Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс


НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс
страница1/8
ТипРабочая программа
filling-form.ru > бланк доверенности > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Буранная средняя общеобразовательная школа имени полярного исследователя Г.Е. Лазарева» Соль-Илецкого городского округа

Рабочая программа

по учебному курсу «Русский язык»

7 класс.

(уровень преподавания: базовый )
Составитель: учитель русского языка и литературы Крымова Наталья Сергеевна

Стаж работы –2 года

с. Буранное

2016 - 2017 учебный год.


2. Пояснительная записка

2.1 Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утверждённый приказом Министерства Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.; Приказа Министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013 № 01-21/1061 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год"; Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Буранная средняя общеобразовательная школа» Оренбургской области; Образовательной программы МОБУ « Буранная средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области; Положения МОБУ «Буранная средняя общеобразовательная школа» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования»; учебного плана МОБУ «Буранная средняя общеобразовательная школа» Оренбургской области на 2016- 2017 учебный год;

примерной (типовой) »Программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской» (М.: изд-во «Дрофа», 5-9 классы, 2009 г.) ; учебника »Русский язык 7 класс» М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2010, -286 с.);

2.2 Ведущие целевые установки в предмете.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
2.3 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;


2.4 Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения

Главная цель – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области преподаваемого предмета и умения работать с учащимися в рамках компетентностного подхода к обучению и информатизации образовательного процесса.

Создание благоприятных условий и обогащенной образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

Целенаправленная работа по повышению учебной мотивации обучающихся в среднем и старшем звене через урочную и внеурочную деятельность.

Совершенствование системы мониторинга и диагностики учебного процесса с целью повышения качества и эффективности

Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя как основы перевода учебного процесса в научно-исследовательский.

Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.

2.5 Задачи обучения по предмету


  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

  • формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

  • формировать умения анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.



2.6 Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.


Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.


Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

2.7 Общая характеристика учебного процесса
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
2.8 Обоснование выбора УМК, на основе описания учебно-познавательных и учебно –практических задач, решаемых им.
Преподавание русского языка в 7 классе ведётся на основе УМК М.М. Разумовской. Данный учебно-методический комплекс, составленный по оригинальной программе авторского коллектива, соответствует обязательному минимуму, реализует современную методическую систему: языковой и речевой материал подается в органичном единстве.

Нетрадиционно авторы излагают теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждения и лингвистических текстов, учебник ориентирован на понимание и освоение материала, а не на механическое заучивание. Преодолевается разрыв между теорией и практикой. Русский язык представлен не как предмет заучивания правил, а как предмет, на котором должен идти процесс осознания языковых ценностей, орфографических и пунктуационных трудностей.

Методический аппарат отличается новизной и оригинальностью, вариантностью заданий.

Работа с текстом занимает ведущее место почти на всех уроках, а не только на уроках развития речи. Представленный дидактический материал выполняет 3 важнейшие задачи: обучения, развития и воспитания. Он интересен, расширяет кругозор, воспитывает личность, уважение к человеку, знакомит с русской культурой. В основе – развитие познавательных способностей, деятельность ученика разворачивается как процесс, движение идет от этапа к этапу:

1. Первичное ознакомление с основными правилами.

2. Систематизация сведений.

3. Владение орфографическими нормами на семантическом уровне.

От теории развивающего обучения в комплект удачно перенесена работа над формированием способов деятельности (используются алгоритмы, схемы). При деятельностном подходе учащихся к заданиям у учеников формируется самоуважение, а это обязательно при гуманизации образования.

Комплекс позволяет осуществлять развитие ученика как личности не только путем овладения им содержания стандартов , но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития. Оригинально и интересно построена работа по всем разделам лингвистики .

Фонетика и орфоэпия.

В школе сложилось пренебрежительное отношение к устной речи, т.к. она из-за технических трудностей плохо фиксируется. Отсюда следствие – у учеников не закладывается мысль об отличие устной речи от письменной, буквы от звука. Чаще всего ребенок делает ошибки орфографические по причине фонематического слуха. Главный прием – сопоставление и дифференциация устной и письменной речи, звука и буквы. В своей работе учитель должен руководствоваться 5 правилами (В.В.Львов):

1. Постоянное речевое самосовершенствование учителя.

2. Работа по фонетике и орфоэпии должна быть системной и планомерной.

3. Постоянное использование соответствующих словарей.

4.Использование технических средств.

5.Разнообразные упражнения:

    • упражнения имитационного характера;

    • артикуляционные и дикционные упражнения;

    • по согласным или гласным звукам восстановить слово;

    • сопоставление и противопоставление диалектных и нормированных слов ;

    • анализ аудиозаписей с предварительным заданием.

Морфология и правописание.

Именно в УМК М.М.Разумовской соблюдается непосредственная зависимость правописания слова от его морфемного состава. Языковой анализ (морфемный, грамматический и др.) отдельного слова не вырабатывает у ребенка склонности к необходимым обобщениям в процессе осмысления закономерностей родного языка, способности по отдельному элементу слова догадаться о различных языковых признаках. А именно это умение мгновенно улавливать наиболее яркие структурные элементы слова, « считывать их языковое значение, которое определяет отнесенность слова к той или иной грамматико-словообразовательной категории, является очень важным для решения разных практических задач. Опыт показывает, что одним из эффективных видов упражнений, формирующих умение видеть в словоформе ключевые морфемы и правильно использовать полученную информацию в процессе языкового анализа, является работа со словообразовательными моделями – схемами, образцами, формулами построения конкретного производного слова. Чувство морфемной формы слова активизируется и обостряется в нестандартных учебных ситуациях, при этом возрастает роль языковой интуиции, языкового чутья. Пример такой ситуации – анализ искусственных фраз, построенных не из конкретных слов, а из словообразовательных моделей – словоформ. Грамматико- словообразовательные свойства таких слов предстают перед учениками в обнаженном виде, а грамматические и словообразовательные значения морфем осознаются более четко. СОМ являются источником многогранной информации о слове, в этом ее обучающий потенциал. Они раскрывают лексические особенности слова, его грамматические признаки, его грамматическую судьбу. Работая с СОМ, ученик учится видеть общее словообразовательное и грамматическое значение в словах одной СОМ и определять часть речи и грамматические категории, опираясь на типичные суффиксы различных частей речи и окончания. Он учится предупреждать возможные орфографические затруднения, связанные со структурными особенностями слов одной СОМ. Задания имеют различную целевую направленность:

    • установление лексического значения слова через анализ СОМ;

    • грамматико-словообразовательный анализ слов;

    • орфографический анализ моделей.

С помощью таких заданий активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем. Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Это способствует речевому развитию ребенка, совершенствованию языкового чутья, работа по словообразованию не становится самоцелью.

Работа с упражнениями ЗСП.

Одна из интересных и оригинальных форм работы над правописанием трудных слов – упражнения ЗСП, в которых умело определен круг слов, вызывающих затруднения в правописании и организована работа по их усвоению.

Этапы:

1. восприятие слова, определение части речи;

2. работа со словарями (толковым, словообразовательным, этимологическим, орфоэпическим);

3.разбор слова по составу;

4. нахождение ошибкоопасных мест – орфограмм;

5. ближайшее окружение слова;

6.обыгрывание, включение в речь (составление паспорта слова, игры «Орфографический магазин», «Словообразовательный комбинат», ребусы, кроссворды, занимательные задания, игровые приемы запоминания);

7. закрепление;

8. контроль (диктанты словарные, со взаимопроверкой, предметные).
УМК под редакцией М.М. Разумовской позволяет реализовать одну из главных задач, стоящих на современном этапе перед учителем, развитие познавательной деятельности насытить ум, но и развить чувства.

2.9 Описание места учебного предмета в учебном плане
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 136 ч.

Программа рассчитана на 34 недель 4 часа в неделю за счет Федерального компонента.


3. Содержание учебного предмета

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа «Немецкий язык» 10 класс на 2016-2017 учебный год...
Данная рабочая программа к учебному курсу “Deutsch 10” – «Немецкий язык. 10 класс» И. Л. Бим, Л. В. Садомовой, М. А. Лытаевой (Москва,...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconПояснительная записка 9 класс статус документа
Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch – Schritte 5» «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса И. Л. Бим разработана...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа Курганской Жанны Алексеевны высшая квалификационная...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и Н. А. Николиной «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы» (Москва,...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа по английскому языку по учебному курсу «Английский язык» 5 класс
Рабочая программа предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа учителя английского языка по учебному курсу «Английский язык»
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа по элективному курсу «Сдаём на «5» русский язык» 9 класс
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа по технологии по учебному курсу «Технология» 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казакларская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа по технологии по учебному курсу «Технология» 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: «Казакларская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconПояснительная записка Адаптированная образовательная программа по...
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 7 класс iconРабочая программа по учебному предмету (курсу) иностранный язык (английский)....
Умк может быть использован при трехчасовой недельной сетке, но в зависимости от учебного плана и сетки часов надо рассчитывать на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск