Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся


НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРОФИЛАКТИКА САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методические рекомендации

Краснодар

2015
УДК 37

ББК 74.200.5

П 11
Рецензенты:

к.псх.н., заместитель директора по консультационно-диагностической работе
государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики
и консультирования» Краснодарского края

Ефрюшкина О.В.,
заведующая кафедрой начального образования
ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края

Прынь Е.И.
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с.
Авторы - составители:

Кузикова С. А.

  • старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края

Куренная Е. В.

  • кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края


Методические рекомендации направлены на формирование у специалистов системы профилактики целостного представления о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков, склонных к саморазрушающему поведению (суициды, парасуициды, самоповреждения, зависимость от ПАВ, др.). В пособии представлены нормативно-правовые аспекты организации профилактической работы в данном направлении, даны рекомендации для специалистов воспитательно-профилактической системы образовательных организаций по профилактике саморазрушающего поведения обучающихся, представлен практический материал по теме.

Настоящее пособие адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, членам штабов воспитательной работы и другим специалистам воспитательно-профилактической системы, работающим с детьми и подростками, склонными к саморазрушающему поведению.
Рекомендованы к изданию решением редакционно-издательского совета ГБОУ ИРО Краснодарского края от 14. 08. 2015 г., протокол № 7.
УДК 37

ББК 74.200.5

П 11

ISBN 978-5-9907035-8-2


  • МОН КК, 2015

  • ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015



Содержание


Введение……………………………………………………...…………………..

4

I. Феномен саморазрушающего поведения

    1. Понятие саморазрушающего поведения, причины его формирования.


5

    1. Формы саморазрушающего поведения……….…………………………

6

II. Организация системы профилактики саморазрушающего поведения обучающихся в образовательных организациях

2.1. Нормативно-правовые аспекты организации профилактики саморазрушающего поведения детей и подростков………….……………………………



7

2.2. Трехуровневая модель организации профилактической работы………...

9

2.3. Формы и методы профилактики саморазрушающего поведения….…….

15

2.4. Рекомендации специалистам образовательных организаций по профилактике суицидального поведения среди обучающихся………....…………....


16

2.5. Современные подходы к организации антинаркотической работы в школе………………………………………………………...……………………

19

2.6. Методические рекомендации для педагогов по проведению физкультурно-профилактических бесед со школьниками………...…………..………..


26

2.7. Проект «Карточка здоровья «Достижени-Я»………………...….…………

31

Заключение………………………………………………………..........……......

33

Список использованной и рекомендуемой литературы……...……..…….

35

Приложение 1. Примерная схема социально-психолого-педагогического обследования несовершеннолетних, совершивших попытку суицида…...…..


38

Приложение 2. Психолого-педагогическое заключение по факту завершенного суицида несовершеннолетнего…………………………………….………


40

Приложение 3. Список психодиагностических методик для исследования склонности к саморазрушающему поведению обучающихся………...………


42

Приложение 4. Диагностический инструментарий педагога-психолога для организации работы по профилактике саморазрушающего
поведения………………………………………………….…………………..….


44

Приложение 5. Профилактическая беседа при суициде……………………...

52

Приложение 6. Правила для работы с подростками, в ближайшем окружении которых совершено самоубийство ……..……………………...…………..


57

Приложение 7. Техники и технологии психологической помощи подросткам в трудной жизненной ситуации…………………………..……………..….


58

Приложение 8. Карточка здоровья………………………...………………...…

72

Приложение 9. Взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников по профилактике суицидального поведения………..…………


73

Приложение 10. Рекомендации родителям обучающихся по профилактике подростковых суицидов………………………………………...……….……….


76

Приложение 11. Критерии эффективности профилактической
работы…………………………………...…………………………………..…….

78



Введение
На сегодняшний день саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение детей и подростков достигло таких масштабов, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) декларирует его в качестве одной из главных проблем здоровья человечества. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа суицидов, а также проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, другими саморазрушающими действиями подростков.

В связи с этим, вопросы раннего выявления и адекватной профилактики аутодеструктивного поведения в подростковой среде приобретают первоочередное значение.

Однако, все более остро ощущается необходимость повышения профессиональной компетентности специалистов системы образования в вопросах взаимодействия с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию и нуждающимися в дополнительной психолого-педагогической поддержке.

Данные методические материалы адресованы специалистам воспитательно-профилактической системы образовательных организаций и направлены на формирование у них целостного представления о системе профилактики саморазрушающего поведения обучающихся.

В пособии представлен не только теоретический аспект саморазрушающего поведения, но и предложены практические материалы для работы с подростками, склонными к суицидальному поведению, злоупотреблению психоактивными веществами. Даны рекомендации специалистам образовательных организаций, занимающимся вопросами профилактики, а также педагогам, классным руководителям, родителям подростков.

I. Феномен саморазрушающего поведения


    1. Понятие саморазрушающего поведения,

причины его формирования
Саморазрушающее (или аутодеструктивное/аутоагрессивное) поведение представляет собой определенную активность человека, осознанно или неосознанно направленную на причинение себе вреда в физической или психической сферах [30].

Исследователи аутоагресивного поведения выделяют внешнюю и внутреннюю обусловленность данного явления. Пилягина Г. Я. (2000г.) делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии, которая возникает при условии формирования некоторой системы, состоящей как минимум из трех компонентов: во-первых, фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом и подавляющий свою агрессию, во-вторых, психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные формы поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом; в-третьих, обратная отрицательная связь – несбывшиеся ожидания по отношению к объекту, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

По мнению Ипатова А. В. причиной аутодеструктивного поведения является нарушение процесса социализации индивида, когда социально-психологическая дезадаптация, возникающая на фоне личностного конфликта, создается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе одновременно и наличие жизненно важной потребности и того, что препятствует её удовлетворению [9].

Внутреннюю обусловленность саморазрушающего поведения Реан А. представляет, как сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. Исследуя подростковую агрессию, он ввел понятие «аутоагрессивный паттерн личности», в структуре которого выделил 4 блока [23]:

Характерологический – уровень аутоагрессии положительно взаимосвязан с интроверсией, педантичностью, демонстративностью, депрессивностью, невротичностью;

Самооценочный – чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка;

Интерактивный – аутоагрессия связана со способностью или неспособностью к успешной социальной адаптации. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно – с застенчивостью;

Социально-перцептивный – наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».


    1. Формы саморазрушающего поведения


Аутоагрессивное поведение может проявляться в виде самообвинения, самоунижения, а также в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства [1]. Кроме того, к саморазрушающим формам поведения относятся: алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующее поведение [24].

По влиянию на область человеческого бытия саморазрушающие действия можно классифицировать на: физические, психические, социальные, духовные.

По формам проявления саморазрушающее поведение включает в себя (по Агазаде, 1989):

  1. Суицидальное поведение.

  2. Пищевая зависимость.

  3. Химическая зависимостьнаркомания, токсикомания, алкоголизм.

  4. Фанатическое поведение – участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.

  5. Аутическое поведение.

  6. Виктимное поведение.

  7. Занятия экстремальными видами спорта.

  8. Самоповреждение.


II. Организация системы профилактики саморазрушающего
поведения обучающихся в образовательных учреждениях

Под профилактикой саморазрушающего поведения принято понимать систему различных (государственных, медицинских, социально-психоло-гических и иных) мероприятий, направленных на предупреждение развития аутодеструктивного поведения (суицидальных попыток, завершенных суицидов, химической зависимости, других форм разрушения себя).

Целью профилактики саморазрушающего поведения в учреждении образования является предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с аутодеструктивной проблематикой, а также создание благоприятного психологического климата, повышение грамотности педагогов, родителей, учащихся в области общей профилактики.
2.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие
организацию профилактики саморазрушающего поведения детей и подростков

Проведение в образовательных организациях края работы по профилактике саморазрушающего поведения детей и подростков осуществляется в соответствии с соответствующими нормативно-правовыми документами, действующими на территории Российской Федерации и Краснодарского края.

Нормативно-правовые документы[40]. Общая часть.

  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014).

  • Указ президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В сфере защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

  • Федеральный закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ (ред. от 02.04.2014, изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения».

Федеральный уровень:

  1. Письмо МО РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» № 22-06-86 от 26.01.2000г.

  2. Письмо МО РФ № 03-51-102ин/22-03 от 29.05.2003г. «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».

  3. Письмо МО РФ № 01-130/07-01 от 20.09.2004г. «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».

  4. Письмо МО РФ № 01-29/1218 от 18.07.2006г. «О мерах по профилактике суицида и суицидального поведения среди детей и подростков».

  5. Решение коллегии МО РФ от 08.06.2007г. «Об обеспечении психологической безопасности образовательной среды в профилактике кризисных состояний учащихся».

  6. Приказ МО РФ № 01-08/4097 от 09.12.2008г. «Об усилении мер профилактики суицидального поведения среди обучающихся».

  7. Письмо МО РФ №06-356 от 27.02.2012 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся».

  8. Письмо МО РФ № АФ – 72/06 от 25.02.2011 «Об обеспечении возможности анонимного сообщения».

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 – 2015 годы».

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

  11. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconКраснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconКраснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconТема формирующее оценивание как механизм мотивации школьников к самоопределению...
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (гбу дпо «крирпо»)

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconКурганской области педагогическое зауралье
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования...

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconПравила поведения обучающихся
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Колледж полиции»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconМетодические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области Владимирский...

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconПедагогическое зауралье 2 (64) 2 012 п едагогическое зауралье
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования...

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития образования» краснодарского края профилактика саморазрушающего поведения обучающихся iconОбразовательная программа
Ксп) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск