Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц


Скачать 278.42 Kb.
НазваниеИнформационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2
Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований
в Самарской области по налогу на имущество физических лиц

Раздел I

Правовые основы регулирования налога на имущество физических лиц
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налог на имущество физических лиц
(далее – налог) является местным налогом.

На протяжении многих лет налог регулировался Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее также – Закон РФ № 2003-1).

В соответствии с указанным Законом Российской Федерации величина налога определялась исходя из инвентаризационной стоимости налогооблагаемого имущества, в том числе жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража.

Однако Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Федеральный закон № 284-ФЗ) с 1 января 2015 года Кодекс был дополнен главой 32 «Налог на имущество физических лиц» и одновременно с этим был признан утратившим силу Закон РФ № 2003-1.

Указанные изменения направлены на введение порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, Федеральным законом № 284-ФЗ предусмотрено не установление нового налога, а изменение его правового регулирования, установленного ранее принятыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Законом РФ № 2003-1.

В связи с указанным обстоятельством нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налоге, принятые на основании Закона РФ № 2003-1, с 1 января 2015 года должны быть приняты в соответствии (приведены в соответствие) с главой 32 Кодекса,
с учетом положений статьи 5 Кодекса, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона
№ 284-ФЗ нормативные правовые акты об установлении налога должны быть опубликованы всеми муниципальными образованиями не позднее 1 декабря 2014 года независимо от того, каким образом на территории соответствующего муниципального образования будет определяться налоговая база, исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости имущества.

Рассмотрим основные изменения, произошедшие в федеральном законодательстве по налогу.
Определение налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости
Как было отмечено ранее, главной новеллой главы 32 Кодекса является установление порядка определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Возможность введения в регионах России указанного порядка налогообложения имущества физических лиц предусмотрена с 1 января 2015 года при условии утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

До 1 января 2020 года законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить единую дату начала применения на своей территории порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта (абзац 3 пункта 1 статьи 402 Кодекса). До этого момента для исчисления налога, согласно пункту 2 статьи 402 Кодекса, используется инвентаризационная стоимость. Исключение составляют объекты, налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта Российской Федерации определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости. К этим объектам относятся, например, торговые или административно-деловые центры и помещения в них либо объекты, которые образованы в результате раздела данных центров.

Если в соответствии с решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации применяется новый порядок, то налоговая база по объектам недвижимого имущества определяется как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (пункт 1 статьи 403 Кодекса).

В Самарской области такое решение принято в соответствии с Законом Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон Самарской области № 107-ГД).

Учитывая, что на территории Самарской области результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости были утверждены постановлением Правительства Самарской области 14 марта 2012 года
№ 118, вышеуказанным Законом Самарской области датой начала применения в Самарской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено
1 января 2015 года.

Введен также порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта в случае, если она изменяется (пункт 2 статьи 403 Кодекса). По общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате. Исключение составляют два случая:

- исправлена техническая ошибка, допущенная органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Измененная кадастровая стоимость применяется начиная с периода, в котором такая ошибка была допущена (абзац 3 пункта 2 статьи 403 Кодекса). Соответственно, налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения, может быть пересчитан;

- кадастровая стоимость имущества изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзац 4 пункта 2 статьи
403 Кодекса). Следовательно, при установлении комиссией или судом кадастровой стоимости в размере рыночной налог может быть пересчитан только за периоды, начиная с момента подачи заявления об оспаривании.

Следует также отметить, что при определении налоговой базы применяются вычеты, установленные пунктами 3-6 статьи 403 Кодекса. Например, при расчете налоговой базы в отношении квартиры ее кадастровая стоимость уменьшается на кадастровую стоимость 20 м2 общей площади этого жилья, в отношении жилого дома - 50 м2 общей площади, в отношении комнаты - 10 м2 ее площади. При определении налоговой базы кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), уменьшается на
1 млн. руб.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 399 Кодекса, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований вправе предусмотреть особенности определения налоговой базы по рассматриваемому налогу. Более подробно об этом изложено в разделе II методических рекомендации.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков после установления нового порядка расчета налога
Кодексом предусмотрено исчисление суммы налога на основании специальной формулы, предусматривающей использование понижающих коэффициентов, а также сумм налога, исчисленных исходя из инвентаризационной и кадастровой стоимости соответствующего объекта налогообложения.

Кодексом установлен переходный период применения вышеуказанной формулы расчета налога продолжительностью четыре года. Его смысл заключается в постепенном переходе от налога, исчисленного исходя из инвентаризационной стоимости, к налогу, исчисленному исходя из кадастровой стоимости.

Так, с учетом установленного Законом Самарской области № 107-ГД перехода к налогообложению имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2015 года, вышеуказанная формула применяется в Самарской области в течение четырех налоговых периодов начиная с 1 января 2015 года.

При этом данная формула расчета налога не применяется при исчислении налога в отношении объектов, поименованных в пункте 3 статьи 402 Кодекса, т.е. объектов, налоговая база по которым определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости. К этим объектам относятся, например, торговые или административно-деловые центры и помещения в них либо объекты, которые образованы в результате раздела данных центров.
Уточнение перечня имущества, признаваемого объектом обложения налогом
В соответствии с Кодексом объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

- жилой дом;

- жилое помещение (квартира, комната);

- гараж, машино-место;

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Если сравнить приведенные нормы Кодекса, определяющие объект налогообложения, с ранее действующим Законом РФ № 2003-1, следует отметить, что с 2015 года к объектам налогообложения отнесли машино-место, единый недвижимый комплекс, иные здания, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения на приусадебных участках (ранее речь шла только о даче). Таким образом, перечень облагаемого имущества расширился. Но при этом из него исключили имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Установление налоговых ставок по налогу при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.

Предельные значения ставок по налогу, а также особенности их установления представительными органами муниципальных образований установлены статьей 406 Кодекса.

Предлагается рассмотреть данный вопрос более подробно в разделе II настоящих методических рекомендаций.
Изменение срока уплаты налога

По действовавшим до 1 января 2015 года правилам налог перечислялся не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен (пункт 9 статьи 5 Закона РФ № 2003-1). С указанной даты срок уплаты этого налога изменился, его необходимо будет уплатить не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Кодекса).
Корректировка порядка предоставления льгот по налогу

Главой 32 Кодекса определены налоговые льготы по налогу.

Анализ указанной главы Кодекса показал, что перечень категорий граждан, имевших льготу по уплате, установленный Законом
РФ 2003-1, с 1 января 2015 года расширился. Право на льготу дополнительно предоставлено следующим лицам:

- ветеранам боевых действий;

- лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ
«О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

- лицам, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

- лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

При этом Кодексом изменен порядок предоставления льгот. Если ранее действующим Законом РФ № 2003-1 определенные физические лица в полном объеме освобождались от уплаты налога вне зависимости от количества налогооблагаемого имущества, его характеристики, то по новым правилам налоговая льгота предоставляется:

- в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности;

- в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Кодекса:

- включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 3782 Кодекса;

- образованных в течение текущего налогового периода, например, в результате раздела объекта, входящего в объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по состоянию на дату начала соответствующего налогового периода, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 3782 Кодекса;

- кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб.

В соответствии с нормами Кодекса предоставление льгот носит заявительный характер, уведомление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. В Кодексе также установлено, что после
1 ноября уточненное уведомление представить будет нельзя. Форма данного уведомления будет утверждена Федеральной налоговой службой.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Перерасчет суммы налога в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Кроме того, лицо, имеющее право на льготу в соответствии с главой 32 Кодекса, которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ № 2003-1, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы для представления льгот.
Раздел II

Муниципальные правовые акты об установлении налога
Предлагается рассмотреть требования, предъявляемые федеральным законодательством к содержанию муниципального правового акта об установлении налога, вопросы, подлежащие обязательному и дополнительному урегулированию в таком акте, а также некоторые случаи нарушения законодательства о налогах и сборах, связанные с установлением представительными органами муниципальных образований рассматриваемого налога муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Кодекса налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Форма, наименование и срок опубликования муниципального правового акта об установлении налога
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, принимает правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, выраженные в форме соответствующих решений представительного органа.

Как уже отмечалось ранее, рассматриваемый налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 399 Кодекса).

Следовательно, все нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, устанавливающие налог, должны быть приняты в форме решений.

Наименование решения должно соответствовать статьям 15 и 399 Кодекса, например, «Об установлении налога на имущество физических лиц в городском округе Самара».

Допускаемые ошибки: «Об установлении налога на имущество с физических лиц»; «Об установлении имущественного налога с физических лиц».

В связи с этим требуется корректировка решений представительных органов муниципальных образований об установлении налога, наименования которых не соответствуют установленной Кодексом терминологии. В качестве примера можно привести Решение Собрания представителей сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области от 21 ноября 2014 года
№ 22 «О положении о налогах на имущество физических лиц на территории сельского поселения Два Ключа». Как следует из наименования указанного нормативного правового акта, оно изложено в соответствии с Законом РФ
№ 2003-1 и не соответствует установленному в настоящее время Кодексом наименованию рассматриваемого налога. Так, в настоящее время понятие налога применяется в единственном числе, а не во множественном, как это было установлено ранее действующим Законом РФ № 2003-1.

Если в наименовании решения представительного органа соответствующего муниципального образования указан период, на который устанавливается налог, например: «Об установлении налога на имущество физических лиц на 2015 год», то такое решение носит временный характер (действует только в данном случае в течение 2015 года), и, следовательно, для того чтобы налог взимался и в следующем году, потребуется принятие нового решения.

Однако ежегодное принятие налоговых решений не является обязательным. Более того, это влечет повторение одних и тех же ошибок в текстах решений.

Таким образом, в наименовании решения об установлении налога год действия налога предлагается не указывать.

Данная ситуация имеет место, например, в Решении Собрания представителей сельского поселения Заволжье муниципального района Приволжский Самарской области от 17 ноября 2014 года № 132/62
«Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Заволжье муниципального района Приволжский Самарской области на 2015 год», Решении Собрания представителей сельского поселения Давыдовка муниципального района Приволжский Самарской области от 14 ноября 2014 года № 119/60
«Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Давыдовка муниципального района Приволжский Самарской области на 2015 год».

С учетом изложенного предлагается рекомендовать представительным органам в Самарской области, принявшим вышеуказанные муниципальные правовые акты, исключить из их наименования указания на период действия налога.

В связи с тем, что Законом Самарской области № 107-ГД принято решение об установлении в Самарской области определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о введении на территориях соответствующих муниципальных образований с указанной даты налога должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года (часть 3 статьи 3 Федерального закона № 284-ФЗ).

Между тем, анализ ряда муниципальных правовых актов по рассматриваемому налогу показал, что не всеми представительными органами муниципальных образований в Самарской области при принятии соответствующих решений об установлении налога было соблюдено указанное правило.

Это выявлено, например, в Решении Собрания представителей сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области от 13 февраля 2015 года № 211 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области», в Решении Собрания представителей сельского поселения Бариновкаа муниципального района Нефтегорский Самарской области от 4 февраля 2015 года № 222 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Бариновка муниципального района Нефтегорский Самарской области». При этом из текста указанных решений следует, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Даты опубликования указанных правовых актов, а также предусмотренный ими порядок вступления в силу свидетельствуют о нарушении предусмотренной частью 3 статьи 3 Федерального закона
№ 284-ФЗ нормы о необходимости опубликования муниципального правового акта об установлении налога до 1 декабря 2014 года, а также положения статьи 5 Кодекса, согласно которой акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации применительно к данной ситуации, выраженной в Письме Министерства
от 12 февраля 2015 года № 03-05-04-01/6285, муниципальные правовые акты об установлении налога, принятые и официально опубликованные после
1 декабря 2014 года, в 2015 году не применяются.

В связи с этим рекомендуем представительным органам сельских поселений Семеновка и Бариновка муниципального района Нефтегорский Самарской области привести вышеуказанные муниципальные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, изменив предусмотренную ими дату вступления в силу на 1 января 2016 года.
Содержание муниципального правового акта об установлении налога
Вопросы, подлежащие обязательному урегулированию в муниципальном акте
В решении представительного органа об установлении налога должны быть урегулированы только те вопросы, которые в соответствии с Кодексом отнесены к ведению представительного органа муниципального образования.
  1   2

Похожие:

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconМетодические рекомендации по формированию, ведению и хранению личных...
Методические рекомендации предназначены для практического применения кадровыми подразделениями (специалистами по ведению кадрового...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconМетодические рекомендации по оформлению наградных документов при представлении
Тамбовской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тамбовской области, органов местного самоуправления...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconМетодические рекомендации по подбору кадров в органы местного самоуправления Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconАдминистрация липецкой области ассоциация «Совет муниципальных образований...
О работе органов местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области по дальнейшему развитию территорий и повышению...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconПособие для органов местного самоуправления Имущественные налоги физических лиц
От качества их проведенной работы во многом зависит работа налоговых органов, осуществляющих исчисление имущественных налогов физических...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconМетодические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconМетодические рекомендации нормативно правовых и информационно методических...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconОбзор практики государственной регистрации уставов муниципальных...
Альных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconМетодические рекомендации по формированию квалифицированного кадрового...
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования работы кадровых служб и развития системы формирования квалифицированного...

Информационно-методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по налогу на имущество физических лиц iconМетодические рекомендации органам местного самоуправления об участии...
Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск