Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


НазваниеРабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
страница1/5
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ II (АРАБСКИЙ)
Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.



Учебная программа дисциплины «Иностранный язык II (Арабский)»

Автор(ы): Соловьева Е.Н.,кандидат филолог.наук,

преподаватель Лицея НИУ ВШЭ



1.Пояснительная записка

Иностранный язык является важнейшим средством общения,без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

В последние десятилетия в экономической и политической жизни всего мира произошли значительные перемены: тенденции к глобализации всех сторон общественной жизни стали характерны и для нашей страны.Вызовы современного многополярного мира во многом определяют дальнейшие сценарии подготовки нынешних школьников. Они требуют повышения коммуникативной компетенции школьников,совершенствования их филологической подготовки,т.е.способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Сегодня знание иностранного языка как никогда раньше стало востребовано практических на всех профессиональных площадках. Для учащихся старших классов становится очевидным, что иностранный язык (в том числе,восточный)актуален не только как язык повседневной коммуникации,он способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира и определять факторы успеха в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В условиях современного мира перед учителями иностранного языка стоит задача не только формировать навыки иноязычной коммуникативной компетенции, но и развить у обучаемых общеучебные умения и универсальные учебные действия, то есть тот инструментарий, которым он сможет пользоваться в дальнейшем для применения и использования в своей дальнейшей профессиональной деятельности .

Иностранный язык является многоцелевым и поликультурным образовательным предметом, который позволяет включить в него различное предметное содержание. Это повышает потенциал любого иностранного языка вообще (и арабского, в частности) для развития личности и получения стойких личностных и метапредметных результатов обучения.

Проникновение в культурные особенности страны изучаемого языка, побуждение к сравнению культур России и Востока формирует не только толерантное отношение к их представителям, но и побуждает нести ответственность за себя, как носителя своей родной культуры.

Наряду с программной установкой на обучение практическим навыкам арабоязычной коммуникации программа предполагает решение задач, связанных с развитием языкового мышления и расширением общелингвистических знаний школьников.

Современная система школьного образования отводит старшей школе наиболее важную роль для самоопределения/профориентации учащихся.Выпускники получают возможность использовать полученные практические знания иностранного языка(арабского) для продолжения образования в специальных высших учебных заведениях, в том числе в условиях кластерной модели взаимодействия предуниверситария - «школа – ВУЗ», а также для дальнейшего самообразования и расширения кругозора.

Результативность программы обучения арабскому языку и ее соответствие международным образовательным стандартам будет определяться формированием также и общегуманитарных компетенций. Они должны быть обеспечены дисциплинами культурологической и лингвострановедческой направленности.

Усиление функциональной направленности при изучении иностранного языка как средства общения неизбежно накладывается на неразрывную связь с совокупностью региональных, политических и социально-экономических факторов стран изучаемого языка. При обучению арабскому языку в связи с особенностями его географического распространения и другими экстралингвистическими факторами лингвострановедческий аспект подготовки составляет важный аспект программы.
Данная программа, построенная на личностно ориентированном, компетентностном и коммуникативном подходах к обучению и учитывающая все современные тенденции в образовании, предназначена для 10 - х и 11- х классов общеобразовательных учреждений и может быть реализована в рамках профильного обучения - профиль «Востоковедение». Структура рабочей программы определена требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 г. и зарегистрированного Минюстом России 07.06.2012, под №24480.

Программа реализует следующие основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному (арабскому) языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, определяя требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета.

Цели предмета

Цель освоения программы УП «Арабский язык» в старшей школе заключается в комплексном овладении учащимися (на базовом и основном уровне) нормами современного литературного арабского языка в его устной и письменной формах и формировании умения практически реализовывать полученные знания, начиная с вводно-фонетического этапа. Основной задачей УП является активное освоение практических языковых навыков (рецептивных и продуктивных, в том числе навыков артикуляционного оформления речевого потока),графической системы арабского литературного языка, приобретаемых в процессе освоения программы обучения, а также формирование у обучаемых лингвострановедческой компетенции.

На основе базовых знаний, приобретаемых учащимися в процессе освоения программы УП « Арабский язык» для 10 класса, на следующем этапе обучения (основного) (в 11 классе) решается задача дальнейшего совершенствования полученных навыков устной и письменной речи с акцентом на корректное использование обучаемыми усвоенного лексико-грамматического материала и формирование коммуникативных компетенций в пределах словарного запаса первого/второго года обучения.

Данный этап изучения арабского языка характеризуется формированием элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности,а также общеучебных умений,необходимых для изучения арабского языка как учебного предмета,накоплением знаний правилах речевого поведения на родном и арабском языках.

Задачей коммуникативно - направленного обучения является формирование навыков общения на арабском языке в зависимости от целей, участников и контекста общения.

Усиление функциональной направленности при изучении иностранного языка как средства общения неизбежно накладывается на неразрывную связь с совокупностью региональных, политических и социально-экономических факторов стран изучаемого языка. При обучению арабскому языку в связи с особенностями его географического распространения и другими экстралингвистическими факторами лингвострановедческий аспект подготовки составляет важный аспект программы подготовки.

Итак,изучение арабского языка в полной средней школе на профильном базовом/основном уровне/предпороговом направлено на достижение следующих целей:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях арабского литературного языка, разных способах выражения мысли в родном и арабском языках;

— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям арабских стран в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:

— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;

— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;

— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

Иностранный (арабский) язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

2.Общая характеристика предмета.

Арабский язык был и остается одним из важнейших языков человеческой цивилизации.На арабском языке написаны многие литературные произведения,вошедшие в сокровищницу мировой культуры. По генеалогической классификации он относится к афроевразийской семье языков мира.Арабский язык распространен в 21 стране мира.На нем говорят от 2500 до 300 миллионов человек.

Предметом изучения является арабский литературный язык,который обслуживает деловую и государственную переписку и является языком школы, прессы, науки, литературы, ораторской речи,радио и телевидения.Эта языковая форма является общей для всех арабских стран наряду с диалектно-разговорными формами с территориальными различиями лексического и фонетического характера.
Основные темы:

- изучение основ графической и фонологической систем арабского языка;

- овладение фундаментальными основами грамматического строя и лексического состава арабского языка ;

- учебно-теоретическое освоение и практическая выработка навыков коммуникативно-речевого этикета и логического построения корректно оформленных смысловых конструкций с использованием пройденного грамматического материала и заданного объема вокабуляра.

- дальнейшее совершенствование практического владения языком, побуждение использования иностранного языка для решения других образовательных, творческих и учебных задач.

На старшем этапе средней школы ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность. Поэтому учащиеся все чаще должны включаться в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности. Наряду с коммуникативной компетенцией развиваются другие умения, связанные, в том числе, с познавательными и социальными формами учебной деятельности.

Развитие информационных технологий в значительной мере повышает доступность разнообразных текстовых, аудио и видеоматериалов на иностранном языке и побуждает к их использованию на практике. Все это повышает самостоятельность и автономию учащихся в изучении иностранного языка. Это же создает предпосылки для дифференциации и индивидуализации обучения не только на основании психологических и когнитивных особенностей учащихся, но и в связи с различными целями дальнейшего профессионального использования языка. Именно поэтому в учебниках для 10-х и 11-х классов реализованы различные стратегические линии обучения, предполагающие изучение арабского языка, как на базовом, так и на более высоком уровне.
Это сделано для того, чтобы дать учащимся возможность реализовать индивидуальные образовательные траектории, развивать умения планировать свою учебную деятельность в соответствии с личностно значимыми целями, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность в рамках проектов.Моделирование образовательной среды,позволяет формировать не только предметную компетенцию,но и ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и личностные компетенции.

Таким образом, главными задачами предмета «Арабский язык» на старшем этапе средней (полной) школы являются:формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, с особенным акцентом на продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письме); практическое использование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности при решении познавательных и профессионально ориентированных задач; более углубленное изучение иностранного языка и иноязычной культуры;

развитие у учащихся познавательных умений и универсальных способов деятельности с целью их целенаправленного, активного и автономного использования для поддержания уровня владения иностранным языком и после окончания средней школы; развитие методических и социальных компетенций, таких как: умение планировать и организовывать свою учебную и познавательную деятельность, умение использовать информационные технологии, умение работать в команде и т.д.
Для решения этих задач реализуется организация учебной деятельности с использованием приобретенных ключевых компетенций: например,упражнения для самостоятельного изучения арабского языка и культуры арабских стран,а также развитие специальных учебных умений:нахождение ключевых слов при работе с текстами,их семантизация на основе языковой догадки;выборочное использование перевода;умение пользоваться двуязычными словарями;участие в проектной деятельности межпредметного характера ; задания, направленные на работу в различных режимах: индивидуальном, парном, групповом; дополнительные ссылки на материалы в сети Интернет; элементы языкового портфеля для самоконтроля уровня владения арабским языком.
3.Описание места предмета в учебном плане.
Представленная программа предполагает/реализует изучение арабского языка как обязательного учебного предмета на профильном базовом и основном уровне. Для этого на каждый год обучения двухлетнего цикла отводится 210 часов, по 6 учебных часов в неделю.

Стандарт среднего (полного) общего образования предполагает возможность построения индивидуальной образовательной траектории, а, следовательно, и некоторую коррекцию учебного плана в соответствии с запросами обучающегося. Учебная нагрузка учащегося может быть перераспределена таким образом, чтобы определенное количество часов из обязательного объема учебного времени, отведенного на изучение иностранного языка, выделялось на разработку индивидуального проекта.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (французский) Лицея...
«Иностранный язык (французский)» (профильный уровень), для учащихся 10 – 11классов составлена на основе Примерной программы среднего...

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского...
Цель курса – формирование у студентов основных знаний и практических навыков, необходимых для выбора профессии в области бизнеса

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПорядок организации и проведения апелляции по результатам государственных...
Удентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского...

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2013 году

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2013 году

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2014 году

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск