Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане


НазваниеУрок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане
страница1/17
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
«



Дата: Класс: 10 урок 1

Тема: Русский язык в мире и Казахстане.

Цель урока: познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка; дать представление о социальной сущности языка; создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления.

cовершенствовать  культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах; развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся.




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Проявление интереса к материалу изучения.

Оценивают правильность выполнения заданий.

Учебник

10 мин.

II. Проверка пройденного материала.

По методу «ИНСЕРТ» организует проверку изученного материала.

Прием работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал)

+ (новое)

- (думал иначе)

?(не понял, есть вопросы)













Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.



Заполняя таблицу, осуществляют взаимопроверку пройденного материала. 

Таблица «ИНСЕРТ»

20 мин.

III. Актуализация знаний

С помощью наводящих вопросов подводит к теме урока. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений.
На вопрос «Сколько языков в мире?» никто не даст точного ответа. Среди языков есть большие и малые, а есть и великие. Слова большие, малые и великие лингвисты употребляют не для того, чтобы возвеличить один язык над другим, и не для того, чтобы сказать, будто один язык лучше другого. Дело только в количестве говорящих, в том, что на одних языках говорят миллионы людей, а на других — едва несколько сотен. Больше половины землян говорят на одном из пяти крупнейших языков мира. Такие языки называются мировыми (используется также образное выражение «клуб мировых языков»). Чтобы язык получил «звание» мирового, нужно, чтобы на нём говорило не меньше 200 миллионов человек.

Сколько же людей в мире говорит по-русски? Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди? Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те, кто проживает в странах традиционного зарубежья. Для них специально издаются журналы и книги на русском языке, ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по-русски. Однако русский язык изучают и те, для кого он не является родным (около 180 миллионов человек). Так, в Германии, Австрии и Швейцарии русский язык в первую очередь интересует тех, кто занимается или будет заниматься бизнесом. В Израиле русский изучают дети из многочисленных русскоговорящих семей. Японцев и многие другие народы привлекает удивительная русская литература. а в последнее время появился и чисто «спортивный интерес» к изучению русского языка — ведь зимние Олимпийские игры будут проходить на территории России — в черноморском городе-курорте Сочи.  В общем, мотивы изучения русского языка в зарубежных странах самые разные. Ясно одно: русский язык активно распространяется в мире и по праву входит в «клуб мировых языков». Изучайте же и оберегайте русский язык!

-







Работа в группах.

А) Прочитать высказывания известных писателей о языке, сделать вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка. Объяснить постановку тире в первом предложении.

1. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». (В.Белинский)

2. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н.Гоголь)

3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» (И.Тургенев)

4. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.  (А.Куприн)

В) Практическая работа. Списать упражнение 5, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их постановку. Объяснить правописание личных окончаний глаголов 2-го лица ед. числа. Обозначить грамматическую основу каждого предложения.

Г) Упражнение7. Прочитать пословицы, объяснить их смысл. Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Демонстрируют знания, умения. Осмысливают значимость языка в жизни человека.


Плакат

Карточки

5 мин.

IV. Закрепление урока. Предлагает разноуровневые задания учащимся.

Работа в группах. Выводится на экран:

1. В каком слове первый звук звонкий?

– причина

– шестидесятые

– всё

– юмор

2. Определить связь словосочетаний:

– творческое начало

– элементы рекламы

– языковая игра

– заимствование элементов

– воспринимается как явление

Работают с разноуровневыми заданиями.

Разноуровневые карточки

5 мин.

V. Итог урока

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию урока.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Ученики оценивают свою работу и рабоду одноклассников.

Карточки

Фишки

2 мин.

YI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники.




 

Итог урока:__________________________________________________________________
Положительные стороны урока:_________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

______________________________________________________________________

:


Дата: Класс: 10 урок 2

Тема: Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Изменения звуков в потоке речи. Графика. Звук и буква. Слоговой принцип русской графики. Ударение. Орфоэпия. Правописание безударных гласных в корнях, в приставках, суффиксах.

Цель урока: Знать различие между звуками и буквами, между гласными и согласными звуками.

Показать соотношение звукового и буквенного облика слова.

Попутно повторить синтаксис и пунктуацию.




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».


Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.




10 мин.

II. Проверка пройденного материала.

По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

Кубик Блума

20 мин.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.

- Наша устная речь состоит из потока звуков, которые образуют слова. Изучает звуки речи раздел науки о языке – фонетика.Запишем на доске и в тетрадях:

Фонетика, фонетический ( фон-фоно – греч.звук, голос) Вспомните и назовите слова, в состав которых входит корень фон. Объяснитезначение этих слов. Являются ли однокоренными слова: фон (неба или картины) и телефон?

4. - На какие две основные группы делятся звуки речи по способу образования? (Гласные и согласные).

- Чем они отличаются? Какие звуки способны петь?

-Действительно, гласные звуки «поют».От какого слова произошло название «гласные»? (От слова «голос»).

  • Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.(В.Берестов)

- А что можно сказать о согласных звуках?( На доске открывается запись предложения, знаки препинания не расставлены).

  • А согласные согласны даже фыркать и шипеть шелестеть шептать скрипеть но не хочется им петь.( В.Берестов)

- Какую характеристику даётся согласным звукам в этом стихотворении? (Согласные звуки образуются с помощью шума или с помощью голоса и шума).Запишем предложение, расставим знаки препинания и объясним их постановку. ( упр. 390).

5. Проведём эксперимент: поменяйте гласный в слове сом на а, какое получим слово(сам). А в слове дом заменим согласный на т, затем гласный на ы.(том, дым). Какой вывод можно сделать?

  • Звуки–смыслоразличители в словах.

- Как вы это объясните? (Изменился звук, изменилось значение слова). Запишем это предложение, выделим грамматическую основу. Чем интересно для нас это предложение с точки зрения синтаксиса?
Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал Саша?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

- Я вам предлагаю ответить на вопросы: (

Что

Где надо проверять?

Как

Чем
Задание для группы

Используя алгоритм, выполните упражнение Выб…гать, бл…стеть, сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть, дот…щить, просл…дить, зал…вать.

Работа с текстом.

- Сова приготовила для вас новое задание – текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы.

Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

Ученики самостоятельно выполняют 12-е упражнение.

Плакат

Учебник

10 мин.

IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.

А) В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

2) похвала – хвАлить

 В) В каком слове допущена ошибка?

3) посодить

 С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

3) стрелки

Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?


Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба
Стикеры

2 мин.

Объясняет особенности выполнения домашней работы.



Записывают домашнюю работу в дневниках.





Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

______________________________________________________________________


Дата: Класс: 10 урок 3


Тема: Слоговой принцип русской орфографии. Графические средства выделения слов и др.;

Цель урока: познакомить учащихся с принципами русской орфографии;

повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова;

отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора , правильного ее графического обозначения.




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе.

С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы.

Пазлы

10 мин.

II. Проверка домашней работы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.

Демонстрируют свои знания, умения и навыки.

Карточки

20 мин.

III. Актуализация знаний. Дает возможность ученикам самостоятельно изучить тему с помощью метода «ДЖИГСО». Индивидуально дает задания слабым ученикам

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают тему.

Сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Возьмем слово вода.

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стих, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет , не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

Кроме морфологического существуют и другие принципы.

  1. фонетический.

Например: расписывать – роспись, рассказывать – разбрызгивать.

  1. традиционный, т.е словарные слова.

Например: винегрет.

  1. Дифференцирующий – одинаковое звучание, но разное написание

Например: компания – группа лиц, проводящих время вместе

кампания – это масштабная работа, проводимая в определенный период,

для осуществления важной общественной работы.

Фонетический, традиционный и дифференцирующий принципы русской орфографии являются отступлением от основного – морфологического, на котором основано большинство орфографических правил. Всего пять принципов русской орфографии.


  1. Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.

Безударную гласную в корне слова, как правило, нельзя проверять глаголом несовершенного вида на – (ивать), потому что в них обычно происходит чередование в корне.

Например: просочиться – просачиваться.

Если безударную в слове просочиться мы проверим глаголом просачиваться, то допустим грубую ошибку.

  1. Закрепление правила.

(Выбрать проверочное слово для орфограмм).

Оп…здание (опаздывать или поздно). Выраб…тка ( вырабатывать или работник). Выкр….йка (выкраивать или раскройщик). Стр…итель (стройка или отстраивать). Настр….ение (настраивать или настрой).


  1. Работа с правилом: корни с чередующимися корнями.


корни

правило

примеры

исключения

-зар-/-зор-

под ударением - , в без ударения –а (в соответствии с произношением)

заря, но зори

зоревать

-плав-/-плов-

в безударном положении преимущественно - а

поплавок


пловец, пловчиха,


-твар-/-твор-

в безударном положении –о, а под ударением а или о в соответствии с произношением

затворить, но затвор,

тварь

утварь

-мок-/-мак-

а пишется в словах со значением «погрузить в жидкость»

о пишется в словах со значением «пропускать жидкость»

обмакивать (погружать в жидкость)

намокать (пропускать жидкость).




-равн-/-ровн-

а пишется в ловах со значением «равный, одинаковый»

о – в словах со значением «ровный, гладкий, прямой».

сравнить, но сровнять

равнина ( несмотря на значение «ровная местность»)

ровесник (несмотря на значение «равный по возрасту»

поровну ( несмотря на значение «одинаково»).



Задание для группы

1 группа: Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:

Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту (дать приют), пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.

2 группа:: составьте, пожалуйста, синквейн по теме урока в парах.

Орфография.

Морфологический, фонетический.

Развивает, учит, увлекает.

Люди пишут, а время стирает.

Система правил.

5 мин.

IV. Закрепление урока. Закрепляет урок по методу «Мозговая атака».

1. Укажите слова с пропущенной буквой о:

А) ж..ны, ч..лка

В) ч..рт, ш..пот

С) изж..га, обж..ра +

Д) ж..лудь, ж…лоб

Е) ш..л, щ..лка

2. Слово с пропущенной буквой о:

А) печ..т

В) стереж..т

С) разожж..т

Д) зайч..нок +

Е) звездоч..т

3. В корне слова пишется буква ш:

А) выдер..ка

В) варе..ка

С) бума..ка

Д) руба…ка +

Е) но..ка

4. Определите основание употребления ь в слове «мельче»:

А) мягкость согласного +

В) существительное мужского рода

С) перед Е,Ё, Ю, Я внутри слова

Д) существительное женского рода

Е) иноязычное слово

5. Слово с пропущенной буквой о:

А) горош..к

В) капюш..н +

С) кусоч..к

Д) платоч..к

Е) дубоч…к


Ученики активно отвечают на вопросы.




5 мин.

V. Подведение урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию.




фишки

стикеры

2 мин.

VI. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.



Записывают домашнюю работу в дневниках.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconУрок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н-...
Тема: Правописание –н- и –нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconКонтрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов...
Современный русский язык – это язык ХIХ – ХХI вв. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconПрограмма кружка по русскому языку «Подготовка егэ»
«Русский язык в формате егэ» в 11 классе разработана на основе Программы А. И. Власенкова «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское...

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconЛитература. Русский язык Тема 1: Язык и речь. Функциональные стили речи
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане icon«Русский язык» Цикл дисциплин «Общеобразовательный» Специальность
Цель освоения дисциплины «Русский язык» сформировать у студентов знания и умения, указанные в фгос среднего общего образования

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconРабочая программа Курганской Жанны Алексеевны высшая квалификационная...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и Н. А. Николиной «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы» (Москва,...

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconКонкурсная документация по отбору в 2016 году победителей на право...
«Русский язык» на 2016-2020 годы проводится в соответствии с федеральной целевой программой «Русский язык» на 2016-2020 годы, утвержденной...

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconУмк аннотация к рабочей программе филология русский язык 5 «Русский...
Программа рассчитана – 204 часа (из расчёта 6 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconКомплект III контрольные работы для студентов заочного факультета
Предметы: «Русский язык и культура речи», «Деловой язык», «Русский язык и культура делового общения», «Культура научной и деловой...

Урок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане iconЗаседание круглого стола. Учащиеся делятся на три группы. Каждая...
Цель: закрепить представления о языке как средстве общения, познакомить с понятием «развитой язык»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск