Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка»


НазваниеКонтрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка»
страница1/6
ТипКонтрольная работа
filling-form.ru > Договоры > Контрольная работа
  1   2   3   4   5   6
Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения

Тема: «Нормы современного русского литературного языка»

Современный русский язык – это язык ХIХ – ХХI вв. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это общепринятые, закреплённые в словарях, грамматиках, справочниках правила произношения, написания, употребления слов. Нормы литературного языка включают правила ударения (акцентологические нормы), произношения (орфоэпические нормы), правила образования слов и грамматических форм, например, форм рода, числа, падежа, степеней сравнения и др. (грамматические нормы – морфологические и синтаксические), лексические нормы (правильный выбор слова), орфографические и пунктуационные нормы.

Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, логичность, выразительность, уместность речи.

Этический аспект культуры речи – это владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе, соблюдение речевого этикета.

Для выполнения контрольной работы прослушайте записанные на диске лекции, ознакомьтесь с описанием норм современного русского языка в соответствующих разделах учебников, учебных пособий, справочников, перечисленных в списке литературы в конце данной контрольной работы; можно пользоваться пособиями по русскому языку и культуре речи, не указанными в списке. При выполнении заданий необходимо обращаться к словарям (см. список литературы).

Контрольную работу следует выполнять на листах формата А 4. Вверху следует написать название дисциплины, тему контрольной работы, фамилию, инициалы и номер группы. В начале работы необходимо указать реально использованную литературу (учебники, учебные пособия, словари, справочники, сайты в Интернет).
Вариант 1

Произносительные нормы

Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.

При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

  1. ГазопровОд,

  2. облЕгчить,

  3. намЕрение,

  4. сОзыв,

  5. диспансЕр,

  6. каталОг,

  7. звОнят,

  8. красИвее,

  9. договОр,

  10. (уголовное дело) возбужденО.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё.

Для справок используйте орфоэпический словарь.

  1. Аф…ра,

  2. плат…жеспособный,

  3. ос…длый,

  4. св…кла.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

  1. Близкий путь,

  2. ближний отъезд,

  3. близлежащий район,

  4. недалёкий дом.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца.

В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).

  1. Альма-матер а) торжественное вступление в должность главы государства

  2. Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах

  3. Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая

  4. Дискредитация г) прямой товарообмен

  5. Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый

  6. Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы

  7. Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка. Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

  1. Предприятия готовы … около 120 наименований сельскохозяйственной продукции.

а) усвоить; б) освоить

2) Работая в системе профсоюзов, он занимал … должность.

а) выборочную; б) выборную

3) Его … талант был высоко оценён критикой.

а) исполнительный; б) исполнительский

4) Я собираюсь … свою работу на конкурс.

а) представить; б) предоставить

5) Андрей – человек …, а сегодняшний день был для него особенно … .

а) удачный; б) удачливый; в) удачным; г) удачливым

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм).

  1. Оглянуться назад,

  2. важное значение,

  3. бесценные сокровища,

  4. вернуться обратно.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание.

  1. Новая тюль;

  2. большой мозоль,

  3. серьёзное жюри;

  4. белый рояль.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

  1. Сколько слёз (а) было пролито; б) были пролиты) в страшные годы войны!

  2. Сорок три шахтёра (а) осталось; б) остались) без работы.

  3. Доцент Петрова (а) принимала; б) принимал) экзамен в группе иностранных студентов.

  4. Новый театр-студия (а) открыт; б) открыта) в Москве.

Задание 9. Винительный падеж без предлога (кого? что?) употребляется со словами.

  1. Оплатить,

  2. уплатить,

  3. предостеречь,

  4. претендовать,

  5. преодолеть.

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив задачу,

  1. началось обсуждение хода решения;

  2. оказалось, что ответ неправильный;

  3. я начал переписывать решение на чистовик;

  4. пришлось переписывать её решение на чистовик.

Культура устной речи

Задание 11. Напишите текст короткой убеждающей речи (не менее 1страницы) на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений.

  1. Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

  2. Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

  3. Учиться никогда не поздно.

  4. Каждый должен уметь водить машину.

  5. Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).

  6. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

  7. Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).

  8. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

Вариант 2

Произносительные нормы

Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.

При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

  1. НефтепровОд,

  2. уведомИть,

  3. искрА,

  4. фенОмен,

  5. ободрИть,

  6. некролОг,

  7. красИвейший,

  8. звонИт,

  9. тортЫ,

  10. (она) нАчала.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё.

Для справок используйте орфоэпический словарь.

  1. Бл… клый,

  2. оп…ка,

  3. ист…кший (год),

  4. жити… .

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

  1. Явный звук,

  2. соседние комнаты,

  3. устранить ошибки,

  4. нестерпимая боль.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца.

В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).

  1. Адекватный а) законопослушный

  2. Банальный б) вполне соответствующий чему-либо

  3. Конфессия в) склад ума, характера, мышления

  4. Лояльный г) заурядный, хорошо известный

  5. Менталитет д) встреча в верхах

  6. Одиозный е) неприятный, нежелательный, пользующийся дурной славой

  7. Рейтинг ж) вероисповедание

  8. Саммит з) показатель популярности, общественно-политического авторитета, спортивного мастерства

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

  1. Следовало бы поставить задачу повсеместного создания … органов самоуправления.

а) демократичных; б) демократических

  1. Прошу … мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

а) представить; б) предоставить

  1. Все, кто поедет с нами на катере, должны … спасательные жилеты.

а) одеть; б) надеть

  1. Надо … намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные … решения.

а) тактически; б) тактично; в) тактические; г) тактичные

Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм).

  1. Впервые познакомиться,

  2. первая встреча,

  3. подскочить кверху,

  4. долгие и продолжительные аплодисменты.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы

Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание.

  1. Горячее кофе,

  2. молодая картофель,

  3. свободное такси,

  4. гостеприимный Сухуми.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

  1. Он со своей старой матерью и двумя детьми (а) жил; б) жили) на краю деревни.

  2. (а) Прошло; б) Прошли) двенадцать лет со дня их последней встречи.

  3. Несколько врачей городской больницы (а) было приглашено; б) были приглашены) на международную конференцию.

  4. Архитектор Громова (а) победил; б) победила) в конкурсе проектов.

Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога).

Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

  1. Вопреки постановлению,

  2. благодаря проведённым преобразованиям,

  3. уделять внимание на проблемы.

Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,

  1. мы отвлекаемся от несущественных деталей;

  2. несущественные детали не принимаются во внимание;

  3. происходит обобщение признаков;

  4. учитываются самые существенные признаки.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи (не менее 1страницы) на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений.

  1. Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

  2. Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

  3. Учиться никогда не поздно.

  4. Каждый должен уметь водить машину.

  5. Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).

  6. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

  7. Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).

  8. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

Вариант 3

Произносительные нормы

Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение.

При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

  1. АпОстроф,

  2. закУпорить,

  3. мышлЕние,

  4. Эксперт,

  5. квартАл,

  6. начатА,

  7. цЕмент,

  8. баловАть,

  9. кУхонный,

  10. обеспЕчение.

Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё.

Для справок используйте орфоэпический словарь.

  1. Плат…жеспособный,

  2. оп…ка,

  3. дар…ный,

  4. ж...лчь.

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

  1. Из-за сильного дождя рыбалка сорвалась.

  2. Любитель сильных словечек, он всегда был источником конфликта.

  3. Самым сильным недостатком человека является неискренность.

  4. Их связывала многолетняя сильная дружба.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца.

В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).

  1. Бестселлер а) прямой товарообмен

  2. Диссидент б) неприятное происшествие, столкновение

  3. Импонировать в) пренебрегать чем-либо

  4. Инцидент г) инакомыслящий человек, не согласный с вероисповеданием или существующим строем

  5. Бартер д) наиболее популярная и раскупаемая в определенное время книга

  6. Конъюнктура е) сборник классических текстов

  7. Манкировать ж) производить хорошее впечатление, нравиться

  8. Антология и) совокупность условий, сложившаяся в данное время обстановка в какой-либо области

Задание 5. Из двух слов-паронимов подберите определение к существительному.

Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка. Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

  1. отношение а) бережное; б) бережливое

  2. данные а) выборные; б) выборочные

  3. заработок а) гарантированный; б) гарантийный

  4. выступление а) отчетное; б) отчётливое

  5. просьба а) жалостная, б) жалостливая

Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией).

  1. Сгруппировать в группы,

  2. высоко оценивать,

  3. отступать назад,

  4. использовать с пользой.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)

Морфологические нормы
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconМодуль 3 научная речь
Модуль понятие о культуре речи и нормах современного русского литературного языка

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconТема №1. Нормы современного русского литературного языка
Задание Прочитайте слова, обращая внимание на подвижность ударения в некоторых грамматических формах

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconТема №1. Нормы современного русского литературного языка
Задание Прочитайте слова, обращая внимание на подвижность ударения в некоторых грамматических формах

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconПеречень заданий для самостоятельной работы по темам тема 1
Отметьте пункты, отражающие особенности современного русского литературного языка

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconКонтрольная работа по немецкому языку для студентов 2 курса заочной формы обучения (III семестр)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconРабочая программа Элективного курса «Культура речи»
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,...

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconКонтрольная работа по дисциплине Материаловедение
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов для специальностей
«Культура речи. Нормы русского литературного языка». Для специальностей: 060501 «Сестринское дело». Базовый уровень подготовки. 060101...

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconСтили и жанры текстовых произведений. Стилеобразующие речевые средства...

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» iconСтили и жанры текстовых произведений. Стилеобразующие речевые средства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск