Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление»


НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление»
страница1/26
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Учебное пособие

Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Нижний Новгород

2017

УДК 342

ББК 67.400я73

Б 86

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: Составитель И.Е. Бочкарев. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 233 с.

Рецензенты:

к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» филиал в г. Н. Новгороде А.М. Архипов

к.п.н., доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин ИЭП ННГУ М.Л. Залесский


Пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса по конституционному праву. Пособие включает: основные понятия конституционного права; теоретические вопросы; темы докладов; вопросы для самопроверки; практические задания и задачи; методические рекомендации для самостоятельной работы, нормативные правовые акты и специальную литературу по каждому разделу.

Пособие предназначено для студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» дневного отделения, но также может быть полезно для всех, кто интересуется конституционным правом.


Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии Института экономики и предпринимательства ННГУ, к.э.н., доцент Летягина Е.Н.

УДК 342


ББК 67.400я73

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………..………………………….………..4-5
1. Понятие и предмет конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России…..…………………..……...6-14

2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993 г. ……..14-24

3. Конституционные основы общественного и государственного строя. Основы конституционного строя РФ……………………………………….....24-39

4. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ……………………………………………………..39-50

5. Гражданство в РФ. Принципы гражданства РФ, порядок его приобретения и прекращения …...…………………………………………….50-63

6. Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита………………………………………………………...63-75

7. Избирательная система и избирательное право в РФ. Референдум...…………………………………………………………………....75-89

8. Формы правления. Государственное устройство РФ ……………....89-99

9. Административно-территориальное деление в Российской Федерации. Автономия в России…………………………………………………..……….99-108

10. Российская Федерация в системе Содружества Независимых Государств………………………………………………………………….....108-120

11. Конституционная система органов государства. Виды государственных органов в РФ, их система и конституционно-правовой статус. Президент РФ………………..…………...…………………………………..120-134

12. Федеральное Собрание-парламент РФ, его палаты. Законодательный процесс в Федеральном Собрании……………………………………….…134-154

13. Конституционно-правовой статус Правительства РФ. Система и структура органов исполнительной власти в РФ…..………………………154-166

14. Судебная власть в РФ. Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ. …………………………………………………………....166-184

15. Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ………………………………………………………………….………….184-198

16. Конституционные основы местного самоуправления в РФ…....198-214
Нормативные правовые акты, специальная литература и информационные ресурсы телекоммуникационной сети Интернет рекомендуемые при изучении всех тем курса……………………………………………………………..….215-217

Методические рекомендации по преподаванию учебной дисциплины………………………………………………………………...…217-221

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины.......................................................................................................221-229

Примерный перечень тем для написания эссе…………………………...230

Примерный перечень экзаменационных вопросов………………….231-232

Введение
Каждый гражданин России обязан знать, что такое Конституция РФ и содержание ее правовых норм. Особенно это важно для тех, кто планирует связать свою будущую деятельность с государственным и муниципальным управлением, поскольку виды органов государственной и местной власти, а также механизм их деятельности и взаимовлияния закреплены, именно в конституционно-правовых нормах. Вместе с тем для будущих специалистов в сфере публичного управления нужно хорошо понимать, что нормы Конституции РФ это, хотя и самые главные правовые предписания в стране, но их число в общем массиве конституционно-правовых норм крайне невелико. Поэтому, начиная с изучения первой же темы нужно обращать внимание и на другие конституционно-правовые нормы, которые закреплены как в законах, так и подзаконных актах.
Целями изучения конституционного права являются овладение студентами теоретическими знаниями о правовом регулировании общественных отношений в конституционно-правовой сфере жизнедеятельности общества и государства и выработка практических умений и навыков для решения повседневных задач государственного и муниципального управления.

Учебная дисциплина «Конституционное право» тесно связана с такими дисциплинами как: «Основы профессиональных знаний», «Государственное регулирование экономики», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Принятие и исполнение государственных решений», «Организация муниципального хозяйства», «Связи с общественностью в органах власти», «Управление государственной и муниципальной собственностью», «Методы принятия управленческих решений», «Управление персоналом в органах власти». При этом конституционное право, во-первых, является необходимой юридической основой для понимания содержания названных дисциплин, а во-вторых, служит средством приобретения обучаемыми первоначального опыта по реализации теоретических положений этих дисциплин в практике государственного и муниципального управления.

В процессе изучения курса «Конституционное право» обучающиеся овладевают компетенциями ОК-4, ОПК-1, ПК-20.
В результате изучения дисциплины «Конституционное право» обучающиеся должны знать: теорию конституционного права, сущность и содержание Конституции России, основы конституционного строя, особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина, избирательное право и избирательный процесс, территориальное устройство России, систему органов государственной власти в России порядок их организации и деятельности, основы местного самоуправления в России. Уметь использовать полученные знания для решения профессиональных задач, юридически грамотно квалифицировать юридические факты, анализировать теоретические и практические проблемы реализации конституционного законодательства. Владеть навыками применения нормативных правовых актов при решении конкретных конституционно-правовых дел при решении задач государственного и муниципального управления.

Учебное пособие предназначено для проведения семинаров и практических занятий. Для обеспечения семинара как занятия имеющего теоретическое содержание в пособии содержатся: теоретические вопросы, темы докладов, основные понятия конституционного права по теме, вопросы для самопроверки, методические рекомендации для самостоятельной работы, список нормативных правовых актов и специальной литературы.

Несколько иначе выглядит обеспечение практического занятия, которое ориентировано на выработку профессиональных навыков и умений. Для проведения таких занятий в пособии содержатся: теоретические вопросы, основные понятия конституционного права по теме, вопросы для самопроверки, практические задания, задачи, методические рекомендации для самостоятельной работы, список нормативных правовых актов и специальной литературы.

В заключительной части пособия студенты и преподаватели, могут ознакомиться с нормативными правовыми актами, специальной литературой и информационными ресурсами телекоммуникационной сети Интернет, которые рекомендуются при изучении всех тем курса. Здесь также представлены подробные методические рекомендации по преподаванию учебной дисциплины, а также по самостоятельному изучению дисциплины студентами, названия примерных тем эссе и примерных вопросов к экзамену.

В отличие от других пособий по «Конституционному праву», в данной работе в начале каждого раздела в авторской редакции даются научные, учебные и законодательные понятия, раскрывающие содержание отдельных вопросов подлежащих изучению. Отдельный раздел посвящен Российской Федерации в системе Содружества Независимых Государств, которому в учебной литературе по конституционному праву уделяется крайне мало внимания. В разделах «Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ» и «Местное самоуправление и самоуправление в РФ» на основе анализа региональных и муниципальных нормативных правовых актов рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования, система и виды органов государственной и местной власти в Нижегородской области и в городе Нижнем Новгороде.

Предложенное учебное пособие внесет разнообразие в процесс изучения конституционного права и будет полезным в подготовке эффективных специалистов для сферы государственного и муниципального управления.
1. Понятие и предмет конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России
Цель: изучить предмет, метод, источники, систему конституционного права России как отрасли права и особенности конституционно-правовых норм и отношений.

Теоретические вопросы


1. Понятие, предмет и метод конституционного как отрасли права.

2. Соотношение конституционного права как отрасли права с конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной.

3. Конституционно-правовые нормы, их понятие, особенности структуры и виды.

4. Конституционно-правовые отношения, их понятие, особенности структуры и виды.

5. Источники отрасли конституционного права Российской Федерации.

6. Система конституционного права как отрасли права.

7. Место конституционного права в системе российского права.

Темы для докладов


1. Государственное и конституционное право: соотношение понятий и практическая значимость.

2. Процессуальные отношения и нормы в конституционном праве.

3. Тенденции развития конституционного права в современной России.

4. Федеральные конституционные законы как источник конституционного права России.

5. Акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ как источники конституционного права России.

6. Акты референдума как источник конституционного права России.

7. Международно-правовые акты как источник конституционного права.

8. Народ как субъект конституционно-правовых отношений.
Основные понятия
Конституционное право как отрасль права – это составная часть российской системы права, состоящая из совокупности правовых норм регулирующих общественные отношения в сферах государственного устройства, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина, организации и деятельности системы органов государственной и местной власти.

Конституционное право как наука – это совокупность взглядов, идей, теорий о возникновении, развитии и функционировании конституционного права как отрасли права.

Конституционное право как учебная дисциплина – это совокупность знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемая в образовательных целях.

Предмет конституционного права как отрасли права – это основополагающие общественные отношения в сферах государственного устройства, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина, организации и деятельности системы органов государственной и местной власти.

Предмет изучения науки конституционного права - это отрасль конституционного права; фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; практика реализации норм данной отрасли; история становления и развития конституционного права.

Предмет учебной дисциплины конституционное право – это система конституционного права, его нормы, институты и источники, конституционно-правовые отношения.

Метод конституционного права как отрасли права – это совокупность способов воздействия на общественные отношения в сферах государственного устройства, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина, организации и деятельности системы органов государственной и местной власти.

Метод конституционного права как науки – это совокупность способов исследования конституционно-правовых явлений, процессов, фактов.

Метод конституционного права как учебной дисциплины – это совокупность способов, при помощи которых студенты изучают конституционное право.

Норма конституционного права – это установленное или санкционированное органами публичной власти, общеобязательное, формально-определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, входящие в предмет конституционного права.

Элементы нормы конституционного права – это гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза нормы конституционного права – это часть нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение конституционно-правовых отношений.

Диспозиция нормы конституционного права – это центральная часть нормы, где закрепляется правило поведения в форме дозволения, предписания или запрета.

Санкция нормы конституционного права – это часть нормы, которая закрепляет либо меру ответственности, если норма имеет правоохранительный характер, либо – меру поощрения, если норма имеет регулятивный характер.

Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Элементы конституционного правоотношения – это субъекты, объект и содержание конституционного правоотношения.

Субъекты конституционных правоотношений – это участники конституционных правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Объект конституционного правоотношения – это имущественное или неимущественное благо, по поводу которого возникает конституционное правоотношение.

Содержание конституционно-правовых отношений – это взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений.

Субъективное конституционное право – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера возможного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Субъективная конституционная обязанность – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Юридический факт – это предусмотренное конституционно-правовой нормой конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения.

Система конституционного права как отрасли права – это все нормы конституционного права, распределенные по конституционно-правовым институтам.

Институт конституционного права – это совокупность конституционно-правовых норм в рамках отрасли конституционного права, которые регулируют однородную группу конституционно-правовых отношений.

Система конституционного права как науки - это вся система знаний об отрасли в целом, её нормах и отдельных институтах, регулируемых ими конституционно-правовых отношениях, а также об эффективности регулирования этих отношений. 

Система конституционного права как учебной дисциплины – это система знаний объединенных в учебные темы, которые надлежит изучить студентам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Источники науки конституционного права – это конституции, нормативные правовые акты, содержащие нормы конституционного права, практика реализации норм конституционного права, труды ученых.

Источники учебной дисциплины конституционное право – это учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи, нормативные правовые акты, содержащие нормы конституционного права, архивные документы, материалы средств массовой информации.

Источники отрасли конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм, из которых заинтересованные субъекты получают информацию о правилах поведения в конституционно-правовой сфере.

Виды источников конституционного права как отрасли – это Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры, подзаконные акты.

Конституция РФ – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Общепризнанные принципы и нормы международного права – это нормы, признанные представительным большинством государств.

Международный договор РФ – это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

Федеральный конституционный законэто законодательный акт, принимаемый Федеральным Собранием РФ по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ и отличающийся особой стабильностью и повышенной юридической силой в отличие от обычных федеральных законов.

Федеральный закон – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов Федеральным Собранием РФ или на референдуме и посвящённый различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

Закон субъекта РФ – это нормативный правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ  по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации, и ее субъектов,  либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ путем референдума на основании Конституции РФ и федеральных законов.

Внутригосударственный договор – это нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес

Подзаконный акт – это правовой акт органа государственной или местной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. 
Вопросы для самопроверки
1. Что такое конституционное право России как отрасль права?

2. Как связано конституционное право с теорией государства и права?

3. Как связано конституционное право с административным и финансовым правом?

4. Как связано конституционное право с гражданским, уголовным и трудовым правом?

5. Что такое метод конституционно-правового регулирования?

6. В чем особенности императивного метода конституционно-правового регулирования?

7. В чем особенности диспозитивного метода конституционно-правового регулирования?

8. В чем заключаются особенности структуры конституционно-правовых норм?

9. Назовите критерии классификации конституционно-правовых норм.

10. Перечислите субъектов конституционно-правовых отношений.

11. Что понимается под объектом конституционно-правового отношения?

12. В чем заключается специфика содержания конституционно-правовых отношений?

13. Назовите виды конституционно-правовых отношений.

14. Какие юридические факты являются основанием для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений?

15. В чем особенности Конституции РФ как источника конституционного права?

16. Какие законы являются источниками конституционного права?

17. В чем выражаются особенности Федеральных конституционных законов?

18. Какой юридической силой обладают постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации в системе источников конституционного права?

19. Могут ли акты Президента Российской Федерации выступать в роли источников конституционного права России?

20. Могут ли действовать на территории России государственно-правовые акты других государств?

21. Могут ли действовать на территории России, и каким образом законы Союза ССР, регулирующие конституционно-правовые отношения?

22. Каковы особенности Уставов субъектов Федерации как источников конституционного права?

23. Раскройте содержание Устава Нижегородской области как источника конституционного права.
Методические рекомендации для самостоятельной работы
Большим подспорьем при изучении первой темы будут знания, полученные при изучении теории государства и права о системе права, о классификации ее норм по соответствующим отраслям и правовым институтам. Это поможет понять, что конституционное право - отрасль российского права, состоящая из норм права, объединенных в соответствующие правовые институты.

При этом необходимо обратить внимание на то, что нормы конституционного права Российской Федерации имеют свою особенность и нередко отличаются от норм других отраслей российского права своим содержанием и структурой. Чаще можно встретить сочетание диспозиции и гипотезы, чем наличие всех традиционных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

По характеру содержащихся предписаний конституционные нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. По юридической силе они относятся к категории норм, обладающих высшей юридической силой. Им не должны противоречить нормы других отраслей права, что очень часто наблюдается в современный период. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 20 апреля 1999 г. постановил, что положения пунктов 1 и 3 Ч.I, ст. 232 и Ч.I, ст. 258 УПК РСФСР как возлагающие на суд обязанность по собственной инициативе возвращать уголовное дело прокурору в случае невосполнимой в судебном заседании неполноты расследования, а также при наличии оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении, признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 49 и 123 (часть 3), а также статьям 46 (часть I) и 52" (см. Российская газета от 28 апреля 1999 г.).

Специфика содержания конституционных норм обусловливается теми общественными отношениями, которые составляют предмет конституционного регулирования.

Эти отношения в самом общем виде можно сгруппировать по четырем сферам их проявления:

1. Отношения в сфере закрепления и реализации основ конституционного строя РФ.

2. Отношения, связанные с государственно-территориальным устройством страны.

3. Отношения в сфере определения основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина.

4. Отношения, связанные с организацией и деятельностью органов государственной и местной власти.

Нормы конституционного права, с одной стороны, характеризуются охватом всех сторон жизнедеятельности общества: и политической, и экономической, и культурной, и духовной, и иных, а с другой стороны, они реагируют не все отношения, возникающие в обществе, а лишь определенный их срез – базовые, основополагающие в каждой из сфер жизни общества.

Напротив отношения – не базовые – регулируются другими отраслями права, нормы которых конструируются на основе соответствующих норм конституционного права. Это обусловливает и особую, ведущую роль конституционного права в правовой системе страны. По этой причине глубокое знание конституционного права облегчит усвоение и других юридических учебных дисциплин, а также специфики правового регулирования и содержания различных правовых отношений, основывающихся на правовых нормах иных отраслей российской системы права.

На практике нередко встречается такое явление, как непонимание студентами, что же мы изучаем в курсе конституционного права. Иногда студенты считают, что для познания конституционного права достаточно хорошего изучения действующей Конституции, но это глубоко ошибочное мнение. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что Конституции, к сожалению, часто меняются, а потом (только потом) их критикуют. Изучаем мы не просто Конституцию – изучаем конституционное право как отрасль права в его нормативно-правовой совокупности, в действии и развитии. Поэтому круг интересов студента должен быть шире, чем только изучение Конституции, и касаться изучения других нормативных правовых актов, которые содержат нормы конституционного права. Также шире должен быть и объем изучаемой литературы, где анализируются юридическая сущность, признаки и другие теоретические особенности конституционно-правовых явлений, событий, фактов.

Для более глубокого усвоения материала данной темы студентам следует ответить на вопросы для самопроверки.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 22 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ . 2009 . № 4. Ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 13. Ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

4. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

5. Указ Президента РФ от 29 ноября 1994 г. № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3342.

6. Устав Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. // Нижегородские новости. 2006. 18 января.
Специальная литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014.

2. Авакьян С.А. Государственно-правовые институты: понятие и содержание // Советское государство и право. 1977. № 2.

3. Баглай 2. Богданова Н. А. Система науки конституционного права. – М.: Юристъ, 2001.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Норма, 2011.

5. Безруков А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - Юстицинформ, 2015.

6. Белоусова Е.В. Международная научная конференция Конституционные реформы в государствах - участниках СНГ // Государство и право. 1993. № 7.

7. Бирюков П.Н. О юридическом механизме реализации в СССР международных актов // Правоведение. 1991. № 4.

8. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. –Воронеж, 1984.

9. Вишняков В.Г. Конституции стран – членов СНГ: система государственной власти и местного самоуправления // Государство и право. 1994. № 5.

10. Виноградов В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. – М., 2000.

11. Гаджиев Г.А., Кряжков Б.И. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы // Государство и право. 1993. № 7.

12. Газетдинов Н. И. О соотношении понятий судебного контроля, судебного надзора и правосудия // Российский судья. 2009. № 3.

13. Головистикова А.Н. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.

14. Головистикова А.Н. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важного принципа права // Адвокат. 2006. № 7.

15. Демин А.А. Соотношение конституционного и административного права в системе российского права // Административное право и административный процесс. 2006. № 1.

16. Додонов В.Н. Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В.И. Лафитского. – М.: Юристъ, 1995.

17. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. – М.; СПб.: Изд. Торг. Дом "Герда", 2000.

18. Конституционное право Российской Федерации: Учебник лдя студентов / под ред. С.И.Носова. - М.: Статут, 2014.

19. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. – Юнити-Дана, 2014.

20. Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах: учебное пособие. – М.: Проспект , 2015.

21. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период между двумя конституциями // Советское государство и право. 1990. № 2.

22. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период построения основ социализма // Советское государство и право. 1989. № 1.

23. Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации: М, Изд. Юстицинформ, 2009.

24. Пресняков М.В. Справедливость в системе конституционно-правовых ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

25. Синцова ТА. Основания возникновения и динамики государственно-правовых отношений // Советское государство и право. 1981. № 1.

26. Страшун Б. А. К вопросу о понятии конституционного права. // Журнал российского права. 2009. № 10.

27. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение // Советское государство и право. 1990 № 3.

28. Югов. А. А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2.
2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993 г.
Цель: изучить этапы конституционного развития Российской Федерации, сущность, юридические свойства и особенности Конституции Российской Федерации как основного закона государства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconУчебное пособие Рекомендовано методической комиссией института экономики...
Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Рекомендовано Ученым советом Факультета менеджмента, Факультета государственного и муниципального управления и Заочного факультета...

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» icon1. «Предмет гражданского права» 5
Рекомендовано методической комиссией Института экономики и предпринимательства ннгу для студентов специалитета, обучающихся по направлению...

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа по прохождению учебно-ознакомительной практики...
Рекомендовано Ученым советом Факультета менеджмента, Факультета государственного и муниципального управления и Заочного факультета...

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» icon2. Понятие информационных угроз и их виды
Учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 38. 03. 02 «Менеджмент» в Институте экономики...

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методическое пособие «Бухгалтерский учет» Рекомендовано методической...
Целью курса является приобретение теоретических и практических навыков отражения информации финансового характера в системе бухгалтерского...

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconАудит инвестиционных проектов учебное пособие
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов специальности

Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Института экономики и предпринимательства для студентов ннгу, обучающихся по специальности 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление» iconПравила подготовки, оценивания и защиты курсовых и выпускных квалификационных...
«О курсовой и выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск