Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения


Скачать 307.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3


Методические рекомендации

для государственных (муниципальных) учреждений

по разработке системы нормирования труда
I. Основные положения
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям по разработке системы нормирования труда (далее – Методические рекомендации).

2. Разработку системы нормирования труда на уровне государственных (муниципальных) учреждений (далее – Учреждения) рекомендуется проводить на основе отраслевых нормативных правовых регламентов.

3. При разработке системы нормирования труда:

а) используются типовые нормы труда, установленные с применением аналитического метода нормирования труда, учитывающие все факторы и условия их выполнения в соответствующей отрасли экономики;

б) основы разработки, пересмотра и утверждения норм труда устанавливаются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2002 г. №804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда»;

в) проводится комплексная оценка технологических (трудовых) процессов и организационно-технических условий их выполнения на уровне учреждения и определяются отклонения от типовых организационно-технических условий;

г) устанавливаются критерии трудовых процессов, основными из которых являются минимальные затраты времени на выполнение работ при соблюдении необходимого качества выполняемых функций, оказываемых услуг, обеспечение содержательности и оптимальной степени интенсивности труда, безопасность работы и нормальные условия труда, соответствие трудового процесса современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления.

4. Рекомендуется разрабатывать систему нормирования труда учреждений, включающую:

нормы времени на выполнение работ (оказание услуг);

нормы численности;

нормы обслуживания.

5. Разработку системы нормирования труда учреждения рекомендуется осуществлять по следующему плану:

а) выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих норм труда на уровне учреждения;

б) постановка задач по разработке видов норм труда, описание технического задания на разработку;

в) сбор исходной информации, изучение организационно-технических условий и методов выполнения работы на рабочих местах;

г) поиск типовых норм труда по организационно-техническим условиям и методам выполнения работ;

д) проведение корректировки показателей типовых норм труда по организационно-техническим условиям;

е) определение видов работ, на которые отсутствуют типовые нормы труда;

ж) описание (проектирование) рационального трудового процесса с указанием индексов затрат рабочего времени по каждому элементу трудового процесса, предусмотренных приложением №1 к Методическим рекомендациям;

з) изучение и измерение затрат труда;

и) обработка и формализация результатов измерений по видам норм труда;

к) апробация типовых норм труда в фактических условиях труда;

л) обсуждение проекта норм труда с представительным органом работников учреждения;

м) учет мнения представительного органа работников учреждения;

н) утверждение норм труда на уровне учреждения.
II. Разработка норм времени

на выполнение работ (оказание услуг)
6. В нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) (далее - нормы времени) рекомендуется устанавливать показатели норм времени для работ применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении.

7. При разработке норм времени на выполнение работ и оказание услуг рекомендуется основываться на типовых отраслевых нормах времени на выполнение работ (оказание услуг).

8. При совпадении наименований работ (оказываемых услуг), технологических (трудовых) процессов и организационно-технических условий их выполнения в учреждении с типовыми работами (оказываемыми услугами), типовыми технологическими (трудовыми) процессами и типовыми организационно-техническими условиями их выполнения, показатели норм времени на выполнение данных работ (оказание данных услуг) по учреждению приравниваются к показателям типовых норм времени на выполнение данных работ (оказание данных услуг).

9. На работы, по которым отсутствуют типовые нормы времени, рекомендуется разрабатывать нормы времени на основе определения затрат рабочего времени для выполнения единицы работы (функции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации, включающее, как правило, затраты рабочего времени на подготовку к выполнению работы, а также на обработку и оформление ее результатов.

В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотография рабочего времени и хронометража), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.

10. Для осуществления расчета норм времени целесообразно:

а) определить минимальное количество рабочих мест, на базе которых планируется проводить исследования по каждому виду работ (далее – наблюдения), с учетом следующих критериев: наличие массовых и повторяемых работ; использование рациональных трудовых процессов, соответствующих современному уровню техники и технологии, организации производства, труда и управления;

б) провести выбор работников для проведения наблюдения (рекомендуется проводить наблюдения за работниками, квалификация которых соответствует уровню сложности работы и которые имеют стаж работы более 2 лет). При этом не рекомендуется проводить выбор работников, индивидуальное состояние здоровья которых может существенно повлиять на результаты исследования, выполняющих работу на условиях внешнего или внутреннего совместительства, совмещающих в пределах рабочего времени должности (профессии), выполняющих обязанности временно отсутствующего работника.

в) определить интенсивность труда исходя из показателей нормального темпа работы;

г) определить количество наблюдений (число работников и количество наблюдений по каждому из них) с учетом характера, продолжительности, массовости, повторяемости работ, степени их детерминированности и других факторов, а также достаточной точности результатов;

д) провести фотографии рабочего времени, при которых должны быть обеспечены: исправность предметов труда; наличие требуемого количества и качества материалов, необходимых для выполнения работы и их своевременная подача; своевременное снабжение электроэнергией и иными источниками энергопитания, технической документацией; безопасные условия труда. Фотография рабочего времени, при которой фиксируются все затраты рабочего времени от начала и до окончания рабочего времени, может вестись с применением системы видеонаблюдения с обязательным заполнением карты фотографии рабочего времени (наблюдательного листа), образец которой предусмотрен приложением № 2 к Методическим рекомендациям (далее - Карта). В Карте рекомендуется указывать все действия работника в течение рабочего дня с указанием перерывов в работе в том порядке, в каком они происходили фактически, с одновременной фиксацией текущего времени окончания каждого элемента операции (трудового процесса), который, в свою очередь, является началом следующего вида элементов операции (трудового процесса). Каждая запись показывает либо то, что делал работник, либо то, чем было вызвано его бездействие. При записи каждого элемента операции (трудового процесса) или перерыва целесообразно указывать индекс затрат рабочего времени;

е) обработать результаты исследований.

11. При заполнении Карты проводится расчет длительности каждого из элементов операции (трудового процесса) путем вычитания из текущего времени операции (трудового процесса) каждого последующего замера текущего времени предыдущей операции (трудового процесса), результаты которой заносятся в Карту. В Карте также указывается индекс затрат рабочего времени, то есть характеристика вида затрат рабочего времени в соответствии с индексами затрат рабочего времени, предусмотренными приложением № 1 к Методическим рекомендациям.

12. По результатам наблюдений составляется сводка элементов затрат рабочего времени по образцу, предусмотренному приложением № 3 к Методическим рекомендациям, подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места и времени на отдых и личные надобности, как арифметическая средняя по результатам исследований.

13. На основе средних показателей затрат рабочего времени, полученных по результатам наблюдений, рассчитываются показатели норм времени по следующей формуле:

Нв = Тпз + То + Тв + Тобс+ Тотл +Ту, (1)
где:

Нв - норма времени;

Тпз - подготовительно-заключительное время;

То - основное время выполнения работы;

Тв - вспомогательное время выполнения работы;

Тобс - время обслуживания рабочего места;

Тотл - время на отдых и личные надобности;

Ту - время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда.

14. Время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда на рабочем месте (Ту), может быть определено в процентах от оперативного времени:

Ту = Топ х Кон, (2)

где: Топ - оперативное время выполнения работ, рассчитываемое по следующей формуле: Топ = То + Тв;

Кон - коэффициент, учитывающий время на отдых, выделяемое в зависимости от условий труда (Кон=ΣКупр).

15. На основе результатов проведенных наблюдений определяются показатели трудоемкости выполнения каждой работы. При этом к полученным результатам применяется Купр - суммарный коэффициент учета условий проведения работ, который рассчитывается по следующей формуле:

ΣКупр = Ki+ К2 + К3 + . .. +Кп, (3)

где Кь К2, К3,.. .,Кп - коэффициенты учета условий проведения работ.

16. Определение условий проведения работ (ΣКупр) производится в соответствии с показателями, разработанными на основе статистических данных и являющимися рекомендательными:

а) определения времени на отдых в зависимости от степени монотонности труда, предусмотренные приложением № 4 к Методическим рекомендациям;

б) определения времени на отдых в зависимости от темпа работы, предусмотренные приложением № 5 к Методическим рекомендациям;

в) определения времени на отдых в связи с недостаточным освещением не предусматривается, за исключением работ, выполняемых в полной темноте; работающим в полной темноте выделяется на отдых 15 минут на рабочий день;

г) рекомендуемого рационального режима труда и отдыха для лиц умственного труда при пятидневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне, предусмотренного приложением № 6 к Методическим рекомендациям.

Продолжительность обеденного перерыва рекомендуется устанавливать 30-60 минут. Регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 часа от начала рабочего дня и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 5 минут каждый. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, зрительного утомления и других анализаторов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений, включая упражнения для глаз.

17. При разработке норм времени на оказание услуг норма времени на оказание услуги приравнивается к сумме норм времени по работам, из которых состоит услуга, и может рассчитываться по следующей формуле:

ΣНв =Нв1+ Нв2 + Нв3 + . . . + Нвn, (4)

где Нв1 Нв2, Нв3,. . . , Нвn - норма времени на отдельную работу.

18. Разработанные показатели норм времени оформляются в виде специальной формы, предусмотренной приложением № 7 к Методическим рекомендациям. Рекомендуется разрабатывать номенклатуру оказываемых услуг с указанием трудоемкости выполнения работ.
III. Разработка норм численности учреждений
19. Разработка норм численности учреждений (далее - норм численности) непосредственных исполнителей работ рассматривается применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении. При этом необходимо учитывать регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда.

20. При разработке норм численности рекомендуется:

а) применять расчетно-аналитический метод с использованием фотографии рабочего времени;

б) проводить расчет норм численности по видам работ, осуществляемый на основе показателей норм времени на единицу работы (услуг) и планового показателя объема работ;

в) формировать показатели норм времени на единицу услуг (работ) с учетом подготовительно-заключительного, вспомогательного и основного времени.

21. На основе показателей норм времени по видам работ проводится расчет показателей норм численности по следующей формуле:

Нч=(УHBpi*Oi)/Фрв, (5)

где: Нч - норма численности, в штатных единицах;

HBpi- показатель нормы времени на i-й вид услуг (работ), в часах;

Oi- плановый объем оказания (выполнения) i-ro вида услуг (работ) за регламентированный период времени, в условных единицах;

Фрв - фонд рабочего времени за регламентированный период на 1,0 штатную единицу в часах.

22. Показатели норм численности по видам работ применяются при организации труда, а также в целях планирования оказания услуг. Показатели норм численности оформляются в виде специальной формы, предусмотренной приложением № 8 к Методическим рекомендациям.
IV. Разработка норм обслуживания в учреждениях
23. Разработка норм обслуживания в учреждениях (далее - норм обслуживания) осуществляется применительно к технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно - техническим условиям их выполнения с учетом регламентированных перерывов, характеристик выполняемых работ, рационального разделения и кооперации труда.

При разработке норм обслуживания рекомендуется определять для однородных рабочих мест количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени.

24. При разработке норм обслуживания рекомендуется:

а) применять расчетно-аналитический метод на основе показателей норм времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги);

б) формировать показатели норм времени по категориям сложности, продолжительности регламентированных перерывов;

в) проводить расчет показателей норм обслуживания по следующей формуле по категориям работ (услуг):

Ноб = Фрв / Нвр.об., (6)

где:

Ноб - норма обслуживания, в условных единицах;

Фрв - фонд рабочего времени за регламентированный период на 1,0 штатную единицу в минуту с вычетом продолжительности регламентированных перерывов;

Нвр. об - общий показатель нормы времени на обслуживание одного объекта (оказание одной услуги), в мин.

25. Показатели норм обслуживания оформляются по образцу, предусмотренному приложением № 9 к Методическим рекомендациям.
V. Порядок установления, проверки, замены и пересмотра норм труда
26. В целях обеспечения прогрессивности, равнонапряженности и повышения точности расчета норм труда, сокращения сроков и трудоемкости их установления используются ЭВМ. Расчет норм, как правило, осуществляется в едином цикле с организацией труда.

Введение новых норм труда, включая измененные и пересмотренные, производится администрацией учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники учреждений должны быть извещены заблаговременно, но не позднее чем за два месяца.

27. Организационно-технические условия производства (организация труда, технология, оборудование, оснастка и т.д.) на рабочих местах, где будут применяться новые нормы труда, должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормах при их разработке.

28. При освоении новых видов работ (операций) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения работ запроектированным во вновь вводимых нормах по труду к ним могут применяться поправочные коэффициенты.

29. Нормы подлежат обязательной замене новыми по мере совершенствования организационно-технических и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, независимо от того, предусматривались ли эти мероприятия календарным планом замены и пересмотра норм или нет.

Действующие нормы в этих случаях заменяются новыми более прогрессивными нормами в зависимости от эффективности внедряемых мероприятий.

30. В целях поддержания прогрессивного уровня действующих в учреждении норм труда они подлежат обязательной проверке в процессе аттестации рабочих мест (порядок проведения аттестации рабочих мест регламентируется соответствующими отраслевыми положениями). В случаях, когда проведение аттестации рабочих мест не предусматривается, проверка каждой нормы осуществляется не реже одного раза в пять лет.

Проверка действующих норм труда осуществляется аттестационными комиссиями, утверждаемыми руководителями предприятий.

По результатам проверки по каждой норме принимается решение: аттестовать или не аттестовать.

Аттестованными признаются технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации труда.

Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются неаттестованными и подлежат пересмотру.

Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих и служащих.

Ошибочными считаются нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов, либо в проведении расчетов.

31. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и размерах, устанавливаемых руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

32. Администрация учреждения и представительный орган работников обязаны разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

33. В целях широкого привлечения работников к разработке и осуществлению мероприятий по улучшению качества применяемых норм труда, своевременной их замене новыми, обеспечению пересмотра устаревших норм и повышения на этой основе производительности труда в учреждениях принимаются взаимные обязательства администрации и представительного органа работников по снижению трудоемкости работ, повышению уровня нормирования, увеличению удельного веса технически обоснованных норм, своевременному пересмотру устаревших и ошибочно установленных норм труда. Указанные обязательства отражаются в коллективном договоре.

34. Администрация учреждений и представительный орган работников должны постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм труда.

Приложение 1

к методическим рекомендациям для

государственных (муниципальных)

учреждений по разработке системы

нормирования труда, утвержденным приказом

Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconМетодические рекомендации по разработке и применению системы нормирования...
Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconМетодические рекомендации по разработке и применению системы нормирования...
Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconМетодические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования...
Томской области от 10. 04. 2013 №283-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования в Томской...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconСборник является дополненным изданием Нормы времени на основные технологические...
Белгородской области» (бгунб, 2008), переработанным в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconПоложение о системе нормирования труда Общие положения
Настоящее Положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуются функции нормирования труда, содержит основные...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconМетодические рекомендации для федеральных органов исполнительной...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти по...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconМетодические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий...
Ящие методические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий для государственных (муниципальных) учреждений Чувашской...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconМетодические рекомендации по разработке фонда оценочных средств учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим Основные...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconО проведении фотохронометражных наблюдений
Положением о системе нормирования труда согласно Плану мероприятий по внедрению системы нормирования труда работников гбуз нсо “”...

Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда I. Основные положения iconМетодические рекомендации по заполнению статистических форм отчетности N
Зп-культура (в разрезе видов экономической деятельности) и n труд-квартал, а также сводной таблицы «Сведения об оплате труда работников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск