Самоанализ урока
Жукова Надежда Николаевна,
учитель биологии, химии
МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Верховажского района Вологодской области
| Тема урока
| Разнообразие животного мира
| Имя урока
| Что живо, то и хитро
| Предмет
| Биология
| Класс
| 7
| УМК, авторы образовательной программы
| Программа основного общего образования по биологии 6 - 9 класс В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой
| Место и роль урока в изучаемой теме
| Данный урок открывает изучение учащимися царства животных. Первый урок в новом учебном году очень важен – это мотивация изучения биологии в течение всего учебного года. Он должен быть интересным, может быть, даже неожиданным для учащихся, вызвать у них желание узнать: «А что будет дальше?» Не случайно ещё Козьма Прутков говорил: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!»
Домашнее задание, выбранное учащимися на этом уроке, может выполняться в течение всего учебного года, как и личный план изучения биоразнообразия животных.
| Тип урока
| Урок первичного предъявления новых знаний
| Цель урока (для ученика)
| Узнать, почему животных так много (в чем причины их разнообразия)
| Цель урока (для учителя)
| Создать условия для изучения причин разнообразия животных и применения учащимися знаний о многообразии животных
| Задачи урока:
а) образовательные
| Способствовать повторению, обобщению и систематизации учащимися знаний о классификации живых организмов и сред обитания.
Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися понятия «жизненная форма», уяснению смысла конвергенции.
Способствовать пониманию учащимися многозначности терминов «форма», «образ», значения слова «разнообразие».
| б) развивающие
| Способствовать развитию универсальных учебных действий:
познавательных УУД (ПУУД): умений классификации, схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы;
личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;
регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, планирования, рефлексии;
коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его.
| в) воспитательные
| Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы: животных.
Способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты.
| Целесообразность и оригинальность разработки
| Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.
| Использование авторских ресурсов
| Шаблоны Тягиной Ирины Алексеевны «Краткий конспект урока», «Методическое сопровождение урока»;
Презентация Лебедева Сергея Николаевича «Советы Дедушки ГуРу. Структура презентации»;
Технологический приём «Матрешка» Лебедева С.Н.
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=web&cd=3&ved=0CDMQFjAC&url=http%3A%2F%2Fcpk.edu35.ru%2Findex.php%3Foption%3Dcom_docman%26task%3Ddoc_download%26gid%3D484%26Itemid%3D&ei=Qt1iUq7rAqXr4wST0oDQCA&usg=AFQjCNFdSNCNIPcG9B7YOiwepvOy7h_pvA&bvm=bv.54934254,d.bGE&cad=rjt Кокарева З.А. Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС НОО
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока
| Учащиеся актуализируют знания о классификации живых организмов на царства (бактерии, грибы, растения и животные) и таксоны (систематические единицы: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство).
Учащиеся актуализируют знания о классификации сред обитания организмов (водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная).
Учащиеся актуализируют знания о построении столбчатой диаграммы (математика 6 класс).
| Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока
| Учащиеся познакомятся с понятием «жизненная форма», научатся определять жизненные формы животных, уяснят смысл конвергенции.
Учащиеся познакомятся с многозначностью терминов «форма», «образ», «разнообразие», представленных в толковых словарях. Выберут значение слов применительно к животным.
Учащиеся сделают вывод о причинах многообразия животных, о значении сохранения биоразнообразия для биосферы.
| Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока
| Учащиеся продолжат развитие умений целеполагания, рефлексии.
Учащиеся продолжат развивать умения анализа, оценки и отбора информации, умения обобщать и делать выводы, умения переводить информацию из текстовой формы в графическую (диаграмма).
| Необходимое оборудование и материалы
| Полоски одинакового размера красного, желтого, зеленого цвета.
Компьютер, медиа-проектор, экран.
Распечатанные для каждого учащегося приложения:
Значение слов в толковых словарях;
Биологическое разнообразие животного мира;
Родо-видовые названия зайцев;
Пирамида таксонов;
Число описанных видов;
Приспособления животных к жизни в различных средах обитания. Жизненные формы животных.
| Методические рекомендации по использованию материала
| С введением ФГОС в основной школе учащиеся в ходе урока должны достигать личностных, предметных и матапредметных результатов. К последним относятся универсальные учебные действия. На данном уроке формируются УУД всех четырех групп: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. Основное внимание обращается на развитие умения определять цель урока, рефлексию содержания учебного материала.
Во время урока учащиеся работают с индивидуальным приложением для учащегося. Записи учащиеся могут служить для оценивания их предметных знаний.
Для активизации познавательной активности используется знакомство с картинами анималиста Лосева Г.В., парная работа по выявлению признаков жизненных форм животных.
|
P. S.
Во время урока учащиеся должны были построить диаграмму. Это - привычное задание, т.к. строили столбчатые диаграммы в конце 6 класса на уроках математики (репродуктивный уровень).
Нестандартность ситуации заключалась в следующем: цифры – миллионы и тысячи видов - огромные; времени на построение очень мало; ножниц, клея – нет…(творческий уровень)
В ходе беседы строим алгоритм действий:
1. Выбрать не любые типы животных из списка (некоторые учащиеся предлагали взять самое большое число, самое маленькое и среднее число видов), а только самые многочисленные первые три типа.
2. Сделать надписи на полосках бумаги: тип членистоногие, тип моллюски, тип хордовые.
3. Сократить числа (мысленно убрать 4 «нуля»). Получится: 115 : 8,5 : 6,4.
4. Разделить числа. Получится пропорция: 14: 1: 0,75.
5. Отогнуть на бумажке «Тип моллюски» условную единицу, оторвать лишнее. Так же следует поступить и с другими полосками. (Можно использовать клеточки в тетради, линейку).
6. Расположить полоски на парте в порядке уменьшения или увеличения числа видов в типе.
7. Запомнить самые многочисленные типы животных. При работе в паре по определению жизненных форм животных следует распределить материал (1-5), чтобы сократить время выполнения задания. После проведения урока в примерной программе нашла материал, желтым цветом выделила примерные виды деятельности учащихся – они совпали с тем, что происходило на реальном уроке. НО (!) это следует делать в начале, когда урок только планируется! Программный материал: раздел «Живые организмы – 115 часов» [1]:
Примерные темы раздела, число часов
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности учащихся
| Многообразие организмов, их классификация (3 часа)
| Классификация организмов. Вид. Отличительные признаки представителей разных царств природы.
| Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы.
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать).
Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы.
Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
| Многообразие животного мира (46 часов)
|
| Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.
Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
|
Анализ урока с позиций ФГОС (схема Кокаревой З.А.)
1.Целеполагание
Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы в совместной деятельности. Отражают развитие УУД.
2. Содержание
Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.
3. Логика организации учебной деятельности
Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.
4. Методы организации учебной деятельности
Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы.
5. Формы организации учебной деятельности
Формы адекватны целям и задачам. Кроме фронтальной работы организуется включение учащихся в другие формы организации учебной деятельности: индивидуальную и групповую (парную).
6. Организация контрольно-оценочной деятельности
Организация контроля обеспечивает обратную связь. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля и самооценивания.
7. Результаты проведенного урока
Результат соответствует поставленной цели и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.
Цель урока
| Дидактические задачи
| Этапы урока
| Логика содержания
| Методы и приёмы
| Формы учебной деятельности
| Контрольно-оценочная деятельность
| Результат
|
|
| Организационный момент
|
|
|
|
|
| Найти причины разнообразия животных
| Способствовать повторению, обобщению и систематизации учащимися знаний о классификации живых организмов на царства и таксоны; о классификации сред обитания организмов.
| Мотивация, целеполагание
| Картины Лосева В.Г. → тема → цель → задачи
Образ → разнообразие → причины разнообразия:
Размеры
Схема биоразнообразия → личный план
| Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Приемы рефлексии содержания учебного материала в ходе урока – предположение темы по картинам художника-анималиста, составление схемы; построение диаграммы; создание образа животного определенной жизненной формы; соотнесение признаков и жизненных форм животных;
| Фронтальная, индивидуальная
| Схема - предположение «Чем может выражаться разнообразие животных»
Выбор нужного значения слова по выдержкам из толковых словарей
| 1.Подробно раскрыты некоторые причины разнообразия животных:
- Разнообразие размеров;
- Животные – самое многочисленное по числу видов царство (видовое разнообразие);
- В царстве – 20 типов, сотни классов, множество других таксонов (систематическое разнообразие);
- Разнообразие жизненных форм животных;
2.Работа с жизненными формами животных будет продолжена в течение учебного года.
3.Представление выбранных учащимися номинаций животных в течение учебного года.
4.Состоялась работа с метапредметными понятиями «образ», «разнообразие», «форма».
5.Оценены предметные знания при анализе заполненного каждым учащимся индивидуального приложения.
| Логический переход
| Проблема: нет точного числа видов
| Фронтальная
|
| Актуализация знаний
| Вид → Видо-родовые названия → Таксоны → 3 самых многочисленных по числу видов типа животных → Исчезновение видов
| Фронтальная, индивидуальная
| Видо-родовые названия зайцев
Матрешка таксонов
Диаграмма
|
| Логический переход
| Виды приспособлены к среде обитания. Все 4 среды обитания заняты животными
| Фронтальная
|
| Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися понятия «жизненная форма», уяснению смысла конвергенции.
Способствовать пониманию учащимися многозначности терминов «форма», «образ», значения слова «разнообразие» (метапредметные понятия)
| Предъявление новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
| Сказка Андерсена «Дюймовочка» → Образ → Жизненная форма → Классификация жизненных форм животных
| Фронтальная, индивидуальная
|
| Логический переход
| Конвергенция
| Фронтальная
|
| Применение теоретического материала в условиях выполнения упражнений, задач
| Определение ЖФЖ
| Групповая (парная)
| Заполнение таблицы «Жизненные формы животных»
Определение ЖФЖ у лазающего зайца и летучей рыбы
| Логический переход
| Пример разнообразия животных – ЖФЖ. Некоторые организмы имеют универсальные приспособления к 2 средам обитания
| Фронтальная
|
| Обобщение усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
| Выводы (Чем объяснить разнообразие животных?)
| Фронтальная
|
| Рефлексия
|
| Приёмы рефлексии по окончанию урока (содержания материала; чувств, эмоций, настроения; деятельности): ответы на вопросы, неоконченные предложения.
| Фронтальная, индивидуальная
|
| Домашнее задание
|
|
| Индивидуальная
|
| Структура презентации «Что живо, то и хитро» На слайде 2. представлены картины художника Лосева Г.В. в виде интерактивной ленты. Движение осуществляется по щелчку левой кнопкой мышки.
|