Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова»


НазваниеПрограмма спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова»
страница1/13
ТипПрограмма спецкурса
filling-form.ru > Туризм > Программа спецкурса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Программа
спецкурса по русскому языку в 9 классе
«Основы риторики как искусства слова»


Составитель: учитель

русского языка и литературы

Приреченской СОШ

Шамилова Т.В.

Пояснительная записка

Сегодня мы наблюдаем очередной интерес к риторике, науке древней и вместе с тем всегда новой, возрождающейся в те исторические периоды, когда потребность в слове становится осознанной.

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

Уже в школьном возрасте многие сталкиваются с необходимостью грамотно представить доклад, реферат, тезисы. Часто одного владения фактическим материалом, темой высказывания бывает недостаточно, нужно еще уметь грамотно, наиболее эффектно представить свою работу. Не менее важно при этом аргументированно и этично отстоять свою точку зрения в полемике или дискуссии, не ущемляя достоинства оппонента, проявляя уважение к чужому мнению. Этому, безусловно, нужно учиться. Созданию публичного монолога, правилам ведения дискуссии посвящен предлагаемый спецкурс.

Программа спецкурса «Основы риторики как искусства слова» рассчитана на 17 часов и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся вне зависимости от выбранного направления, так как при любой специализации необходимо уметь грамотно и профессионально выстраивать монолог и вести полемику.

Основная цель курса: совершенствование речевой компетентности учащимися, овладение навыком устного публичного монолога.

Задачи курса:

повторение и углубление усвоенных ранее в курсе русского языка и литературы знаний о стилях, типах речи, композиции, выразительно-изобразительных средствах языка;

формирование навыка монологической речи, соответствующей основным нормам современного русского литературного языка;

знакомство с правилами ведения дискуссии, понятием «речевой этикет».

Разделы курса:

Риторика как наука и искусство слова – 7 часов.

Подготовка оратора к выступлению – 4 часа.

Публичное выступление – 5 часов.

Контрольная работа - 1 час.

Учебно-методический план:

Риторика как наука и искусство слова (7 ч): Законы и правила создания речевых произведений.

Разделы общей риторики в последовательности создания и воспроизведения речи. Основные понятия риторики. Из истории ораторского искусства. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX–XXI вв. Роды, виды и жанры ораторской речи. Их структурные особенности и различия. Общие принципы, типы и формы публичных выступлений. Текст и его специфика как риторского произведения.

Подготовка оратора к выступлению (4 ч):

Принципы и правила построения речи. Структурные элементы речи. Языковые средства воздействия на слушателя. Тропы и риторические фигуры. Ораторская речь, её особенности. Законы речевого поведения оратора.

Практикум по развитию речи: Чтение-понимание (вслух и молча) и анализ текстов ораторских выступлений в научном и публицистическом стилях речи.

Публичное выступление (5 ч):

Личность и этика оратора. Приёмы поддерживания внимания аудитории.

Практикумы по развитию речи: Публичное выступление в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Диалог на дискуссионную тему. Слушание-понимание текстов публичных выступлений. Составление статьи на общественную или морально-этическую тему в публицистическом стиле речи.

Контрольная работа (1 час)

Методические рекомендации к проведению занятий:

Структурные элементы занятий постоянны:

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

IV. Изучение нового материала

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

Интерактивные упражнения, которые представлены в прилагаемом учебном материале:

Пресс

Развивает умение формулировать высказывание по определённому дискуссионному вопросу в сжатой форме, аргументировано, лаконично. Состоит из четырёх этапов:

Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»).

Обоснование своей мысли («Так как…»).

Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («Например…»).

Обобщение, выводы («Итак…»).

Мозговой штурм

Мозговой штурм — методика творческого мышления, помогающая нахождению новых решений путём высвобождения индивидуальных мыслительных способностей. Собирается группа людей, знакомится с проблемой, и каждый из них затем представляет свои идеи выхода из неё. Во время мозгового штурма никто не комментирует высказываемые идеи, не даёт им оценки. Методика мозгового штурма не ставит перед собой задачи достижения количества за счёт качества. Она должна вовлечь всех, создавая возможность для свободного высказывания. После соответствующей аналитической обработки 5–6 идей окажутся потенциальным решением проблемы.

Микрофон

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон, чётко и лаконично излагает свою мысль и вывод.

Тематическое планирование




Тема занятия

Прогнозируемый результат

к/ч

Дата

Риторика как наука и искусство слова (7 часов)



Законы и правила создания речевых произведений

учащиеся осознают цели и задачи риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию; знают основные разделы общей риторики; понимают взаимосвязь риторики и культуры речи как компонентов общей культуры человека.

1






Разделы общей риторики в последовательности создания и воспроизведения речи

учащиеся осознают цели и задачи риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии

на аудиторию; знают основные разделы общей риторики; соблюдают нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях.

1






Основные понятия риторики

учащиеся владеют основными понятиями риторики; актуализируют знания, умения и навыки, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством.

1






Из истории ораторского искусства. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX–XXI вв

учащиеся актуализируют знания, умения и навыки, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством; владеют

основными понятиями риторики; анализируют ораторское мастерство риторов Древней Греции и Древнего Рима, объясняют свои взгляды на теорию красноречия; различают особенности ораторского искусства Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси и современных риторов.

1






Роды, виды и жанры ораторской речи. Их структурные особенности и различия

учащиеся знают основные разделы общей риторики; владеют основными понятиями риторики; различают роды, виды и жанры ораторской речи, определяют их структурные особенности,

выделяют различия; понимают общие принципы ораторской речи, выделяют типы и формы публичных выступлений; составляют речь и выступают с собственной речью.

1






Общие принципы, типы и формы публичных выступлений

учащиеся знают основные положения классической и современной риторики в аспекте их преемственности; понимают взаимосвязь философских,

нравственных и стилистических аспектов красноречия в современном мире; умеют применять полученные теоретические, методические знания и практические навыки мастерского владения голосом для успешной подготовки и эффектного убедительного выступления.

1






Текст и его специфика как риторского произведения

учащиеся различают публичную монологическую и публичную диалогическую речи; определяют

специфику текста ораторского выступления;

подбирают микротексты различного стилевого назначения; определяют их жанр, форму, композицию, тему и основную мысль, образы адресата и адресанта; указывают особенности средств языка

1




Подготовка оратора к выступлению (4 часа)



Принципы и правила построения речи. Структурные элементы речи.

учащиеся определяют коммуникативную цель, тип, стиль, жанр, тему публичного выступления;

анализируют структуру выступления: вступление и заключение, логичность размещения доказательств выдвинутых положений, учёт адресата речи, формулировка основной мысли, тон,

интонация, отступления от темы, паузы, заполнение пауз, соответствие выступления требованиям культуры речи.

1






Языковые средства воздействия на слушателя. Тропы и риторические фигуры.


учащиеся знают языковые средства воздействия на слушателя, применяют их в собственной речевой деятельности; владеют риторическими фигурами ораторской речи; строят текст, учитывая специфику риторического выступления, используя разные языковые средства для прямых и обратных доказательств.

1






Ораторская речь, её особенности. Законы речевого поведения оратора.

учащиеся знают языковые средства воздействия на слушателя, применяют их в собственной речевой деятельности; владеют риторическими фигурами ораторской речи; определяют особенности ораторской речи; знают виды ораторской речи, законы

речевого поведения оратора, строят выступление, соблюдая их.

1






Практикум по развитию речи. Чтение-понимание (вслух и молча) и анализ текстов ораторских выступлений в научном и публицистическом стилях речи.


учащиеся читают (молча и вслух) текст публичного выступления; определяют тип, стиль и форму ораторской речи; указывают особенности композиции и языковых средств и их значение для раскрытия темы и основной мысли; выделяют в тексте ключевые слова, определяют их контекстуальное значение; выразительно читают текст публичного выступления, соблюдая нормы литературного языка.







Публичное выступление (5 часов +1 к.р. )



Личность и этика оратора. Приёмы поддерживания внимания аудитории.

учащиеся осознают специфику публичного выступления; понимают требования к личности оратора, необходимость владения этикой оратора;

устанавливают коммуникативный контакт со слушателями; определяют тип слушателей; владеют приёмами поддержания внимания аудитории.

1






Практикум по развитию речи. Публичное выступление в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения.

учащиеся вычленяют спорный вопрос и устанавливают возможность его представления в диалоге; отбирают языковые средства соответственно

стилю речи; аргументировано излагают свои мысли, используя разные способы доказательств; ведут диалог-дискуссию с разными категориями собеседников с учётом законов общения и правил речевого этикета.

1






Практикум по развитию речи. Диалог на дискуссионную тему

учащиеся определяют ситуацию общения и адресата речи; вычленяют спорный вопрос и устанавливают возможность его представления в диалоге; отбирают языковые средства соответственно

стилю речи; аргументировано излагают свои мысли, используя разные способы доказательств; ведут диалог-дискуссию с разными категориями собеседников с учётом законов общения и правил речевого этикета.

1






Практикум по развитию речи. Слушание-понимание текстов публичных выступлений

учащиеся воспринимают содержание текстов публичных выступлений; вычленяют основную информацию; замечают и характеризуют средства выразительности речи, приёмы поддержания внимания слушателей; определяют тему, основную мысль, позицию автора; анализируют текст,

устанавливают его стилевые принадлежности, распознают лексико-морфологические и синтаксические особенности.

1






Практикум по развитию речи. Составление статьи на общественную или морально-этическую тему в публицистическом стиле речи.

учащиеся характеризуют особенности построения статьи на общественную или морально-этическую тему; пишут статью дискуссионного характера в газету, журнал, пользуясь правилами риторики в построении, отборе языковых средств; оценивают содержание и форму созданных высказываний в соответствии с требованиями стиля, типа речи, жанра.

1






Контрольная работа (выполнение тестовых заданий)

учащиеся знают цели и задачи риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию, основные разделы общей риторики;

владеют основными понятиями риторики; применяют знания, умения и навыки, сформированные при изучении темы «Риторика как наука и искусство слова».


1




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе...
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков,...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconМетодические рекомендации по итогам результатов единого государственного...
Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004г), примерной программы основного образования...

Программа спецкурса по русскому языку в 9 классе «Основы риторики как искусства слова» iconРуководство организатору по проведению независимой диагностики учебных...
Диагностическую работу по русскому языку проводят организаторы, которые назначаются руководителем оо. Организаторами не могут быть...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск