Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц


НазваниеПособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
фон 03


fns_logo_

Управление Федеральной налоговой службы

по Алтайскому краю

Пособие для органов местного самоуправления

Имущественные налоги физических лиц

Налог на доходы физических лиц

Специальные налоговые режимы

г. Барнаул

2018


Введение

В настоящем пособии для органов местного самоуправления рассматриваются основные направления по формированию налогооблагаемой базы за счет исчисления имущественных налогов физических лиц, мобилизации земельного налога с юридических лиц, налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход и налога с патентной системы налогообложения, проблемные вопросы, связанные с администрированием этих налогов и предложения по повышению эффективности взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях мобилизации налоговых доходов в местные бюджеты муниципальных образований.

Основной задачей настоящего пособия является оказание методологической помощи органам местного самоуправления в работе по формированию доходной части местных бюджетов за счет мобилизации налогов и повышению роли органов местного самоуправления в целях увеличения собираемости налогов и пополнения доходной части местных бюджетов.

Первая глава посвящена порядку формирования налогооблагаемой базы по имущественным налогам физических лиц, в которой непосредственно участвуют регистрирующие органы, являющиеся поставщиками сведений для налоговых органов по основным реквизитам, служащих основой для исчисления налогов, такие, как кадастровая (инвентаризационная) стоимость земельных участков и объектов капитального строительства.

От качества их проведенной работы во многом зависит работа налоговых органов, осуществляющих исчисление имущественных налогов физических лиц (земельный налог, налог на имущество, транспортный налог) и дальнейшему формированию и направлению уведомлений гражданам.

Подробно изложены основные направления по работе в федеральной информационной адресной системе, по единому налогу на вмененный доход и патентной системе налогообложения.

В этой главе также приведены общие понятия по налогу на доходы физических лиц – особенности исчисления, обязанность по представлению отчетов 6-НДФЛ и 7-НДФЛ.

Вторая глава раскрывает основные направления работы налоговых органов по сокращению задолженности, проблемные вопросы сокращения задолженности по имущественным налогам физических лиц и роль органов местного самоуправления по снижению задолженности.

В главе третьей рассматриваются актуальные вопросы вовлечения в налоговый оборот дополнительных объектов налогообложения, представлены предложения по дополнительным источникам дохода по налогам, а также приведен новый порядок применения контрольно-кассовой техники.

Глава 1. Формирование налогооблагаемой базы по имущественным налогам физических лиц. Основные понятия по имущественным налогам и налогу на доходы физических лиц.


    1. Обязанности государственных органов по передаче сведений в налоговые органы, необходимых для исчисления имущественных налогов. Анализ полученных сведений от регистрирующих органов.


Налогооблагаемая база для исчисления имущественных налогов физических лиц формируется на основании сведений, представляемых регистрирующими органами в соответствии со статьей 85 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса, НК РФ). Порядок представления сведений и документы, регламентирующие взаимодействие регистрирующих и налоговых органов представлены ниже.


      1. Обязанности органов, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сообщении сведений в налоговые органы.


Органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются Управление Росреестра по Алтайскому краю, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю (далее - органы Росреестра).

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы Росреестра обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных у них правах и сделках и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Взаимодействие налоговых органов и органов Росреестра осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой от 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37, Приказа Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 12.08.2011 № П/302 и № ММВ-7-11/495@ «Об утверждении порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» (далее - Порядок).

Указанным порядком предусмотрен электронный обмен сведениями между налоговыми органами и органами Росреестра.

Состав передаваемых сведений определены Приказом Федеральной налоговой службы от 10 апреля 2017 г. № ММВ-7-21/302@ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ, ФОРМАТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О НЕДВИЖИМОМ ИМУЩЕСТВЕ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРАВАХ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛКАХ С НИМ И О ВЛАДЕЛЬЦАХ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИКАЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ОТ 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@» (Зарегистрировано в Минюсте России 13 июня 2017 г. № 47018).

В состав сведений входят следующие основные реквизиты: объекты недвижимого имущества (в том числе земельные участки), кадастровый номер (ранее присвоенный условный номер), код ОКАТО, разрешенное использование земельного участка, адрес местонахождения земельного участка, площадь объектов недвижимости (в том числе земельные участки), кадастровая стоимость объектов недвижимости (в том числе земельные участки), дата утверждения кадастровой стоимости объектов недвижимости (в том числе земельные участки), персональные данные правообладателей и др.


      1. Обязанности органов, осуществляющие регистрацию транспортных средств, о сообщении сведений в налоговые органы.


Органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в Алтайском крае являются Управление ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю (далее – ГИБДД), Государственная Инспекция Гостехнадзора Алтайского края (далеет- Гостехнадзор) и ГИМС МЧС России по Алтайскому краю (далее-ГИМС)

В соответствии с п.4 ст. 85 Кодекса ГИБДД, Гостехнадзор и ГИМС обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории транспортных средствах, зарегистрированных у них правах и сделках и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Взаимодействие налоговых органов и органов ГИБДД осуществляется на основе приказа ФНС России от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение № 8 приказа ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2015, регистрационный номер 40195).

В соответствии с п. 11 ст. 85 Кодекса порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме (в том числе сведений органов ГИБДД МВД России об автомототранспортных средствах и об их владельцах, указанных в п. 4 ст. 85 Кодекса) определяется соглашением взаимодействующих сторон.

26.10.2017 подписано дополнение № 1/13373/ММВ-23-21/25@ к соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11, согласно которому порядок представления сведений в налоговые органы определяется в Порядке информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме, утверждаемом уполномоченными структурными подразделениями и должностными лицами МВД России и ФНС России (далее - Порядок).

Действие Порядка распространяется на информационный обмен сведениями на федеральном уровне с 01.01.2018. При этом со дня введения в действие Порядка:

1) Сведения, сформированные подразделениями ГИБДД МВД России (по регистрационным действиям, совершенным после 01.01.2018), принимаются налоговыми органами на федеральном уровне в среде СМЭВ.

Одновременно прекращается информационный обмен регионального уровня, предусмотренный приказом МВД России № 948, ФНС России № ММ-3-6/561 от 31.10.2008 «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы».

Выгрузка в налоговые органы «годовых» сведений проводится и обрабатывается на региональном уровне в срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 85 Кодекса;

2) в случае необходимости уточнения сведений применяется установленный пунктом 13 статьи 85 Кодекса порядок взаимодействия налоговых органов (любого уровня) с подразделениями ГИБДД МВД России посредством направления запросов через СМЭВ.

В состав сведений входят следующие основные реквизиты транспортных средств: первичный ПТС (уникальный номер регистрации), государственный регистрационный знак, год выпуска, мощность двигателя (в л.с.) и др.


      1. Полномочия органов местного самоуправления.


Согласно пункту 9.2 статьи 85 Кодекса (в редакции, действовавшей до 02.05.2015) органы местного самоуправления обязаны были ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в случае если указанные сведения ранее в налоговые органы не представлялись.

Таким образом, исчисление земельного налога в отношении земельных участков, сведения о которых не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется налоговыми органами на основании сведений органов местного самоуправления.

В налоговых органах до 1998 года формировалась база данных по земельным участкам на основании сведений, представляемых органами местного самоуправления (земельными комитетами администраций районов).

До 1 февраля 1998 года свидетельства о праве собственности выдавались земельными комитетами, а после 1998 года органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае, если органами местного самоуправления не сообщались сведения о земельных участков до 1998 года, то до 02.05.2015 возникала обязанность по представлению указанных сведений.

Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ» исключена обязанность представления органами местного самоуправления таких сведений.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 274-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения:

Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.


    1. Формирование налогооблагаемой базы для исчисления налоговыми органами имущественных налогов физических лиц. Основные понятия имущественных налогов. Исчисление налогов и направление уведомлений. Федеральная информационная адресная система.

      1. Формирование налогооблагаемой базы для исчисления налоговыми органами имущественных налогов физических лиц.


На основании статьи 52 Кодекса обязанность по исчислению имущественных налогов физических лиц возложена на налоговые органы.

Сведения, которые направляют регистрирующие органы не всегда вносятся в базы данных налоговых органов в идеальном виде, которые будут использованы для исчисления имущественных налогов.

Это связано с тем, что в последние годы прошли кардинальные изменения в законодательстве в сфере регистрации и оценки недвижимости, слияния федеральных органов исполнительной власти, вследствие чего, проходила гармонизация сведений, содержащихся в двух информационных системах единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости.

Все указанные мероприятия, проводимые в регистрирующих органах, напрямую оказывают влияние на качество и актуальность информационных ресурсов налоговых органов.

В преддверии ежегодного массового исчисления налогов налоговые органы поэтапно подготавливают информационные ресурсы, а именно:

- проводят мероприятия по проверке адресов места жительства физических лиц;

- проводят анализ на предмет дублей объектов налогообложения и их собственников;

- выявляют неактуальную кадастровую стоимость земельных участков;

- анализируют корректность кода ОКТМО адреса места нахождения объектов имущества;

- проводят анализ по правомерности предоставления льгот;

- проводят анализ на наличие категорий земельных участков, проставление категорий земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования;

- на основании принятых нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и своевременно направленных в адрес налоговых органов актуализируют справочники, необходимые для исчисления имущественных налогов (ставки, льготы).

Остановимся подробнее на методологии исчисления и администрирования каждого налога.

      1. Налог на имущество физических лиц.

С 01.01.2015 согласно статьи 400 главы 32 Кодекса (Федеральный закон РФ от 04.10.2014 № 284-ФЗ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.

С 1 января 2015 года кардинально изменился порядок определения базы по налогу на имущество физических лиц.

До 1 января 2020 года законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ будет обязан установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта (абзац 3 пункт 1 статья 402 Кодекса). До этого момента для исчисления налога согласно пункту 2 статьи 402 Кодекса используется инвентаризационная стоимость.

В Алтайском крае новый порядок определения базы для исчисления налога на имущество физических лиц на 2015-2018 годы не принят и поэтому остается прежним.

На основании пункта 2 статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 Кодекса, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Установленный статьей 404 Кодекса порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Коэффициенты-дефляторы ежегодно устанавливаются Минэкономразвития России и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября текущего года.

Период

Размер коэффициента-дефлятора

Подлежащая индексации величина

Основание

на 2018 год

1,481

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579; ст. 404 Кодекса

на 2017 год

1,425

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698; ст. 404 Кодекса

на 2016 год

1,329

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772; ст. 404 Кодекса

на 2015 год

1,147

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685; ст. 404 Кодекса

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (пункт 4 статья 406 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 399 Кодекса, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных пунктом 4 статьи 406 Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на налоговый период 2016 года утвержден Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 24.11.2015 № 134, на налоговый период 2017 года - Приказом от 25.11.2016 № 142, на налоговый период 2018 года - Приказом от 28.11.2017 №141.

Перечень категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу, указан в статье 407 Кодекса.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Кодекса;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Кодекса;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Кодекса.

Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при расчете налога.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconВопросы и ответы Интернет конференции на тему: "Имущественные налоги...
Имущественные налоги с физических лиц: порядок исчисления и уплаты, организованной Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской...

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconИнформационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления...
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налог на имущество физических лиц

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconИмущественные налоги с физических лиц: вопросы и ответы

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconМетодическое пособие для руководителей органов местного самоуправления
Фз-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в рф" (извлечения)

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconПособие для должностных лиц органов местного самоуправления поселений,...
Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случае отсутствия в поселении нотариуса глава местной администрации поселения...

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconИмущественные налоги физическими лицами за 2015 год уплачиваются до 1 декабря
Таким образом, в текущем году налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги за налоговый период 2015 года налогоплательщикам,...

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconИнформационные материалы по вопросу представления сведений о доходах,...
Противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской...

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconСтатья Сельское поселение и его статус
Устав устанавливает вопросы местного значения, формы и порядок непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения,...

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconАнализа сведений о выполнении мероприятий плана деятельности Роскомнадзора за 1 квартал 2015 год
Проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 3

Пособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц iconОбразец заявления об оспаривании решений, действий (бездействия)...
Образец заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск