Уральский институт


НазваниеУральский институт
страница1/53
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
Российская академия народного хозяйства и государственной службыc:\documents and settings\chernavskaya_ev\рабочий стол\александр\внтуренности\1.jpg

при Президенте Российской Федерации

Уральский институт

Администрация Губернатора Свердловской области

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Институт философии и права Уральского отделения

Российской академии наук

МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА РОССИИ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Материалы XI Всероссийского

форума

Екатеринбург, 16–19 апреля 2013 г.

В двух частях

Часть 2. Секции 4,5,6

Екатеринбург

2013

УДК 32 с

ББК 66.3(2),123

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

зам. декана факультета государственного и муниципального управления, к.э.н. О.М. Трофимова,

зам. декана факультета юриспруденции, к.ю.н. Е.А. Чуличкова,

зам. декана факультета экономики и менеджмента, к.э.н. Н.Н. Махова,

эксперт научного отдела С.А. Маковкина,

эксперт научного отдела Н.К. Шеметова


М 75
Молодежная наука России: перезагрузка: Материалы XI Всероссийского форума. Екатеринбург, 16-19 апреля 2013 г. В 2 ч. Часть 2. – Екатеринбург: Уральский институт – филиал РАНХиГС, 2013. – 256 с.

УДК 32 с ББК 66.3(2),123

Дизайн-макет, оформление обложки
А.С. Башкирцев

Компьютерная верстка
Е.А. Баранов

Формат 60х84 1/16. Тираж 500 экз.

Усл. п. л. 14,8. Уч.-изд. л. 27. Заказ 10.

Бумага для копировально-множительной техники.

Печать ризография.

Отпечатано: ФГБОУ ВПО «Уральский институт – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»

620990, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66. Телефон (343) 251-70-39

© Авторы статей, 2013

© Уральский институт –
филиал РАНХиГС, 2013


c:\documents and settings\chernavskaya_ev\рабочий стол\александр\внтуренности\1.jpg

Секция 4


«НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?


Баева М.А.,

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Высшее образование в России: возможно ли что-то изменить?

Функционирование и развитие высшего профессионального образования как социального института характеризуется внутренними противоречиями, отражающимися в виде множества социальных проблем. Из всей их совокупности к разряду социально значимых можно отнести обеспечение качества и доступности высшего профессионального образования в современной России и диспропорцию между требованиями рынка труда и рынка образовательных услуг, образовательными потребностями личности.

Проблема обеспечения качества услуг профессионального образования является одной из наиболее сложных и важных социальных проблем отечественной высшей школы. Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими:

  • государственным стандартом высшего профессионального образования и качеством его реализации;

  • качеством профессорско-преподавательского состава вуза;

  • качеством материально-технической базы высшего учебного заведения;

  • качеством методического, библиотечного и информационного обеспечения учебного процесса;

  • качеством организации учебного процесса в учебном заведении;

  • качеством субъектов обучения [1].

Таким образом, можно выделить группы проблем, связанных с обеспечением качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Первую группу образуют проблемы состояния законодательной и нормативной базы, ее ориентации на решение проблем качества образовательных услуг в вузах РФ.

Вторая группа включает в себя проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования как важнейших факторов обеспечения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

В состав третьей группы входят проблемы соответствия профессорско-преподавательского состава вузов современным требованиям к качеству подготовки специалистов, а также к их педагогической деятельности.

Четвертая группа содержит проблемы соответствия уровня подготовки абитуриентов вузов требованиям к исходной подготовке студентов — будущих бакалавров и магистров.

Пятую группу составляют проблемы организации образовательного процесса и внедрение в него новых (в том числе информационных) технологий, обеспечивающих достижение установленных требований к качеству подготовки специалистов.

Шестая группа представлена проблемами взаимодействия вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности, их участием в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов [3].

В целях повышения качества образования и нейтрализации проблем высшего профессионального образования необходимо внести коррективы в некоторые структурные компоненты высшего образования

В новый Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в статье 3, наряду с приоритетностью образования и правом каждого человека на образование и другими основополагающими принципами государственной политики в области образования включить принцип обеспечения получения гражданами качественного образования на всех ступенях [2].

Для ликвидации дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации необходимо повышать престиж профессии преподавателя, привлекать молодых и перспективных специалистов к реализации своих потенциальных творческих способностей в вузах в качестве наставников молодого поколения, этого можно добиться повышением заработной платы преподавательского состава вуза, повышения вознаграждений за научные степени, звания, обеспечением жилыми площадями молодых ученых. Нужно сделать так, чтобы новые преподаватели с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения. Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений квалифицированных преподавателей.

Что касается самих студентов. С введением ЕГЭ – как итоговой аттестации и вступительных испытаний выпускников, а затем и абитуриентов, это очень спорный вопрос, как всем известно. Конечно, выпускник очень экономит свои собственные время и нервы, единожды сдав экзамены, и получив сразу две оценки: итог обучения в школе и первый результат в получении своей будущей профессии, а затем просто подает документы в пять наиболее понравившихся и перспективных вуза. Однако тем самым вузы получают порой недостаточно подготовленных студентов, которые отвечая на вопросы ЕГЭ, доверяя своей интуиции, а не знаниям, получают баллы выше, чем способные ребята. И ведь это беспокоит не только самих абитуриентов, но и преподавательский состав высших учебных заведений. Необходимо, я считаю, проводить хотя бы собеседования во время приемной комиссии, уже непосредственно, когда определяются потенциальные студенты на той или иной специальности. Чтобы преподаватели могли реально оценить возможности будущего студента, предложив ответить на несколько вопросов по специальности, общего кругозора и других. Выпускники школ должны уметь презентовать себя, показать, на что они способны, и смогут ли осилить программу курса.

С проблемой быстро меняющихся технологий, приоритетов, установок, законодательства, политики и других изменений, нужно бороться в соответствии с современным информационным миром. Как студент, так и преподаватель, а так же и абитуриент, должны четко понимать, что без понимания изменений и преобразований, происходящих фактически ежедневно, человек не преуспеет в реализации себя в обществе. Студенты, конечно, более мобильны в этом плане, но преподаватели не должны отставать от молодого поколения, постоянно совершенствоваться и реально отслеживать все инновации во всех сферах профессиональной и общественной жизни. Это несомненно должно поощряться руководством вуза.

Конечно, от всех проблем вмиг избавиться не удастся, но необходимо постепенно решать каждую из них. Очень хочется верить в то, что наше государство предпримет все возможные меры, чтобы высшее образование России занимало лидирующие позиции в мировых рейтингах.

Литература

  1. Каптерев С.Е., Бугров Р.В., Квашенников А.С. Особенности модернизации высшего профессионального образования в РФ в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства. М., 2011.

  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [электронный ресурс] // Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. Шевелева Е.А. Проблемы развития высшего профессионального образования в малых и средних городах // Регионология. 2010. №1.

Веревкина Ю.А.,

Дальневосточный институт – филиал РАНХиГС, г. Хабаровск

Руководитель – Березутский Ю.В., к.с.н., доцент

Проблемы закрепления молодежи на Дальнем Востоке России

(на примере Хабаровского края)

Проблема закрепления молодежи, в том числе трудоспособного, остро стоит в Хабаровском крае, и является актуальной. Так как сокращается численность молодого, экономически активного, трудоспособного населения.

Между последними двумя переписями (2002 и 2010 гг.) численность населения Дальневосточного федерального округа сократилась на 401 тыс. чел., или на 6,0%. Но период сокращения числа жителей в регионе начался еще с 1990-х гг. Последняя зафиксированная максимальная численность населения Дальнего Востока была отмечена на 1 января 1991 г. – 8064 тыс. чел.(5,4% населения РФ). После чего наблюдается стабильное сокращение численности населения. За период 1991 – 2010 гг. регион потерял 1780 тыс. чел., или 22,1% населения (более чем каждого пятого жителя!), в том числе 225,5 тыс. чел. (12,7%) составила естественная убыль и 1554,5 (87,3%) – миграционный отток (табл. 1). На начало 2011 г. на Дальнем Востоке проживало 6284 тыс. чел. (4,4% населения РФ).

Следует заметить, что в последние десять лет произошло некоторое снижение потери населения за счет существенного сокращения естественной убыли (на 68,4%). Но, к сожалению, в период 2006-2010 гг. относительно предыдущего пятилетнего периода увеличился миграционный отток (на 32,0%).

По рангу показателя численности и плотности (1 чел. на кв. км) населения ДФО находится на последнем месте среди федеральных округов России и в "лидерах" по сокращению численности населения. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что разница в численности населения между переписью 2010 г. (октябрь 2010 г.) и данными на 01.01.2011 г., представленными по оценке ФСГС, составляет порядка 8 тыс. человек [2].

В последнее время Дальний Восток стал центром притяжения жителей других стран таких как, Кавказа, Средней Азии, Китая, Вьетнама, КНДР, Кореи. Результаты исследования, проведенного специалистами нашего ВУЗа, показали, что 37,9% молодежи отрицательно относятся к представителям данных стран. В структуре представлений о полезности привлечения иммигрантов в регионы Дальнего Востока преобладают характеристики мигрантов, как дешевой рабочей силы(51, 7%), готовой работать там, где не хотят работать местные жители(48,7%).

Основная причина оттока населения заключается в снижении за последние два десятилетия уровня жизни дальневосточников, потеряв имевшихся ранее существовавших преимуществ в размерах его доходов по сравнению с европейскими регионами страны. А в сочетании с суровыми климатическими условиями и с отдаленностью от центральных районов страны это приводит к систематической потере человеческих ресурсов, снижению плотности населения, обострению дефицита квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Таким образом, актуальность состоит в следующем:

- катастрофическим снижением численности населения Дальнего Востока России за последние два десятилетия.

- наличием высокого миграционного потенциала учащейся молодежи (готовность выехать за пределы региона), оттока профессиональной и интеллектуальной части населения.

- неэффективностью предпринимаемых механизмов закрепления молодых специалистов на Дальнем Востоке России.

Задача социально-экономического развития Дальнего Востока и закрепления населения – не региональная проблема, решение его проблем – общегосударственная задача – это проблема «быть или не быть целостности России в условиях, когда Россия не может жить без Дальнего Востока».

Одним из важнейших факторов функционирования и развития как современного российского общества в целом, так и Хабаровского края в частности, является молодежь, которая играет большую роль в социально-экономических и социально – политических процессах. В целом молодежь Хабаровского края представляет собой достаточно большую социально-демографическую группу (ее численность достигает 394 тыс. чел. или 28% от общей численности населения края или 39% его трудоспособной части). политика, которая с одной стороны, является одним из самых важных инструментов общественного развития, а с другой, – имеет множество серьезных проблем, тормозящих его [1].

При этом 50% от общего числа выбывших составляют люди с высшим и со среднеспециальным образованием, а если рассмотреть распределение мигрантов по возрастному составу, то 60% приходится на группу от 20-40 лет, то есть Дальний Восток России покидают люди в наиболее трудоспособном возрасте.

Главная цель молодежной политики на Дальнем Востоке – прекращение оттока населения из региона. Об этом, полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, заявил в ходе совещания по вопросам реализации государственной молодежной политики в субъектах федерации ДФО.

Результаты социологического исследования, проведенного специалистами нашего вуза1, свидетельствуют, что 56,1% молодежи Хабаровского края хотят навсегда переехать из города (поселения), в котором живут, в другое место жительства, и лишь 16, 8% не хотят уезжать из своего города (поселения) 27,0% хотят переехать в другой регион страны. Для того, чтобы сократить убыль населения и сделать Дальний Восток привлекательным 18,8% молодежи Хабаровского края, считают, обеспечение жильем, 9,5% – обеспечение достойной заработной платы, 6,3% – развитие социальной инфраструктуры края и т. д.

Информированность молодежи о деятельности органов государственной власти по молодежной политике является главным индикатором эффективности их взаимодействия, и как следствие, эффективности решения молодежных проблем. Отражением специфики подобного рода взаимодействия между молодежью и органами по делам молодежи является субъективная оценка самой молодежи. Так, например, в ответе на вопрос: «Ощущаете ли Вы на себе влияние государственной молодежной политике?» 78,3% молодежи Хабаровского края не ощущают никакого влияния, 7,4% – ощущают позитивное влияние, 4,7% – ощущают негативное влияние и 9,6% затрудняются ответить [3, 91].

Результаты исследования показали, что надежды на улучшение жизни, молодежь связывает, в первую очередь, с собственными усилиями, а не с какими – то внешними факторами воздействия. Этого мнения придерживаются 69,1% студентов. Молодое поколение практически не возлагает надежд на деятельность политических партий и движений (только 6-8% опрошенных отметили, что улучшение их жизни зависит от политических партий) – остается справедливым утверждение о том, что «политические партии вспоминают о молодежи только в преддверии выборов»

Учитывая, особое геополитическое и стратегическое положение Дальнего Востока России, обеспечение его национальной безопасности, в целях стимулирования притока населения на российский Дальний Восток, на наш взгляд, возможны следующие пути решения:

- доступность комфортного жилья и развития социальной сферы и инфраструктуры;

- ускорение местного населения и обеспечение притока новых жителей из числа российских граждан и высококвалифицированной силы трудовых мигрантов из стран СНГ;

- реструктуризация системы образования и здравоохранения с четом специфики различных регионов Дальнего Востока;

- поддержка молодых семей посредством создания экономически эффективных рабочих мест, обеспечения льготным жильем и развитой социальной инфраструктурой;

- разработка механизма поддержки молодых ученых, студентов, аспирантов, талантливых школьников, в том числе в виде предоставления стипендий, грантов на исследования, реализацию научных проектов.

Таким образом, демографический подъем Дальнего Востока России является важной задачей для страны, поскольку Дальневосточный федеральный округ – это форпост России на ее восточных рубежах. Современные тенденции в миграционных процессах населения оказывают негативное влияние на развитие региона в целом. На наш взгляд изменение вектора миграционных процессов повысит демографическую самодостаточность региона и тем самым внесет свой вклад в развитие всего Дальневосточного федерального округа.

В результате можно сделать вывод, для того чтобы сократить уровень выбытия молодежи из региона, Хабаровскому краю необходимо сделать многое. Но, в первую очередь, в нашем регионе необходимо снизить ставки ипотечного кредитования для молодых семей, поднять заработную плату молодым специалистам, и дать возможность расти в профессиональной сфере. Без этих кардинальных трансформаций, изменений государственной политики по отношению к Дальнему Востоку – закрепить молодежь, а тем более привлечь ее на Дальний Восток невозможно.

Литература

  1. Березутский Ю. В. Специфика и проблемы состояния молодежного потенциала в Хабаровском крае [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vvsu.ru/files/70217552-B103-45C2-9346-B0CB3139735A.pdf (дата обращения 25.03.2013)

  2. Мотрич Е.Л. Проблемы демографии и миграции на Дальнем Востоке России [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://dvforum.khabkrai.ru/doklads/s5_Motrich.pdf ( дата обращения 25.03.2013)

  3. Исследование «Миграционный потенциал и механизмы закрепления молодых специалистов в регионе», ДВИУ – филиал РАНХиГС, 2012 г. Научные руководители – д.с.н., профессор Н.М. Байков и к.с.н., доцент Ю.В. Березутский. Документ опубликован не был.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Похожие:

Уральский институт iconПравила приема одобрены на заседании ученого совета института «25»
Правила приема в фгбоу впо уральский институт гпс мчс россии на 2015 год. –Екатеринбург: Уральский институт гпс мчс россии, 2014....

Уральский институт iconОб образовании на обучение по образовательным программам
Президенте Российской Федерации» (именуемого в дальнейшем – «Уральский институт управления – филиал ранхиГС»/«Институт») александрова...

Уральский институт iconИзвещение №
Открытое акционерное общество «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов»

Уральский институт iconИзвещение №
Открытое акционерное общество «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов»

Уральский институт iconИзвещение №
Открытое акционерное общество «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов»

Уральский институт iconИзвещение №
Открытое акционерное общество «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов»

Уральский институт iconЗаявление
Прошу принять меня в нвпоу «Уральский гуманитарный институт» по результатам конкурса

Уральский институт iconИзвещение №
Открытое акционерное общество «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов»

Уральский институт iconИзвещение №
Открытое акционерное общество «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов»

Уральский институт icon"Экспертиза временной нетрудоспособности" по специальности
«Уральский государственный научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск