Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет


Скачать 436.66 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2
Приложение

к рабочей программе дисциплины

«Общая экология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

по направлению подготовки

05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ


Тип ООП: академический бакалавриат

Владивосток 2016


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Общая экология» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «05.03.06 Экология и природопользование» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367).

Составитель:

Пушкарь, профессор кафедры «Экологии и природопользования»
Утвержден на заседании кафедры Экологии и природопользования от 11.05.16 г., протокол № 9
Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Иваненко Н.В.
«____»_______________20__г.
Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ Иваненко Н.В.
«____»_______________20__г.


1 ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Направление подготовки

Код компетенции

Формулировка компетенции

Номер

этапа


Экология и природопользование, 05.03.06

ПК-4

иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;


1

ПК-13

знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования

3


2 ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПК -4

Планируемые результаты обучения


Критерии оценивания результатов обучения

1

2

3

4

5

Знает:


Отсутствие знания теоретических основ общей экологии


Фрагментарное знание теоретических основ общей экологии


Неполное знание теоретических основ общей экологии


В целом сформировавшееся знание теоретических основ общей экологии


Сформировавшееся систематическое знание теоретических основ общей экологии


Умеет:


Отсутствие умения применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач


Фрагментарное умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач


Неполное умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач


В целом сформировавшееся умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач


Сформировавшееся систематическое умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач


Владеет:


Отсутствие владения навыками проведения экологического анализа конкретной территории; проведения кратковременного мониторинга и экологического анализа имеющихся данных с использованием экосистемного метода



Фрагментарное владение навыками проведения экологического анализа конкретной территории; проведения кратковременного мониторинга и экологического анализа имеющихся данных с использованием экосистемного метода


Неполное владение навыками проведения экологического анализа конкретной территории; проведения кратковременного мониторинга и экологического анализа имеющихся данных с использованием экосистемного метода



В целом сформировавшееся владение навыками проведения экологического анализа конкретной территории; проведения кратковременного мониторинга и экологического анализа имеющихся данных с использованием экосистемного метода


Сформировавшееся систематическое владение навыками проведения экологического анализа конкретной территории; проведения кратковременного мониторинга и экологического анализа имеющихся данных с использованием экосистемного метода


Шкала оценивания


0–8

неудовлетворительно

9–12

неудовлетворительно

13–15

удовлетворительно

16–18

хорошо

19–20

отлично


ПК -13

Планируемые результаты обучения


Критерии оценивания результатов обучения

1

2

3

4

5

Знает:


Отсутствие знания основ геохимии и геофизики окружающей среды

Фрагментарное знание основ геохимии и геофизики окружающей среды

Неполное знание основ геохимии и геофизики окружающей среды

В целом сформировавшееся знание основ геохимии и геофизики окружающей среды

Сформировавшееся систематическое знание основ геохимии и геофизики окружающей среды


Умеет:


Отсутствие умения применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

Фрагментарное умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

Неполное умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

В целом сформировавшееся умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

Сформировавшееся систематическое умение применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

Владеет:


Отсутствие владения методами геофизических исследований


Фрагментарное владение методами геофизических исследований

Неполное владение методами геофизических исследований

В целом сформировавшееся владение методами геофизических исследований

Сформировавшееся систематическое владение методами геофизических исследований

Шкала оценивания


0–8

неудовлетворительно

9–12

неудовлетворительно

13–15

удовлетворительно

16–18

хорошо

19–20

отлично


3 ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



п/п

Коды компетенций и планируемые результаты обучения

Оценочные средства

Наименование

Представление в ФОС

1.

ПК -4, ПК - 13

знать

Тесты, собеседование

Примеры тестовых заданий, контрольные вопросы

уметь

Практические работы

Примеры заданий к практическим работам

владеть

Практические работы

Примеры заданий к практическим работам


4 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Промежуточная аттестация по дисциплине «Общая экология» включает в себя теоретические задания, позволяющие оценить уровень усвоения обучающимися знаний, и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и владений (см. раздел 5).

Усвоенные знания и освоенные умения проверяются при помощи электронного тестирования, умения и владения проверяются в ходе решения задач.

Объем и качество освоения обучающимися дисциплины, уровень сформированности дисциплинарных компетенций оцениваются по результатам текущих и промежуточной аттестаций количественной оценкой, выраженной в баллах, максимальная сумма баллов по дисциплине равна 100 баллам.

Сумма баллов, набранных студентом по дисциплине, переводится в оценку в соответствии с таблицей.

Сумма баллов

по дисциплине

Оценка по промежуточной аттестации

Характеристика уровня освоения дисциплины

от 91 до 100

«зачтено» / «отлично»

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на итоговом уровне, обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

от 76 до 90

«зачтено» / «хорошо»

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на среднем уровне: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

от 61 до 75

«зачтено» / «удовлетворительно»

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на базовом уровне: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний, умений, навыков по некоторым дисциплинарным компетенциям, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

от 41 до 60

«не зачтено» / «неудовлетворительно»

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на уровне ниже базового, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков.

от 0 до 40

«не зачтено» / «неудовлетворительно»

Проявляется полное или практически полное отсутствие знаний, умений, навыков.



5 КОМПЛЕКС ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1 Примеры тестовых заданий

1. Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется

1)экологией животных

2)биогеоценологией

3)прикладной экологией

4)комплексной экологией

2. Эмерджентность – это

1)сумма свойств биоценоза и биотопа как элементов экосистемы

2)действия человека по отношению к природе

3)качественно новые свойства экологического уровня или единицы

4)зоологическая или ботаническая номенклатура

3. Отношения между популяциями разных видов в экосистеме изучает

1)синэкология

2)биогеография

3)демэкология

4)аутэкология

4. Наука, изучающая взаимодействие организмов между собой и окружающей средой, называется

1)биологией

2)экологией

3)зоологией

4)ботаникой

5. Экология – это наука, изучающая

1)биотоп

2)биоценоз

3)рациональное использование и охрану природы

4)связи и взаимодействия между биотопом и биоценозом

6. Термин «экология» был введен

1)Э. Зюссом

2)Т. Гексли

3)Э. Геккелем

4)Ч. Дарвином

7. Аутэкология – это наука о взаимодействии ….. между собой и со средой

1)биоценозов

2)сообществ организмов

3)популяций одного вида

4)популяций различных видов

8. Популяционная экология изучает

1)организм как индивид

2)совокупность особей одного вида

3)биогеоценоз

4)биотоп

9. Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знаний и практики получил название

1)экологизации

2)гуманизации

3)биологизации

4)социализации

10. Экология относится к семейству

1)географических наук

2)социальных наук

3)биологических наук

4) химических наук

11. Основоположником российской экологии считают

1)Н.А. Северцева

2)В.Н. Сукачева

3)В. К.Ф. Рулье

4)В.В. Докучаева

12. Закон толерантности сформулировал

1)Ю. Либих

2)В. Шелфорд

3)В.И. Вернадский

4)Э. Зюсс

13. Подготовка экологически образованных специалистов в разных областях деятельности достигается через

1)институты профессиональной переподготовки кадров

2)систему экологического образования

3)широкую просветительскую работу экологической направленности

4)участие в общественном экологическом движении

14. Та часть валовой продукции, которая остается в фитоценозе после расходов на дыхание, называется

1)чистой первичной продукцией

2)продукцией гетеротрофов

3)продукцией фитофагов

4)вторичной продукцией

15. С глубиной воды зеленые водоросли сменяются бурыми и красными, что является отражением адаптации к

1)изменению солености

2)изменению светового режима

3)снижению температуры

4)повышению давления

16. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого называется экологическим фактором

1)антропогенным

2)биотическим

3)климатическим

4)абиотическим

17. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда, называется

1)нейтрализмом

2)комменсализмом

3)мутуализмом

4)аменсализмом

18. Азот в наземных экосистемах включается в биологический круговорот

1)растениями

2)фитофагами

3)хищниками

4)паразитами

19. К механизмам саморегуляции экосистем относится субсистема

1)хищник-человек

2)хищник-паразит

3)хищник-жертва

4)паразит-жертва

20. К лимитирующим экологическим факторам относятся те, которые находятся в окружающей среде

1)в постоянном количестве

2)непродолжительно

3)выше верхнего и ниже нижнего пределов выносливости

4)в наибольшем количестве

21. В состав биотического компонента экосистемы входят

1)атмосферный воздух и растения

2)вода, почва, растения, животные

3)грибы, почва, микроорганизмы

4)растения, животные, микроорганизмы

22. Связь между двумя видами, обусловленная их присутствием в одном местообитании называется

1)топической

2)энергетической

3)барической

4)механической

23. Биотическая эволюция (возникновение жизни), как естественно-исторический процесс, началась

1)около 3,5 млрд. лет назад

2)с возникновением человека около 3 млн. лет назад

3)500 млн. лет назад

4)10 – 12 тыс. лет назад

24. Природные экосистемы по сравнению с искусственными

1)не имеют механизмов защиты от внешних воздействий

2)менее устойчивы

3)более устойчивы

4)нуждаются в регуляции со стороны человека

25. Совокупность организмов, обитающих на дне (на грунте и в грунте) водной среды составляет

1)нектон

2)бентос

3)фитопланктон

4)планктон

26. Ярусное расположение растений в лесных биоценозах служит приспособлением к

1)фотопериоду

2)режиму влажности

3)режиму освещенности

4)режиму температуры

27. Организмы, питающиеся растениями и занимающие второй трофический уровень пищевой цепи, называются

1)фитофагами

2)продуцентами

3)автотрофами

4)зоофагами

28. Термин «биоценоз» предложил

1)Линней

2)Мебиус

3)Одум

4)Тимирязев

29. Совокупность живых организмов и среды их обитания, функционирующая как единое целое, называется

1)биоценозом

2)фитоценозом

3)популяцией

4)экосистемой

30. В зависимости от первоначального состояния субстрата (биотопа) различают сукцессии

1)прогрессивные и регрессивные

2)гетеротрофные и автотрофные

3)природные и антропогенные

4)первичные и вторичные

31. Сигнальным (информационным) фактором для перелета птиц в теплые страны является

1)листопад

2)изменение влажности воздуха

3)отсутствие корма

4)изменение продолжительности дня

32. Процесс приспособления организмов к изменениям факторов среды жизни называется

1)адаптацией

2)сукцессией

3)фотосинтезом

4)толерантностью

33. В основе самого распространенного типа связей между особями разных видов лежат отношения, связанные с

1)защитой потомства

2)борьбой за территорию

3)расселением

4)потреблением пищи

34. Споры, пыльца, семена растений, микроорганизмы и мелкие животные составляют _________ воздушной среды

1)аэропланктон

2)бентос

3)нектон

4)фитопланктон

35. Наибольшим видовым разнообразием характеризуется зона

1)тропическая

2)полярная

3)умеренная

4)аридная

36. Комнатная муха может быстрее, чем человек приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, потому что

1)имеет личиночную стадию

2)имеет быструю смену поколений

3)хорошо летает

4)имеет малые размеры

37. Синонимом понятия «экосистема» является

1)биотоп

2)биоценоз

3)экотоп

4)биогеоценоз

38. Энергетические затраты на поддержание метаболических процессов в организме – это

1)потребление гетеротрофами

2)потери с фекалиями

3)энергия запаса

4)траты на дыхание

39. У всех организмов физиологические процессы наиболее интенсивно протекают при температуре среды

1)минимальной

2)оптимальной

3)максимальной

4)изменчивой

40. Диапазон действия экологического фактора, ограниченный соответствующими крайними пороговыми значениями (точками минимума и максимума) называется

1)физико-географической средой

2)экологической адаптацией

3)экологической валентностью

4)экологической реакцией

41. Состояние подвижно-стабильного равновесия экосистем называется

1)сукцессий

2)гомеостазом

3)биоритмом

4)толерантностью

42. Общее количество особей на территории занимаемой популяцией называется

1)численностью популяции

2)рождаемостью популяции

3)населением популяции

4)плотность популяции

43. Отдельные звенья пищевой цепи называются

1)пищевой сетью

2)непищевым уровнем

3)трофическим уровнем

4)качественным уровнем

44. Ветер, свет, влажность, температура – это экологические факторы

1)химические

2)биологические

3)климатические

4)антропогенные

45. Растения, обитающие во влажных местах, не переносящие водного дефицита и обладающие невысокой засухоустойчивостью, называются

1)суккулентами

2)гигрофитами

3)гелиофитами

4)доминантами

46. Биоценозом называется

1)любое многовидовое сообщество растений, животных или микроорганизмов

2)однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов и косных компонентов

3)совокупность взаимосвязанных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих один биотоп

4)совокупность видов растений, животных и микроорганизмов и комплекса условий и ресурсов среды

47. Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма – это

1)среда обитания

2)микроклимат

3)пространство, заселенное организмами

4)физическая среда

48. Кривая роста численности любого вида организмов, при отсутствии лимитирующих факторов, называется

1)прямой

2)экспоненциальной

3)синусоидной

4)гиперболической

49. Плотность сложения, механический состав, влагоемкость, аэрируемость почвы называется экологическими факторами

1)биотическими

2)эдафическими

3)антропогенными

4)химическими

50. Несоответствие биологических ритмов живых организмов окружающим условиям среды, называется

1)адаптацией

2)десинхронозом

3)преадаптацией

4)синхронозом

51. Вид, который является строителем биоценоза, оказывающий средообразующее воздействие, называется

1)ассектатором

2)автохтоном

3)консортом

4)эдификатором

52. Фиксированная в углеводах в процессе фотосинтеза солнечная энергия представляет собой ___________ биогеоценоза

1)продукцию фитофагов

2)чистую первичную продукцию

3)валовую первичную продукцию

4)продукцию гетеротрофов

53. Типичным представителем геобионтов – организмов, весь жизненный цикл которых протекает в почвенной среде, является

1)дождевой червь

2)майский жук

3)сурок

4)полевая мышь

54. Органическое вещество, создаваемое в экосистемах в единицу времени, называют биологической

1)активностью

2)энергией

3)численностью

4)продукцией

55. Способность верблюдов к регуляции водного обмена и удержанию воды в теле – это адаптация к

1)недостатку корма и физической нагрузке

2)высокой интенсивности освещения

3)сухости воздуха в сочетании с высокой температурой среды

4)длительным переходом через пустыню в составе каравана

56. Два вида не могут длительное время жить в одном местообитании, если их экологические потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу. Этот принцип сформулировал и экспериментально подтвердил

1)Г. Гаузе

2)Р. Макартур

3)А. Тенсли

4)Ч. Элтон

57. Закон Ю. Либиха гласит: вещество, которое находится в ________ управляет урожаем и определяет величину и устойчивость последнего

1)минимуме

2)максимуме

3)избытке

4)оптимуме

58. Биотический компонент экосистемы – это

1)экотоп

2)почвогрунт

3)биоценоз

4)климатоп

59. Восстановление экосистемы, когда-то уже существовавшей на данной территории, называют

1)третичной сукцессией

2)вторичной сукцессией

3)полисукцессий

4)первичной сукцессией

60. Биоценоз, основу которого составляет искусственно созданное, как правило, обедненное видами живых организмов биотическое сообщество, регулируемое человеком в целях достижения высокой биологической продукции называется

1)агроценоз

2)урбоценоз

3)агрокультура

4)аквакультура

61. Ярко выраженная форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится для другого обязательным, называется

1)мутуализмом

2)комменсализмом

3)протокооперацией

4)аменсализмом

62. Возрастной структурой популяции называется

1)количество старых особей

2)количественное соотношение различных возрастных групп

3)количество новорожденных особей

4)количественное соотношение женских и мужских особей

63. Рост популяции, численность которой увеличивается лавинообразно, называется

1)изменчивым

2)стабильным

3)экспоненциальным

4)логистическим

64. В пищевой цепи «растение – тля – божья коровка – динокампус» консументом первого порядка является

1)растение

2)синица

3)тля

4)личинка динокампуса в теле божьей коровки

65. Графическую модель, показывающую количество энергии в пищевой цепи на каждом трофическом уровне, называют пирамидой

1)потребности

2)энергии

3)численности

4)биомассы

66. Человек, употребляющий растительную пищу (вегетарианец), является

1)консументом 2-го порядка

2)продуцентом

3)консументом 1-го порядка

4)редуцентом

67. Восстановление леса или степи на месте заброшенной пашни является типичным примером

1)первичной сукцессии

2)антропогенной сукцессии

3)вторичной сукцессии

4)флуктуации

68. По отношению к фактору освещенности для растений не характерна

экологическая группа

1)теневыносливые

2)тенелюбивые

3)светолюбивые

4)сумеречные

69. К биотическим факторам относят

1)влажность воздуха

2)пищу

3)почвенно-грунтовые факторы

4)температуру

70. Основная причина неустойчивости агросистем состоит в

1)небольших размерах таких систем

2)неудачном территориальном размещении агроэкосистем

3)монокультуре агроэкосистем и полной зависимости от человека

4)плохих почвах, на которых размещают агроэкосистемы

71. Для характеристики живых организмов, способных выдерживать значительные колебания значений экологического фактора, используют приставку

1)эври-

2)мезо-

3)ксеро-

4)стено-

72. Изменение поведения организма в ответ на изменение факторов среды называется

1)мимикрией

2)этологической адаптацией

3)физиологической адаптацией

4)морфологической адаптацией

73. Обмен химических элементов в экосистеме между живыми организмами и неорганической средой называют

1)биоструктурным круговоротом

2)круговоротом веществ

3)молекулярным круговоротом

4)круговоротом энергии

74. Циклический процесс химических превращений, обусловленный живым веществом биосферы, называется круговоротом

1)биогеохимическим

2)химическим

3)геологическим

4)энергетическим

75. Функция живого вещества, проявляющаяся в накоплении, сохранении и передаче наследственных признаков организмов, называется

1)энергетической

2)деструктивной

3)информационной

4)концентрационной

76. Канцерогенами называют вещества, вызывающие

1)онкологические заболевания

2)хроническое отравление

3)аллергические заболевания

4)инфекционные заболевания

77. Вспышка болезни «Itai-Itai» связана с попаданием в пищу

1)кадмия

2)ртути

3)свинца

4)йода

78. Ксенобиотиками называют

1)вещества чуждые природе

2)организмы, питающиеся падалью

3)биогенные элементы

4)лекарственные препараты

79. К факторам повышенной опасности социальной среды человека относятся

1)опасные бактерии в почве

2)алкоголь и наркотики

3)вредные вещества в атмосферном воздухе

4)пыльца растений

80. К биологическим факторам повышенной опасности для человека относятся

1)ураганы и землетрясения

2)вождение автомобиля

3)паразиты и нападение животных

4)курение и наркотики

81. Резкое, многократное, как правило, относительно внезапное увеличение численности особей какого-либо вида, связанное с выключением обычных механизмов в ее регуляции, наблюдающееся, например, при интродукции видов (кролики в Австралии), называется

1)агрегацией

2)репродуктивным усилением

3)демографическим коллапсом

4)популяционным взрывом

82. Термин техногенез был предложен

1)А.Е. Ферсманом в 1924 г

2)Н.Ф. Реймерсом в 1990 г

3)В.И. Вернадским в начале ХХ столетия

4)А. Тенсли в 1935 г

83. Большую часть радона человек получает

1)с водой

2)с пищей

3)с вдыхаемым воздухом

4)при контакте с кожей

84. Циклический процесс химических превращений, обусловленный живым веществом биосферы, называется круговоротом

1)биогеохимическим

2)химическим

3)геологическим

4)энергетическим

85. Человек является частью

1)техносферы

2)тропосферы

3)биосферы

4)литосферы

86. «Стремление живого вещества заполнить собой все возможное пространство В.И. Вернадский назвал

1)продуктивностью

2)автотрофностью

3)биоразнообразием

4)давлением жизни

87. В процессе круговорота углерода в биосфере образуется энергетический ресурс

1)мел

2)известняк

3)нефть

4)фосфорит

88. Часть биосферы, преобразованная человеком в инженерно-технические сооружения носит название

1)техносферы

2)антропогенного ландшафта

3)антропосистемы

4)городской экосистемой

89. За последние 50 лет численность населения планеты

1)увеличилась в 2 раза

2)увеличилась незначительно

3)не изменилась

4)сократилась в 1,5 раза

90. Урбанизация населения страны приводит к

1)увеличению рождаемости

2)отсутствию рождаемости

3)снижению рождаемости

4)стабилизации рождаемости

91. Демографическая ситуация в России характеризуется

1)низкой смертностью

2)депопуляцией населения

3)высокой продолжительностью жизни

4)высокой рождаемостью

92. Деградация окружающей природной среды сказывается в первую очередь на

1)здоровье человека

2)качестве почвы

3)состоянии лесных биогеоценозов

4)состоянии атмосферы

93. Наибольшая средняя продолжительность жизни человека в XXI веке достигнута в (во)

1)Франции

2)США

3)Японии

4)России

94. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются

1)болезни опорно-двигательной системы

2)инфекционные болезни

3)сердечно-сосудистые и онкологические заболевания

4)болезни пищеварительного тракта

95. Под трансграничными загрязнениями понимают загрязнения, перенесенные

1)из одного района страны в другой

2)с территории одной страны на площадь другой страны

3)с одного материка на другой материк

4)с материков в океан

96. Главной особенностью человека, отличающей его от других видов, является

1)взаимодействие с природой через создаваемую культуру

2)зависимость от физических факторов среды

3)связь со средой через питание, дыхание, обмен веществ

4)наличие приспособительных возможностей, полученных в ходе биологической эволюции

97. Озоносфера – область с наибольшей концентрацией озона располагается в

1)ионосфере

2)гидросфере

3)педосфере

4)стратосфере

98. Смог «Лос-Анджелеса» является

1)фотохимическим

2)токсичной смесью дыма и тумана в условиях высокой влажности

3)естественным природным явлением

4)следствием разрушения озонового слоя планеты

99. Среди загрязнителей воды наибольшую опасность представляют

1)фенолы

2)нефть и нефтепродукты

3)соли тяжелых металлов

4)кислотообразующие соединения

100. Процесс захватывания частиц почвы и их вынос водой или ветром носит название

1)эрозии

2)инсоляции

3)выщелачивания

4)механического переноса

101. Особую опасность представляют пестициды

1)стойкие и кумулятивные

2)слабостойкие

3)среднестойкие

4)быстро разрушающиеся

11. Основным, самым главным источником выбросов диоксинов являются

1)мусоросжигательные заводы

2)промышленные предприятия

3)бытовые сточные воды

4)сельское хозяйство

102. Антропогенное нарушение биотической регуляции круговорота углерода (из-за быстрого сокращения площади лесов) приводит к

1)фотохимическим реакциям

2)похолоданию климата

3)усилению парникового эффекта

4)снижению парникового эффекта

103. Источником хлорфторуглеводородов является

1)производство удобрений

2)хлорирование воды

3)производство хлоридов

4)холодильное оборудование

104. Ультрафиолетовая радиация оказывает ингибирующее воздействие на фито- и зоопланктон, что может привести к

1)увеличению испарения с поверхности океана

2)разогреву вод Мирового океана

3)снижению первичной продукции Мирового океана

4)исчезновению вредных и опасных видов из океана

105. Основной вклад в явление «парниковый эффект» вносит

1)азот

2)углекислый газ

3)сероводород

4)кислород

106. Фотохимический смог образуется в результате химического взаимодействия

1)оксидов азота и углеводородов

2)оксида серы и атмосферной влаги

3)галогенов, оксидов азота (II) и озона

4)свинца с окислами азота

107. К современному экологическому кризису наиболее подходит характеристика:

1)кризис продуцентов

2)кризис консументов

3)кризис редуцентов

4)кризис производства

108. Основной причиной исчезновения большинства видов животных является

1)уничтожение человеком местообитаний

2)прямое уничтожение человеком

3)повышение концентрации ядов в биосфере

4)радиационное загрязнение среды

109. Рациональное природопользование подразумевает

1)деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества

2)деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов

3)добычу и переработку полезных ископаемых

4)мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека

110. Полезные ископаемые недр планеты относятся к

1)неисчерпаемым природным ресурсам

2)возобновляемым природным ресурсам

3)невозобновляемым природным ресурсам

4)пополняющимся ресурсам

111. Возвращение расходных и вспомогательных материалов и веществ в ресурсный цикл для повторного использования – это

1)рекуперация

2)регенерация

3)утилизация

4)рециклинг

112. Система оплачиваемых государственных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов называется

1)экологическим мониторингом

2)государственным контролем

3)экологическим страхованием

4)лицензированием природопользования

113. Положениями Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002) не предусмотрен следующий вид контроля в области охраны окружающей среды

1)государственный

2)производственный

3)общественный

4)международный

114. При размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено

1)выполнение требований в области охраны окружающей среды

2)восстановление природной среды и воспроизводства природных ресурсов

3)соблюдение экологической безопасности с учетом отдаленных демографических последствий эксплуатации указанных объектов

4)отсутствие в непосредственной близости от указанных объектов источников питьевого

водоснабжения

115. Последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является

1)запрет реализации объекта экспертизы

2)административное взыскание в отношении исполнителя проекта

3)приостановление реализации проекта

4)необходимость повторного проведения экспертизы данного проекта

116. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности подразумевает, что

1)любая деятельность признается экологически опасной

2)безопасность любой деятельности должна быть доказана

3)что экологическая опасность любой деятельности не может быть приоритетным фактором при принятии решения о реализации этой деятельности

4)что виновные в осуществлении экологически опасной деятельности должны нести

ответственность за свои деяния

117. Проверка соблюдения требований по охране окружающей природной

среды и обеспечению экологической безопасности – это

1)экологический контроль

2)регламентация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду

3)экологическая экспертиза

4)оценка воздействия на окружающую среду.

118. Разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм, регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде, называется

1)экологической экспертизой

2)экологическим мониторингом

3)экологической стандартизацией

4)экологическим моделированием

119. Система долговременных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды и ее отдельных объектов – это

1)экологический мониторинг

2)экологическая экспертиза

3)экологическое прогнозирование

4)экологическое нормирование

120. Платность природных ресурсов предусматривает платежи

1)на восстановление и охрану природы

2)на компенсационные выплаты

3)за нарушение природоохранного законодательства

4)за право пользования природными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды

122. Глобальной проблемой  не является проблема

1)демографическая

2)продовольственная

3)энергетическая

4)технологическая (появление новых технологий)

123. Основным принципом обеспечения экологической безопасности не является 1)рациональное природопользование и сохранение биоразнообразия

2)развитие страны, в ходе которого качество жизни людей возрастает, при этом отрицательное воздействие на природу сохраняется

3)создание разветвленной сети зоопарков и ботанических садов

4)соблюдение установленных государством допустимых уровней воздействия на природную среду и человека

124. Международные стандарты ИСО серии 14000 предназначены для обеспечения организаций

1)элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с целью достижения экологических и экономических целей

2)методами мониторинга окружающей среды

2)системой охраны труда на предприятии

4)правовой нормативной базой в области охраны окружающей среды на предприятиях

125. Экологические платежи – это

1)наказание за нерациональное природопользование

2)формы экономической реализации собственности на ресурсы природы

3)согласование спроса и предложения ресурсов

4)плата за негативное воздействие, которое оказывает деятельность предприятия на окружающую сред

126. Экономика природопользования изучает

1)только проблемы рационального использования сырья

2)исключительно вопросы взаимодействие природы и общества

3)эколого-экономические модели

4)как проблемы рационального использования сырья, так и вопросы взаимодействия природы общества, а также эколого-экономические модели

127. Платежи за загрязнение ОС

1)взимаются со всех хозяйственных субъектов

2)взимаются со всех предприятий и организаций, за исключением бюджетной сферы

3)взимаются только с вредных производств

4)нет правильных ответов

128. Экономическая оценка природных ресурсов выполняет функцию

1)методологическую;

2)учётную

3)познавательную

4)наказания за нерациональное природопользование.

129. К капитальным затратам предприятия по ООС можно отнести

1)затраты на строительство очистных сооружений

2)заработную плату персонала по ООС

3)экологические платежи предприятия

4)затраты приобретение реагентов для лаборатории пункта мониторинга ОС

130. Экологическое лицензирование – это

1)выдача разрешений на природопользование

2)элемент системы налогообложения

3)элемент системы кадастровой стоимости природного ресурса

4)экологические платежи предприятия

131. Основным нормативом сбросов загрязняющих веществ, установленным в Российской Федерации, является

1)предельно допустимый сброс (ПДС)

2)предельно-допустимый выброс (ПДВ)

3)предельно-допустимая концентрация (ПДК)

4)ориентировочно-допустимый уровень (ОДУ)

132. К архитектурно-планировочным мероприятия по защите атмосферного воздуха от вредных веществ относится

1)улавливание из выбросов газообразных примесей

2)установка пылеулавливающего оборудования

3)сооружение автомобильных дорог в обход населенных пунктов

4)установление санитарно-защитных зон (СЗЗ)

133. Основной задачей организации санитарно-защитных зон является

1)установление границ территории промышленной зоны

2)защита от промышленного загрязнения воздушной среды населенных пунктов

3)установление границ территории промышленной зоны и защита от промышленного загрязнения воздушной среды населенных пунктов

4)охрана предприятия от проникновения экологически-опасных объектов

134. Естественный шумовой фон составляет

1)20 – 30 дБ

2)50 – 60 дБ

3)80 – 90 дБ

4)110 – 120 дБ

135. При оценке концентрации (с) вредного вещества в окружающей среде безопасным для человека будет уровень, соответствующий условию:

1)С = 2 ПДК

2)С > 10 ПДК

3)С ≤ ПДК

4)С = 10 ПДК

136. Для регламентирования сбросов жидких загрязняющих веществ в окружающую среду используют норматив

1)ПДУ – предельно-допустимый уровень

2)ПДН – предельно-допустимая нагрузка

3)ОДК – остаточно-допустимая концентрация

4)ПДС – предельно допустимый сброс

137. ПДК пестицидов в почве и продуктах питания измеряется в

1)мг/кг

2)мг/дм3

3)мг/г

4)мг/л

138. Возвращение расходных и вспомогательных материалов и веществ в ресурсный цикл для повторного использования – это

1)рекуперация

2)регенерация

3)утилизация

4)рециклинг

139. Положениями Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002) не предусмотрен следующий вид контроля в области охраны окружающей среды

1)государственный

2)производственный

3)общественный

4)международный

140. При механической очистке сточных вод применяют

1)отстойники

2)электрофильтры

3)адсорбенты

4)биологические фильтры

141. Способ очистки загрязнений, основанный на прилипании одного вещества к поверхности другого называется

1)аккумуляцией

2)адсорбцией

3)ионным обменом

4)механическим захватом

141. Максимальное воздействие радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных воздействий, которые не представляют опасности для здоровья человека, состояния животных, растений и их генофонда называют

1)предельно-допустимым сбросом

2)предельно-допустимым выбросом

3)предельно-допустимым уровнем

4)предельно-допустимой концентрацией

142. Комплекс мер, направленный на восстановление ранее нарушенного природной ландшафта и продуктивности нарушенных земель, называется

1)детоксикацией

2)обсеменением

3)рекуперацией

4)рекультивацией

143. Биоценозом биологических фильтров является

1)биопленка

2)активный ил

3)сообщество микроводорослей

4)сообщество микроорганизмов

144. Биоценозом аэротенков является

1)активный ил

2)биопленка

3)сообщество микроводорослей

4)сообщество микроорганизмов

145. Работа пылеулавливающих аппаратов основана на использовании механизмов

1)очистки в вакууме

2)осаждения частиц

3)ионообменной очистки

4)развала-схождения

146. Вред, причиненный нарушением правовых экологических требований, в доктрине экологического права называется

1)глобальным

2)природным

3)причиненным здоровью человека

4)экологическим

147. Предприятия, учреждения и организации не несут ответственность

1)дисциплинарную

2)административную

3)гражданско-правовую

4)материальную

148. Право человека на благоприятную окружающую среду гарантирует

1)Закон «Об охране окружающей природной среды»

2)Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

4)Конституция РФ

5)Лесной кодекс

149. Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере

1)природопользования и охраны окружающей среды

2)природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

3)обеспечения экологической безопасности

4)охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

150. Принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов (согласно закону «Об охране окружающей среды») имеет право

1)инспектор производственного экологического контроля

2)эксперт общественного экологического контроля

3)эксперт общественной экологической экспертизы

4)должностные лица органов государственного экологического права

151. Участки суши или акватории, которые в силу своего природоохранного и иного значения полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования с установлением на них режима собой охраны, называются

1)урбанизированными территориями

2)ООПТ

3)СЗЗ

4)зонами санитарной охраны

152. Сохранение природных комплексов (эталонов природы) и охрана редких и исчезающих видов – это основная задача

1)заповедников

2)памятников природы

3)заказников

4)ботанических садов

153. Для обеспечения заповедного режима вокруг территории заповедника создаются ______ зоны, в пределах которых запрещается деятельность, вредно влияющая на заповедный режим

1)туристические

2)рекреационные

3)охранные

4)лесные

154. Территории, где прошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны объявляются зонами

1)экологического бедствия

2)экологического риска

3)чрезвычайной экологической ситуации

4)строгого режима

155. Участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию экологических систем, генетических фондов растений и животных объявляются зонами

1)чрезвычайной экологической ситуации

2)экологического риска

3)экологического бедствия

4)строгого режима

156. Правовые основы государственной политики в области Охраны окружающей среды и отношения в сфере «общество-природа» определяет

1)Конституция Российской Федерации

Декларация прав и свобод человека

3)Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях

4)Закон РФ «Об охране окружающей среды»

157. Наиболее распространенной формой правовой ответственности за экологические правонарушения в РФ является ответственность

1)уголовная

2)социальная

3)дисциплинарная

4)административная

158. За совершение экологического преступления не назначается такой вид наказания как

1)штраф

2)ограничение свободы

3)исправительные работы

4)пожизненное лишение свободы

159. Возмещение правонарушителем потерпевшей стороне имущественного и морального вреда, причиненного в результате нарушения экологических требований, является ответственностью

1)административно-правовой

2)уголовной

3)эколого-правовой

4)гражданско-правовой

160. Лицо, совершившее экологическое правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности

1)не позднее одного года со дня его совершения

2)не позднее двух месяцев

3)не позднее шести месяцев

4)не позднее одного месяца

161. Основной санкцией административной ответственности является

1)лишение права занимать определенную должность

2)штраф

3)лишение свободы

4)возмещение суммы ущерба окружающей среде по решению суда.

162. Правовая защита людей, работающих в сфере использования ядерных и радиационных установок и радиоактивных веществ, гарантируется

1)Московским договором о защите от испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой

2)Законом РФ «О радиационной безопасности населения»

3)Декларацией прав и свобод человека и гражданина

4)Законом РФ «Об экологической экспертизе»

163. Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы называется правом

1)природопользовательским

2)административным

3)экологическим

4)экономическим

164. Правовые норма, направленные на использование леса как природного ресурса, воспроизводство, охрану и защиту лесов, закреплены в

1)Лесном кодексе РФ

2)Земельном кодексе РФ

3)Программе «Российский лес»

4)Законе РФ «О животном мире»

165. На момент прокурорской проверки на асфальтобетонном заводе не работала система очистки промышленных выбросов. Было выявлено превышение выбросов загрязняющих веществ. Был установлен вред здоровью населения. Руководитель предприятия привлечен к ответственности

1)уголовной

2)дисциплинарной

3)гражданско-правовой (материальной)

4)административной

166. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности подразумевает, что

1)любая деятельность признается экологически опасной

2)безопасность любой деятельности должна быть доказана

3)экологическая опасность любой деятельности не может быть приоритетным фактором при принятии решения о реализации этой деятельности

4) виновные в осуществлении экологически опасной деятельности должны нести

ответственность за свои деяния

167. Субъектами дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения являются

1)должностные лица и граждане

2)юридические лица, должностные лица и граждане

3)юридические лица и граждане

4)должностные лица и работники предприятий

168. Основным международно-правовым актом по охране животного и растительного мира является

1)Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.

2)Договор об Антарктиде 1959 г.

3)Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря 1958 г.

4)Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.

169. Международным агентством по атомной энергии является

1)ФАО

2)МАГАТЭ

3)ЮНЕП

4)МСОП

170. Соглашения и договоры, установленные правила, признанные государствами в качестве обязательных правовых норм – это

1)встречи глав государств

2)урегулирование правом отношения между государствами по поводу воздействия на ОС

3)международные конвенции

4)международные конференции

171. Программой ООН по окружающей среде является

1)ЮНЕСКО

2)МСОП

3)МАГАТЭ

4)ЮНЕП

172. Научный подход, ставящий человека, его технологии, его власть над природой в центр экологических проблем, называется

1)космоцентрическим

2)антропоцентрическим

3)биоцентричеким

4)социоцентрическим

173. К международным межправительственным организациям относится

1)Международный совет по охране птиц (СИПО)

2)Международная организация «Гринпис»

3)Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

4)Международный зеленый крест (МЗК)

174. «Всемирная стратегия охраны природы» - это международный документ, разработанный

1)Международным союзом охраны природы (МСОП)

2)Международным банком реконструкции и развития (МБРР)

3)Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)

4)Всемирной службой погоды (ВСП)

175. Торговля экзотическими животными

1)ведет к массовой гибели при транспортировке

2)способствует увеличению биоразнообразия

3)способствует расширению естественных мест обитания

4)стимулирует рост численности популяций

176. Постоянный мониторинг за изменениями природной среды под влиянием антропогенной деятельности по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» – это задача

1)ботанических садов

2)государственных природных заказников

3)биосферных заповедников

4)природных национальных парков

177. Концепция устойчивого развития была принята

1)на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г

2)на Стокгольмской конференции по окружающей среде в 1972 г

3)в 1973 – 1974 гг в рамках Программы ЮНЕП

4)на конференции ООН в Найроби в 1971 г

  1   2

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 41. 03. 05 Международные отношения...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата,...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Маркетинговые исследования» разработан...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Министерство образования и науки российской федерации владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск