Скачать 1.32 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПРОФИЛАКТИКА САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Методические рекомендации Краснодар 2015 УДК 37 ББК 74.200.5 П 11 Рецензенты: к.псх.н., заместитель директора по консультационно-диагностической работе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края Ефрюшкина О.В., заведующая кафедрой начального образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края Прынь Е.И. П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с. Авторы - составители:
Методические рекомендации направлены на формирование у специалистов системы профилактики целостного представления о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков, склонных к саморазрушающему поведению (суициды, парасуициды, самоповреждения, зависимость от ПАВ, др.). В пособии представлены нормативно-правовые аспекты организации профилактической работы в данном направлении, даны рекомендации для специалистов воспитательно-профилактической системы образовательных организаций по профилактике саморазрушающего поведения обучающихся, представлен практический материал по теме. Настоящее пособие адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, членам штабов воспитательной работы и другим специалистам воспитательно-профилактической системы, работающим с детьми и подростками, склонными к саморазрушающему поведению. Рекомендованы к изданию решением редакционно-издательского совета ГБОУ ИРО Краснодарского края от 14. 08. 2015 г., протокол № 7. УДК 37 ББК 74.200.5 П 11 ISBN 978-5-9907035-8-2
Содержание
Введение На сегодняшний день саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение детей и подростков достигло таких масштабов, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) декларирует его в качестве одной из главных проблем здоровья человечества. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа суицидов, а также проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, другими саморазрушающими действиями подростков. В связи с этим, вопросы раннего выявления и адекватной профилактики аутодеструктивного поведения в подростковой среде приобретают первоочередное значение. Однако, все более остро ощущается необходимость повышения профессиональной компетентности специалистов системы образования в вопросах взаимодействия с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию и нуждающимися в дополнительной психолого-педагогической поддержке. Данные методические материалы адресованы специалистам воспитательно-профилактической системы образовательных организаций и направлены на формирование у них целостного представления о системе профилактики саморазрушающего поведения обучающихся. В пособии представлен не только теоретический аспект саморазрушающего поведения, но и предложены практические материалы для работы с подростками, склонными к суицидальному поведению, злоупотреблению психоактивными веществами. Даны рекомендации специалистам образовательных организаций, занимающимся вопросами профилактики, а также педагогам, классным руководителям, родителям подростков. I. Феномен саморазрушающего поведения
причины его формирования Саморазрушающее (или аутодеструктивное/аутоагрессивное) поведение представляет собой определенную активность человека, осознанно или неосознанно направленную на причинение себе вреда в физической или психической сферах [30]. Исследователи аутоагресивного поведения выделяют внешнюю и внутреннюю обусловленность данного явления. Пилягина Г. Я. (2000г.) делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии, которая возникает при условии формирования некоторой системы, состоящей как минимум из трех компонентов: во-первых, фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом и подавляющий свою агрессию, во-вторых, психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные формы поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом; в-третьих, обратная отрицательная связь – несбывшиеся ожидания по отношению к объекту, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта. По мнению Ипатова А. В. причиной аутодеструктивного поведения является нарушение процесса социализации индивида, когда социально-психологическая дезадаптация, возникающая на фоне личностного конфликта, создается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе одновременно и наличие жизненно важной потребности и того, что препятствует её удовлетворению [9]. Внутреннюю обусловленность саморазрушающего поведения Реан А. представляет, как сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. Исследуя подростковую агрессию, он ввел понятие «аутоагрессивный паттерн личности», в структуре которого выделил 4 блока [23]: Характерологический – уровень аутоагрессии положительно взаимосвязан с интроверсией, педантичностью, демонстративностью, депрессивностью, невротичностью; Самооценочный – чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка; Интерактивный – аутоагрессия связана со способностью или неспособностью к успешной социальной адаптации. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно – с застенчивостью; Социально-перцептивный – наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».
Аутоагрессивное поведение может проявляться в виде самообвинения, самоунижения, а также в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства [1]. Кроме того, к саморазрушающим формам поведения относятся: алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующее поведение [24]. По влиянию на область человеческого бытия саморазрушающие действия можно классифицировать на: физические, психические, социальные, духовные. По формам проявления саморазрушающее поведение включает в себя (по Агазаде, 1989):
II. Организация системы профилактики саморазрушающего поведения обучающихся в образовательных учреждениях Под профилактикой саморазрушающего поведения принято понимать систему различных (государственных, медицинских, социально-психоло-гических и иных) мероприятий, направленных на предупреждение развития аутодеструктивного поведения (суицидальных попыток, завершенных суицидов, химической зависимости, других форм разрушения себя). Целью профилактики саморазрушающего поведения в учреждении образования является предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с аутодеструктивной проблематикой, а также создание благоприятного психологического климата, повышение грамотности педагогов, родителей, учащихся в области общей профилактики. 2.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию профилактики саморазрушающего поведения детей и подростков Проведение в образовательных организациях края работы по профилактике саморазрушающего поведения детей и подростков осуществляется в соответствии с соответствующими нормативно-правовыми документами, действующими на территории Российской Федерации и Краснодарского края. Нормативно-правовые документы[40]. Общая часть.
В сфере защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Федеральный уровень:
|
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –... | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
«Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (гбу дпо «крирпо») | Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Колледж полиции» | Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области Владимирский... | ||
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования... | Ксп) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |