Скачать 399.34 Kb.
|
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2013 г. Номер журнала: №7 (июль) Автор: С.М. Курганский, заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф.естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Цели, задачи, принципы и функции ПМПк Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк школы) - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения обучающегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. ПМПк школы объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный врач, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения обучающегося разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития. ПМПк школы в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами: письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6, Конвенция ООН «О правах ребенка», Устав школы, Программа развития школы, договор (письменным согласием) между школой и родителями (законными представителями) обучающегося о предоставлении услуг психологического сопровождения процесса обучения. Общее руководство ПМПк школы осуществляет директор школы, а непосредственное руководство - заместитель директора по УВР. Заместителем председателя ПМПк школы является педагог-психолог. Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. Задачи ПМПк:
Основные принципы ПМПк школы:
Основные функции ПМПк школы:
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения ПМПк определяется запросом школы. Плановые проводятся один раз в четверть, внеплановые - по мере необходимости. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют свои функции в основное рабочее время, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с запросом. На консилиум должны быть представлены следующие документы: педагогом:
педагогом-психологом:
логопедом:
социальным педагогом:
Виды школьных ПМПк Как сказано выше, заседания ПМПк школы делятся на плановые и внеплановые. Для первых план составляется в начале учебного года, и заседания проводятся в соответствии с ним. Цель плановых заседаний - выработка пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, определение образовательных и коррекционно-развивающих направлений, решение вопросов об изменении направлений коррекционно-развивающей работы при завершении обучения. Темами плановыхПМПк могут быть следующие:
На внеплановых консилиумах принимаются экстренные меры по выявившимся трудностям, изменяются направления коррекционно-развивающей работы в случае ее неэффективности. Периодичность проведения внеплановых заседаний ПМПк школы определяется запросом школы на комплексное, всестороннее обсуждение проблем обучающихся. Виды школьныхПМПк Классический - его созыву предшествует возникновение определенной проблемы. Консилиум может собираться для решения сложностей отдельных детей или может быть посвящен актуальным психолого-педагогическим проблемам класса, параллели или целого школьного звена. Экстренный - причиной его проведения становится кризисная ситуация, необходимость принятия экстренного решения. Отличие от классического - минимальная предшествующая подготовка, диагностика ситуации проводится на самом консилиуме. Обязательно принятие решения и его реализация. Проведение ПМПк На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования, проведенные каждым специалистом (педагогом, педагогом-психологом, учителем- логопедом, школьным врачом). Обмен информацией между участниками и ответы на вопросы служат основой для заполнения важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния обучающегося. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы.
ОБЪЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ НА ПМПК ШКОЛЫ:ПАРАЛЛЕЛЬ КЛАССОВ, ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС, ГРУППА ОБУЧАЮЩИХСЯ; ОТДЕЛЬНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ Ответы на все перечисленные вопросы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный педагог-психолог. В его функции входит:
Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно подготовленные документы могут оказаться причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:
В школе создается команда специалистов, работающих по принципу системной организации. Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия. Важным в деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает: многоуровневую диагностику развития ребенка; создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка; взаимодействие специалистов в рамках ПМПк; организацию развивающего пространства (кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты). 5 этапов ПМПк: 1. Диагностико-консультативный. 2. Организационно-методический. 3. Коррекционно-развивающий. 4. Контрольный. 5. Итоговый. ПМПк включает 5 этапов: диагностико-консультативный, организационно-методический, коррекционно-развивающий, контрольный, итоговый. Рассмотрим вкратце каждый из них. Диагностико-консультативный этап Сбор первичных сведений об обучающихся. Встреча специалистов с учителем и родителями ребенка. Изучение медицинского анамнеза. Наблюдение на уроке и переменах. Многоуровневая диагностика обучающихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребенка: дефектологом (учебная и познавательная деятельность); логопедом (речевая деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на обучающегося. Повторная консультативная встреча с родителями и учителем. Включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ. Организационно-методический этап Проведение консилиума. Составление индивидуальных комплексных программ развития. Предварительное комплектование групп. Составление комплексных программ развития обучающихся. Разработка моделей взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае. Коррекционно-развивающий этап Коррекционная работа с эмоционально-волевой познавательной сферами ребенка. Работа по формированию базовых учебных умений и навыков. Коррекция речевых нарушений. Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:
Контрольный этап Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума, на котором обсуждается динамика развития наиболее "сложных" детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе. Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами. Итоговый этап Завершающий консилиум. Анализ деятельности ПМПк за прошедший учебный год. Проект плана работы ПМПк на новый учебный год. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории. Примерный план работы педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы на учебный год (Извлечения из общего плана). |
«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией» стр. 4 | Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в... | ||
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального... | Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций | ||
Цель психологической службы доу в 2012-2013 уч г создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей,... | Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений | ||
Планируемый результат | |||
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |