ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ в 2007 году ВВЕДЕНИЕ Составитель доклада: Настоящий доклад подготовлен Рязанским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» при поддержке Рязанского «Мемориала».
Исполнительный директор: Александр Фёдорович Бехтольд.
Контактный адрес организации: 390000, г. Рязань, Центр, а/я 68.
Телефон/факс: (4912) 27-60-59. Электронная почта: bechtold@mail.ru.
Составитель доклада: А.Ф. Бехтольд.
Редактор доклада: С.Ю. Иванова
Основные направления деятельности организации: безвозмездная юридическая помощь: защита интересов граждан в предварительном и судебном следствии по гражданским делам представителями организации в качестве общественных защитников, консультирование граждан по вопросам нарушений прав человека, защиты гражданских, политических, трудовых, жилищных и др. прав граждан (организована работа двух правозащитных приёмных в г. Рязани);
правовое просвещение граждан посредством публикации статей и выступлений в средствах массовой информации (газеты, радио), а также на семинарах и конференциях;
участие в работе проекта МХГ «Мониторинг прав человека в субъектах Российской Федерации» – 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годы;
мониторинг выборных компаний и соблюдения избирательных прав граждан;
общественная экспертиза нормативных и просто правовых актов регионального и муниципального уровней на предмет соответствия их Конституции и федеральным законам;
борьба с ксенофобией и национализмом в регионе правовыми методами;
Рязанское региональное отделение Движения «За права человека» создано 13 мая 2004 года, зарегистрировано в Управлении Министерства Российской Федерации по Рязанской области 24 июня 2004 года (Свидетельство о регистрации № 1046200002310).
Партнеры, принявшие участие в подготовке доклада: Рязанское историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» (Рязанский «Мемориал»);
Рязанский Комитет солдатских матерей;
Рязанская Школа прав человека;
Рязанская коалиция «Другая Россия».
Для подготовки материалов была использована информация: мониторинга основных печатных СМИ Рязани и Рязанской области (газеты «Мещёрская сторона», «Аргументы и факты – Рязань», «Рязанские ведомости», «Комсомольская правда – Рязань», «Вечерняя Рязань», «Новая газета – Рязань», «Поколение Р», «Благовест», «Московский комсомолец – Рязань», «ТВ панорама», несколько районных газет и др.);
общественных приемных РРО ООД «За права человека», Рязанской Школы прав человека, «Рязанского Мемориала», Рязанского комитета солдатских матерей;
официального сайта Правительства Рязанской области www.ryazanreg.ru, информационного сайта Администрации г. Рязани: http://www.admrzn.ru и других официальных рязанских информационных сайтов;
материалы агентства «Семь новостей»: http://www.7info.ru, интернет-версий рязанских телевизионных и печатных СМИ.
Краткая характеристика субъекта Российской Федерации Территория Рязанской области составляет 39,6 тысяч квадратных километров. Административный центр – г. Рязань (расположен в 200 километрах к юго-востоку от Москвы). По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Рязанской области учтено 1228,7 тыс. человек.1 В область входит 25 районов. 70% населения области живет в городах. Административный центр – г. Рязань, расположен в 200 километрах к юго-востоку от Москвы. Население города – 535 тысяч человек. На сегодняшний день Рязань – это крупный индустриальный центр, выпускающий около 70 процентов всей промышленной продукции области.
Рязанская область занимает 11 место в Центральном федеральном округе (ЦФО) по численности населения. Как показывает статистика, с каждым годом рязанцев становится все меньше. Это широко освещает пресса Рязани:
«…Демографическую ситуацию в области давно признали критической. Численность населения в регионе на 1 января 2007 года составила 1 млн. 172 тыс. 400 человек. За 2006 год жителей региона стало на 9600 человек, или на 0,8%, меньше…»2
«…В последнем квартале 2006 года смертность в нашем регионе в 2,5 раза (!) превысила рождаемость. И это еще не предел, а лишь усредненная величина. Ведь в некоторых районах Рязанщины, например, в том же Клепиковском, «смертный» показатель еще выше и превышает рождаемость в 3,4 раза. Целые деревни пустеют, дома стоят заброшенными, с выбитыми глазницами окон и заколоченными крест на крест дверями. Все ушли на кладбище… Кстати, смертность в сельской местности в 1,5 раза выше, чем в городе».3
«…Рязанская область входит в число четырех субъектов ЦФО с наиболее низким уровнем рождаемости – 8,5 человека на 1000 населения. Показатель рождаемости в области заметно ниже общероссийского показателя (10,4) и среднего по ЦФО (9). …В Рязанской области 363,7 тыс. семей, в которых проживает 968,4 тысяч человек или 78,9 процента населения области. Типичными являются семьи, имеющие одного (73,4%) или двух (23,4%) детей. Лишь 3,2 % семей в области имеют трех и более детей. Неполные семьи, состоящие из матери или отца с детьми, составили 23,7%. В девяти случаях из десяти – это материнские семьи без отца. Более половины неполных семей имеют детей моложе 18 лет… Ежегодно в результате разводов 3,7 тысячи несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей…»4
«…Смертность в регионе продолжает более чем в два раза превышать рождаемость.
По данным управления ЗАГС Рязанской области за 1 полугодие 2007 года: родилось – 5219 детей; умерло – 11 299 человек; заключено браков – 3464; расторжение браков – 2810…»5
«…На 55 браков меньше и на 118 разводов больше было зарегистрировано в Рязани за первые три месяца этого года, нежели за аналогичный период года минувшего. По области картина с «брачующимися и разводящимися» выглядит примерно так же: число разводов превалирует над количеством свадеб. В «плюсе» только 6 районов области: Кораблинский, Новодеревенский, Сапожковский, Старожиловский, Рязанский и Шацкий».6
Правительством Рязанской области с 1 июля 2007 года установлена величина прожиточного минимума за 2 квартал 2007 года в следующих размерах:
– на душу населения – 3 414 рублей (в первом квартале – 3251);
– для пенсионеров – 2 763 рубля (в первом квартале – 2655);
– для детей – 3 324 рубля (в первом квартале – 3178).7
А вот так жители Рязани реагируют на установленную величину прожиточного минимума:
Вера Евгеньевна, 42 года, воспитатель детского сада:
– Вот пусть тот, кто такой прожиточный минимум высчитал, сам на него и живет, у меня на одни продукты больше денег уходит.
Галина Алексеевна, 40 лет, методист-инструктор:
– А почему при расчете не учитываются так называемые добровольные взносы s школу? Ведь деньги приходится сдавать всем людям одинаково независимо от доходов, иначе ребенку не позволят нормально учиться. Суммы на это уходят немалые. Кроме того, что такое 26 письменных принадлежностей в год для учащегося ребенка? В месяц и то больше уходит.
Олег Геннадьевич, 32 года, индивидуальный предприниматель:
– Я считаю, что продовольственную корзину надо увеличивать, а с таким прожиточным минимумом без дополнительного заработка умрешь с голоду.
Татьяна Григорьевна, 72 года, пенсионер:
– Я не знаю, как на 107 рублей 46 копеек можно и лекарства купить, и предметы личной гигиены, и сантехнические средства. Смешно и грустно одновременно. Такое ощущение, что правительство думает, что пенсионерам ничего не надо, во всех аспектах потребительской корзины нас обделяют: и кушать нам меньше надо, и одеваться. Безобразие!
Геннадий Григорьевич, 68 лет, пенсионер:
– Нищий не проживет на такие деньги. У, меня на лекарства в месяц уходит около 500 рублей, и это при том, что у меня льготы по инвалидности, и я оплачиваю неполную стоимость лекарств…
Татьяна Васильевна, 68 лет, пенсионер:
– У меня пенсия 2 122 рубля, что меньше прожиточного минимума. Как такое может быть? На лекарства в месяц уходит треть. И как жить на оставшиеся деньги?..8
Особенно тяжко с таким рассчитанным властями прожиточным минимумом жить многодетным семьям. В органах социальной защиты Рязанской области зарегистрировано 4,7 тысячи многодетных семей, в которых воспитывается 15,9 тысяч детей. Из общего числа многодетных семей доходы ниже прожиточного минимума имеют 1 780 семей с тремя детьми, 330 семей с четырьмя детьми и 155 семей с пятью и более детьми…
В целом в Рязанской области более 230 тысяч человек, или пятая часть населения, имеет среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума…9
По итогам 2006 года Рязанская область заняла 2 место в ЦФО по числу преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Преступления эти были совершены, в том числе, и работниками сферы здравоохранения (81 преступление)... Так, всего за несколько месяцев преступная группа из 8 рязанцев, трое из которых когда-то давали клятву Гиппократа, выписала 400 (!) поддельных рецептов на получение наркосодержащих препаратов.
Не менее впечатляет 2 место области в России по числу преступлений, связанных с организацией наркопритонов, и 1 место по выявлению фактов незаконного оборота прекурсоров (ингредиентов, необходимых для изготовления наркотиков).10
Рязанская область – один из самых неблагополучных регионов по тяжести последствий в ДТП. Этот показатель в нашей области значительно выше среднероссийского (10,2 человека на 100 пострадавших) и составляет 14,0 погибших на 100 пострадавших. В Центральном федеральном округе по тяжести последствий наша область уступила лишь Смоленской.11
Среднемесячная начисленная зарплата в организациях области в январе – феврале 2007 года, по данным Рязаньстата, составила 8 569,4 рубля, что на 29,3% выше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Размер реальной начисленной зарплаты за этот период увеличился на 20,9%.12
Численность экономически активного населения в июне 2007 года составляла 607,5 тыс. человек, или 51,6% от общей численности населения области, в их числе 579,2 тыс. человек (94,2%) заняты в экономике и 28,3 тыс. человек (5,8%) – безработные.13
Численность официально зарегистрированных безработных в области составила на 1 июля 2007 года 6 382 человека. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению составил на 1 июля 2007 года 1,1%. Средняя продолжительность безработицы в области – 3,1 месяца. Среди зарегистрированных безработных 65,8% – женщины (на 1 января 2006 года эта цифра составляла 65,2%). Возрастная структура безработных по состоянию на 1 июля 2007 года:
– 16–17 лет – 0,7%;
– 18–19 лет – 1,9%;
– 20–24 года – 6,4%;
– 25–29 лет – 6,0%;
– предпенсионный возраст – 9,4%;
– другие категории – 75,6%.14 Законодательным органом региона является Рязанская областная Дума. Количество депутатов Думы, согласно Уставу области – 36. В настоящее время работает Рязанская областная Дума четвертого созыва, 20 марта 2005 года в 18 избирательных округах избраны 36 депутатов.
Председатель – Владимир Карпович Сидоров. Органом исполнительной власти является Правительство Рязанской области. Губернатор области – Георгий Иванович Шпак. Верховная судебная инстанция – Рязанский областной суд. Председатель – Анатолий Павлович Музюкин.
Общая характеристика ситуации с правами человека Ситуация с соблюдением прав и свобод человека в Рязанской области кардинально не выделяется на фоне других регионов России.
Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ провел мониторинг соблюдения прав человека в российских регионах. По итогам работы был выявлен индекс соблюдения прав человека. Исчислялся он так: полное соблюдение прав +150%, полное несоблюдение -150%. Индекс Рязанской области составил +4%, и наша область заняла 41 место. При расчете индекса учитывались данные работы общественных приемных по правам человека.15
У представителей органов власти (включая сотрудников правоохранительных органов) и большинства групп населения отсутствует четкое представление о международных стандартах прав и свобод человека. С советских времен не произошло подлинных системных изменений в работе местных правоохранительных органов, особенно милиции. Механизмы общественного контроля над практикой соблюдения государственными институтами прав и свобод человека находятся в начальной стадии развития.
В сознании большого количества граждан региона доминирует правовой нигилизм, выливающийся на практике в неумение защитить свои права, используя закон. Очень сильны патерналистские настроения вкупе со страхом перед любыми конфликтами с властями, их представителями или начальством по работе. В работе общественных приемных правозащитных организаций региона («Мемориал», Рязанская Школа прав человека, Движение «За права человека», Комитет солдатских матерей) одной из основных проблем в тех случаях, когда имеет место сопротивление реализации законного требования гражданина, является нежелание обращающихся за помощью людей предпринимать активные действия для защиты своих прав: обращаться в суд, подавать жалобы, предавать гласности факты нарушения их прав.
Нарушения прав граждан, сопряженные, как правило, с нарушением законодательства, имеют место во всех подконтрольных государственным или муниципальным властям сферах общественной жизни.
Правовая незащищенность населения обусловлена, в первую очередь, неэффективной судебной защитой. Здесь необходимо отметить:
отказы в приеме и рассмотрении исковых заявлений;
практику многомесячного, а порой и многолетнего рассмотрения дел;
злоупотребления правами судьи и нарушением принципа гласности судопроизводства;
задержку в выдаче и невыдачу решений суда;
отсутствие ответственности судей за процессуальные нарушения и т.д.
Многие жители региона не доверяют сотрудникам милиции. Серьезные нарекания граждан вызывают отказы в регистрации и расследовании преступлений; грубость и равнодушие; факты необоснованных задержаний, немотивированное применение физической силы; низкий общеобразовательный, культурный и профессиональный уровень постовых и экипажей патрульных нарядов милиции, участковых инспекторов, оперативных работников уголовного розыска. Все это отрицательно сказывается как на эффективности работы этих служб, так и на имидже данной структуры в целом.
Необходимо отметить, что в регионе по-прежнему увеличивается количество ксенофобских проявлений на почве межнациональной розни. Благодаря систематическим усилиям правозащитных организаций, отношение к национал-экстремистским проявлениям представителей правоохранительных органов начинает меняться (даже возбуждено два уголовных дела, одно из которых закончилось обвинительным судебным приговором (в отношении городской организации РНЕ), но медленно. С одной стороны, сотрудники милиции стали более оперативно реагировать на сообщения о преступлениях и правонарушениях в сфере межнациональных отношений, начали заниматься профилактикой правонарушений по отношению к иностранным студентам, идут на контакт с общественными правозащитными и национально-культурными организациями. Но с другой стороны, деятельность таких организаций как РНЕ, НСО, НДПР и скинхедовское движение – не пресекается властями. Более того, она заметно набирает обороты.
В целом положительная динамика наблюдается только в увеличении количества проявлений гражданской активности населения – граждане чаще и охотнее стали откликаться на призывы подписать обращения, письма протеста, инициированные различными общественными организациями и объединениями.
Очень тревожной можно назвать экологическую ситуацию в регионе. Есть цифры и факты, по которым отдельные районы города Рязани можно считать небезопасными для жизни и здоровья проживающих там людей. Но подобного рода информация от граждан скрывается. А тенденция попустительства и откровенного игнорирования властями экологических проблем – нарастает.
Чем больше читаешь и смотришь бодрых жизнерадостных материалов о состоянии Рязанской области в «правильных» областных СМИ, тем больше веришь в существование параллельных миров. Складывается впечатление, что в России есть два субъекта федерации под одним названием – Рязанская область. Один, реальный, с колоссальным количеством социальных, экономических, демографических, экологических и прочих проблем. Другой – вымышленный – с бесконечными успехами в решении тех же проблем под руководством успешных и непогрешимых властей.
При таких обстоятельствах говорить о соблюдении большинства гражданских и политических прав и свобод в регионе не приходиться.
По сравнению с прошлым годом положение с соблюдением прав и свобод человека в регионе, к сожалению, заметно не улучшилось.
Общая характеристика региональной нормативной базы Притом, что общая картина с законотворчеством в целом вполне нормальная, в Рязанской области довольно большое количество местных законов и правовых актов, противоречащих самим себе и федеральным законам. Многие правовые (в том числе и нормативные акты) областной власти и глав местного самоуправления нарушают права и свободы граждан. Об этом говорят цифры. Так, по информации, опубликованной в газете «Московский комсомолец в Рязани» в первом полугодии 2007 года органами прокуратуры было оспорено 447 нормативных правовых актов, в том числе уставы муниципальных образований. При осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления районными прокурорами, в основном, выявлялись нарушения законодательства о муниципальной службе, о местном самоуправлении, жилищного, бюджетного законодательства и др.
Так, Сасовской межрайонной прокуратурой 22 июня 2007 года опротестовано два Положения о муниципальной службе, утвержденных представительными органами городского и районного округов. В них найдены противоречия требованиям ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части установления прав и обязанностей муниципального служащего, ограничений, связанных с муниципальной службой, а также порядка приема на муниципальную службу. Протесты рассмотрены и удовлетворены. По аналогичным основаниям принесены протесты прокурорами Шацкого и Пителинского районов Рязанской области, которые находятся в стадии рассмотрения.
В течение 1 полугодия текущего года прокуратурой области изучено более 70 законопроектов и 65 законов области, а также 230 постановлений Губернатора области и 162 постановления Правительства области. Направлены замечания на 12 законопроектов, регулирующих вопросы бюджетного, градостроительного, жилищного законодательства, законодательства о муниципальной службе, местном самоуправлении и иные правоотношения.
Приняты меры прокурорского реагирования в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством 7 нормативных правовых актов, в том числе 3 Законов области и 4 постановлений исполнительного органа.16
Сенсационными стали результаты проверок Счетной палаты Рязанской области. Как сообщает своим читателям газета «Вечерняя Рязань», финансовыми контролерами было проверено 134 объекта. По итогам проверок объём «чистых» финансовых нарушений оценивается на сумму 535,47 миллиона рублей. Из них:
– Нецелевое использование средств. Допущено в результате приобретения оборудования и проведения мероприятий, не предусмотренных целевыми программами, на сумму 28,2 млн. рублей. В их числе – управление транспорта и дорожного хозяйства – 19,7 млн. рублей, управление здравоохранения – 7,7 млн. рублей, управление образования – 354,7 тыс. рублей, управление культуры – 292,6 тыс. рублей. А также в результате невыполнения культурно-технических работ – 3,5 млн. рублей, использования целевых средств на содержание органов управлений – 530,9 тыс. рублей.
– Незаконные расходы. Осуществлены при направлении средств на оплату предоставленных льгот на сумму 67,7 млн., рублей, так как отсутствовали правовые основания для возмещения расходов перевозчикам. Потрачено на мероприятия, не соответствующие целевым программам, – 5,5 млн. рублей. Из них З,2 млн. рублей – управление здравоохранения, 1,8 млн. рублей – управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости, 479,2 тыс. рублей – управление образования. Получено в результате оплаты завышенных и невыполненных объемов работ на сумму 3,1 млн. рублей, на выплату заработной платы – 427 тыс. рублей; на увеличение суммы контракта по объёмам работ, не прошедших экспертизу; – 1,5 млн. рублей – управление культуры.
– Отвлечение средств. Связано, в основном, с задолженностью сельхозпроизводителей, учреждений и организаций по средствам регионального продовольственного фонда – 254,8 млн. рублей (ГУ «Рязанская агропромышленная корпорация»); дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков – 24,5 млн. рублей.
– Неэффективные и нерациональные расходы. Связаны с несвоевременным вводом объектов строительства в связи с недостаточным выделением лимитов капитальных вложений – 89,4 млн. рублей.
– Недополученные доходы и упущенная выгода. Связаны с неудовлетворительной работой по взиманию процентов с заемщиков средств регионального продовольственного фонда и взысканию пени с подрядчиков за невыполнение условий госконтрактов – 6,3 млн. рублей. В их числе ГУ «Рязанская агропромышленная корпорация» – 5,3 млн. рублей, управление транспорта и дорожного хозяйства – 959 тыс. рублей. А также недостаточной работой администраций муниципальных образований по привлечению в местные бюджеты доходов от использования муниципальных земель – 3,07 млн. рублей: Рязань – 424,5 тыс. рублей, Сасово – 162,5 тыс. рублей, Касимов – 345 тыс. рублей. Рязанский район – 761,1 тыс. рублей, Сасовский – 1,3 млн. рублей, Касимовский – 27 тыс. рублей. Восстановлению в областную собственность подлежит стоимость работ по реконструкции здания ГУК ГКО «Рязаньконцерт» – 25 млн. рублей, а также приобретенные основные средства для учреждений ветеринарной сети – 3,4 млн. рублей.
– Иные нарушения законодательства и недостатки на сумму 2 миллиарда 971 миллион рублей. Из них: несоблюдение требований законодательства РФ и Рязанской области – 1 миллиард 686,8 млн. рублей, нарушения, связанные с размещением заказов для закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – 1 млрд. 182 млн. рублей; при осуществлении строительства – 185 млн. рублей; несоблюдение бюджетного процесса – 266 млн. рублей.
– Иные недостатки – 1 млрд. 285,4 млн. рублей: нарушения, в основном, связаны с несоблюдением требований законодательства и нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и проведение конкурсных торгов».17
Многочисленные нарушения законодательства выявлены Прокуратурой Рязанской области во время проверок соблюдения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов. В целях устранения данных нарушений внесено 67 представлений, принесено 3 протеста, направлено в суд 27 исковых заявлений, возбуждено 11 уголовных дел, 17 виновных в нарушениях лиц привлечены по требованию прокуратуры к дисциплинарной ответственности, 4 должностных лица предостережены о недопустимости нарушений законов. С учетом актуальности проблемы обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, прокуратурой области была организована соответствующая проверка, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения прав граждан на лекарственное обеспечение. В целях восстановления законности в суды направлено 75 исковых заявлений к уполномоченной фармацевтической организации, филиалу ЗАО Фирма «Центр внедрения Протек», являющейся поставщиком лекарственных средств. По представлению прокурора Ермишинского района 6 врачей ЦРБ привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с выпиской ими льготных рецептов только на медицинские препараты, имевшиеся в наличии в аптечных учреждениях.18
Что ожидать от рядовых чиновников в части соблюдения законов, если их не соблюдает сам Губернатор области. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ сообщает, что 16 мая 2007 года прокуратура Рязанской области внесла протест в региональную Думу на местный закон «О гарантиях деятельности губернатора Рязанской области», а самому Губернатору направила предостережение. В соответствии с упомянутым законом Рязанской области Георгию Шпаку было предоставлено право проживать в губернаторской резиденции. Производственные расходы по содержанию этого здания за 2005 год составили 245 тысяч рублей, за 2006 год – 352 тысячи рублей, за первый квартал 2007 года – 94 тысячи рублей. Георгий Шпак (наниматель жилой площади) не платил за жилье и коммунальные услуги. Эти выплаты были возложены на областной бюджет. Кроме коммунальных услуг в сумме 234 тысячи 449 рублей, за счет средств областного бюджета для губернатора закупались кухонная и столовая посуда, постельное белье, полотенца, домашние тапочки и даже губки с салфетками – на общую сумму 176 тысяч рублей. 520 тысяч рублей было выделено для приобретения пианино, 207 тысяч рублей – на импортный солярий и еще на мелочи. На 1 апреля 2007 года за «Домом губернатора» числились материальные ценности на сумму более 7 миллионов рублей. Подобный порядок финансирования бытового содержания губернатора дотационной области находится в противоречии с федеральным законодательством, говорится в сообщении ГП РФ. Прокуратура области предложила губернатору принять меры к устранению нарушений и возместить потери областного бюджета.19
Около 60 миллионов рублей составляет «цена» нарушений, выявленных Счетной палатой при проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, потраченных на строительство «Бульвара Победы» в Рязани. Значительные нарушения Счетная палата выявила и при строительстве в Рязани ледового дворца «Олимпийский». После чего прокуратурой было возбуждено несколько уголовных дел. Как стало известно «Новой газете» в ноябре 2007 года, уже есть некое негласное указание искать на Счетную палату компромат и готовить в отношении нее провокацию, способную дискредитировать этот орган в глазах федеральных структур власти.20
В федеральном и региональном законах и подзаконных актах об образовании содержатся нормы, закрепляющие за сельскими педагогическими работниками право на пользование коммунальными услугами на бесплатной основе. Сюда включены плата за жилплощадь с отоплением и освещение. Однако «Закон Рязанской области о предоставлении коммунальных льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов в сельской местности (поселков городского типа)» от 13.09.2006 заставляет сельских педагогов оплачивать электроэнергию, потребленную сверх социальной нормы. Закон получил протест прокурора области, так как он не соответствует федеральному и региональному законам об образовании. Областным судом было вынесено решение об отмене этого закона (оно еще не вступило в законную силу). Но областные депутаты на этом не остановились, и теперь решение Рязанского областного суда, и протест прокурора будут рассмотрены вo второй инстанции Верховным судом РФ. Заседание Верховного суда пока не состоялось, но, скорее всего, его решение будет в пользу педагогов, а не чиновников.21
|