Департамент Смоленской области по образованию и науке
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Смоленский областной институт развития образования» ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ Смоленск 2017 УДК 316.6
ББК 88.5
П 84
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – с. 105
Авторы-составители:
Васицева С.А., старший преподаватель кафедры воспитания и социализации детей и молодежи ГАУ ДПО СОИРО
Кобизь Т.Н., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью СмолГУ
Кочергина Г.Д., к.п.н., заведующий кафедрой воспитания и социализации детей и молодежи ГАУ ДПО СОИРО
Полякова И.Ю., социальный педагог СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Смоленска
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей.
В методическом издании представлены научно-методические и практические материалы, связанные с особенностями суицидального поведения современных подростков и молодежи; описаны факторы, симптомы суицидального поведения подростков, представлены ключевые подходы, формы и методы профилактической деятельности. Издание содержит рекомендации родителям, на что в поведении ребенка стоит особо обращать внимание, как подготовиться и побеседовать с подростком на тему жизни и смерти, смысла жизни, куда, в случае необходимости, стоит обратиться за помощью специалистов.
Методические рекомендации представляют интерес для педагогов, родителей, социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов и специалистов социально-психологических служб разных ведомств, чья деятельность направлена, в том числе, на решение вопросов профилактики суицидальных рисков в среде подростков и молодежи.
Представлен опыт профилактической деятельности образовательных организаций Смоленской области.
Рассмотрено на заседании кафедры воспитания и социализации детей и молодежи ГАУ ДПО СОИРО, протокол № от 24 апреля 2017 г.
УДК 316.6
ББК 88.5
П 84
© ГАУ ДПО СОИРО, 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ 5
1.1. Исторический аспект исследуемой проблемы 5
1.2. Научно-методические основы работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях 7
1.3. Нормативный аспект профилактики суицидального поведения детей и подростков 13
2. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 19
2.1. Биологические и генетические факторы суицидального риска 19
2.2. Психолого-психиатрические факторы суицидального риска 20
2.3. Социально-средовые факторы суицидального риска 21
2.4. Мотивация суицидального поведения 25
3. ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 29
3.1. Суицидальная динамика и особенности помощи на различных стадиях суицидального поведения 29
3.2. Оценка риска подросткового суицида 32
3.3. Помощь подростку после суицидальной попытки 35
3.4. Деятельность образовательной организации по профилактике суицидального поведения детей и подростков 38
4. МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПАМЯТКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ 42
4.1. Безопасность детей в интернете 42
4.2. Классный час с элементами тренинга для обучающихся 9–11 классов «Я хозяин жизни» 49
4.3. Тематический день «Жизнь прекрасна!»: описание и формы работы 58
4.4. Психологические технологии работы с кризисными состояниями 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложение 1 78
ТЕЗАУРУС 86
|