1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Целью дисциплины является выработка системных знаний о составе и содержании бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Задачами дисциплины является раскрытие:
понятия и классификации бухгалтерской (финансовой) отчетности;
состава и содержания основных форм бухгалтерской отчетности и методика его составления;
методика составления сегментарной отчетности;
особенностей составления консолидированной отчетности.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать: сущность финансовой отчетности, требования к составлению;
методы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами;
состав и содержание формы «Бухгалтерский баланс»;
состав и содержание формы «Отчет о прибылях и убытках;
состав и содержание формы «Отчет об изменении капитала»;
состав и содержание формы «Отчет о движении денежных средств»;
состав и содержание пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
принципы и методику составления сегментарной и консолидированной отчетности.
|
Студент должен уметь: составлять и заполнять основные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснения к ним;
составлять сегментарную и консолидированную отчетность.
|
Студент должен владеть: отличиях между финансовой и налоговой, управленческой отчетностью;
бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств, пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
|
Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК, ПК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-2);
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин,
видов работ
| Теория бухгалтерского учета
Финансовый учет
Налоговый учет
| Бухгалтерский управленческий учет
МСФО
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| ЛЕКЦИИ 6 семестр 3 курс
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2-8
| 6
| 6
| Модуль 1 Теоретические аспекты бухгалтерской (финансовой) отчетности
| М, П, ПБ
|
| 1
| 1
| 1
| 1.1. Сущность бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее назначение, принципы составления, виды отчетности, пользователи
|
| ПК-1, ПК-2, ПК-3,
|
| 1
| 1
| 1.2. Понятие финансовой отчетности в соответствии с МСФО
|
|
| 2
| 1
| 1
| 1.2.Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским и международным стандартам
|
| ПК-5, ПК-6,
| 4
| 1
| 1
| 1.3.Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
|
| ПК-5, ПК-6,
| 6
| 1
| 1
| 1.4.Состав и содержание бухгалтерской отчетности и сроки ее представления
|
| ПК-5, ПК-6, ПК-12
|
| 1
| 1
| 1.5. Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО
|
| ПК-5, ПК-12
| 10-18
| 10
| 10
| Модуль 2. Формирование основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
| М, П, ПБ
| ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
| 3
| 1
| 1
| 2.1. Понятие и современные классификации бухгалтерских балансов
|
|
|
| 2
| 2
| 2.2. Составление бухгалтерского баланса (содержание актива баланса, содержание пассива)
|
|
|
| 2
| 2
| 2.3. Бухгалтерский баланс в соответствии с МСФО
|
|
|
| 1
| 1
| 2.4.Принципы составления отчета о финансовых результатах
|
|
|
| 2
| 2
| 2.5.Структура и содержание отчета о финансовых результатах
|
|
|
| 1
| 1
| 2.6. Методика составления отчета о финансовых результатах
|
|
|
| 1
| 1
| 2.7. Составление отчета о финансовых результатах в соответствии с МСФО
|
|
| 1-10
| 8
| 8
| Модуль 3.Формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
| М, П, ПБ
| ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-12
| 2
| 1
| 1
| 3.1.Структура и содержание отчета об изменении капитала
|
|
|
| 1
| 1
| 3.2. Отчет об изменении кпитатала в соответствии с МСФО
|
|
| 6
| 1
| 1
| 3.3.Назначение, сущность и содержание отчета о движении денежных средств
|
|
| 8
| 1
| 1
| 3.4.Понятие денежных потоков
|
|
| 10
| 1
| 1
| 3.5.Методы составление отчета о движении денежных средств
|
|
|
| 1
| 1
| 3.6. Составление отчета о движении денежных средств в соответствиии с МСФО
|
|
|
| 1
| 1
| 3.7.Отчет о целевом использовании полученных средств
|
|
|
| 1
| 1
| 3.8. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
|
|
| 10-18
| 12
| 12
| Модуль 4. Прочие виды отчетности (консолидированная и сегментарная)
| М, П, ПБ
| ПК-5, ПК-6, ПК-12
|
| 5
| 5
| Тема 1. Сегментарная отчетность коммерческих организаций
|
|
| 12
| 1
| 1
| 1.1. Сущность и значение сегментарной отчетности
|
|
|
| 1
| 1
| 1.2. Сегментарная отчетность для внешних пользователей
|
|
| 14
| 1
| 1
| 1.3. Сегментарная отчетность для внутренних пользователей
|
|
|
| 1
| 1
| 1.4. Методика составления сегментарной отчетности
|
|
|
| 1
| 1
| 1.5. Сегментарная отчетность в соответствии с МСФО
|
|
|
| 5
| 5
| Тема 2. Консолидированная финансовая отчетность коммерческих организаций
|
| ПК-5, ПК-6, ПК-12
| 16
| 1
| 1
| 2.1.Нормативное регулирование консолидированной финансовой отчетности
|
|
|
| 1
| 1
| 2.2.Понятие и применение консолидированной бухгалтерской отчетности
|
|
| 18
| 1
| 1
| 2.3.Существующие методы формирования консолидированной отчетности
|
|
|
| 1
| 1
| 2.4.Особенности консолидированной бухгалтерской отчетности и ее отличие от бухгалтерской (финансовой) отчетности, сводной
|
|
|
| 1
| 1
| 2.5. Методика составления консолидированной отчетности
|
|
|
| 2
| 2
| Тема 3. Современные виды отчетности
|
|
|
| 0,5
| 0,5
| 3.1. Понятие и значение интегрированной отчетности
|
|
|
| 0,5
| 0,5
| 3.2. Понятие и значение социальной отчетности
|
|
|
| 0,5
| 0,5
| 3.3. Понятие и значение корпоративной отчетности
|
|
|
| 0,5
| 0,5
| 3.4. Понятие и значение бизнес-отчетности, отчетности в области устойчивого развития.
|
|
| 1-18
| 36
| 36
|
|
|
|
|
|
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 6 семестр 3 курс
|
|
| 1-8
| 8
|
| Модуль 1 Теоретические аспекты бухгалтерской финансовой отчетности
| Д, И
| ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-12
| 2
| 2
|
| 1.1. Устранение ошибок, выявленных в процессе составления отчетности. Задача
|
|
| 4
| 2
|
| 1.2. Устранение ошибок, выявленных после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Задача
|
|
| 6
| 2
|
| 1.3. Устранение ошибок прошлых лет по формированию налога на прибыль. Задача
|
|
| 8
| 2
|
| 1.4. Реформация баланса. Задачи
|
|
| 10-18
| 10
|
| Модуль 2. Формирование основных форм бухгалтерской финансовой отчетности
| Д, П, Э, И
| ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
| 10
| 2
|
| 2.1. Модели построения бухгалтерского баланса. Задачи
|
|
| 12
| 2
|
| 2.1. Инвентаризация статей бухгалтерского баланса. Задачи
|
|
| 14
| 2
|
| 2.2. Правила оценки статей бухгалтерского баланса Задачи
|
|
| 16
| 1
|
| 3.1. Классификация прочих доходов и расходов в целях заполнения Отчета о прибылях и убытках. Задача
|
|
|
| 1
|
| 3.2. Расчет базовой прибыли на акцию. Задача
|
|
| 18
| 1
|
| 3.3. Расчет базовой и разводненной прибыли на акцию. Задача
|
|
|
| 1
|
| 3.4. Правила оценки статей Отчета о прибылях и убытках. Задача
|
|
| 1-10
| 9
|
| Модуль 3.Формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
| Д, П, И
| ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-12
|
| 1
|
| 3.1. Классификация видов поступлений денежных средств. Задача
|
|
|
| 2
|
| 3.2. Классификация видов выбытий денежных средств. Задача
|
|
|
| 2
|
| 3.3. Формирование показателей Отчета о движении денежных средств. Задача
|
|
|
| 1
|
| 3.4. Составление Отчета о движении денежных средств прямым и косвенным методом. Задачи
|
|
|
| 1
|
| 3.5. Формирование показателей отчета об изменении капитала (по разделам)
|
|
|
| 1
|
| 3.6. Составление пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Задача
|
|
|
| 1
|
| 3.7. Взаимоувязка показателей форм отчетности. Задача
|
|
| 11-18
| 9
|
| Модуль 4. Прочие виды отчетности (консолидированная и сегментарная)
| Д, П, И
| ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-12
|
| 1
|
| 4.1.Распределение доходов, расходов, финансовых результатов по сегментам деятельности организации. Задача
|
|
|
| 2
|
| 4.2. Выделение отчетных сегментов и информации по ним в бухгалтерской отчетности. Задача
|
|
|
| 2
|
| 4.3. Составление консолидированного бухгалтерского баланса при реорганизации. Задачи
|
|
|
| 2
|
| 4.4. Консолидированный отчет о прибылях и убытках Задачи
|
|
|
| 2
|
| 4.5.Учет консолидации в момент приобретения. Задача
|
|
| 1-18
| 36
|
|
|
|
| |