своему и называя по имени.

Тренер по своему усмотрению выбирает любой из приведенных вариантов приветствия. Каждое занятие может начи­наться либо одним и тем же приветствием, либо различными его вариантами.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОРТРЕТ РЕБЕНКА»

Группа делится на 3—4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет "особого" ребенка» (см. прило­жение N 2) на которой перечислены индивидуальные особен­ности всех представленных в тренинге категорий детей. Уча­стники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойст­венны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные и карточке, нельзя четко отнести к какой —либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача тренера состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику и лишь затем выступать в роли эксперта.

После того, как портрет составлен, основные характери­стики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде. К ним тренер может обращаться но мере необ­ходимости на протяжении всех встреч.
5




УПРАЖНЕНИЕ «РИСУЮТ ДЕТИ»

Данное упражнение рекомендуется выполнять для закре­пления теоретического материала. Во время небольшого пере­рыва тренер раскладывает на ковре или на большом столе ри­сунки детей разных категорий. Количество рисунков должно превышать количество участников. Входящие в аудиторию выбирают по одному—двум рисункам той категории детей, о которой шла речь по время встречи. Затем все садятся на свои места, и каждый по очереди (по кругу или по желанию) объ­ясняет, почему он выбрал тот или иной рисунок, и в каких де — талях, на его взгляд, проявляется, например, агрессивность, тревожность и т. д,

Тренерам, которые не имеют большого опыта интерпрета­ции рисунков, желательно знать тех детей, чьи работы выбраны для выполнения упражнения. После «презентации» рисунка и обсуждение включаются все желающие участники, дополняя или оспаривая мнение друг друга. На завершающем этапе тренер подтверждает правильные догадки педагогов и добавляет характерные для рисунков данной категории детей детали, ускользнувшие от внимания слушателей.

УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Данное упражнение целесообразно выполнять в конце ка­ждой темы перед «Психологическим практикумом». Оно на­правлено на расширение репертуара эффективных способов взаимодействия взрослых с детьми.

Группа делится на две подгруппы, одна из которых составляет список возможных методов взаимодействия с ребенком определенной категории в экстремальных ситуациях (когда нежелательные паттерны поведения уже проявились), Со­ставленный список можно назвать «Скорая помощь».

Вторая подгруппа получает задание составить список воз­можных методов работы с определенной категорией детей (в зависимости от темы занятия), способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка.

Если тренер работает не с педагогами, а с родителями, возможен следующий вариант проведения упражнения.

Группа родителей делится на 3 — 4 подгруппы, в зависи —

мости от проблем (их можно выбрать со стенда — см. упраж­нение «Психологический практикум»). Затем каждая подгруппа составляет список экстренных и профилактических мер, на­пример:

  1. подгруппа составляет список приемов, способствующих
    решению проблемы «Что делать, если ребенок дерется с бра­
    том, сестрой...»

  2. подгруппа решает проблему «Если ребенок не хочет идти
    спать»

  3. подгруппа обсуждает проблему «Что делать, если ребенок
    использует бранные слова!», «Если ребенок отказывается убирать игрушки» и т. д.

В этом случае этап работы, предусмотренный в «Психо­логическом практикуме», не проводится (см. Приложение N 3).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Как правило, педагоги приходят на занятия с конкретными вопросами и ситуациями, которые они хотели бы разрешить. Самый простой способ помощи педагогам в этом случае — ра­бота в группе в форме «Вопрос —ответ». Однако возможны и другие варианты. Например, в первый день работы участники на специально подготовленном стенде записывают самые ак­туальные для себя вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. В течение всех дней работы каждый участник семи­нара в свободной форме может подписать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации.

В конце каждого дня тренер анализирует собранный ма­териал, выносит на групповое обсуждение проблемы, которые привлекают внимание наибольшего количества коллег или те, которые участники семинара не смогли разрешить. Не менее сорока минут каждой встречи занятия отводится для прохож­дения такого практикума.

Оформить стенд можно по —разному: это может быть обычный лист ватмана (не забудьте положить фломастеры ря­дом с ним!), обычная школьная доска, на которой можно писать мелом. В нашей практике мы использовали иное оформление стенда. Так, перед началом проведения занятий на стенде тре­нер закрепляет четыре вырезанных из плотного картона кон —
7



тура фигуры ребенка. Один из них (в угрожающей позе) может символизировать агрессивного ребенка, другой (изображающий бегущего ребенка) — гиперактивного, третья фигура {с вытя­нутыми «по швам» руками) — тревожного, четвертая (изобра­женная спиной к нам) — аутичного.

Участники наклеивают стикеры с вопросами на контур ребенка той категории, взаимодействие с которой доставляет им больше всего хлопот. Если ситуация уже разрешена группой, «хозяин» запроса может снять свой стакер. Такая форма ра­боты поможет тренеру ориентироваться в ожиданиях всех участников группы. Образец подобного стенда вы можете найти в приложении N 4.

В том случае, если педагоги не готовы к такой работе и не могут сформулировать свои вопросы, тренер может использо­вать другую форму проведения психологического практикума. Например, участники делятся на две подгруппы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими или взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5—10 минут), предъявляет (рассказывает или показывает) свой вариант раз­решения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини — дискуссию, что будет способствовать вклю­чению в активную работу всех участников тренинга.

Если группа затрудняется в подборе ситуаций, тренер мо­жет предложить заранее подготовленные примеры (см. прило­жение N 5).

УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ОТ ИМЕНИ РЕБЕНКА»

Участники тренинга делятся на четыре команды, каждая из которых составляет обращение от имени одной из категорий детей к родителям (воспитателям, учителям, товарищам). По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма и проходит их общее обсуждение.

Образцы писем, составленных психологами — слушателями курсов повышения квалификации при СПб ГУПМ, приведены в приложении N 6.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЯМОЙ ЭФИР»

Участники делятся на три подгруппы, каждая из которых получает задание: «Представьте, что вас пригласили на телеви­дение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут спо­собствовать их эффективному общению с агрессивными (гиперактивными, тревожными) детьми».

Первая подгруппа адресует свое выступление родителям, вторая — педагогам, третья — директорам и завучам школ (за­ведующим детских садов).

Время в эфире — 5 минут. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько.

Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 15 минут. Затем каждая подгруппа «показывает» свой вариант передачи в «прямом эфире». После этого проводится групповое обсужде­ние, в процессе которого слушатели отмечают удачные и не­удачные методы работы коллег и предлагают свои способы эффективного общения с детьми.

УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ»

Как и в двух предыдущих упражнениях, участники делятся на 3—4 подгруппы. Каждая получает следующее задание: со­ставить список игрушек, игр, пособий, необходимых взрослому в работе с агрессивными (гиперактивными, тревожными и аутичными) детьми. Если же все участники обсуждают работу только с одной категорией детей, то первая подгруппа может составлять список игрушек, вторая — список игр, третья — учебных пособий, четвертая — книг...

Упражнения «Письмо от имени ребенка», «Собери порт­фель», «Прямой эфир» являются взаимозаменяемыми. Одно из них (например, «Письмо от имени ребенка») выполняется слушателями на каждой встрече от имени только одном кате­гории детей, но адресовано разным людям: педагогам, друзьям, родителям, самому себе... Тогда второе упражнение «Прямой эфир» может стать обобщающим и выполняться один раз, в конце четвертой встречи.

При выборе данных упражнении тренер должен учитывать особенности аудитории. «Письмо от имени ребенка» лучше
9




использовать при работе с «продвинутой» группой, «Собери портфель» — с начинающими слушателями, «Прямой эфир» подходит и в одном, и е другом случаях.

Приведенные упражнения выполняются слушателями с большим удовольствием. Тренер же по итогам их выполнения может судить о том, усвоена ли слушателями основная теоре­тическая информация.
  1   2   3   4   5

Похожие:

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconРуководство по проведению тренинга «Эффективная коммуникация»
Приветствие. Представление тренера, темы и целей тренинга. Тема и цели тренинга могут быть заранее зафиксированы на флип-чарте или...

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconТехнология ведения тренинга речь
П88 Технология ведения тренинга. — Спб.: Издательство «Речь», 2005. 224 с: илл

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconПрограмма социально-психологического тренинга формирования у учащихся...
Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconПрограмма 1 интенсивного практикоориентированного семинара-тренинга
Гражданский пр., 28, С. Петербург, россия, 195220, имоп спбгпу. Тел.: (812)-290-9967

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconПрограмма : «Выплата пособия: нестандартные ситуации»
Семинара-тренинга «Социальные пособия: от оформления до выплаты» Даты: 14. 03. 2017, 10. 00-13. 30

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconТема семинара-тренинга «Социальные пособия: от оформления до выплаты»...
Семинара-тренинга «Социальные пособия: от оформления до выплаты» Даты: 20. 06. 2017, 14. 00-17. 30

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconПрограмма 1 интенсивного практикоориентированного семинара-тренинга...
Правовое регулирование и процедуры признания иностранных документов об образовании в РФ на современном этапе

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconПрограмма цикла занятий с элементами тренинга для подростков, находящихся...
Приложение Прогноз потребности организаций Республики Коми в квалифицированных 36

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий...

«программа тренинга» условия проведения тренинга iconЗакупочная документация
По открытому запросу предложений в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку Токарно-винторезного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск