Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов


Скачать 199.25 Kb.
НазваниеУрок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов
страница1/3
ТипУрок
filling-form.ru > Бланки > Урок
  1   2   3
Урок русского языка

Учитель Сорокина Е.В.

Тема: Правописание –Н- и –НН- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов.

Цель: 

  • обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;

  • развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;

  • воспитывающая – воспитывать уважение к музыкальному искусству.


Оборудование: Интерактивная доска, флипчарты, цветные маркеры, цветные стикеры, раздаточный материал, оценочный лист с критериями оценивания, электронное тестирование в программе тестер.
Ход урока:

  1. Слово учителя.

Сегодня мы продолжим с вами изучать тему «Имя прилагательное» и познакомимся с новой орфограммой. Чего я хочу от урока? Хочу быть понятой вами, хочу понимать каждого из вас в нашей совместной работе. Хочу ладности и успеха в деле. Хочу вашей открытости, доброго взгляда, юмора и ребячьего настроения. В то же время хочу отдать всё, что для сегодняшнего дня накоплено, приготовлено и задумано.

  1. Актуализация темы.

Деление на группы по стратегии «Музыкальные инструменты». Распределение ролей в группе: спикер, хранитель времени, оформитель, секретарь. (Секретарь заполняет оценочный лист). Приложение 1.

Сегодня мы с вами изучим тему «Правописание –н- и –нн- в именах прилагательных» и окунемся в мир музыкальных инструментов. Оформите тему в тетради и подумайте, какие цели вы перед собой ставите, исходя из темы урока. (Постановка учениками целей урока).

  1. Повторение.

Прежде чем перейти к новой теме, повторим ранее изученный материал по теме «Имя прилагательное» в игровой форме. Я вам буду предлагать словосочетания, из которых необходимо выбрать «четвертое лишнее». Критерии, по которым вы будете определять «четвертое лишнее», - это и есть ранее изученные темы по прилагательному. (Приглашаются по одному представителю от группы на «Горячий стул»). Приложение 2.

  1. Стадия вызова.

Ответить на вопросы:

- Что такое открытии?

- Какие люди способны совершить открытие?

- Вы сами хотите сделать открытие?

Сегодня у каждого из вас будет такая возможность. Сегодня, не открывая учебников, вы попробуете себя в роли ученых и выявите на основе примеров новое правило.

  1. Стадия осмысления.

Работа с примерами. Приложение 3.

1 группа – когда пишется –н- в прилагательных?

2 группа – когда пишется –нн- в прилагательных?

3 группа – найти исключения из правила.

Действия учащихся: анализируют примеры, на флипчарте оформляют схему-конспект по теме «Н и НН в прилагательных». Формулируют правило на основе предложенных примеров. (Занесение баллов в оценочный лист по предложенным в нем критериям).

  1. Закрепление.

Каждой группе предлагаются компетентностно-ориентированные задания. Приложение 4.

1 группа – кобыз,

2 группа – шертер,

3 группа – адырна. (Занесение баллов в оценочный лист по предложенным в нем критериям).

  1. Контроль.

Тестирование по электронной программе. (Занесение баллов в оценочный лист по предложенным в нем критериям). Приложение 5.

  1. Рефлексия.

Итоги уроки, оценивание своего успеха по стратегии «Рефлексивная мишень». «Стреляют» 4 раза по мишени, выбирая оценку от 3 до 5.

1 поле: теоретический материал мной усвоен,

2 поле: я научился применять знания на практике,

3 поле: я работал активно,

4 поле: урок мне понравился.

  1. Оценивание учащихся по оценочным листам.

  2. Домашнее задание:

«4» - Упражнения 685 (устно), 683 (письм.)

«5» - Создать текст о любом музыкальном инструменте, кроме тех, о которых говорилось в текстах классной работы, используя прилагательные на изученную орфограмму.

Приложение 1.

Оценочный лист.



Ф.И. Ученика

Повторение

«Горячий стул»

Флипчарт

Работа с текстом о музыкальном инструменте

Тест

Итог:

Таблица № 1

Схема –н- и –нн- в прил.

Текст № 3

Вставьте

прилагательные

1

























2
















3
















4
















5






















Оцениваем того, кто отвечал

«5»-холодный

«4» - теплый

«3» - горячий

Оценивает учитель

«5» - без ошибок с примерами.

«4» - есть ошибки, нет примеров.

Общая оценка группе.

Максим. 7 баллов.

1 балл за каждую правильную позицию. Общая оценка группе.

Максималь-но 5 баллов.


3 балла за правильно заполненные позиции. Общая оценка группе.

Максималь-ное количество 10 баллов.

«5» - 10 б.

«4» - 9-7 б.

«3» - 6-4 б.

«5» - 30-26 б.

«4» - 25-20 б.

«3» - 19–15 б.


Приложение 2.

Найти «четвертое лишнее».

Вопрос

Ответ

1.Павлиний хвост

2.Туманное утро

3.Стеклянный шар

4.Шелковое платье

1.Павлиний хвост (притяжательное)

2.Туманное утро (относительное)

3.Стеклянный шар (относительное)

4.Шелковое платье (относительное)

1.Кратчайший путь

2.Короче всех

3.Мельчайшая речка

4.Высочайшая гора

1.Кратчайший путь (прост. превосх. степень)

2.Короче всех (составн. превосх. степень)

3.Мельчайшая речка (прост. превосх. степень)

4.Высочайшая гора (прост. превосх. степень)

.(Не)глубокая речушка

2.(Не)старые, а свежие овощи

3.(Не)приметный след

4.(Не)зрелый плод

1.Неглубокая речушка (мелкая)

2.Не старые, а свежие овощи (противоп.)

3.Неприметный след (размытый)

4.Незрелый плод (зеленый)

1.Беж…вый цвет

2.Кумач…вый платок

3.Ключ…вая вода

4.Куч…вые облака

1.Бежевый цвет

2.Кумачовый платок (ударение на суф.)

3.Ключевая вода

4.Кучевые облака

1.Ярко(зеленая) трава

2.Вагоно(ремонтный) цех

3.Северо(западная) авеню

4.Казахско(русский) перевод

1.Ярко-зеленая трава (оттенок цвета)

2.Вагоноремонтный цех (ремонт вагонов)

3.Северо-западная авеню (стороны света)

4.Казахско-русский перевод (казахские и руский)

1.(Не)взрачный соперник

2.(Не)уклюжий медвежонок

3.(Не)наглядный сын

4.(Не)широкая, а узкая дорога

1.Невзрачный соперник (не употр. без не-)

2.Неуклюжий медведь (не употр. без не-)

3.Ненаглядный сын (не употр. без не-)

4.Не широкая, а узкая дорога(противоп.)

Приложение 3.

Приложение 4.

Компетентностно-ориентированные задания.

Группа 1.

Стимул: Администрация музыкальной школы обратилась с просьбой к ученикам гимназии № 9 написать тексты, повествующие о казахских музыкальных инструментах, с целью их рекламы среди школьников, так как руководители музыкальной школы планируют в следующем учебном году открыть классы по игре на кобызе, шертере и адырне. Тексты составляли ученики пятых классов. Орфограмма –н- и –нн- ребятам не знакома, помогите им правильно написать прилагательные и определить соответствующий музыкальный инструмент.
Задачная формулировка:

  1. Заполните таблицу № 1 "-н- и –нн- в прилагательных". Определите написание, которое будет использовать ученик, поставив «+».

  2. Пятиклассникам была предложена опорная схема № 2, помогающая правильно выбрать орфограмму «-н- и –нн- в прилагательных». Однако из-за некачественной печати некоторые данные были не напечатаны. Восстановите опорную схему, заполнив пробелы.

  3. Выберите иллюстрацию, соответствующую музыкальному инструменту, о котором говорилось в тексте. Отметьте номер соответствующей иллюстрации в тетради и напишите текст об этом музыкальном инструменте, вставляя вместо пробелов соответствующие прилагательные, правильно используя изученную орфограмму.



Источники информации:

Кобыз – смычковый музыкальный инструмент с двумя волося(н,нн)ыми струнами. Он выдалбливался из одного цельного деревя(н,нн)ого куска – можжевельника, клена, сосны, березы. Инструмент состоял из трех частей: головной (бас), средней (основание - кеуде) и нижней (аяк). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента кожа(н,нн)ая. На ней устанавливается подставка (тиек).

Стру(н,нн)ая часть для кобыза до сих пор изготавливается из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой шерстя(н,нн)ой нитью.

Шаманский инструмент выглядел весьма необычно: головка венчалась перьями филина, была обвешена различными металлическими пластинками в виде роговых завитков, фигур птиц, которые звенели в такт таинстве(н,нн)ой музыке. Все это были не просто украшения, а шаманские знаки – символы. Кобыз обладает необыкновенно богатым и красочным тембром, позволяющим извлекать бесце(н,нн)ые звуки.

Группа 2.

Стимул: Администрация музыкальной школы обратилась с просьбой к ученикам гимназии № 9 написать тексты, повествующие о казахских музыкальных инструментах, с целью их рекламы среди школьников, так как руководители музыкальной школы планируют в следующем учебном году открыть классы по игре на кобызе, шертере и адырне. Тексты составляли ученики пятых классов. Орфограмма –н- и –нн- ребятам не знакома, помогите им правильно написать прилагательные и определить соответствующий музыкальный инструмент.
Задачная формулировка:

  1. Заполните таблицу № 1 "-н- и –нн- в прилагательных". Определите написание, которое будет использовать ученик, поставив «+».

  2. Пятиклассникам была предложена опорная схема № 2, помогающая правильно выбрать орфограмму «-н- и –нн- в прилагательных». Однако из-за некачественной печати некоторые данные были не напечатаны. Восстановите опорную схему, заполнив пробелы.

  3. Выберите иллюстрацию, соответствующую музыкальному инструменту, о котором говорилось в тексте. Отметьте номер соответствующей иллюстрации в тетради и напишите текст об этом музыкальном инструменте, вставляя вместо пробелов соответствующие прилагательные, правильно используя изученную орфограмму.


Источники информации:

Адырна – стари(н,нн)ый многостру(н,нн)ый щипковый казахский музыкальный инструмент. Единстве(н,нн)ый инструмент, который своим видом напоминает боевой лук. Способ игры на инструменте напоминает игру на арфе. Корпус у этого щипкового инструмента пустотелый, кожа(н,нн)ый. Сначала вырубается или собирается деревя(н,нн)ая дека, наконечник. На нем делаются ушки и закрепляются струны. На адырну натягиваются струны, сделанные из верблюжей шерсти или сухожилий. Во время игры, инструмент кладется на колени. Бесце(н,нн)ый звук из него извлекается посредством перебора шерстя(н,нн)ых струн. Длина инструмента 48-50 см., толщина 8-10 см. Сейчас на ней играют различные национальные мелодии и небольшие кюи. Иногда инструмент стилизовался под рогатых зверей (оленя, марала, козла).

Группа 3.

Стимул: Администрация музыкальной школы обратилась с просьбой к ученикам гимназии № 9 написать тексты, повествующие о казахских музыкальных инструментах, с целью их рекламы среди школьников, так как руководители музыкальной школы планируют в следующем учебном году открыть классы по игре на кобызе, шертере и адырне. Тексты составляли ученики пятых классов. Орфограмма –н- и –нн- ребятам не знакома, помогите им правильно написать прилагательные и определить соответствующий музыкальный инструмент.
Задачная формулировка:

  1. Заполните таблицу № 1 "-н- и –нн- в прилагательных". Определите написание, которое будет использовать ученик, поставив «+».

  2. Пятиклассникам была предложена опорная схема № 2, помогающая правильно выбрать орфограмму «-н- и –нн- в прилагательных». Однако из-за некачественной печати некоторые данные были не напечатаны. Восстановите опорную схему, заполнив пробелы.

  3. Выберите иллюстрацию, соответствующую музыкальному инструменту, о котором говорилось в тексте. Отметьте номер соответствующей иллюстрации в тетради и напишите текст об этом музыкальном инструменте, вставляя вместо пробелов соответствующие прилагательные, правильно используя изученную орфограмму.


Источники информации:

Шертер - древний стру(н,нн)ый щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре. Шертер – инструмент, родстве(н,нн)ый домбре. Но шертер был намного меньше домбры, он имел короткий гриф без ладов, отличался более сильным звучанием, чем домбра. Внешне шертер напоминал кобыз, потому что его также долбили из цельного деревя(н,нн)ого куска, придавали ем у изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая на кожа(н,нн)ый корпус две струны из конского волоса. Стари(н,нн)ый инструмент имел лишь один колок, поэтому обе волося(н,нн)ые струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую – прямо к головке. Настройка струн была связана с дли(н,нн)ым устройством инструмента. Струну, закрепленную на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикрепленную к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны. Шертер употребляли преимущественно для сопровождения песен, сказаний, легенд. Он был распространен среди пастухов.

Бланк для выполнения 1 задания группе 1

Таблица № 1.

Пример из текста

˄

-ан-

˄

-ян-

˄

-ин-

˄

-енн-

˄

-онн-

˄

---нн-

-нн-

искл.

Волося…ые струны






















Деревя…ый кусок






















Кожа…ая часть






















Стру…ая часть






















Шерстя…ой нитью






















Таинстве…ая музыка






















Бесце…ые звуки





















  1   2   3

Похожие:

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconУрок 1 Тема: Русский язык в мире и Казахстане
Цель урока: познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка; дать представление о социальной сущности языка; создать...

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconКонкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель...
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара...

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconКонспект урока русского языка по теме «Заявление вид деловой бумаги»
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconМетодическая разработка урока русского языка Составитель
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconБольшакова Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы...
Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconУрок русского языка в 3 классе тема: «как писать письмо»
Оборудование: раздаточный материал, карточки; слайды; конверты, словарные слова, опорные слова

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconКультура речи
Автор: И. В. Миляева, учитель русского языка высшей категории, заслуженный учитель РФ

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconУрок русского языка. 6 класс. Тема: Характеристика делового стиля
Вы уже знакомы со стилями речи. Вспомните, какие стили существуют? Где чаще всего встречается каждый из стилей?

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconТема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; формировать...

Урок русского языка Учитель Сорокина Е. В. Тема: Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. В мире музыкальных инструментов iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Деловые документы (автобиография, заявление)
Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск