Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год


НазваниеДоклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год
страница1/8
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год

ВВЕДЕНИЕ


Составитель доклада
Организация, подготовившая доклад: Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного движения (ТРО ООД) "За права человека".

Адрес: 625026, г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 2 - оф.41; тел/факс (3452) 759-223.

Основные направления деятельности: консультативный прием граждан, нуждающихся в правовой поддержке при защите своих нарушенных прав; представительство в судах; заочные (письменные) консультации для лиц, содержащихся под стражей; выпуск просветительских материалов по защите гражданских прав; методическая поддержка других общественных организаций; правозащитный мониторинг.

Организация создана в 1998 г., свидетельство управления юстиции Тюменской области №671 от 03.06. 1998; свидетельство №1027200002125 от 02.12.2001 сер.72 №000344238. Исполнительный директор ТРО ООД «За права человека» -

Постников Вади Васильевич.

В сборе и анализе материалов, а также в оформлении доклада принимали участие: Ю.Н. Мамаева (редактор), В.В. Постников (координатор проекта), А.М. Семухин, В.Л. Холодов, А.С. Шкляев, С.В. Чирков, студенты: Евгения Ермолаева и Марина Жукова.

В обсуждении отдельных глав на стадии анализы собранных материалов принимали участие активисты движения «За права человека», общества «Тюменский Мемориал», Тюменьоблпрофцентра, Центра «Семья», Союза НКО «Реабилитация».

В сборе информации о нарушениях прав человека значительную помощь оказали гражданские активисты; некоторые из них названы в Докладе, другие предпочли остаться «за кадром».

Краткая справочная информация о субъекте Российской Федерации
Наименование субъекта Российской Федерации (далее: РФ) - Тюменская область. На территории области расположены два субъекта РФ: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ (в дальнейшем: ХМАО и ЯНАО соответственно). Общая площадь Тюменской области 1435,2 тыс. кв. км, в том числе области без округов 161,8 тыс. кв. км.

Численность населения на конец 2005 г. составила 3317,1 тыс. человек, по ХМАО, ЯНАО и югу области соответственно: 1476,1; 526,9 и 1314,1 тысячи; соотношение городского и сельского населения соответственно: 77:23; 91:9; 83:17; 59:41.

Законодательный орган Тюменской области - Тюменская областная Дума. Состав - 25 депутатов, из них избранных на территории ЯНАО - 4; ХМАО- 10, юга области -11. Законы областной Думы не распространяются на ХМАО и ЯНАО1.

Председатель Думы - Корепанов Сергей Евгеньевич.

Губернатор Тюменской области – Якушев Владимир Владимирович (сменил на этом посту Собянина Сергея Семеновича, назначенного в 2005 г. Руководителем Аппарата Президента России).

Председатель Тюменского областного суда - Беляев Владимир Николаевич.

Прокурор Тюменской области - Валеев Эрнест Абдулович.

Главный Федеральный инспектор по Тюменской области – Ульянов Владимир Ильич

Политическая ориентация избирателей – пропрезидентская.
По данным Тюменьоблстата профицит бюджета составил по области в целом 95.247,7 млн рублей, в том числе: по ХМАО- 37.504,9, ЯНАО – 15.009,5, по Тюменской области без округов – 42.733,3 млн рублей. Бюджетная обеспеченность на одного жителя южной части области составляет 92.741,2 тыс. рублей.

По информации печати2 (со ссылкой на губернатора области В.В. Якушева) область имеет лучший показатель по России по росту валового регионального продукта (этот показатель составил в 2005 г. 10%), рост промышленного производства также высокий – примерно 9%, средняя зарплата - 8,2 тысячи рублей.

Общая характеристика ситуации с правами человека


Согласно обязательствам, принятым Россией в 1993 г. в Вене на Всемирной конференции по правам человека, процесс развития прав человека должен протекать на местном, национальном и международном уровнях. На местном уровне за прошедший год в Тюменской области не было отмечено какого-либо развития этого процесса.

Вместе с тем не зарегистрировано и значительной озабоченности граждан из-за нарушений прав человека, что позволяет сделать вывод о том, что повсеместное попрание человеческого достоинства и нарушения прав человека уже стало реальностью, с которой большинство граждан просто свыклось. Эта реальность вообще не совместима с продекларированной в Конституции России «высшей ценностью»3, но она такова. Пренебрежение к правам человека – это главная характеристика ситуации с правами человека в Тюменской области.

Можно было убедиться, что государственная система гарантий соблюдения прав человека4 продолжает оставаться малоэффективной, а в целом ряде случаев – просто беспомощной. Поэтому для восстановления нарушенных прав необходимо иметь довольно значительный запас средств, физических сил и времени, поскольку «пробивать» свою правоту приходится посредством многочисленных обращений. Так что тем, кто не обладает необходимыми жизненными ресурсами, очень мало шансов восстановить свои нарушенные права. Единственная надежда – поддержка общественных организаций. Но не было обнаружено никаких признаков появления у властных органов понимания роли общественных организаций, работающих в интересах граждан, прежде всего, малообеспеченных слоев населения.

На коррумпированность органов власти в устных интервью указывает почти каждый предприниматель. Но даже когда появляются письменные свидетельства о появлении таких признаков, никаких потрясений во властных структурах не происходит. Примечательным в этом отношении является схема проведения открытых конкурсов – торгов на закупку медицинской техники, лекарств, мягкого инвентаря из фонда обязательного медицинского страхования. От претендентов желающих снабжать Тюменскую медицину требуют пакет документов, главные бумаги в этом пакете это конкурсная заявка и само ценовое предложение.

Один из участников конкурса – директор известной в Тюмени фирмы «Нэсси» сообщил, что за поставки в Лебедевскую областную психиатрическую больницу он попросил меньше , чем ближайший конкурент, но выиграла конкурс фирма, заявившая самую большую цену- на 30 % больше, чем «Нэсси».

Та же картина повторилась с заявками на поставки в Тюменский областной противотуберкулезный диспансер5.

Низкий уровень правовой культуры в обществе в целом и, в особенности, в молодежной среде отмечается не только общественными организациями, это обстоятельство подтверждается результатами опроса населения, проведенного по запросу Тюменской областной Думы. В ходе социологического исследования группой ученых и сотрудников ТюмГУ под руководством д.м.н., профессора Валерия Чимарова, выяснилось, что 62,6 процента респондентов в возрасте от 14 до 16 лет считают, что в последнее время «жить стало тяжело», что в современном мире все смешалось, в нем «царит хаос и неразбериха». Такое мнение разделяет также почти пятая часть молодых людей цветущего возраста: 18-26 лет.

Выявленная тенденция, в свою очередь, становится благодатной почвой для развития алкоголизма, наркомании, роста преступности6.

Тенденция нарастания преступности стала устойчивой, она наблюдается на продолжении четырех лет. При этом на «правительственном уровне» постоянно отмечается, что социально - экономическая ситуация в области улучшается, регулярно увеличивается заработная плата, нет недостатка в финансировании из областного бюджета как милиции, так и других правоохранительных органов, - и перечисленные факторы приводят к недоумению: объективных причин для роста преступности в области нет, а рост преступности продолжается7.

По мнению эксперта гражданского общества Н.Б. Чистяковой рост «средней» заработной платы сопровождается нарастанием напряженности между простыми работниками, у которых зарплата повышается весьма умеренными темпами, и руководителями, в отношении которых «трудовое вознаграждение» характеризуется действительно значительным ростом. При благостных средних показателях увеличивается расслоение на богатых и бедных, и постоянно подогревается стремление устранить кажущуюся несправедливость преступным путем.
Раз эффективность работы в органах не возрастает при увеличении зарплат, значит, дело в добросовестном отношении к службе, - и пора набраться смелости и сделать вывод, что культ денег и непрерывного потребления, захвативший современного обывателя, не мог оставить равнодушными огромную армию сотрудников правоохранительных органов: дестимулирующая ситуация обусловлена тем, что они сопоставляют свои нынешние доходы не с прежним уровнем , а с уровнем доходов своего руководства и воротил бизнеса.

В подтверждение сказанного приведем выдержки из уличного опроса, проведенного газетой «Тюменская Губерния»8:

Мария Геннадьевна, кондитер, 50 лет:

«Почем я знаю, кто мне в дверь завтра позвонит, милиция или воры?.. С продажными этими мы сталкивались , только мало кто скажет об этом, потому что жаловаться некому, там у них все наперед схвачено, они за свое место до друг за друга держатся…»

Александр, сотрудник ДПС, 24 года:

«Посмотрите, на чем администрация сегодня по улицам ездит, сразу станет все понятно, кто у кого ворует. С первого взгляда заметно, за счет чего они живут, на какие «дополнительные средства» покупают квартиры-машины».

Огромный разрыв в доходах «рядовых» и «генералов» - отвращает от исполнения долга, создает ситуацию, в которой большинство чиновников рассматривает свою деятельность как своего рода бизнес. Если же проверка по заявлению о совершенном преступлении не дает никакого навара, то чаще всего и заканчивается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Возникает деформация ответственности – вместо норм материального права «работают» смягченные нормы, смягченные банальным нежеланием работать за даже несколько повышенную зарплату.

Кроме того, снижается требовательность во всех звеньях системы: вы не мешайте нам халтурить, - как бы говорят «низы», - а вы не мешайте нам делать свой «бизнес», - как бы отвечают им ведомственные «верхи». Характерной иллюстрацией сказанному является крупномасштабная афера в области регистрационного учета граждан в г. Тюмени.

Вопреки требованиям закона в г. Тюмени функции паспортного стола стали исполнять сотрудники ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» (ТРИЦ), у которого нет жилищного фонда, тогда как должностные лица, ответственные за регистрационный учет, могут быть только в тех организациях, которые имеют жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления9. По действующим правилам для передачи документов от граждан в органы регистрационного учета (и обратно) установлен 3-дневный срок), однако ТРИЦ изменил государством установленные сроки на свои - 10-дневные, - и ввел плату «за ускорение». Уместно напомнить в этой связи, что цель любой коммерческой структуры состоит в максимизации своей прибыли, но только в рамках закона.

Характерно, что в ответах на жалобы в связи с вовлечением коммерческой структуры в процесс регистрационного учета ОАО ТРИЦ сотрудники органов внутренних дел, занимающие высокие посты, ссылаются не на закон, а на распоряжения главы города Тюмень: закон запрещает, но распоряжением главы города открывается возможность кое-кому «заработать», а потому можно наблюдать верховенство коммерческого интереса вместо верховенства закона.

О наличии коммерческого интереса, причем криминального, свидетельствует множество фактов. К примеру: М.И. Яльницкая вынуждена была в судебном порядке отменять регистрацию в ее квартире без ее согласия бывшей снохи. А пока суд да дело, та «решила вопрос» о регистрации и внука, причем задним числом. Из письма М.И. Яльницкой в редакцию газеты10:

«12.12.05 в пункте на улице Котовского я взяла поквартирную карточку, лицевой счет и подала в суд исковое заявление о снятии с регистрационного учета бывшей снохи, а 27.12.05 снова беру поквартирную карточку – уже задним числом, 29.11.05, вписан внук. Как же так? Написала заявление в Ленинскую прокуратуру и начальнику ТРИЦа. Как это его работники без ответственного квартиросъемщика прописывают людей на жилплощади?»

Полагаем неслучайным, что именно в 2005 г. органы власти в г. Тюмени взяли курс на изменение грантовой политики. На протяжении длительного периода ежегодно проводился конкурс на получение муниципального гранта, в том числе по направлению «Мое право». В 2005 г. эта номинация исключена11.

Наряду с этим насаждались идеи использования некоммерческого (третьего) сектора в качестве ресурса государственной власти (первого сектора):

  • Генерал-майор милиции А. Числов, начальник Тюменского юридического института МВД РФ12: «Государственная власть укрепляется и в ходе привлечения широкого круга населения посредством активизации функционирования «общественных объединений».

  • С. Ярославова13:

«Тысячи общественных объединений созданы, но голос их не слышен властью, разве что за редким исключением. Вот почему мы решаем создать совет ПРИ ГЛАВЕ, а не вне главы города… В Совете существует палата ТОС как отдельное образование, она создана для решения вопросов по острым социальным проектам, таким как: ликвидация беспризорности в городе, низовой мафиозной системы «мусорщиков». Для решения этих проблем будут привлечены благотворительные фонды и общественные организации, которые будут иметь определенные приоритеты в решении бюрократических процедур14.

Между тем, означенная позиция резко расходится с законом и, кстати, с позицией президента России. 31 января 2006 г., отвечая на вопрос журналиста из ВВС (Великобритания), В.В. Путин четко определил место общественных организаций – не при, а вне властных структур:

«Неправительственные организации нужны обществу как контроль за деятельностью самого государства и властных структур. Это важная составляющая часть общественного организма…»

Стремление «определенными приоритетами» сформировать квази-гражданское общество является одной из причин расширения масштабов коррупции, причем не только среди «мусорщиков».

Тяжело переживаемыми для значительной части населения области являются не только нарушения их права на безопасность и на сохранение своего имущества, но и права на государственную защиту от преступных посягательств. К сожалению, по мнению правозащитного сообщества Тюменской области15, именно в 2005 г. произошел перелом настроений в общественном сознании, связанный с утратой доверия к суду.

Повышение уровня социальных гарантий и заработной платы работникам судебной системы привело к обратным результатам: судьи стали еще более зависимы от позиции председателя соответствующего суда, но не от исполнения своей долга.

Хотя судейский корпус не является частью обычной гражданской службы, но судьи непосредственно участвуют в осуществлении полномочий, переданных ему публичной властью, поэтому Европейский Суд по правам человека считает, что на них распространяется статус государственных служащих при разрешении споров в тех случаях, когда от такого статуса зависит возможность разрешения спора (Дело Г. Питкевич против России, решение по вопросу приемлемости от 08.02.2001).

Показательно, что отмеченные перемены в отношении судей к своим обязанностям уловили и сотрудники властных органов. От них чаще звучать предложения: «Обращайтесь в суд!», когда граждане указывали на упущения и злоупотребления в их деятельности.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад о положении с правами человека в тюменской области в 2002...
Адрес: 625026, г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 2 оф. 47; тел/факс (3452) 759-223

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад о состоянии с правами человека в Нижегородской области в 2008...
Свидетельство о государственной регистрации общественного объединения №4414 от 17. 06. 2005 г

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад “ о положении с правами человека на территории Самарской области...
Нко в условиях современного рынка. Цель: создание механизмов межсекторного взаимодействия для разрешения современных проблем населения...

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад Московского бюро по правам человека
О ситуации с правами русскоязычного населения в странах Прибалтики (на примере Латвии и Эстонии)

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад о положении с правами человека в субъекте российской федерации...
Пскова и области в случаях нарушения их прав и свобод со стороны власти (в формате Приёмной по правам человека, развёрнутой в пространстве...

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад о положении с правами человека в псковской области в 2004...
Пскова и области в случаях нарушения их прав и свобод со стороны власти (в формате Приёмной по правам человека, развёрнутой в пространстве...

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад о положении с правами человека в пензенской области в 2009...
Основные направления деятельности организации- защита конституционных прав человека

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад о положении с правами человека в рязанской области в 2007...
Настоящий доклад подготовлен Рязанским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» при поддержке...

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconДоклад мид россии «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»
Москва, г-200, Смоленская-Сенная пл., 32/34 тел.: (499) 244 4119, факс: (499) 244 4112

Доклад о ситуации с правами человека в Тюменской области за 2005 год iconТюменской области утверждена
Правительства Тюменской области от 18. 05. 2005 №27-п «Об утверждении положения о департаменте агропромышленного комплекса Тюменской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск