Пояснительная записка
Уроков биологии – 6 класс
Количество часов 34, 1 час в неделю,
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных школ
Учебник - Н.И.Сонин. Биология. 6 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2014, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
Расширение представлений учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений.
Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:
освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток, органов и систем растительного и животного организмов, средообразующей роли живых организмов;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Курс «Живой организм» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения представлены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
В рабочую программу по сравнению с авторской программой Н.И.Сонина внесены следующие изменения:
на изучение темы «Химический состав клеток» (Раздел 1) (в программе указано, что данная тема изучается по усмотрению учителя) взят 1 час из темы «Питание и пищеварение» (Раздел 2), т.к. данная тема является основой для первичного понимания химических процессов, происходящих на уровне клетки.
Учебно-методический комплект используемый для достижения поставленной цели:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2013.
Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2014.
Рабочая программа для 6-го класса рассчитана на 35 учебных часов при изучении биологии в объеме 1 часа в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков. Всего рабочей программой предусмотрено 9 лабораторных и 2 практические работы.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2014.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (сообщения, кроссворды, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование с использованием заданий части А, В и С. Всего запланировано 3 тематических тестирований.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
основные биологические и экологические понятия,
иметь представление о биологии как науке,
о клетке как единице живого,
о способах питания и дыхания животных и растений,
о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
Общие признаки живого организма;
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
причины и результаты эволюции;
примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
Деление клетки;
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
Обмен веществ и превращение энергии;
Особенности питания растительных организмов;
Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
Клетки, органы и системы органов растений;
Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Поведения в природе;
Здорового образа жизни человека;
Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
Использовать рисунки;
Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Биология. Живой организм (35 часов, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план
№ раздела/темы
| Наименование раздела и темы
| Всего часов
| Количество часов на теорию
| Количество часов для практикумов
| Количество часов на контрольные работы
| 1
| Строение и свойства живых организмов
| 11
|
|
|
| 1.1
| Основные свойства живых организмов
| 1
| 1
|
|
| 1.2
| Химический состав клеток
| 1
| 1
|
|
| 1.3
| Строение растительной и животной клеток
| 2
| 2
|
|
| 1.4
| Ткани растений и животных
| 2
| 2
|
|
| 1.5
| Органы и системы органов
| 4
| 4
|
|
| 1.6
| Растения и животные как целостные организмы
| 1
| 1
|
| Тест№1
| 2
| Раздел 2. Жизнедеятельность организма
| 22
|
|
|
| 2.1
| Питание и пищеварение
| 3
| 3
|
|
| 2.2
| Дыхание
| 2
| 2
|
|
| 2.3
| Передвижение веществ в организме
| 2
| 1
| 1
|
| 2.4
| Выделение
| 2
| 2
|
|
| 2.5
| Опорные системы
| 2
| 2
|
|
| 2.6
| Движение
| 2
| 2
|
|
| 2.7
| Регуляция процессов жизнедеятельности
| 3
| 3
|
| Тест№2
| 2.8
| Размножение
| 3
| 2
| 1
|
| 2.9
| Рост и развитие
| 3
| 3
|
| Тест№3
| 3
| Раздел 3. Организм и среда
| 2
|
|
|
| 3.1
| Среда обитания. Факторы среды.
| 1
| 1
|
|
| 3.2
| Природные сообщества
| 1
| 1
|
|
|
| Итого:
| 35
|
|
|
| РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (11 часов)
Тема 1.1.
Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2.
Химический состав клеток (1 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
• Лабораторные работы:
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Тема 1.3.
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
• Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*,
Тема 1.4.
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
• Лабораторная работа
Ткани живых организмов*.
Тема 1.5.
Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
• Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных.
Тема 1.6.
Растения и животные как целостные организмы (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
|