Принята «Утверждаю»
на педагогическом совете № _1 Заведующая МАДОУ № 22
«_31_»___08___2015_г. «Детский сад
комбинированного вида»
___________ Е.Н. Танакова
«_31__»___08___2015 г.
Программа
педагога-психолога Юдиной Л.С.
г. Кемерово
Содержание
I Целевой раздел……………………………………………………………………..3
1. Пояснительная записка……………………………………….….……………...3
1.1. Введение…………………………………………...……………….…………….3
1.2. Цели и задачи программы……………………………………….………….…...6
1.3. Принципы и структура занятий………………………………….……….……..7
2. Планируемый результат.......................................................................................8
II Содержательный раздел…………………………..……………….……….…..10
2.1. Содержание программы…………..…………………………..…..……….…10
2.3. Приложение …………………………………………………..….……...……..13 Список литературы.…………….……………………….……………..………….82
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Введение
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, т. е. действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлятьсобой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность назону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов. Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы: Подготовка ребенка к обучению в школе с учетом его индивидуальных особенностей и уровня его личностного развития.
Задачи программы:
1.Выявление индивидуальных особенностей интеллектуального и психоэмоционального развития личности ребенка.
2.Развитие и коррекция аспектов интеллектуальной и психоэмоциональной сфер ребенка, имеющих недостаточный уровень сформированности.
3.Заключительная диагностика с целью выявления результатов развивающих занятий и уровня готовности ребенка к школьному обучению.
Принципы и структура занятий
Одно из важных условий успешного обучения – положительный эмоциональный настрой ребенка. Он не должен испытывать недомогания, быть перевозбужденным, утомленным или расстроенным.
Настроение психолога в огромной мере оказывает влияние на результат и качество занятий. Во время занятий необходимо быть вместе с ребенком, стать для него заинтересованным, добрым и умным наставником. Малышу необходимо чувствовать, что вам нравиться учится вместе с ним, а общение приносит истинную радость.
Всегда проводить занятия в форме диалога, беседы. Объяснив ребенку задание, спросите, все ли он понял, попросите рассказать, что и в какой последовательности он собирается делать.
Старайтесь никогда не бросать начатое упражнение на полпути. С самых первых занятий объясняйте ребенку, что всякое дело следует доводить до конца. В мягкой, но настойчивой форме добивайтесь, что бы малыш самостоятельно заканчивал упражнения.
В конце занятия обязательно давайте словесную оценку результатам работы. Если даже ребенок не справился с заданием, необходимо найти повод, чтобы его похвалить: за то, что старался; за то, что мало отвлекался и т.д.;
Чтобы занятия приносили ощутимую пользу, они должны быть регулярными.
2. Планируемый результат:
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Ребенок старшего дошкольного возраст будет уметь:
- выполнять устные задания не отвлекаясь (не более 15 минут);
- удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов;
- за 3 – 5 минут находить 10 – 12 отличий на двух похожих картинках;
- за 3 - 5 минут находить два одинаковых рисунка или два одинаковых узора среди множества подобных;
- точно копировать простой узор (например, геометрический);
-по образцу заполнять таблицу (сохранять порядок расположения знаков или рисунков в ячейках таблицы);
- в точности повторять за взрослым несложные упражнения, состоящие из цепочки простых движений;
- за 20 – 40 секунд запоминать картинку, на которой изображено не менее 7 различных предметов, а затем называть их по памяти;
- описывать по памяти картинку (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровую сценку);
- запоминать и восстанавливать по памяти расположение предметов и символов в таблице и в линейном ряду;
- запоминать цепочку из 7 – 10 слов и повторять их по памяти в произвольном порядке;
- с одного раза запоминать предложения из 5 – 6 слов и повторять его, не нарушая порядка слов.
Развитие интеллекта:
Ребенок старшего дошкольного возраста будет уметь:
- решать простые логические задачи;
- выявлять закономерность расположения предметов в логической цепочки (таблице) и восстанавливать / продолжать разорванный ряд;
-без труда находить лишний предмет в группе;
- находить лишнее слово в цепочке;
- добавлять в группы недостающие предметы;
- уметь восстанавливать последовательность событий (отвечать на вопросы «что было раньше, а что потом»);
- в нужной последовательности расставлять рисунки, на которых изображены фрагменты одного события, и составлять по ним небольшой связный рассказ;
- находить и объяснять несоответствия и нелепицы в рассказе и на картинке;
- находить и отвечать, в чем заключается сходство и различие между предметами;
- рассуждать и делать выводы, используя логические построения, подобное этому: « Если у Маши яблок меньше, чем у Миши, значит , у Миши яблок больше чем у Маши»;
- находить нужный предмет методом исключения (то есть находить предмет, зная, какими признаками он обладает);
- решать задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определенном порядке, рисовать одни фигуры внутри других и т. п.);
- отгадывать загадки, решать простые головоломки и ребусы.
II Содержательный раздел 2.1. Содержание программы
Этапы программы
Для реализации выше поставленных задач, в программе осуществляются следующие этапы:
1.Диагностика индивидуальных особенностей ребенка (сентябрь, октябрь):
-психологическая и социальная готовность к школьному обучению;
-особенности интеллектуальной сферы;
-особенности развития психоэмоциональной сферы.
На основе диагностических данных составление индивидуальных карт развития ребенка и комплектование групп развития (октябрь):
Группа развития интеллектуальной сферы:
-группа развития внимания,
-группа развития памяти,
-группа развития мышления.
Психоэмоциональной сферы:
-коррекция тревожности,
-развитие эмоций и чувств.
Развитие и коррекция межличностных отношений. 2.Развивающая и коррекционная деятельность с детьми согласно их индивидуальным картам развития (ноябрь, март).
3.Диагностика развития (апрель, май):
-особенности интеллектуальной сферы;
-особенности развития психоэмоциональной сферы.
Диагностика проводиться с целью:
- определения уровня развития ребенка;
- выявление результатов развивающей деятельности психолога;
- определения готовности ребенка к школьному обучению. Диагностический блок
Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование индивидуальной программы психологической коррекции для ребенка.
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка в связи с готовностью к школе проводится по «Диагностической программе по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению» Н. И Гуткитой. Программы состоит из оригинальных авторских программ и позволяет:
- выявить эмотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
- определить развитие ребенка в мативационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
- использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
- определить проблемы в развитии детей, начиная с пяти с половиной лет.
Для выявления особенностей уровня развития внимания ребенка используется программа А.А. Осиповой и Л. И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания». Эта программа позволяет определить уровень развития свойств внимания: устойчивости, переключаемости, распределения, эффективности и, в случае необходимости, концентрации и объема у детей 5 – 7 лет.
Для выявления уровня развития осведомленности, ориентации в пространстве, а также дополнительных особенностей мышления (умозаключения исключения лишнего и др.) используются методики в книге Немова Р.С.: Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
Психоэмоциональное состояние ребенка отслеживается по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Для дополнительных исследований межличностных отношений, в случае необходимости, применяются методы: социометрия, метод наблюдения и др. приведенные в книге Е.О. Смирновой и В. М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция»
Развитие и коррекция
Цель: гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития (низкий и ниже среднего уровня) к положительной (средний, выше среднего, высокий уровни), овладения способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Коррекционно – развивающий блок состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных способностей. В специально организованной предметно – развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно – развивающих занятиях
Коррекционно – развивающий блок включает направления:
-развитие интеллектуальной сферы;
-развитие психологической и социальной готовности к школе;
- развитие и коррекция психоэмоциональной сферы (коррекция тревожности, развитие эмоций и чувств)
На ребенка составлена карта его индивидуального развития. Развитие интеллектуальной сферы, а также развитие психологической и социальной готовности ребенка к школе проходят в индивидуальной форме. Программа развития рассчитана на два занятия в неделю, каждое занятие длится 25 – 30 минут.
Развитие психоэмоциональной сферы в индивидуальных формах. Длительность работы с ребенком зависит от его личностных особенностей. Для индивидуальной формы работы применяется недирективная игровая терапия (коррекция тревожности).
Работа с родителями
Чем больше родитель занимается развитием своего ребенка, тем могут быть выше успехи ребенка в случае грамотно организованной работы. Поэтому очень важна поддержка родителей и детей, помощь им.
Следует помочь осознать родителям значение процессов, происходящих с ребенком, понять содержание и своевременность вмешательства в эти процессы. Что позволит решить многие проблемы, связанные с формированием здоровья и развития ребенка, вовремя заняться профилактикой возможных отклонений. С этой целью психолог проводит для родителей:
- индивидуальные консультации:
- по их запросу,
- знакомство с индивидуальными особенностями своего ребенка и выдача рекомендаций по его развитию в начале работы,
- знакомства с уровнем готовности ребенка к школе и выдача рекомендаций в конце работы.
- групповые консультации и беседы:
- по запросу родителей,
- возрастные особенности детей подготовительной группы,
- что такое «готовность к школе»
- информация на стенде в группе:
-как подготовится к школе и др.
1.6 Работа с коллективом ДОУ
С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, в организации индивидуально – ориентированного подхода к каждому ребенку используются беседы, лекции, семинары практикумы на темы:
- Психологическая готовность к школе и др.
Список литературы
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других [Текст]. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 - 376-с.: ил. («Логика, психология, медицина») составители Р. Римская, С. Римский.
Гаврина С.И., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа для дошколят. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. - М.: Росмен - Пресс, 2003 - 24 с
Гаврина С.И., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа для дошколят. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. -М.:Росмен-Пресс,2003. 24с
Гаврина С.И., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Школа для дошколят. Развиваем память. Рабочая тетрадь. -М.: Росмен-Пресс,2003. 24с
Здоровьсберегающая деятельность в системе образования: теория и практика, под ред. Э.М. Казина, Кемерово, 2009.
Шалаева Г.П. Как определить интеллект ребёнка, М.: Филол. Оо-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, - 223 с.
Тесты для дошкольников/ Для дошкольного возраста – Мн: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000, - 96 с.
|