МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавров (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Целью лабораторного практикума является закрепление и систематизация полученных в ходе лекционного курса теоретических основ бухгалтерского учета и аудита и развитие практических навыков по организации работы аудитора и документирования на этапе планирования на основе системного подхода к оценке компонентов аудиторского риска и эффективности системы внутреннего контроля..
В процессе выполнения лабораторного практикума студенты получат навыки самостоятельной работы с нормативной документацией по бухгалтерскому учету и аудиту, с рабочими документами аудитора и иной специальной документацией, необходимой в процессе осуществления аудиторской проверки.
Полученные студентами навыки практической организации аудиторской проверки позволят укрепить и расширить знания смежных профилирующих дисциплин, таких как «Бухгалтерский учет», «Финансовый анализ», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».
Задачами дисциплины является раскрытие:
целей, задач и функции аудита;
основных принципов проведения аудиторской проверки;
методики документооборота между аудиторской организацией и клиентом на этапе заключения договора на проведение аудиторской проверки;
порядка оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
процедуры планирования аудиторской проверки;
порядка оформления рабочих документов аудитора;
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать
сущность и цели аудита;
нормативную базу, регулирующую порядок проведения аудита;
принципы проведения аудиторской проверки;
структуру и порядок оформления документов при заключении договора на проведения аудиторской проверки;
порядок оценки системы бухгалтерского учета при проведении аудита;
порядок оценки системы внутреннего контроля при проведении аудита;
методику расчета уровня существенности;
методику оценки аудиторского риска;
порядок составления программы и плана проведения аудиторской проверки;
состав, структуру и требования к форме и содержанию рабочей документации аудитора, используемой в ходе проведения аудиторской проверки;
| Обучающийся должен уметь
оформить договор на проведение аудиторской проверки и иные сопутствующие документы аудитора, используемые на этапе предварительного планирования аудиторской проверки;
заполнять рабочие документы аудитора по оценке системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и иметь навыки по использованию в аудите описаний и опросников;
определять уровень аудиторского риска и его влияние на выбор методов получения аудиторских доказательств;
рассчитать уровень существенности;
составлять план и программу аудита;
| Обучающийся должен владеть
способами и методикой организации и планирования аудиторской проверки;
методикой документирования аудиторских процедур в части состава, структуры и порядка заполнения форм рабочих документов аудитора на этапе организации и планирования аудиторской проверки.
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК-5) и профессиональные компетенции (ПК-4, ПК-6)
умение использовать нормативные документы в своей деятельности (ОК-5)
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4)
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6)
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Экономика предприятий
Бухгалтерский учет и анализ
Теория бухгалтерского учета
Бухгалтерский (финансовый) учет
Бухгалтерский управленческий учет
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Налоговый учет и отчетность
Внутрифирменные стандарты
Финансовый анализ
Международные стандарты финансовой отчетности
Анализ финансовой отчетности
| Аудит
Финансовый анализ
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Лабораторная работа (студенты под руководством преподавателя выполняют определенные практические задания и в процессе их выполнения воспринимают и осмысливают новый учебный материал)
| ЛР
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 24-41
| 30
| 18
| Лабораторные занятия
|
|
| 24-30
| 6
| 2
| МОДУЛЬ 1 Предварительное планирование аудиторской проверки
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 24-26
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом
1.1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом
1.2. Составление письма о проведении аудита
1.3. Заполнение договора на проведение аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 27-30
| 6
| 2
| Лабораторное занятие № 2. Предварительное планирование аудиторской проверки
2.1. Заполнение рабочего документа «Лист предварительного планирования»
2.2. Обоснование масштабов и времени проведения планируемой аудиторской проверки
2.3. Заполнение рабочего документа аудитора «Информация о деятельности клиента».
2.4. Характеристика особенностей аудируемого лица, оценка общих экономических факторов и условий функционирования в отрасли, влияющих на деятельность аудируемого лица
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 30-34
| 8
| 4
| МОДУЛЬ 2. Оценка системы внутреннего контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 30-31
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 3. Изучение системы бухгалтерского учета
3.1. Заполнение рабочего документа аудитора «Описание системы бухгалтерского учета»
3.2. Оценка эффективности системы бухгалтерского учета
3.3. Оценка степени риска средств контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 31-34
| 6
| 2
| Лабораторное занятие № 4. Оценка системы внутреннего контроля
4.1. Заполнение рабочего документа «Оценка надежности контрольной среды»
4.2. Заполнение рабочего документа «Описание и оценка системы внутреннего контроля»
4.3. Обоснование оценки эффективности средств контроля на основании проведенных контрольных процедур
4.4. Предложения по повышению эффективности средств внутреннего контроля в организации.
4.5. Итоговая оценка эффективности системы внутреннего контроля
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 35-
| 6
| 2
| МОДУЛЬ 3. Оценка общего аудиторского риска
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 35-36
| 6
| 2
| Лабораторное занятие № 5. Оценка уровня аудиторского риска
5.1. Определение значений компонентов аудиторского риска
5.2. Определение способов снижения аудиторского риска
5.3. Установление взаимосвязи аудиторского риска и методов получения аудиторских доказательств
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 36-37
| 4
| 2
| МОДУЛЬ 4. Расчет уровня существенности
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 36-37
| 4
| 2
| Лабораторное занятие № 6. Расчет уровня существенности
6.1. Определение уровня существенности применительно к бухгалтерской отчетности организации с указанием экономического смысла рассчитанного значения
6.2. Анализ изменения уровня существенности для целей планирования областей потенциального риска
6.3. Описание значимых статей бухгалтерской отчетности и причины изменений в их составе
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 37-41
| 6
| 6
| МОДУЛЬ 5. Составление общего плана и программы проведения аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 37-38
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 7. Составление общего плана проведение аудиторской проверки
7.1. Заполнение рабочего документа аудитора «общий план аудита»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| 39-41
| 4
| 4
| Лабораторное занятие № 8. Составление программы аудиторской проверки»
8.1. Заполнение рабочего документа аудитора «Программа аудиторской проверки»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения – срок обучения 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 12
| 4
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
| 2
| МОДУЛЬ 1 Предварительное планирование аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 1. Предварительное планирование аудиторской проверки
1.1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом
1.2. Составление письма о проведении аудита
1.3. Заполнение договора на проведение аудиторской проверки
1.4. Заполнение рабочего документа «Лист предварительного планирования»
1.5. Заполнение рабочего документа аудитора «Информация о деятельности клиента»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 2. Оценка системы внутреннего контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 2. Оценка системы внутреннего контроля
2.1. Заполнение рабочего документа аудитора «Описание системы бухгалтерского учета»
2.2. Оценка степени риска средств контроля
2.3. Оценка надежности контрольной среды
2.4. Заполнение рабочего документа «Описание и оценка системы внутреннего контроля»
2.5. Итоговая оценка эффективности системы внутреннего контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 3. Оценка общего аудиторского риска
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 3. Оценка уровня аудиторского риска
3.1. Определение значений компонентов аудиторского риска
3.2. Определение способов снижения аудиторского риска
3.3. Установление взаимосвязи аудиторского риска и методов получения аудиторских доказательств
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 4. Расчет уровня существенности
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 4. Расчет уровня существенности
4.1. Определение уровня существенности применительно к бухгалтерской отчетности организации с указанием экономического смысла рассчитанного значения
4.2. Анализ изменения уровня существенности для целей планирования областей потенциального риска
4.3. Описание значимых статей бухгалтерской отчетности и причины изменений в их составе
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 4
| 2
| МОДУЛЬ 5. Составление общего плана и программы проведения аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 5. Составление общего плана проведение аудиторской проверки
5.1. Заполнение рабочего документа аудитора «общий план аудита»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 6. Составление программы аудиторской проверки»
6.1. Заполнение рабочего документа аудитора «Программа аудиторской проверки»
|
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения – срок обучения 3 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 12
| 4
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
| 2
| МОДУЛЬ 1 Предварительное планирование аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 1. Предварительное планирование аудиторской проверки
1.1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом
1.2. Составление письма о проведении аудита
1.3. Заполнение договора на проведение аудиторской проверки
1.4. Заполнение рабочего документа «Лист предварительного планирования»
1.5. Заполнение рабочего документа аудитора «Информация о деятельности клиента»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 2. Оценка системы внутреннего контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 2. Оценка системы внутреннего контроля
2.1. Заполнение рабочего документа аудитора «Описание системы бухгалтерского учета»
2.2. Оценка степени риска средств контроля
2.3. Оценка надежности контрольной среды
2.4. Заполнение рабочего документа «Описание и оценка системы внутреннего контроля»
2.5. Итоговая оценка эффективности системы внутреннего контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 3. Оценка общего аудиторского риска
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 3. Оценка уровня аудиторского риска
3.1. Определение значений компонентов аудиторского риска
3.2. Определение способов снижения аудиторского риска
3.3. Установление взаимосвязи аудиторского риска и методов получения аудиторских доказательств
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 4. Расчет уровня существенности
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 4. Расчет уровня существенности
4.1. Определение уровня существенности применительно к бухгалтерской отчетности организации с указанием экономического смысла рассчитанного значения
4.2. Анализ изменения уровня существенности для целей планирования областей потенциального риска
4.3. Описание значимых статей бухгалтерской отчетности и причины изменений в их составе
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 4
| 2
| МОДУЛЬ 5. Составление общего плана и программы проведения аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 5. Составление общего плана проведение аудиторской проверки
5.1. Составление и заполнение рабочего документа аудитора «общий план аудита»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 6. Составление программы аудиторской проверки»
6.1. Составление и заполнение рабочего документа аудитора «Программа аудиторской проверки»
|
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения – срок обучения 2 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 12
| 4
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
| 2
| МОДУЛЬ 1 Предварительное планирование аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 1. Предварительное планирование аудиторской проверки
1.1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом
1.2. Составление письма о проведении аудита
1.3. Заполнение договора на проведение аудиторской проверки
1.4. Заполнение рабочего документа «Лист предварительного планирования»
1.5. Заполнение рабочего документа аудитора «Информация о деятельности клиента»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 2. Оценка системы внутреннего контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 2. Оценка системы внутреннего контроля
2.1. Заполнение рабочего документа аудитора «Описание системы бухгалтерского учета»
2.2. Оценка степени риска средств контроля
2.3. Оценка надежности контрольной среды
2.4. Заполнение рабочего документа «Описание и оценка системы внутреннего контроля»
2.5. Итоговая оценка эффективности системы внутреннего контроля
| М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| МОДУЛЬ 3. Оценка общего аудиторского риска
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 3. Оценка уровня аудиторского риска
3.1. Определение значений компонентов аудиторского риска
3.2. Определение способов снижения аудиторского риска
3.3. Установление взаимосвязи аудиторского риска и методов получения аудиторских доказательств
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
| 2
| МОДУЛЬ 4. Расчет уровня существенности
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
| 2
| Лабораторное занятие № 4. Расчет уровня существенности
4.1. Определение уровня существенности применительно к бухгалтерской отчетности организации с указанием экономического смысла рассчитанного значения
4.2. Анализ изменения уровня существенности для целей планирования областей потенциального риска
4.3. Описание значимых статей бухгалтерской отчетности и причины изменений в их составе
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 4
|
| МОДУЛЬ 5. Составление общего плана и программы проведения аудиторской проверки
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 5. Составление общего плана проведение аудиторской проверки
5.1. Составление и заполнение рабочего документа аудитора «общий план аудита»
|
М,П,ПБ, ЛР
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие № 6. Составление программы аудиторской проверки»
6.1. Составление и заполнение рабочего документа аудитора «Программа аудиторской проверки»
|
| ОК-5
ПК-4
ПК-6
| |