Скачать 1.57 Mb.
|
Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Научно-информационно-методический центр ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Методические рекомендации Уфа– 2016 Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации.-Уфа:НИМЦ, 2016.-126с. Автор-составитель: Новикова Е.В. Рецензент: Тимерьянова Л.Н.., к.п.н., доцент кафедры психологии ГАУ ДПО ИРО РБ Предлагаемое пособие предназначено педагогам-психологам, социальным педагогам и посвящено актуальной проблеме профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Несомненную практическую ценность для специалистов имеют представленные приложения, которые могут быть использованы в работе по профилактике суицидального поведения обучающихся. Оглавление
Пояснительная записка Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида. Причины суицида возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия родительского внимания, именно поэтому проблема профилактики суицидального поведения у детей и подростков является наиболее важной проблемой современного общества. В образовательных учреждениях города ведётся большая работа по сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения. Проводятся городские и районные семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, на которых обсуждаются вопросы о мерах, принимаемых в образовательных учреждениях по профилактике суицидов и суицидальных попыток среди детей и подростков. В общеобразовательных организациях функционируют социально-психологические службы, которые регулярно проводят работу по выяснению микроклимата семьи, взаимоотношений ребенка со сверстниками, школьной успеваемости и др. В 2015г. Управление образования совместно с ГАУЗ Республиканский клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения РБ и педагогами-психологами общеобразовательных учреждений проводили добровольное обследование по выявлению суицидального поведения и стрессовых состояний обучающихся 6-11классов. Всего было обследовано 33 709 обучающихся. Вопрос профилактики суицидов и суицидальных попыток и иных социальных проявлений среди обучающихся ежегодно рассматривается на заседаниях городских и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите прав с приглашением специалистов Республиканского клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения РБ, депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Осуществляется систематическая обучающая и разъяснительная работа с родителями обучающихся посредством бесед, родительских лекториев, собраний, круглых столов: «Укрепление взаимосвязи семьи и школы», «Как общаться с ребенком? Пути к бесконфликтной дисциплине», «Особенности поведения в подростковом возрасте» и другие. Особое внимание уделяется психологическому состоянию обучающихся в период ГИА. Педагогами-психологами разработаны и проводятся классные часы, тренинги, школьники овладевают психотехниками, позволяющими мобилизоваться в стрессовой ситуации и контролировать собственные эмоции. В работе по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних задействованы представители Республиканского наркологического диспансера №1, Следственного управления следственного комитета России по Республики Башкортостан и Управления ФСКН России по Республики Башкортостан, специалисты городских социально-психологических центров, медицинские работники детских поликлиник, практикующие в учреждениях образования беседы со старшеклассниками. Данная система мероприятий необходима, поскольку позволяет осуществлять контроль и своевременную коррекцию суицидального поведения и стрессовых состояний. 1.Суицидальное поведение и суициды: общие понятия 1.1 Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды суицидального поведения. Основные причины* Суицид - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Человека, совершившего попытку суицида, либо демонстрирующего суицидальные наклонности называют суицидентом. Суицидальное поведение- вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей- неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. По показателям суицидов среди молодежи Россия находится на четвертом месте в мире. Статистика суицидов среди несовершеннолетних по Республике Башкортостан за 2015 год1(таб.1). Таблица 1.
Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по времени года, %2 (рис.1) Рисунок 1. Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по месяцам, % (рис.2) Рисунок 2. Под суицидальным поведением понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её потребностей. Динамика и этапы развития суицидального поведения В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальныйэтап, этап реализации суицидальных намерений и постсуицидальный этап — в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом (рис.3). Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Рисунок 3. Предсуицидальный этап охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей и побуждений до принятия решения о суициде. Этап реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор наиболее приемлемого способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему (завершение всех дел, написание предсмертной записки и проч.), последовательное осуществление суицидальных действий. Наконец, постсуицидальный период охватывает промежуток времени от одного до трех месяцев после совершения суицидальной попытки. Субъективные причины суицида3 Основными причинами суицида являются: дисгармония в семье, саморазрушающее поведение, насилие, депрессия, несформированное понимание смерти, ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. Виды суицидального поведения4 1.2 Понятие о группе суицидального риска Группа суицидального риска — это собирательное определение для представителей населения, наиболее склонных к суициду и суицидальному поведению. Широкое распространение получила классификация, в соответствии с которой выделяют биологические, психолого-психиатрические и социально-средовые факторы суицидального риска (табл.2). Таблица 2 Факторы суицидального риска
К группе риска в первую очередь относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; из семей, в которых были случаи суицидов. Таким образом, анализ статистических данных показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали против безучастности и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. |
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | ||
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации – Смоленск: гау дпо соиро, 2017. – с. 105 | ||
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –... | П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» МинистерствА... | Авторы-составители: старший методист фкпиппо забкипкро е. П. Черепанова, старший методист фпк роу и ссв в. И. Шадрина, директор гоу... | ||
Методические рекомендации подготовлены с использованием законодательства Российской Федерации по состоянию на 15. 01. 2016 | Методические рекомендации – Уфа: омвп уфскн россии по Республике Башкортостан, 2008 с |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |