МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ от 24.03.2015 № 163
г. Ростов-на-Дону
Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций
Ростовской области
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; приказами Минобразования и науки Российской Федерации: от 06.11.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р и в целях совершенствования нормативных документов, регулирующих деятельность службы практической психологии в системе образования Ростовской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить:
1.1. Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций (приложение № 1);
1.2. Базовый компонент деятельности педагога-психолога:
1.2.1. Общеобразовательной организации (Приложение № 2);
1.2.2. Дошкольной образовательной организации (Приложение № 3);
1.2.3. Организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы - интерната (Приложение № 4);
1.2.4. Специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (Приложение № 5);
1.2.5. Профессиональной образовательной организации (Приложение № 6).
1.2.6. Организации дополнительного образования (Приложение № 7).
2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования:
2.1. Довести до сведения педагогов-психологов базовый компонент деятельности в соответствии с типом образовательной организации;
2.2. При изучении деятельности педагога-психолога учитывать вышеназванные документы.
3. Признать утратившим силу приказ минобразования Ростовской области от 12.11.2007 № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога».
4. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Министр Л.В.Балина
Приказ подготовлен отделом специального
образования и здоровьесбережения в сфере
образования. И.о.начальника О.Н.Безрякова
Приложение № 1 к приказу минобразования Ростовской области
от24.03.2015 №163 Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций Психологическая служба образовательной организации в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013 г. №1155), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 № 373), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 №1897); Положением о службе практической психологии в системе образования Ростовской области (приложение к приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.02.11 №57), Уставом образовательной организации.
Деятельность психологической службы образовательной организации направлена на психолого-педагогическое сопровождение модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, в том числе правонарушители).
Введение новых образовательных стандартов существенно отражается на содержании профессиональной деятельности педагога-психолога. Достижение современных образовательных результатов требует участия психолога в проектировании и реализации мероприятий по внедрению ФГОС. В связи с этим необходим переход на системную работу в составе команды специалистов образовательной организации.
Основной целью работы педагога-психолога становится содействие созданию психолого-педагогических условий, способствующих освоению основной образовательной программы. К ним относятся:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному и общему образованию;
учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся;
содействие формированию и развитию психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения;
поддержка и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Значительная роль принадлежит педагогу-психологу в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.
Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательной организации является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретной организации, так и между организациями образования, специалистами здравоохранения, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних. Это является основой для создания в рамках области систем комплексной помощи ребенку и семье.
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с администрацией, педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации. Задачи и структура базового компонента деятельности педагога-психолога на уровне общего и профессионального образования
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны:
Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
Начальное образование – определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе; выбор образовательного маршрута; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика отклонений в личностном развитии; содействие формированию коммуникативных навыков; участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.
Среднее образование – сопровождение перехода в основную школу; содействие адаптации к новым условиям обучения; формированию социально-психологических компетенций; помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками; профилактика девиантного поведения, наркозависимости; сохранение психологического здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; помощь в профессиональной ориентации.
Среднее профессиональное образование — обеспечение психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к новой образовательной организации; содействие профессиональному становлению, формирование учебной мотивации, профессионально-значимых качеств личности, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Общим в деятельности педагога-психолога для всех уровней образования выступает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности. Рекомендации по организации рабочего времени.
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации с учетом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами. (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. № 2075, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69)
Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ (расширенный перечень видов работ см. приложение к письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»).
Виды работ
| I - практическая часть
| II – организационно-методическая часть
| Время, затраченное на один прием/ мероприятие
| Время, затраченное на подготовку/ разработку/ анализ одного приема/мероприятия
| Индивидуальное психологическое обследование
| 1 -1,5 часа
| 4,5 - 6 часов
| Групповое психологическое обследование
| 1 - 1,5 часа
| 18,5 - 19 часов
| Индивидуальная консультация
| 1- 1,5 часа
| 0,3 - 1 часа
| Групповая консультация
| 2 часа
| 1,25 часа
| Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие
| 0,5 - 1,5 часа
| 0,5 – 1,5 часа/ до 12 часов на 1 программу с разработкой и анализом
| Групповое развивающее и коррекционное занятие
| 1 - 1,5 час
| 2 - 3 часа/ 40 часов на разработку 1 программы/ 12 часов на комплектование и организацию/ 1-2 часа на анализ и корректировку 1 занятия
| Просветительская работа
| В зависимости от формы и длительности мероприятия 1 - 4 часов
| До 40 часов (в случае необходимости разработки мероприятия)
| Экспертная работа (Экспертиза уроков, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды
| 6 часов на 1 учебную программу
| 25 часов на учебный план ОО
|
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной организации, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению педагога-психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
В условиях модернизации образовательного процесса значительно увеличивается организационно-методическая и экспертная составляющая содержания работы педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются содержанием основной образовательной программы с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей образовательной организации.
Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической работы с несовершеннолетними. Администрация при участии педагога-психолога включает необходимый пункт в Устав ОО, в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в ОО, ДОО.
В образовательной организации родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение психологической работы с ребенком в текущем учебном году. Для работы педагога-психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников. Педагог-психолог, работающий в образовательной организации, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям. Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов.
План работы (на учебный год).
График работы.
Циклограмма работы.
Журнал учета видов работы.
Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).
Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями, задачами, видом и запросами данной образовательной организации.
Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательной организации. В нем необходимо отразить как ежегодно планируемые мероприятия по сопровождению развития и обучения ребёнка согласно возрасту (базовый блок), так и мероприятия, связанные со спецификой образовательной организацией, ее имиджем, инновационными проектами и программами развития, отражающие решение актуальных проблем конкретной образовательной среды и ее участников (вариативный блок).
Структура оформления годового плана с учетом изменений содержания работы педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС может быть представлена следующим образом:
Таблица 1
Базовый блок
| Содержание/мероприятие/проект/программа
| Категория
|
| Сопровождение адаптации
|
| Диагностика
Д
| Коррекция и развитие
КР
| Консультирование
К
| Просвещение
П
| Профилактика
ПФ
| Экспертиза
Э
| Организационно-методическая работа ОМ
|
| Обучающиеся/воспитанники
| Цель –
Сроки –
Ответственный -
|
|
|
|
|
|
|
| Родители
| Цель –
Сроки –
Ответственный -
|
|
|
|
|
|
|
| Педагоги
| Цель –
Сроки –
Ответственный -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариативный блок
| Содержание/мероприятие/проект/программа
| Категория
|
| Проект «Медиа безопасность»
|
| Диагностика
| Коррекция и развитие
| Консультирование
| Просвещение
| Профилактика
| Экспертиза
| Организационно-методическая работа
|
| Обучающиеся/воспитанники
| Цель –
Сроки –
Ответственный -
|
|
|
|
|
|
|
| Родители
| Цель –
Сроки –
Ответственный -
|
|
|
|
|
|
|
| Педагоги
| Цель –
Сроки –
Ответственный -
|
|
|
|
|
|
|
| Администрация
| Цель –
Сроки –
Ответственный -
|
|
|
|
|
|
|
ГРАФИК
работы педагога-психолога (примерный образец)
(без учета перерыва)
Понедельник: с 8.00 до 16.00
Вторник: с 9.00 до 16.00
Среда: с 13.00 до 19.00
Четверг: с 9.00 до 16.00
Пятница: с 8 до 15.00
Циклограмма (расписание) Таблица 2
Дни недели
| Планируемый вид деятельности с указанием времени и места
| Примечание
| Понедельник
|
|
| Вторник
|
|
| Среда
|
|
| Четверг
|
|
| Пятница
|
|
| Суббота
|
|
|
Циклограмма составляется с учетом годового планирования. Время действия циклограммы (неделя, месяц, год) зависит от особенностей образовательной организации и запроса администрации.
Рекомендации по оформлению журналов учета работы Журнал учета работы позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.
В качестве регистрационной документации рекомендуется 3 вида журналов:
Учет индивидуальной формы работы
Учет групповой формы работы
Экспертная и организационно-методическая работа
Журнал учета индивидуальной работы
Субъектом регистрации может быть обучающийся, его родитель, педагог, специалист.
Таблица 3
№п/п
| Дата
| ФИО
| Возраст
| Причина обращения
| Проблема
| Вид работы
| Примечание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды работ:
Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П - просвещение
В примечании делаются необходимые пометки, в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту. При проведении индивидуальной развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым она проводятся, с указанием цели, методов, предполагаемого результата. Журнал учета групповой работы
Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс, группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации. Таблица 4
№ п/п
| ФИО/класс/группа
| Дата
| Количество участников
| Вид работы
| Содержание/тема
| Примечание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды работ:
Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П – просвещение, ПФ - профилактика.
Развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр. Таблица 5
Фамилия, Имя, класс/группа
| Даты занятий с отметками о посещении
| Примечание
| 1
| 2
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационно-методическая, экспертная работа Таблица 6
Дата
| Вид работы
| Содержание работы
| Примечание
| 1
| 2
|
| 3
|
|
|
|
|
Виды работ:
Э – экспертиза, ОМ – организационно-методическая. К экспертной деятельности относятся экспертизы программ, проектов и образовательной среды.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- подготовка к различным видам работ;
- разработка методических рекомендаций;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, профилактических и просветительских мероприятий;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- супервизорство;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета.
|