Методические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий государственных (муниципальных) учреждений Чувашской Республики
Настоящие методические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий для государственных (муниципальных) учреждений Чувашской Республики (далее соответственно – методические рекомендации, ГУ(МУ) ЧР) разработаны в целях выработки единого подхода к созданию централизованной бухгалтерии (далее – ЦБ).
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
Приказ Минфина России «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» от 25.03.2011 года № 33н.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих принципов:
Принцип стабильности исполнения бюджетного процесса в Чувашской Республике;
Принцип обеспечения достаточного уровня самостоятельности ГУ(МУ) ЧР при осуществлении деятельности;
Принцип учета особенностей сферы деятельности ГУ(МУ) ЧР в части исполнения функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
В целях реализации принципа учета особенностей сферы деятельности ГУ(МУ) ЧР в части исполнения функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в соответствии с п. 3.3. настоящих методических рекомендаций, ЦБ ГУ(МУ) ЧР создаются органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) (далее – ОИВ,ОМСУ) Чувашской Республики – главными распорядителями бюджетных средств Чувашской Республики.
Настоящие методические рекомендации используются в целях решения следующих задач:
Оптимизация численности сотрудников ГУ(МУ) ЧР, осуществляющих деятельность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета;
Применение единых подходов и критериев при принятии решений о передаче функций ГУ(МУ) ЧР по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ;
Повышение качества ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в ГУ(МУ) ЧР.
Результатом исполнения настоящих методических рекомендаций является:
Принятие решения о создании ЦБ ГУ(МУ) ЧР (сети ЦБ ГУ(МУ) ЧР);
Перечень создающихся ЦБ ГУ(МУ) ЧР с указанием обслуживаемой территории в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики;
Перечень ГУ(МУ) ЧР, передающих функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в соответствующие ЦБ ГУ(МУ) ЧР.
В целях создания ЦБ ГУ(МУ) ЧР производятся следующие мероприятия:
Анализ степени готовности ГУ(МУ) ЧР к электронной передаче первичной документации в ЦБ ГУ(МУ) ЧР с использованием систем электронного документооборота в целом по ГУ (МУ) ЧР в отдельной сфере деятельности;
Анализ транспортной доступности ГУ(МУ) ЧР в отношении которых предполагается передача функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ ГУ(МУ) ЧР;
Сбор и анализ данных от ГУ(МУ) ЧР в отношении которых предполагается передача функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ ГУ(МУ) ЧР;
Проведение исследования «самофотография рабочего дня» для сотрудников ГУ(МУ) ЧР, осуществляющих деятельность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
Создание централизованной бухгалтерии ГУ(МУ) ЧР (сети централизованных бухгалтерий для ГУ(МУ) ЧР) производится в три этапа.
На первом этапе осуществляется анализ степени готовности ГУ(МУ) ЧР к электронной передаче первичной документации в ЦБ ГУ(МУ) ЧР с использованием систем электронного документооборота в целом по ГУ(МУ) ЧР в отдельной сфере деятельности. Результатом первого этапа является принятие принципиального решения о методах передачи первичной документации ГУ(МУ) ЧР в ЦБ ГУ(МУ) ЧР и принципиальном способе возможной организации ЦБ ГУ(МУ) ЧР – для Чувашской Республики в целом.
На втором этапе осуществляется сбор данных от ГУ(МУ) ЧР в определенной сфере деятельности и их анализ. Результатом второго этапа является принятие решения о создании ЦБ ГУ(МУ) ЧР (сети ЦБ ГУ(МУ) ЧР) в целом, исходя из параметров, определенных на первом этапе.
На третьем этапе осуществляется формирование результата создания централизованной бухгалтерии ГУ(МУ) ЧР (сети централизованных бухгалтерий для ГУ(МУ) ЧР) с учетом параметров, полученных по итогам первого и второго этапов. Результатом третьего этапа является перечень ЦБ ГУ(МУ) ЧР, создаваемых в определенной сфере деятельности.
Контроль за созданием ЦБ ГУ (МУ) ЧР осуществляется Министерством финансов Чувашской Республики.
Анализ степени готовности ГУ(МУ) ЧР к электронной передаче первичной документации в ЦБ ГУ(МУ) ЧР с использованием систем электронного документооборота в целом по ГУ(МУ) ЧР в отдельной сфере деятельности
Анализ степени готовности ГУ(МУ) ЧР к электронной передаче первичной документации в ЦБ ГУ(МУ) ЧР с использованием систем электронного документооборота в целом по ГУ ТО в отдельной сфере деятельности проводится отраслевыми ОИВ (ОМСУ) совместно с Министерством финансов Чувашской республики и Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
Целью проведения анализа степени готовности ГУ(ЧР) ЧР к электронной передаче первичной документации в ЦБ ГУ(МУ) ЧР с использованием систем электронного документооборота в целом по ГУ(МУ) ЧР в отдельной сфере деятельности является получение ОИВ (ОМСУ) ЧР, исполняющими полномочия главных распорядителей бюджетных средств, достоверной информации о наличии (отсутствии) возможности электронной передачи первичной документации от ГУ(МУ) ЧР к ЦБ ГУ(МУ) ЧР с использованием электронной цифровой подписи.
Методика проведения данного анализа разрабатывается Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики , исходя из цели, определенной в п. 14 настоящих методических рекомендаций.
По результатам проведения первого этапа Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики выносится заключение о возможности (невозможности) организации системы электронного документооборота между ГУ(МУ) ЧР и ЦБ ГУ(МУ) ЧР.
В случае если Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики вынесено заключение о возможности организации системы электронного документооборота между ГУ(МУ) ЧР и ЦБ ГУ(МУ) ЧР, принимается решение о возможности и целесообразности использования электронного способа передачи первичной документации от ГУ(МУ) ЧР к ЦБ ГУ(МУ) ЧР. Наличие возможности использования электронного способа передачи первичной документации от ГУ(МУ) ЧР к ЦБ ГУ(МУ) ЧР способствует созданию единой ЦБ ГУ(МУ) ЧР по области в целом.
В случае если вынесено заключение о невозможности организации системы электронного документооборота между ГУ(МУ) ЧР и ЦБ ГУ(МУ) ЧР, принимается решение о возможности и целесообразности передачи первичной документации от ГУ(МУ) ЧР к ЦБ ГУ(МУ) ЧР на бумажных носителях. Отсутствие возможности использования электронного способа передачи первичной документации от ГУ(МУ) ЧР к ЦБ ГУ(МУ) ЧР способствует созданию сети ЦБ ГУ(МУ) ЧР с учетом территориальной доступности.
Сбор и анализ данных, характеризующих деятельность ГУ(МУ) ЧР
Сбор и анализ данных, характеризующих деятельность ГУ(МУ) ЧР, производится для каждого из государственных (муниципальных) учреждений, в отношении которых рассматривается возможность передачи функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ ГУ(МУ) ЧР.
Сбор и анализ данных, характеризующих деятельность ГУ(МУ) ЧР, производится органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) Чувашской Республики – учредителем данных государственных учреждений.
Проведение анализа, указанного в п. 7.3. настоящих методических рекомендаций, осуществляется на основании данных, полученных по итогам сбора информации с использованием формы, представленной в Приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Исследование «самофотография рабочего дня» для сотрудников ГУ(МУ) ЧР проводится в целях детального изучения процессов, исполняемых сотрудниками ГУ(МУ) ЧР, осуществляющими деятельность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
ОИВ (ОМСУ) ЧР рассчитываются и анализируются следующие показатели:
Средний размер ФОТ бухгалтерских работников в расчете на год;
Среднее количество бухгалтерских работников;
Трудозатраты на бухгалтерское сопровождение 1000 платежных поручений;
Трудозатраты на бухгалтерское сопровождение 100 государственных контрактов (договоров).
По итогам расчета значений показателей ОИВ (ОМСУ) ЧР составляет перечень мероприятий по оптимизации исполнения функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ГУ(МУ) ЧР и корректирует размер бюджетных ассигнований (субсидий) подведомственному ГУ(МУ) ЧР, исходя из задачи оптимизации расходов на содержание бухгалтерских работников ГУ(МУ) ЧР.
Форма запроса данных в целях расчета значений показателей, фиксирующих особенности деятельности ГУ (МУ) ЧР
№ п/п
| Наименование запроса данных
| Данные
|
| Наименование ГУ(МУ) ЧР
|
|
| Наименование населенного пункта, в котором расположено ГУ (МУ) ЧР
|
|
| Тип учреждения
|
|
| Количество платежных поручений, оформленных в ГУ(МУ) ЧР по итогам отчетного финансового года
|
|
| Количество государственных контрактов, заключенных ГУ(МУ) ЧР по итогам отчетного года
|
|
| Количество сотрудников ГУ(МУ) ЧР, осуществляющих деятельность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, чел.
|
|
| Размер ФОТ сотрудников ГУ(МУ) ЧР, осуществляющих деятельность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета
|
|
| Количество штатных единиц, ставок всех работников в ГУ (МУ) ЧР
|
|
Методические рекомендации по организации деятельности централизованных бухгалтерий государственных (муниципальных) учреждений Чувашской Республики
Общие положения
Методические рекомендации по организации деятельности централизованных бухгалтерий государственных (муниципальных) учреждений Чувашской Республики (далее соответственно – методические рекомендации, ЦБ ГУ(МУ) ЧР) разработаны в целях стандартизации деятельности по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в государственных (муниципальных) учреждениях Чувашской Республики, выработки единого подхода к передаче таких функций, осуществления системного перехода к централизованной модели ведения учета, определения перечня функций, передаваемых от ГУ(МУ) ЧР в ЦБ ГУ(МУ) ЧР, порядка передачи таких функций, методов оценки экономического эффекта от передачи функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ ГУ(МУ) ЧР.
Методические рекомендации разработаны на основании:
Гражданского Кодекса Российской Федерации;
Налогового Кодекса Российской Федерации;
Бюджетного Кодекса Российской Федерации;
Трудового Кодекса Российской Федерации;
Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402-ФЗ;
Приказа Минфина России «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» от 01.12.2010 года № 157н;
Приказа Минфина России «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» от 28.12.2010 года № 191н;
Приказа Минфина России «Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» от 25.03.2011 года № 33н;
- Приказа Федерального Казначейства «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» от 10.10.2008 года № 8н;
- Приказа Минфина Чувашской Республики от 13 декабря 2010 г. N 142/п "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Министерством финансов Чувашской Республики"
- Приказа Минфина Чувашской Республики от 22 ноября 2010 г. N 136/п "О порядке осуществления Министерством финансов Чувашской Республики и его территориальными органами проведения кассовых выплат за счет средств автономных учреждений";
- Приказа Минфина Чувашской Республики от 3 мая 2011 г. N 53/п "О порядке проведения Министерством финансов Чувашской Республики кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений Чувашской Республики"
Настоящие методические рекомендации основаны на следующих принципах:
Принцип полноты и достоверности отражения операций по бюджетному (бухгалтерскому) учету;
Принцип непрерывности ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;
Принцип стабильности исполнения бюджетного процесса;
Принцип обеспечения достаточного уровня самостоятельности государственных учреждений;
Принцип обеспечения территориальной доступности централизованных бухгалтерий для государственных учреждений, чьи функции по бюджетному (бухгалтерскому) учету переданы в данные учреждения.
Передача функций по бюджетному (бухгалтерскому) учету производится в целях:
Повышения качества, своевременности, достоверности ведения учета и составления отчетности ГУ(МУ) ЧР;
Минимизации трудозатрат ГУ(МУ) ЧР на кадровые и организационные вопросы функционирования бухгалтерии;
Минимизации трудозатрат ГУ(МУ) ЧР на доставку документов в контролирующие органы;
Повышения экономической эффективности и снижения издержек хозяйственной деятельности ГУ(МУ) ЧР.
Для государственных (муниципальных) учреждений Чувашской Республики учредителем является орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) Чувашской Республики – главный распорядитель бюджетных средств в данной сфере деятельности.
Централизованная бухгалтерия ГУ(МУ) ЧР может создаваться как в форме государственного (муниципального) казенного учреждения, так и в форме государственного (муниципального) бюджетного учреждения. Тип учреждения определяется учредителем ЦБ ГУ(МУ) ЧР и зависит от объема внебюджетной деятельности обслуживаемых ГУ(МУ) ЧР (Минфином Чувашии рекомендуется создание бюджетного учреждения).
При принятии решения о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ ГУ(МУ) ЧР в качестве учреждения бюджетного типа учредителю данного государственного (муниципального) учреждения Чувашской Республики рекомендуется использовать типовой устав централизованной бухгалтерии государственных(муниципальных) учреждений Чувашской Республики, являющийся Приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям.
|