Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления»


НазваниеПрограмма дисциплины «Методы и технологии государственного управления»
страница1/12
ТипПрограмма дисциплины
filling-form.ru > Бланки > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук

Программа дисциплины

«Методы и технологии государственного управления»


для направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра

Авторы программы:

Клименко А. В., к.э.н. (aklimenko@hse.ru) – руководитель авторского коллектива

Дмитриева Н. Е., к.соц.н. (nedmitrieva@hse.ru)

Калгин А.С., PhD (akalgin@hse.ru);

Клищ Н. Н., к.э.н. (nklishch@hse.ru)

Цыганков Д.Б.,к.соц.н. (dtsygankov@hse.ru)

Одобрена на заседании Департамента государственного и муниципального управления
«___» ____________ 20 г., руководитель Департамента _______________ Клименко А.В.

Рекомендована Академическим советом образовательной программы
«___» ____________ 20 г., № протокола __________.

Утверждена «___» ____________ 20 г.,
Академический руководитель образовательной программы _______________
Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована (в том числе фрагментарно) другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 "Менеджмент", обучающихся по специализации «Государственное и муниципальное управление».

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом ГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики»

  • » по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (уровень подготовки: бакалавр)

  • базовым учебным планом направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины " Методы и технологии государственного управления " являются:

  1. ознакомление студентов с лучшей существующей практикой и методическими основами применения новых технологий государственного административного управления (понимаемого в данном случае как управление деятельностью органов власти и организаций бюджетной сферы) в различных странах мира и Российской Федерации;

  2. подготовка студента к использованию инновационных технологий государственного управления в российской практике государственного управления.

  3. ознакомление студентов с теоретическими вопросами документационного обеспечения управления, выработка навыков использования современных технологий делопроизводства, формирование убежденности в необходимости постоянного и системного обновления знаний в области документирования управленческой деятельности.

  4. ознакомление студентов с лучшей существующей практикой и методическими основами анализа и оценки программ и политик как технологии государственного управления в различных странах мира и Российской Федерации;

  5. подготовка студента к использованию принципов, подходов и методов анализа и оценки программ и политик в российской практике государственного управления.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

- основные концепции (теории) государственного управления;

- понятийный аппарат теории государственного и муниципального управления;

- содержание основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти;

- современные направления развития методов государственного управления;

- функции и систему управления документооборотом, нормативно-правовые основы документирования информации,

- признаки классификации документированной и управленческой информации, основные принципы и подходы к унификации документов,

- требования законодательства к разработке и принятию нормативных и организационно-распорядительных актов, в т.ч. локальных нормативных актов,

- современные национальные стандарты в области ДОУ, требования к составлению документов в органах государственной власти и местного самоуправления.

- об основных подходах и теориях в Program & policy evaluation;

- о методологии и основных методах оценочного исследования;

- об отраслевых (секторальных) политиках, внедрение оценивания в которых в России происходит наиболее интенсивно.


  • Уметь

- критически оценить перспективы внедрения новых методов государственного управления в определенной области;

- использовать понятийный аппарат теории государственного и муниципального управления при подготовке проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным документам;

- оформлять реквизиты организационно-распорядительной документации разных видов, законодательные и подзаконные акты, дела для архивного хранения, копии документов, придавать юридическую силу копии документа;

- заполнять формы первичной учетной документации по учету кадров и учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда, составлять тексты приказов, протоколов, писем, др. управленческих документов.

- оценивать возможность применения методов оценочного исследования на практике;

- использовать понятийный аппарат анализа и оценки программ и политик при подготовке проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным документам.


  • Владеть

- навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению;

- навыками подготовки аналитических материалов, заключений по представленным проектам нормативных актов о внедрении новых технологий государственного управления;

- навыками работы с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;

- навыками применения и учета законодательных и иных нормативных правовых актов при организации делопроизводства в организации, ведомственного нормотворчества, ведения делопроизводства;

- навыками подготовки информационно-аналитических материалов, заключений по представленным проектам программ.


В результате освоения тем Раздела 1 студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код в ООС НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Уметь оформлять реквизиты организационно-распорядительной документации разных видов

СК-2

Воспроизводит, владеет, применяет, использует

Интерактивное тестирование в LMS на знание требований к оформлению документов, составление и оформление документов в соответствии с поставленными задачами

    Уметь составлять и оформлять проекты нормативных правовых актов

СК-2

Воспроизводит, владеет, применяет, использует

Интерактивное тестирование в LMS на знание требований к оформлению нормативных правовых актов, составление и оформление нормативных правовых актов в соответствии с поставленными задачами

    Уметь оформлять дела для архивного хранения




СК-2

Воспроизводит, владеет, применяет, использует

Интерактивное тестирование в LMS на знание требований к оформлению дел для архивного хранения, составление и оформление дел для архивного хранения в соответствии с поставленными задачами

    Иметь навыки применения сравнительно-сопоставительного, системного анализа для оценки норм и элементов системы ДОУ




СК-9

Оценивает, интерпретирует, обосновывает, сравнивает

Интерпретация и оценка систем документооборота, в т.ч. электронного, использование сравнительного анализа характеристик схожих объектов

    Уметь использовать Интернет-технологии поиска и анализа информации, содержащейся в электронных библиотечных ресурсах

СК-5

Ищет, применяет, анализирует, интерпретирует

Работа с программными продуктами и их интерфейсами, нахождение различных интерпретаций результата в зависимости от контекста поставленной задачи


В результате освоения тем Раздела 2 студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения

ПК-15

демонстрирует способность диагностировать этические проблемы;

применяет основные модели принятия этичных управленческих решений

Выполнение домашнего задания по антикоррупционной экспертизе проекта административного регламента исполнения государственной функции (оказания государственной услуги)

Умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

ПК-7

демонстрирует умение анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию

Умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации


ПК-7, ПК-9

воспроизводит основные принципы регламентации административных процессов;

представляет связи между функциональным анализом, процессной оптимизацией и организационно-структурным развитием органа исполнительной власти

Проведение деловой игры

«Заседание рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы»
Выполнение учебных заданий в рамках семинара «Функциональный анализ полномочий органов исполнительной власти разных ти-пов»

Умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти

ПК-6, ПК-10

даёт определение типов организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования.

использует, составляет и обосновывает правовые документы, относящиеся к деятельности органа исполнительной власти в процессе оказания государственных услуг;

Способность представлять интересы и официальную информацию органов государственной власти, государственного или муниципального предприятия, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами


СК-7, ПК-18

воспроизводит и использует при выработке управленческих решений принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и её отличия от частной организации;

владеет навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности;

интерпретирует и правильно применяет правовые нормы, принимает решения и совершает юридические действия в точном соответствии с законом;

Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции


ПК-4

формулирует основное содержание стратегии государства по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся объекта регулирования, в т.ч. различных социальных групп;


Решение учебных задач по целеполаганию в рамках семинарских занятий

Способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

ПК-9

интерпретирует систему мер государственного и муниципального воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп;

использует навыки оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ

обосновывает применимость в деятельности подразделения положений федерального и регионального законодательства, инструкций и нормативов;

Подготовка ведомственной целевой программы реализации мероприятий административной реформы в рамках семинарских занятий

Способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности


ПК-6

демонстрирует умение разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

использует принципы целеполагания, виды и методы планирования;

Оперирование информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения

ПК-9

владеет основными тенденциями развития государственного и муниципального управления;

распознаёт место обсуждаемой управленческой школы / технологии в развитии государственного и муниципального управления как науки и профессии;

воспроизводит основные модели и механизмы, лежащие в основе соответствующей технологии государственного управления;

воспроизводит международную практику внедрения соответствующей технологии государственного управления;

интерпретирует теории и международную практику государственного управления с точки зрения их применимости в российских условиях;

владеет логически верно, аргументировано и ясно выстроенной письменной речью;

Обсуждение основных технологий и механизмов государственного управления и регулирования в рамках лекционных и семинарских занятий
Реферирование статьи по одной из теорий государственного управления.
Выполнение экзаменационных заданий.

В результате освоения тем Раздела 3 студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность активно участвовать в реализации программы организационных изменений

ПК-7

применять адекватные инструменты и технологии оценки программ при реализации управленческого решения

Выполнение доклада по избранной теме

Владение методами выработки стратегических, тактических и оперативных решений в управлении деятельностью организаций

ПК-16

демонстрирует умение анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию

Понимание основ государственной политики и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

ПК-31

владеет основными тенденциями развития государственного и муниципального управления;

распознаёт место обсуждаемой управленческой школы / технологии в развитии государственного и муниципального управления как науки и профессии;

воспроизводит основные модели и механизмы, лежащие в основе соответствующей технологии государственного управления;

воспроизводит международную практику внедрения соответствующей технологии государственного управления;

интерпретирует теории и международную практику государственного управления с точки зрения их применимости в российских условиях;

владеет логически верно, аргументировано и ясно выстроенной письменной речью;

Решение учебных задач по подготовке информационно-методических материалов в рамках семинарских занятий

Умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-

управленческие модели

ПК-35

анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей.

использует, составляет и обосновывает правовые документы, относящиеся к деятельности органа исполнительной власти в процессе оказания государственных услуг;


Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач

ПК-56

использует для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.

Дисциплина является одной из базовых для концентрации «Технологии государственного управления».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Экономическая теория и институциональная экономика

  • Теория государства и права

  • История управления российского государства (История государственного управления)

  • Менеджмент

  • Экономика общественного сектора

  • Введение в публичное управление



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

  • умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

  • способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

  • умением правильно применять нормы права (ПК-10);

  • умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

  • умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);

  • умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

  • умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30)

  • способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях (ПК-34);

  • выбрать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-57).


Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Основы документирования управленческой деятельности  

72

14

14

 

44

1.1

Организационно-правовые основы делопроизводства

22

6

2

 

14

1.2

Документирование государственной управленческой деятельности

26

4

8

 

14

1.3

Систематизация работы с документацией

24

4

4

 

16

Раздел 2. Технологии государственного управления

118

14

18

 

86

2.1

Основные теории государственного управления

12

2

0

 

10

2.2

Оптимизация функций, структуры и процессов органов власти

16

2

4

 

10

2.3

Управление по результатам

14

2

2

 

10

2.4

Кадровые технологии в государственном секторе

14

2

2

 

10

2.5

Взаимодействие государства с гражданским обществом

14

2

2

 

10

2.6

Электронное правительство

14

2

2

 

10

2.7

Качество государственного управления

16

2

2

 

12

 

Реферат

18

 

4

 

14

Раздел 3. Анализ и оценка программ и политик 

98

12

16

 

70

3.1

Политический анализ, оценивание, экспертиза. Использование знания в политике и управлении

12

1

1

 

10

3.2

Триада понятий «политическое». Аналитические подходы к анализу принятия решений и реализации государственной политики

12

1

1

 

10

3.3

Общий обзор оценивания программ и политик. Профессионализация оценивания как трансграничной дисциплины

11

1

0

 

10

3.4

Основные теоретические подходы и модели оценивания

16

2

4

 

10

3.5

Методология оценивания

16

4

2

 

10

3.6

Планирование и этапы оценочного исследования

13

1

2

 

10

3.7

Оценивание и мониторинг государственных программ и проектов

18

2

6

 

10

Итого:

288

40

48

 

200



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год (3-й курс бакалавриата)

2-й год (4-й курс бакалавриата)

Параметры

2

3

2

3

Текущий

(неделя)

Реферат (по разделу 1)




Последняя неделя модуля







В рамках реферата (зачета) по разделу 1 студентам предлагается разработать комплект организационно-распорядительных документов для выбранной организации.

Реферат, вкл. устное выступление (раздел 3)







В течение 2 модуля




Групповой доклад на семинаре в форме Power Point-презентации по теме статьи. Примерная продолжительность доклада – 35-40 минут.

Примерный объем “executive summary”– 1800-1900 слов.




Эссе (раздел 2)










В течение 3 модуля

Эссе пишется на семинарском занятии. Студент предварительно изучает (и может принести с собой) все предлагаемые для написания эссе статьи (три статьи предлагаются для изучения каждой группе не менее чем за неделю до написания эссе). На семинаре преподаватель озвучивает перечень вопросов, по одному вопросу по каждой из статей. Вопрос и статью для реферирования (из предложенных) студент выбирает самостоятельно. На выбранный вопрос студент должен ответить с позиции автора статьи и предложить свои размышления на предложенную тему.

Время написания эссе – 70 минут.

Итоговый

Экзамен (раздел 1)













На экзамене по разделу 1 студентам предлагается ответить на тестовые вопросы, составленные из наиболее актуальных и важных вопросов промежуточного тестирования и выполнить 4 – 5 практических заданий по результатам овладения навыками, предусмотренными учебной дисциплиной.

Экзамен

(разделы 2 и 3)










Конец 3 модуля

Итоговый контроль состоит в оценке качества итоговой работы, выполняемой в формате тестирования. Письменный тест содержит до 35 закрытых вопросов. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.

Время написания итоговой работы – 70 минут.




1.1Критерии оценки знаний, навыков


При выполнении заданий промежуточного и итогового контроля студент должен продемонстрировать компетенции, указанные в разделе 3 данной программы в сопоставлении с упоминаемой там же той или иной формой контроля.

Критерии оценки качества эссе во многом определяются выбранной студентом статьёй и вопросом для написания эссе. Пример критериев оценки приведён ниже:

Статья: Роберт К. Мертон "Бюрократическая структура и индивидуальность".

Вопрос: Какие дисфункции бюрократии выделяет автор? Все ли они характерны для современного государственного управления (РФ)?

Критерии

Баллы

  1. Выделение концепций дисфункции бюрократии, предложенных в статье

Всего 3

1.1 Веблен «Обученная неспособность»

1

1.2 Девей «профессиональный психоз»

1

1.3 Вармотт «профессиональная деформация»

1

  1. Взгляд автора на недостатки бюрократических организаций, «под другим углом»

Всего 3

2.1 «Подмена целей», рассмотрено из-за чего «средство становится целью» (проанализированы структурные причины подмены целей)

1

2.2 Групповые интересы чиновников vs интересы клиентов, интересы высших представителей в иерархии

1

2.3 Первичные и вторичные групповые отношения (обезличенность, отсутствие индивидуального подхода, объяснение внешнего и внутреннего конфликтов)

1

3 Наличие дисфункций в России (интерпретация предложенных в статье подходов к ситуации в России, обоснование, примеры)

2

4. Качество текста, аргументированность, профессиональная и лингвистическая грамотность, стиль изложения.

2


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Содержание дисциплины

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconПрограмма дисциплины «Информационно-аналитические технологии государственного...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 01 Топографическое черчение...
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21. 02. 11 Геофизические...

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconРабочая программа учебной дисциплины функционально-стоимостной анализ...
Освоение учебной дисциплины направлено на формирование у обучающегося следующего состава компетенций

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины новые методы и технологии...
Управление персоналом (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconПримерная программа учебной дисциплины информационные технологии...
Примерная программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности ". – М.: Издательский отдел ипр спо, 2002....

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconПрограмма учебной дисциплины иностранный язык (профессиональный)...
Программа учебной дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» разработана на основе Федерального государственного образовательного...

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconРабочая программа учебной дисциплины «Технологии набора персонала»
Целями освоения учебной дисциплины «Технологии набора персонала» в соответствии с требованиями фгос являются формирование у обучающегося...

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconПрограмма учебной дисциплины «электрохимические методы осаждения...
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы переподготовки специалистов по профессии

Программа дисциплины «Методы и технологии государственного управления» iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины методы и средства визуализации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск