Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю»


НазваниеОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю»
страница1/44
ТипОсновная образовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.




Основная образовательная программа среднего

общего образования Лицея НИУ ВШЭ

Москва, 2015

Оглавление


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1

Общие положения 3

Целевой раздел 8

Пояснительная записка 8

Информационная справка о Лицее НИУ ВШЭ 9

Конкурентные преимущества программы 10

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Общие положения 11

Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением, в том числе учитывающие специфику и возможности образовательной организации 14

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования 17

Общие положения 17

Особенности оценки личностных результатов 21

Особенности оценки метапредметных результатов 22

Особенности оценки предметных результатов 28

Содержательный раздел 30

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования 30

Программы отдельных учебных предметов, курсов 36

Общие положения 36

Основное содержание учебных предметов на ступени среднего общего образования 36

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования 213

I. Общие положения 213

II. Основные принципы программы. Цель и задачи ее реализации. 215

III. Инновационное образовательное пространство 216

IV. Профиль выпускника Лицея в аспекте работы по воспитанию и социализации подростков 218

V. Направления воспитания и социализации 219

VI. Специфика внеурочной деятельности и дополнительного образования в системе образования в Лицее 220

VII. Риски реализации Программы. Мониторинг реализации программы 220

VIII. Перспективы развития Программы 221

Содержание работы психолого-педагогической службы 222

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 224

Учебный план среднего общего образования 224

Нормативно-правовая база 224

Учебный план. Общие положения. 225

Условия реализации учебного плана 227

Специфика учебного плана среднего общего образования Лицея НИУ ВШЭ 227

Учебный план по трем направлениям 231

Система условий реализации образовательной программы среднего общего образования 232

Кадровые условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Кадровое обеспечение 233

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 235

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы среднего общего образования 246

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования 247

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 248

Общие положения



Данная образовательная программа строится на базе положений, принятых во ФГОС второго поколения, и включает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который предложен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочных и методических материалов.
Структура Образовательной программы отвечает требованиям ФГОС и содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет основные цели, задачи, планируемые результаты и систему оценки достижения планируемых результатов.
Цель реализации образовательной программы — достижение планируемых результатов, ориентированных на становление личностных характеристик выпускника, соответствующих «портрету выпускника старшей школы». В соответствии с ФГОС второго поколения выпускник должен обладать следующими характеристиками:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  1. Интеллектуальное развитие личности обучающегося, что подразумевает:

    • осознание ценности знаний как средства вхождения в культуру и средства организации собственной деятельности в профессии и в повседневной жизни;

    • формирование общей культуры, расширение кругозора как базы для формирования знаний (информированность);

    • овладение компетенциями и компетентностями, способствующими конструированию собственных знаний, готовность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни.

  2. Развитие творческого потенциала и личностных компетенций обучающихся, необходимых для успешности в будущей профессии, а именно:

    • овладение как теоретическими, так и практическими знаниями и умениями;

    • инициативность и готовность к инновационной деятельности;

    • умение работать в команде;

    • осознание и принятие этических норм профессиональной деятельности.

  3. Развитие навыков самоопределения, что подразумевает:

    • осознание себя как личности, своих потребностей и возможностей;

    • готовность делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия;

    • способность к рефлексии, самоанализу и самооценке.

  4. Формирование и развитие социальных навыков, предполагающих активное взаимодействие и базирующихся на:

    • осознании себя как члена общества;

    • принятии национальных и культурных ценностей в контексте общечеловеческих;

    • активной гражданской позиции;

    • социально-значимой деятельности.


Планируемые результаты соответствуют требованиям ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.


Система оценки достижения планируемых результатов основана на использовании критериального подхода, включает диагностическое, формирующее (личностно-ориентированное оценивание в ходе изучения определенной темы, модуля программы) и констатирующее оценивание (социально-ориентированное оценивание по завершению изучения темы, модуля программы), самооценивание. Оцениванию также подлежат метапредметные умения и навыки, формируемые в ходе освоения учебных предметов, проектной и научно-исследовательской деятельности. Оценивание достижения личностных планируемых результатов является неперсонифицированным и основано на мониторинге уровня сформированности личностных результатов с целью оценки эффективности воспитательно–образовательной деятельности и является основанием для принятия различных управленческих решений, улучшающих качество образования.
Содержательный раздел образовательной программы включает Программу развития универсальных учебных действий, способствующую развитию следующих компетенций и компетентностей обучающихся:

  • поиск, обработка и анализ информации, представленной в различной форме (текстовой, графической и т.д.) с использованием различных источников;

  • синтез собственных знаний на основе анализа освоенного учебного материала;

  • ИКТ- компетентность;

  • представление своих идей в различной форме;

  • организация групповой работы и участие в ней;

  • проектная деятельность;

  • научно-исследовательская деятельность.


Содержательный раздел образовательной программы включает учебные программы по предметам обязательной части (2/3), а также предметы части (1/3), формируемой лицеем НИУ ВШЭ на основе запросов участников образовательного процесса.
Обязательная часть состоит из следующих обязательных предметных областей.
Обязательная предметная область «Филология», включающая учебные предметы:

«Русский язык и литература» (базовый уровень);

«Русский язык» (углубленный уровень)

«Литература» (углубленный уровни);
Обязательная предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы:

«Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни);

«Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
Обязательная предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:

«Россия в мире» (базовый уровень)

«История России и мира» (углубленный уровень);

«География» (базовый и углубленный уровни);

«Обществознание» (базовый уровень);

«Обществознание» (углубленный уровни), включает модули:

  • «Экономика» (базовый уровень);

  • «Социология» (базовый уровень)

  • «Политология» (базовый уровень)

  • «Право» (базовый уровень)

«Экономика» (углубленный уровень);

«Право» (углубленный уровень);

«Социология» (углубленный уровень);

«Политология» (углубленный уровень);

«Философия»;

«Психология»;

«Искусство (МХК)»

«Востоковедение»
Обязательная предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы:

«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углубленный уровни);

«Информатика» (базовый и углубленный уровни).
Обязательная предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:

«Физика» (базовый и углубленный уровни);

«Химия» (базовый уровень);

«Биология» (базовый и углубленный уровни);

«Естествознание» (базовый уровень).
Обязательная предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы:

«Физическая культура» (базовый уровень);

«Экология» (базовый уровень);

«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
Содержательный раздел образовательной программы включает также программу воспитания и социализации обучающихся, ориентированную на формирование и развитие таких социальных навыков, как:

  • самоопределение в различных областях жизни, в том числе профессиональной, на основе рефлексии;

  • принятие этически выдержанных решений;

  • принятие ответственности за любой свой выбор и его последствия;

  • кооперация при работе в команде.


Реализация программы воспитания и социализации осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Организационный раздел образовательной программы содержит учебный план, план внеурочной деятельности, описание системы условий реализации образовательной программы.

Учебный план определяет:

  • нормативный срок освоения программы – 2 года;

  • количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю);

  • состав и объём учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения;

  • порядок формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся.


Формирование индивидуальных учебных планов осуществляется обучающимися с учетом рекомендаций педагогов. Обязательными для изучения являются 9 предметов, в число которых входят не менее одного предмета из каждой обязательной образовательной области, в том числе:

«Русский язык и литература»;

«Иностранный язык»;

«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»;

«История» (или «Россия в мире»);

«Физическая культура»;

«Основы безопасности жизнедеятельности».
Кроме того, обучающийся помимо выше перечисленных 6 предметов должен выбрать еще не менее 3 как из числа обязательных предметных областей, так и из числа предметов, предлагаемых лицеем. Не менее 3 и не более 4 предметов изучаются на углубленном уровне.
Весь контингент обучающихся в процессе обучения делится на два потока: 1-ый год обучения (10 класс) и 2-й год обучения (11 класс). Внутри потока формируются учебные группы для изучения отдельных предметов. Форма обучения может быть как очной, так и очно-заочной с использованием электронных образовательных ресурсов.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).

Система условий реализации образовательной программы содержит:

  • описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;

  • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях;

  • механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

  • сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

  • описание контроля за состоянием системы условий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Похожие:

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconПорядок организации и проведения апелляции по результатам государственных...
Удентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского...

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2013 году

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconРабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского...
Цель курса – формирование у студентов основных знаний и практических навыков, необходимых для выбора профессии в области бизнеса

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея...
Иностранный язык является важнейшим средством общения,без которого невозможно существование и развитие человеческого общества

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2014 году

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconПоложение о служебных командировках Национального исследовательского...
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Основная образовательная программа лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «утверждаю» iconПоложение о служебных командировках Национального исследовательского...
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск