Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении


НазваниеМетодические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Авторы-составители: старший методист ФКПиППО ЗабКИПКРО Е.П.Черепанова, старший методист ФПК РОУ и ССВ В.И.Шадрина, директор ГОУ центра «Семья» Н.В.Тонышева.

Методические рекомендации

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

в образовательном учреждении


Методические рекомендации окажут помощь в организации работы по предупреждению суицида детей и подростков в образовательных учреждениях. В представленных материалах приведены основные понятия суицидального поведения; раскрывается содержание профилактической деятельности работников образовательного учреждения; даны рекомендации родителям обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию или испытывающих кризисное состояние; рассмотрены вопросы организации в образовательном учреждении общей и первичной профилактики. Особое внимание уделяется вопросу оказания помощи ребенку «группы риска». Предложен алгоритм действий в ситуации совершенного суицида.

Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных учреждений (директорам, заместителям директоров по воспитательной работе), педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, педагогам-организаторам для формирования антивитальных настроений в детской среде.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Раздел 1

Суицидальное поведение

    1. Основные понятия и типы суицидального поведения………………7

    2. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков…………………………………………………………….9

    3. Динамика развития, причины и возможные мотивы суицидального поведения среди детей и подростков………………………………11

Раздел 2

Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательном учреждении ……………………………………………………………………………………….18


    1. Рекомендации работникам образовательных учреждений по организации общей профилактики………………………………..19

    2. Рекомендации работникам образовательных учреждений по организации первичной профилактики……………………………23

      1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите …………………………………………………………………24

      2. Направления деятельности педагога-психолога с детьми «группы риска»…………………………………………………………………31

      3. Рекомендации родителям ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.32

Раздел 3

Кризисное вмешательство при высоком риске суицида…………….35

3.1 Задачи педагога-психолога в ситуации потенциального суицида обучающегося………………………………………………………..36

3.2 Действия педагогов, направленные на оказание поддержки и помощи ребенку…………………………………………………….40

3.3 Действия родителей, направленные на оказание поддержки и помощи ребенку……………………………………………………..48

Раздел 4

Действия участников образовательного процесса в ситуации совершенного суицида……………………………………………………51

4.1 Рекомендации о порядке педагогического расследования по поводу суицида обучающихся или воспитанников системы образования...51

4.2 Служебное расследование по факту суицида………………………52

4.3 Психолого - педагогическое сопровождение участников образовательной среды в ситуации совершенного суицида……….56

Раздел 5

Ответы на ваши вопросы…………………………………………………67

Рекомендуемая литература………………………………………………...79

Приложения…………………………………………………………………81

Введение

Одна из наиболее актуальных проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. Суицид как реальный шанс изменения сложившейся трудной жизненной ситуации все чаще выбирают не только юноши и девушки, но и дети, что свидетельствует о серьезности положения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий в России удвоилась. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. В последние годы частота суицидов 10-14- летних детей колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. А среди подростков 15-19 лет – 19-20 случаев. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Эта тревожная ситуация актуальна и для Забайкальского края. Смертность детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста в Забайкальском крае по причине самоубийств (на 100 000) значительно превышает показатели РФ. По данным статистики по Забайкальскому краю, представленной заместителем министра Здравоохранения Забайкальского края по детству и родовспоможению Н.Г.Игнатьевой на заседании Краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), «в 2011 г. количество подростков, покончивших с собой, составляет 53% (25 из 47) от общего числа умерших от неестественных причин. За последние четыре года (2008-2011гг) в Забайкальском крае самоубийством покончили жизнь 94 подростка». Причем в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, смерть от самоубийств выросла на 32%. Уровень смертности сельских подростков в пересчете на 100 тыс. населения в 1,6 – 1,9 раза превышал такое же число городских. За первые шесть месяцев 2012 года покончило жизнь самоубийством 25 детей, что превышает показатели 2011 года.

Сложившаяся ситуация в Забайкальском крае определила необходимость принятия экстренных мер профилактического характера. Так в 2011-2012 учебном году проведен cоциально-психологический совет при Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, семинар-совещание со специалистами и методистами, курирующими муниципальные психологические службы, на базе ЗабКИПКРО организовано обучение работников образования по вопросам охраны здоровья и профилактике суицидального поведения учащихся, на базе АИПКРСС проведен семинар с приглашением В.А. Гуружапова (д.пс.н., профессор МГППУ), проведено первое краевое родительское собрание-конференция, в рамках декады психологии организована работа «телефона доверия» и т.д.

Несмотря на то, что вопросы профилактики суицидального поведения детей и подростков неоднократно обсуждались в современной психолого-педагогической литературе, практика показывает, что организация и проведение профилактических мероприятий в образовательных учреждениях Забайкальского края нуждаются в упорядочивании и содержательном обновлении. Данное обстоятельство определяет необходимость подготовки методических рекомендаций, направляющих деятельность участников образовательного процесса в сфере профилактики аутоагрессивного поведения обучающихся на построение целостной системы совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, на формирование у школьников позитивной адаптации к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Методические рекомендации подготовлены методистами Забайкальского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Е.П.Черепановой, В.И.Шадриной и директором центра «Семья» Н.В.Тонышевой.

При составлении методических рекомендаций использовались материалы Е.В.Змановской, В.Д.Менделевич, А.Е.Персидской, материалы сайта МГППУ http://www.mgppu.ru/, психологические понятия и термины специальных словарей и т.д.

Методические рекомендации рассмотрены на коллегии Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях всех типов и видов Забайкальского края.

Раздел 1

Суицидальное поведение

    1. Основные понятия и типы суицидального поведения

Для организации эффективной профилактической работы в образовательном учреждении работникам данной сферы необходимо знать основные понятия и термины аутоагрессивного поведения.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели. В педагогическом энциклопедическом словаре суицид определяется как акт самоубийства, совершаемого человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, а также осознанный акт устранения из жизни под воздействием стрессов, острых психотравмирующих ситуаций, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл.

Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — не смертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982), парасуицид – синоним суицидальной попытки. Н. Крейтман определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

Суицидальное поведение стремление человека покончить жизнь самоубийством, включающее в себя: завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения), суицидальные намерения (мысли).

  • завершенный суицид смерть от нанесенного самому себе повреждения;

  • суицидальная попытка (покушение) - попытка нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившееся летальным исходом;

  • суицидальные мысли - мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении, а также идеи, касающиеся планирования, реализации и результата суицидального поведения.

Суицидальное поведение подразделяется на прямое и непрямое суицидальное поведение. 

  • прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды.

  • непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности [21].

А.Е.Личко описывает три типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное [16;23].

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление человека обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами человека, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

  • Аффективное суицидальное поведение


Данный тип суицидального поведения характеризуется суицидальными действиями, совершенными под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и человек, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
  • Истинное суицидальное поведение


Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Человек готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения люди чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

Многочисленные исследования возрастных особенностей суицидального поведения (Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф., Персидская А.Е. и другие) позволили в настоящее время составить достаточно точные портреты несовершеннолетних суицидентов. Так было установлено, что в подавляющем большинстве случаев суицидальные действия детей (от 0 до 18 лет) носят импульсивный характер. Это объясняется абстрактным восприятием понятия «смерть» (что- то временное, не всегда связанное с собственной личностью) и недостаточно адекватной оценкой последствий аутоагрессивных действий в сложной жизненной ситуации.

Само понятие о смерти возникает у детей между 2 — 3 годами. Для большинства она не является пугающим событием.

В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну, отъезду. или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер – “когда-нибудь она закончится и я обязательно вернусь”.

Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. В сознании ребёнка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою “временную” гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребёнок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру, и др.): “они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом вернусь, и наступит замечательная жизнь”.

Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.

Средний подростковый возраст характеризуется наличием философской интоксикации: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии на смерть. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно – шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
1.3 Динамика развития, причины и возможные мотивы суицидального поведения среди детей и подростков

Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации (Змановская Е.В.).

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у детей и подростков возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней. Вместе с тем конкретное время совершения суицида определяется поводом событием типа «последней капли», под влиянием которого человек принимает решение покончить с собой. Иногда в качестве повода выступают определенные даты, например, день св.Валентина, день рождения умершего близкого человека, усугубляющие болезненные переживания человека (Личко А.Е.).

Промежуток времени спустя 1-3 месяца после совершения суицидальной попытки называется постсуицидальным периодом. После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

  1. Потери

  • Разрыв романтических отношений

В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений - травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения - чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа "время лечит" или "есть и другие" обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности.

  • Смерть любимого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.

  • Потеря "лица"

Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают.

  • Развод

Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам подростка, чем это принято считать. Многие подростки чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.

  1. Давления

  • Давление в школе

Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.

  • Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия.

  • Давление родителей

Успех; деньги; выбор колледжа; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями.

  1. Низкая самооценка

  • Физическая непривлекательность

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной. А какие страдания доставляют юношеские прыщики на лице!

  • Одежда

Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.

  • Физическое бессилие

Бывает, что подростку трудно справиться не только с физическими проблемами, но и с недобрыми замечаниями и взглядами окружающих.

  • Неуспешность в учебе

Часто "гениальность" старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.

  1. Недостаток общения

Многие подростки чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле - не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции.

С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

У самоубийства есть не только причины (“из-за чего”), но и цели (“для чего”). Человек, совершающий самоубийство, не столько “заложник” обстоятельств, сколько индивид, ставящий перед собой цель, способом достижения которой является самоубийство. Каузальные аспекты (суицидогенные события и фоновые факторы) ограничивают человека и его выбор. Напротив, телеологические аспекты (мотивы) размыкают кризисную ситуацию. Самоубийство ощущается как выход из замкнутого и невыносимого пространства. Когда человек выбирает самоубийство, он видит в этом действии определенный поступок, несущий смысл и вызывающий определенное отношение людей. Таким образом, самоубийство — это один из вариантов выхода из суицидогенной ситуации, который выбирается в том случае, когда существуют внутренние и внешние препятствия для реализации других вариантов, и когда смерть начинает выполнять значимую для человека функцию, то есть появляются специфические мотивы, побуждающие человека к самоубийству.

В связи с этим можно говорить о следующих функциях и мотивах самоубийства.

Функции и мотивы самоубийства

Функции

Мотивы

Функция прекращения - избавление себя от невыносимых физических и моральных страданий

Самонаказание, чувство вины или стыда. Ощущение отвергнутости, низкая самооценка. Переживание утраты. Потеря смысла жизни. Физические страдания, неизлечимая болезнь

Функция воздействия - воздействие на конкретных окружающих, воздействие на общество, на мир в целом

Протест против действий других людей. Желание отомстить. Желание обратить внимание на свою проблему. Призыв окружающих к каким-либо действиям. Самоубийство как жертва

Функция отождествления -обретение идентичности благодаря отождествлению с человеком или персонажем

Подражание другому человеку, кумиру, литературному герою. Массовое самоубийство. Отождествление себя с религиозным объектом


Таким образом, основными психическими состояниями, обуславливающими появление мыслей о самоубийстве являются (ЛичкоА.Е.):

1. Низкая сопротивляемость стрессу, чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).

2. Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).

3. Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, «образ тупика».

4. Скрытый гнев: гнев скрывается, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить;

5. Положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды.

6. Убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.

Данный материал может быть наглядно представлен в следующей схеме:

СХЕМА № 1
Схема механизма суицида


Социально-ситуационные факторы




Личностные

Факторы




Конфликт




Социально-психологическая дезадаптация




Крах ценностных установок




Провоцирующие факторы

Мотивационная готовность

Предрасполагающие

внешние факторы




Пресуицид




Суицид
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconМетодическое обеспечение профилактики суицидального поведения детей...
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального...

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации Уфа- 2016 Профилактика суицидального поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации Уфа- 2016 Профилактика суицидального поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации педагогам и родителям
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации – Смоленск: гау дпо соиро, 2017. – с. 105

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconМетодика «Выявление суицидального риска у детей» А. А. Кучера, В. П. Костюкевича
...

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconМетодические материалы по организации профилактики суицидального...
Данный сборник адресован классным руководителям, социальным педагогам, педагогам-психологам. В нем представлены материалы, которые...

Методические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск