Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области


НазваниеПриказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 24.03.2015 № 163

г. Ростов-на-Дону

Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций

Ростовской области


В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; приказами Минобразования и науки Российской Федерации: от 06.11.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р и в целях совершенствования нормативных документов, регулирующих деятельность службы практической психологии в системе образования Ростовской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить:

1.1. Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций (приложение № 1);

1.2. Базовый компонент деятельности педагога-психолога:

1.2.1. Общеобразовательной организации (Приложение № 2);

1.2.2. Дошкольной образовательной организации (Приложение № 3);

1.2.3. Организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы - интерната (Приложение № 4);

1.2.4. Специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (Приложение № 5);

1.2.5. Профессиональной образовательной организации (Приложение № 6).

1.2.6. Организации дополнительного образования (Приложение № 7).

2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования:

2.1. Довести до сведения педагогов-психологов базовый компонент деятельности в соответствии с типом образовательной организации;

2.2. При изучении деятельности педагога-психолога учитывать вышеназванные документы.

3. Признать утратившим силу приказ минобразования Ростовской области от 12.11.2007 № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога».

4. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.


Министр Л.В.Балина

Приказ подготовлен отделом специального

образования и здоровьесбережения в сфере

образования. И.о.начальника О.Н.Безрякова

Приложение № 1 к приказу минобразования Ростовской области

от24.03.2015 №163
Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций
Психологическая служба образовательной организации в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013 г. №1155), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 № 373), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 №1897); Положением о службе практической психологии в системе образования Ростовской области (приложение к приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.02.11 №57), Уставом образовательной организации.

Деятельность психологической службы образовательной организации направлена на психолого-педагогическое сопровождение модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, в том числе правонарушители).

Введение новых образовательных стандартов существенно отражается на содержании профессиональной деятельности педагога-психолога. Достижение современных образовательных результатов требует участия психолога в проектировании и реализации мероприятий по внедрению ФГОС. В связи с этим необходим переход на системную работу в составе команды специалистов образовательной организации.

Основной целью работы педагога-психолога становится содействие созданию психолого-педагогических условий, способствующих освоению основной образовательной программы. К ним относятся:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному и общему образованию;

  • учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся;

  • содействие формированию и развитию психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

  • дифференциация и индивидуализация обучения;

  • поддержка и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;

  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

  • поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

Значительная роль принадлежит педагогу-психологу в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.

Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательной организации является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретной организации, так и между организациями образования, специалистами здравоохранения, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних. Это является основой для создания в рамках области систем комплексной помощи ребенку и семье.

Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с администрацией, педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.
Задачи и структура базового компонента деятельности педагога-психолога на уровне общего и профессионального образования

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны:

  1. Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.

  2. Начальное образование – определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе; выбор образовательного маршрута; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика отклонений в личностном развитии; содействие формированию коммуникативных навыков; участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.

  3. Среднее образование – сопровождение перехода в основную школу; содействие адаптации к новым условиям обучения; формированию социально-психологических компетенций; помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками; профилактика девиантного поведения, наркозависимости; сохранение психологического здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; помощь в профессиональной ориентации.

  4. Среднее профессиональное образование — обеспечение психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к новой образовательной организации; содействие профессиональному становлению, формирование учебной мотивации, профессионально-значимых качеств личности, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Общим в деятельности педагога-психолога для всех уровней образования выступает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
Рекомендации по организации рабочего времени.

Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации с учетом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами. (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. № 2075, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69)


Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ (расширенный перечень видов работ см. приложение к письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»).


Виды работ



I - практическая часть

II – организационно-методическая часть

Время, затраченное на один прием/ мероприятие

Время, затраченное на подготовку/ разработку/ анализ одного приема/мероприятия

Индивидуальное психологическое обследование

1 -1,5 часа


4,5 - 6 часов


Групповое психологическое обследование

1 - 1,5 часа


18,5 - 19 часов



Индивидуальная консультация

1- 1,5 часа


0,3 - 1 часа


Групповая консультация

2 часа

1,25 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5 - 1,5 часа


0,5 – 1,5 часа/ до 12 часов на 1 программу с разработкой и анализом


Групповое развивающее и коррекционное занятие

1 - 1,5 час


2 - 3 часа/ 40 часов на разработку 1 программы/ 12 часов на комплектование и организацию/ 1-2 часа на анализ и корректировку 1 занятия

Просветительская работа

В зависимости от формы и длительности мероприятия 1 - 4 часов

До 40 часов (в случае необходимости разработки мероприятия)

Экспертная работа (Экспертиза уроков, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды

6 часов на 1 учебную программу

25 часов на учебный план ОО




Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной организации, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению педагога-психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.

В условиях модернизации образовательного процесса значительно увеличивается организационно-методическая и экспертная составляющая содержания работы педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются содержанием основной образовательной программы с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей образовательной организации.

Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической работы с несовершеннолетними. Администрация при участии педагога-психолога включает необходимый пункт в Устав ОО, в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в ОО, ДОО.

В образовательной организации родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение психологической работы с ребенком в текущем учебном году.
Для работы педагога-психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагог-психолог, работающий в образовательной организации, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.
Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов.

  1. План работы (на учебный год).

  2. График работы.

  3. Циклограмма работы.

  4. Журнал учета видов работы.

  5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).

Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы


Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями, задачами, видом и запросами данной образовательной организации.

Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательной организации. В нем необходимо отразить как ежегодно планируемые мероприятия по сопровождению развития и обучения ребёнка согласно возрасту (базовый блок), так и мероприятия, связанные со спецификой образовательной организацией, ее имиджем, инновационными проектами и программами развития, отражающие решение актуальных проблем конкретной образовательной среды и ее участников (вариативный блок).

Структура оформления годового плана с учетом изменений содержания работы педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС может быть представлена следующим образом:
Таблица 1




Базовый блок

Содержание/мероприятие/проект/программа

Категория




Сопровождение адаптации





Диагностика


Д

Коррекция и развитие

КР

Консультирование

К

Просвещение

П

Профилактика

ПФ

Экспертиза


Э

Организационно-методическая работа ОМ




Обучающиеся/воспитанники

Цель –

Сроки –

Ответственный -






















Родители

Цель –

Сроки –

Ответственный -






















Педагоги

Цель –

Сроки –

Ответственный -














































Вариативный блок

Содержание/мероприятие/проект/программа

Категория




Проект «Медиа безопасность»




Диагностика

Коррекция и развитие

Консультирование

Просвещение

Профилактика

Экспертиза

Организационно-методическая работа




Обучающиеся/воспитанники

Цель –

Сроки –

Ответственный -






















Родители

Цель –

Сроки –

Ответственный -






















Педагоги

Цель –

Сроки –

Ответственный -






















Администрация

Цель –

Сроки –

Ответственный -






















  1. ГРАФИК

  2. работы педагога-психолога (примерный образец)

  3. (без учета перерыва)

  4. Понедельник: с 8.00 до 16.00

  5. Вторник: с 9.00 до 16.00

  6. Среда: с 13.00 до 19.00

  7. Четверг: с 9.00 до 16.00

  8. Пятница: с 8 до 15.00
Циклограмма (расписание)

Таблица 2


Дни недели


Планируемый вид деятельности с указанием времени и места


Примечание


Понедельник







Вторник







Среда







Четверг







Пятница







Суббота








Циклограмма составляется с учетом годового планирования. Время действия циклограммы (неделя, месяц, год) зависит от особенностей образовательной организации и запроса администрации.
Рекомендации по оформлению журналов учета работы

Журнал учета работы позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.

В качестве регистрационной документации рекомендуется 3 вида журналов:

  • Учет индивидуальной формы работы

  • Учет групповой формы работы

  • Экспертная и организационно-методическая работа


Журнал учета индивидуальной работы

Субъектом регистрации может быть обучающийся, его родитель, педагог, специалист.

Таблица 3


п/п

Дата

ФИО

Возраст

Причина обращения

Проблема

Вид работы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8


























Виды работ:

Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П - просвещение

В примечании делаются необходимые пометки, в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту. При проведении индивидуальной развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым она проводятся, с указанием цели, методов, предполагаемого результата.
Журнал учета групповой работы

Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс, группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации.
Таблица 4


п/п

ФИО/класс/группа

Дата

Количество участников

Вид работы

Содержание/тема

Примечание

1

2

3

4

5

6

7























Виды работ:

Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П – просвещение, ПФ - профилактика.

Развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
Таблица 5


Фамилия, Имя, класс/группа

Даты занятий с отметками о посещении

Примечание

1

2

3
































Организационно-методическая, экспертная работа
Таблица 6


Дата

Вид работы

Содержание работы

Примечание

1

2




3














Виды работ:

Э – экспертиза, ОМ – организационно-методическая.
К экспертной деятельности относятся экспертизы программ, проектов и образовательной среды.

К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

- анализ и планирование деятельности;

- подготовка к различным видам работ;

- разработка методических рекомендаций;

- курсы повышения квалификации;

- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, профилактических и просветительских мероприятий;

- участие в научно-практических семинарах, конференциях;

- супервизорство;

- посещение совещаний и методических объединений;

- оформление кабинета.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconПостановление от 02. 04. 2015 №240 г. Ростов-на-Дону Об утверждении...
Правительства Ростовской области от 30. 04. 2014 №320 «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской...

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в отчётном финансовом году

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в отчётном финансовом году

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Охватывает интересы иностранных граждан и национальных меньшинств, временно или постоянно пребывающих на территории Ростовской области....

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconРостовской области прика з «25» марта 2011 №12 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Порядка
Областным законом от 28 декабря 2005 года №441-зс «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной...

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconПриказ 24. 10. 2016 №702 г. Ростов-на-Дону Об утверждении порядка...
Минобрнауки России от 26. 08. 2014 № нт-904/08 «Об итоговом сочинении (изложении)», письмом Рособрнадзора от 17. 10. 2016 №10-764,...

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconМетодические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации...
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального...

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconМетодическое пособие Ростов-на-Дону
Работа с традиционными и электронными каталогами Информационно-библиотечного центра Института управления, бизнеса и права: методическое...

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Приказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области iconОбъявляет конкурс на должность руководителя государственного казенного...
Гку ро «гаро» является архивным учреждением с двумя филиалами в г. Новочеркасске и г. Таганроге общей штатной численностью 85 человек,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск