Скачать 1.69 Mb.
|
Тема: Русский язык – один из развитых языков мира. Цель: закрепить представления о языке как средстве общения, познакомить с понятием «развитой язык». Форма: заседание круглого стола. Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа сидит в кругу. Ход урока. 1. Работа с эпиграфом. – Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов. – Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом. – Что такое тезис? (При затруднении учащиеся обращаются к толковому словарю.) Предложения распределяются между учениками: первое предложение – 1-му «круглому столу»; второе предложение – 2-му «круглому столу», третье – 3-му «круглому столу». – Определите тип предложения по цели высказывания. – Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.) – Перестройте повествовательное предложение: На улице идет дождь в вопросительное. – Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем? – Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите. (Учитель может помочь третьему «круглому столу», если у учащихся возникнут затруднения в замене местоимения существительным.) – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь. (Представители каждого круглого стола зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе.) 2. Игра «Кто быстрее?» – Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику. Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение. – Прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?» 3. Языкознание. – Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке. – В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Фонетика – Что изучает фонетика? Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»: 1. Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы? 2. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа – налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов. Морфемика и словообразование – Что изучают морфемика и словообразование? – Наверное, не раз вам встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки. О т в е т ы: 1) не есть, слияние в «несть», нет; 2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы Р, гончар. Лексика – Что изучает лексика? – Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным. Морфология и синтаксис – Что изучает морфология? Синтаксис? I. Найдите «3-е лишнее»: а) существительное, подлежащее, прилагательное; б) глагол, обстоятельство, сказуемое; в) дополнение, определение, существительное. II. Какими частями речи являются эти слова: светило, пекло? 4. Итог урока. – Как вы понимаете значение слова развитой? – Почему русский язык – один из развитых языков мира? – Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык? Домашнее задание: упражнения 2, 3. Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка и их нарушения в кубанской диалектной речи. Цель: систематизировать знания, полученные в 5 классе. Ход урока. Задание 1. – Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основную мысль: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». – Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. Станиславский. Произнесите правильно. Ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща. Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?» (Выделенные буквы – ударные.) – Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги? Задание 2. – Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать. Нужно знать, из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт: Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. – На какие две группы делятся гласные? – На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости? – Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность. – Назовите шипящие согласные. – Как на письме изображается звук [й]? Задание 3. Фонетический разбор – Как можно превратить угол в топливо? – Отобразите это в фонетической транскрипции. – Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника). Задание 4. Игра «Найди пару» – Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год. Удочка, тужить, визит, сиять, молотить. После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка. Задание 5. – На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха! Так няня в лес ребенка заведет И спрячется сама за куст высокий: Встревоженный, он ищет, и зовет, И мечется в тоске жестокой... Н. А. Некрасов Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. И. Бунин Лишь вступил на двор широкий, Что ж? Под елкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех... А. С. Пушкин – Наука, изучающая произношение звуков, называется... А впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп’ийа] – Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 239 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов. – Произнесите правильно слова из упражнения 5. Задание 6. – Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко? – Что значит разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ъ? – Составьте алгоритм. Задание 7. 1-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ. 2-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь. 8. Итог урока. – Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и графика? Домашнее задание (на выбор): 1) упражнения 6, 8; 2) написать рассказ на свободную тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!» Тема: Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. Цель: систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения. Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. 2. Индивидуальная работа по карточкам. К а р т о ч к а 1. Найдите общий звук в каждой группе слов: а) книжка, нож, шар; б) все, лов, овсом; в) союз, ясень. К а р т о ч к а 2. Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова. Зина обратилась с просьбой1 к Лизе. К а р т о ч к а 3. Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова. Не тот хорош1, кто лицом пригож, А тот хорош, кто для дела гож. К а р т о ч к а 4. Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения: 1. Морфема – это... 2. В основу слова входят такие морфемы, как... 3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно... 4. Нулевое окончание бывает у... 5. Слова с одинаковым корнем называются... К а р т о ч к а 5. Выполните следующие задания: 1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры. 2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу. 3. Просклоняйте по падежам слово дом. 4. Приведите примеры однокоренных слов. 2. Постановка проблемного вопроса. – Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это? – Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего? – Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах. Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений. 3. Упражнение 10. Учащиеся заполняют таблицу. – Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега. – Как образовались приставки? – Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов? – Как приставки влияют на значение слова? 4. Творческая работа. – В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их. 1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий... 2. Издинамитить старое... 3. Цветы испавлинятся в каждом окошке... – Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов? – Для чего нужно изучать морфемы? – Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-? 5. Упражнение 15. – При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем. – Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов. – Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему? – Для чего нам нужно изучать морфемы? – Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15. 6. Упражнение 13. – Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы. 7. Итог урока. – Почему нужно изучать морфемы? Домашнее задание: упражнение 16. Тема: Орфограммы в корнях слов. Цель: систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в корнях слов, отработать орфографические навыки. Ход урока. I. Проверка домашнего задания. Один ученик выписывает из упражнения слова с орфограммой в корне, второй — в приставке, третий — в окончании. Дополнительные вопросы отвечающим. — Приведите примеры слов с корнями -един-, -слад- (-слажд-). — Расскажите о происхождении слова впечатление. II. Пока учащиеся готовятся к ответу, проводится синтаксическая пятиминутка. - Составьте и запишите предложение по данной схеме: Объясните (устно) постановку знаков препинания. III. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только словосочетания с чередующимися гласными в корне, объяснить графически написание гласной в корне. Вырастить на окне теплолюбивое растение, миролюбивые животные, косой дождь, ложное утверждение, расстилаться на лугу, стрелять в тире, постелить постель, блестящая поверхность, терпеливый малыш, растут в лесу, ложиться на спину, роскошный вид, разбираться в технике, располагаться в тени, разложить на кучки, предложить ответ. — Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: IV. Запись в «Словарь корней». -зна-: знать (гл.), осознавать (гл.), узнавать (гл.), сознание (сущ.), сознательный (прил.), познавательный (прил.). — По каким признакам вы определили принадлежность слов к различным частям речи? V. Запись под диктовку. Каждый из нас познаёт окружающий нас мир, общается с людьми с помощью слов. Об уровне развития человека можно узнать по тому, как он говорит. Правильная, богатая речь собеседника всегда оставляет приятное впечатление. — Объясните орфограммы-гласные в корнях выделенных слов. — Найдите орфограммы по их признакам: а) находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится данное слово; б) находится в окончании. Выбор написания зависит от того, к какому спряжению относится слово (общается, оставляет). Домашнее задание: Комплексный анализ текста. |
Базовый учебник: «Английский язык 2» авт. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А | Научиться рассказывать о том, зачем изучать английский язык, называть известных людей, употреблять интернациональные слова | ||
Цель урока Выбор модели проекта, составление описания внешнего вида с применением полученных знаний и использовании икт | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения... | ||
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения | Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию Результативность решения дидактической задачи | ||
Цели урока: Обучающая формирования умений и навыков самостоятельного оформления договора на прием денежной наличности | Цель урока: сформировать представление о течениях мирового океана, причине их возникновении, видах течений и их использовании; совершенствовать... | ||
Этап Организационный (уточнение готовности группы к занятию через «защитный лист», уточнение номера урока, контроль написания даты... | Задачи урока: познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |