Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой


НазваниеНаправления деятельности педагога-психолога, определяемые программой
страница1/5
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
c:\users\user\pictures\сканы\скан_20160506.png

Содержание:

Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………………..3

    1. Введение……………………………………………………………………3

    2. Цели и задачи программы……………………………………….............4

    3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы……...4

    4. Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой………………………………………………………………...6

    5. Основные этические принципы деятельности

педагога-психолога……………………………………………………....7

    1. Возрастные особенности и новообразования дошкольного

детства…………………………………………………………………….12

Раздел 2. Содержание деятельности педагога-психолога…………………17

2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога………..17

2.2. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ по освоению образовательных областей…………………………………………………….21

2.3. Содержание деятельности педагога-психолога. Основные субъекты психологического воздействия……………………………………………….22
Раздел 3. Организация системы взаимодействий педагога-психолога….24

3.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ ……………………………………………………24

3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………..27
Раздел 4. Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном образовании……………………………………………………………………..30

4.1. Реализация цели психолого-педагогического сопровождения…….30

4.2. Компоненты психолого-педагогического сопровождения…………31

4.3. Принципы психолого-педагогического сопровождения…………...32

4.4. Направления психолого-педагогического сопровождения………...33

4.5. Психолого-педагогическое обеспечение………………………………33

4.6. Субъекты системы психологического сопровождения……………..34

4.7. Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения……………………………………………..39
Раздел 5. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы МБДОУ для детей с ОВЗ……………………………………………..40

5.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья…………………...40

5.2. Характеристика специфических нарушений у воспитанников МБДОУ…………………………………………………………………………..44

5.3. Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………...46
Раздел 6. Мониторинг динамики развития…………………………………47

Раздел 7. Перечень программ, технологий, пособий………………………48

Раздел 8. Перспективный план педагога-психолога………………………51

Приложение 12

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 1, 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Деятельность педагога-психолога образовательного учреждения охватывает все направления образовательно-воспитательного процесса и всех участников образовательного процесса.

Рабочая программа педагога психолога МБДОУ детского сада № 1 разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.

4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.

5. Устав МБДОУ детского сада № 1 комбинированного вида

6. Должностная инструкция педагога - психолога.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.

    1. Цель и задачи программы:

Цель программы:

Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, психологическая готовность к обучению в школе, сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ, психологическое сопровождение участников образовательного процесса, коррекция недостатков в их психическом развитии.

Задачи:

1. Содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия.

2. Формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников. 3. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого- педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.

4. Содействовать гармонизации адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

5. Создавать условия психолого-педагогической преемственности детей при переходе из детского сада в школу.

6. Осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников.


    1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

-Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);

-Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);

-Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.).

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

  • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

  • развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.

Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.


    1. Рабочая программа определяет направления деятельности педагога-психолога, исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999г.:


Психологическое просвещение – формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика – обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Развивающая и психокоррекционная работа – активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Психологическое консультирование – консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития; консультирование родителей по интересующим вопросам.



    1. Основные этические принципы деятельности педагога-психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

 решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

 сохранение доверия между психологом и клиентом;

 укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности;

2. Принцип компетентности;

3. Принцип ответственности;

4. Принцип этической и юридической правомочности;

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии;

6. Принцип благополучия клиента;

7. Принцип профессиональной кооперации;

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности:

- Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

- Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

- Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

- Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию

личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

- Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

- На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

- Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности:

- Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

- Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности:

- психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

- проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

- психолог несет ответственность за соблюдение Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

-психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

- Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

- Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

- При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог

несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
4. Принцип этической и юридической правомочности:
- Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
- В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

- Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.
- Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы Кодекса.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии:
- В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
- Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
- Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. Принцип благополучия клиента:
- В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
- Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
- В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

- Психолог придерживается доброжелательного и без оценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации:

- Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

- Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

- Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования:

- Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

- В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

- Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

- Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

- Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

- В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Позиция психолога в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.


    1. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.


Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет.

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет.

Общение становится вне ситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет.

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconПриказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового...
Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconРегламент работы понкратова В. Н. Трудовые права педагога-психолога...
«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией» стр. 4

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconПерспективный план работы педагога-психолога мдоу д/с №83 «Утиное...
Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconПояснительная записка Основная цель деятельности педагога-психолога...
Основная цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения, заключается в содействии создания психологических условий для...

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconОтчет о деятельности педагога-психолога гкоу «Специального (коррекционного) детского дома №9»

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconМетодические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации...
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального...

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой icon«Аттестация» сайта csnk ru на странице «Личный кабинет аттестуемого»
Документы и материалы по результатам деятельности педагога-психолога первой квалификационной категории

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconОбщие положения
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России...

Направления деятельности педагога-психолога, определяемые программой iconЖурнал консультаций педагога-психолога

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск