Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г


Скачать 399.34 Kb.
НазваниеСправочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г
страница1/3
ТипСправочник
filling-form.ru > Договоры > Справочник
  1   2   3
Источник:  Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г.

Номер журнала:  №7 (июль)


Автор: С.М. Курганский,  заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф.естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Цели, задачи, принципы и функции ПМПк
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк школы) - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения обучающегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания.

ПМПк школы объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный врач, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения обучающегося разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.

ПМПк школы в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами: письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6, Конвенция ООН «О правах ребенка», Устав школы, Программа развития школы, договор (письменным согласием) между школой и родителями (законными представителями) обучающегося о предоставлении услуг психологического сопровождения процесса обучения.

Общее руководство ПМПк школы осуществляет директор школы, а непосредственное руководство - заместитель директора по УВР. Заместителем председателя ПМПк школы является педагог-психолог.

Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Задачи ПМПк:


  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;

  • оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ и при их воспитании в соответствии с возможностями школы;

  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

  • выявление резервных возможностей развития;

  • определение специфики и причин отклонений в поведении и учении обучающихся;

  • выявление причин дезадаптации (школьной и социальной) детей и подростков;

  • разработка программ коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий для обучающихся, ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности;

  • определение средств, путей, продолжительности и эффективности коррекци-онно-развивающей работы в соответствии с возможностями школы;

Основные принципы ПМПк школы:

  • принцип индивидуализации - уважение к личности ребенка с опорой на его лучшие качества;

  • принцип системности - видение педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, как системных;

  • принцип гуманистической ориентации образования - определение индивидуальной траектории социального развития каждого обучающегося, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия.

  • профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации коррекционно-развивающих программ.


Основные функции ПМПк школы:

  • диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей обучающихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;

  • воспитательная - включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. Эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный, коррекционно-развивающий характер;

  • реабилитирующая - предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.


Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения ПМПк определяется запросом школы. Плановые проводятся один раз в четверть, внеплановые - по мере необходимости.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют свои функции в основное рабочее время, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с запросом. На консилиум должны быть представлены следующие документы:
педагогом:

  • информационная карта класса со списком детей, испытывающих трудности в обучении;

  • педагогическая характеристика на обучающегося, в которой отражается все необходимое для решения вопроса.

  • результаты проверочных работ и тетради ребенка по основным предметам.

педагогом-психологом:

  • протокол психологического обследования ребенка;

  • психологическое заключение и рекомендации,

логопедом:

  • логопедическое представление (речевая карта) на ребенка;

  • протокол логопедического обследования;

  • логопедическое заключение и рекомендации;

социальным педагогом:

  • карта социально-педагогического обследования ребенка и семьи;

  • социально-педагогическое заключение.

Виды школьных ПМПк
Как сказано выше, заседания ПМПк школы делятся на плановые и внеплановые. Для первых план составляется в начале учебного года, и заседания проводятся в соответствии с ним. Цель плановых заседаний - выработка пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, определение образовательных и коррекционно-развивающих направлений, решение вопросов об изменении направлений коррекционно-развивающей работы при завершении обучения.

Темами плановыхПМПк могут быть следующие:

  • адаптация обучающихся 1-х классов к ситуации школьного обучения;

  • адаптация обучающихся 5-х классов к ситуации предметного обучения;

  • проблемы подросткового возраста - 6-8 классы;

  • проблемы старшего подросткового возраста и профориентации - 9-11 классы.

На внеплановых консилиумах принимаются экстренные меры по выявившимся трудностям, изменяются направления коррекционно-развивающей работы в случае ее неэффективности. Периодичность проведения внеплановых заседаний ПМПк школы определяется запросом школы на комплексное, всестороннее обсуждение проблем обучающихся.

Виды школьныхПМПк
Классический - его созыву предшествует возникновение определенной проблемы. Консилиум может собираться для решения сложностей отдельных детей или может быть посвящен актуальным психолого-педагогическим проблемам класса, параллели или целого школьного звена.
Экстренный - причиной его проведения становится кризисная ситуация, необходимость принятия экстренного решения. Отличие от классического - минимальная предшествующая подготовка, диагностика ситуации проводится на самом консилиуме. Обязательно принятие решения и его реализация.

Проведение ПМПк
На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования, проведенные каждым специалистом (педагогом, педагогом-психологом, учителем- логопедом, школьным врачом). Обмен  информацией между участниками и ответы на вопросы служат основой для заполнения важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния обучающегося. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы.

  1. Каков психологический, педагогический и медицинский статус обучающегося на момент обследования?

  2. Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?

  3. Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?

  4. В каких формах и в какие сроки в сопровождении обучающегося примут участие педагог-психолог, школьный врач и классный руководитель?

  5. Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями обучающегося и школьной администрацией?

ОБЪЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ НА ПМПК ШКОЛЫ:ПАРАЛЛЕЛЬ КЛАССОВ, ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС, ГРУППА ОБУЧАЮЩИХСЯ; ОТДЕЛЬНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Ответы на все перечисленные вопросы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный педагог-психолог. В его функции входит:

  • ведение карты развития обучающегося;

  • отслеживание этапов сопровождения;

  • инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и определения дальнейших шагов.

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно подготовленные документы могут оказаться причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:

  • неполное или искаженное отражение ситуации развития;

  • неграмотное использование специальной терминологии;

  • отсутствие анализа и обобщения проблемы;

  • излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;

  • отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;

  • отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

В школе создается команда специалистов, работающих по принципу системной организации. Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия. Важным в деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает: многоуровневую диагностику развития ребенка;
создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка;
взаимодействие специалистов в рамках ПМПк; организацию развивающего пространства (кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты).

5 этапов ПМПк:
1. Диагностико-консультативный.
2. Организационно-методический.
3. Коррекционно-развивающий.
4. Контрольный.
5. Итоговый.

ПМПк включает 5 этапов: диагностико-консультативный, организационно-методический, коррекционно-развивающий, контрольный, итоговый. Рассмотрим вкратце каждый из них. Диагностико-консультативный этап Сбор первичных сведений об обучающихся. Встреча специалистов с учителем и родителями ребенка. Изучение медицинского анамнеза. Наблюдение на уроке и переменах. Многоуровневая диагностика обучающихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребенка: дефектологом (учебная и познавательная деятельность); логопедом (речевая деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на обучающегося. Повторная консультативная встреча с родителями и учителем. Включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

Организационно-методический этап
Проведение консилиума. Составление индивидуальных комплексных программ развития. Предварительное комплектование групп. Составление комплексных программ развития обучающихся. Разработка моделей взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.

Коррекционно-развивающий этап
Коррекционная работа с эмоционально-волевой познавательной сферами ребенка. Работа по формированию базовых учебных умений и навыков. Коррекция речевых нарушений. Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:

  • индивидуально-коррекционная работа;

  • групповые интегративные занятия;

  • занятия-"путешествия";;

  • поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребенка к новым условиям развития в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс);

  • социальные игры - специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции;

  • занятия-тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, релаксационные занятия и т. д.);

  • постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать и написать всея, что хотят;

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом.

Контрольный этап

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума, на котором обсуждается динамика развития наиболее "сложных" детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе. Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.

Итоговый этап
Завершающий консилиум. Анализ деятельности ПМПк за прошедший учебный год. Проект плана работы ПМПк на новый учебный год. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.

Примерный план работы педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы на учебный год (Извлечения из общего плана).
  1   2   3

Похожие:

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconРегламент работы понкратова В. Н. Трудовые права педагога-психолога...
«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией» стр. 4

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconМетодические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации...
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального...

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconПриказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового...
Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconАналитический отчет за 2012-2013 учебный год педагога-психолога
Цель психологической службы доу в 2012-2013 уч г создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей,...

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconПерспективный план работы педагога-психолога мдоу д/с №83 «Утиное...
Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconЖурнал консультаций педагога-психолога

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconПрограмма педагога-психолога Юдиной Л. С
Планируемый результат

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconНаправления деятельности педагога-психолога, определяемые программой

Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г iconОсобенности работы школьного психолога и социального педагога с девиантными подростками

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск