Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


Скачать 192.83 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая учебная программа


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО БИЗНЕСУ
Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.




Программа учебного предмета

Бизнес

для обучающихся 10-го класса

Автор доцент, к.э.н. Н.А. Поротникова,


Москва, 2015
  1. Пояснительная записка



Цель курса – формирование у студентов основных знаний и практических навыков, необходимых для выбора профессии в области бизнеса.

Задачи курса:

  1. формирование знаний:

  • основных понятий в области бизнеса, менеджмента и предпринимательства;

  • основных принципов и подходов к ведению бизнеса и измерению успеха;

  • основ законодательного регулирования предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета;

  • основных профессий в области бизнеса, компетенций менеджера и предпринимателя.

  1. Формирование умений:

  • формулирования бизнес-идей;

  • расчета бюджета проекта;

  • продвижения проекта.

  1. формирование навыков

  • планирования деятельности;

  • работе в команде;

  • проектной деятельности.
  1. Общая характеристика учебного предмета, курса


Курс построен на освоении основ бизнеса через проектную деятельность. Самостоятельная работа обучающегося и работа в проектных группах занимает около половины учебного времени.

Результатом освоения курса является составление дорожной карты по выбору профессии и дальнейшего образования.

  1. Место учебного предмета в учебном плане


Курс базируется на основных знаниях в области математики, русского языка и литературы, истории и английского языка.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения курса:

1) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

3) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

8) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  1. Содержание и тематическое планирование




Тема

Кол-во

часов

Основные виды внеурочной деятельности

всего

в т.ч. сем.



Бизнес – вчера и сегодня: эволюция бизнеса, основные понятия, метрики успеха

8

4

Домашнее задание



Принципы успешного бизнеса: развитие потребителей и экономичный стартап

6




Домашнее задание



Создание команды

4

4

Домашнее задание



Генерация бизнес-идеи. Формулирование гипотез.

4

2

Домашнее задание



Исследование проблемы

6

4

Домашнее задание



Разработка продукта. Формирование гипотезы ценности

4

2

Домашнее задание



Рынок и потребители. Целевая аудитория продукта

6

4

Домашнее задание



Конкуренты и преимущества бизнеса

4

2

Домашнее задание



Продажи и продвижение: партнеры, план продаж и продвижения

6

6

Домашнее задание



Бюджет и монетизация проекта

6

6

Домашнее задание



Презентация бизнес-проекта

4

4

Домашнее задание



План развития проекта и профессиональных компетенций

6

4

Домашнее задание



Бизнес и менеджмент: наука или искусство?

4

2

Домашнее задание



Структура управления: уровни и функции

4

2

Домашнее задание



Будущее бизнеса в России и мире (2020, 2050 гг.): отрасли и игроки, определяющие тренды

6

4

Домашнее задание



Профессии в бизнесе: сегодня и завтра

 




Домашнее задание



Управление бизнесом. Карьера менеджера

10

8

Домашнее задание



Обзоры рынка профессий в бизнесе в России и мире

10

4

Реферат



Атлас новых профессий. Как меняются профессии в бизнесе.

10

8

Эссе




Основные рынки и профессии. Истории успехов и провалов крупнейших компаний и их руководителей

 









Консалтинг и HR

2

1

Реферат



Маркетинг и реклама

2

1

Реферат



Экономика впечатлений (гостиничный, ресторанный, туристический бизнес)

2

1

Реферат



Финансы, инвестиции, банки

2

1

Реферат



ИТ-бизнес. Бизнес на компьютерных играх и мобильных приложениях. Робототехника и электроника

4

2

Реферат



Торговля и электронная коммерция

2

1

Реферат



Бизнес в креативных индустриях. Медиа и дизайн

2

1

Реферат



Социальное предпринимательство

4

4

Реферат



Личные навыки успешного бизнесмена

 










Навыки высоко эффективных людей

2

1

Эссе



Здоровье и управление личной энергией

2

1

Эссе



Личные и деловые коммуникации в глобальном мире

2

1

Эссе



Управление временем

2

1

Эссе



Итоговый проект "Выбор профессии и дальнейшего образования"

8

8







ВСЕГО:

144

92




  1. Содержание курса




Тема 1. Бизнес – вчера и сегодня: эволюция бизнеса, основные понятия, метрики успеха


Основные понятия курса – бизнес, предпринимательство, менеджмент.

Бизнес-эпохи и эволюция бизнеса. Подходы к пониманию бизнеса. Предпринимательство Йозефа Шумпетера.

Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Функции менеджмента. Содержание работы менеджера.

Успех в бизнесе и его метрики. Основные результаты бизнеса. Социально-ответственный бизнес. Рейтинги компаний, предпринимателей и менеджеров (Forbes, Fortune, Fast Moving Company, Эксперт, Startup, Газели бизнеса).

Истории успехов и провалов из разных отраслей в РФ и США: С. Джобс и С. Возняк, А. Волож и И. Сегалович, С. Галицкий, Р. Брендсон и О. Тиньков, А. Новиков; Неудачи: Е-мобиль, Сегвей. Групповая дискуссия с анализом причин успехов и неудач.

Разработка личного плана приобретения знаний и навыков в области бизнеса.

Литература:

  1. Друкер Питер. Эффективный руководитель. М.: МиФ, 2014

  2. Хизриц Р. и М. Питерс "Предпринимательство"


Дополнительная литература:

    1. www.tinkoff.ru/business

    2. www.rbc.ru



Тема 2. Предпринимательство и свой бизнес


    1. Принципы успешного бизнеса: развитие потребителей и экономичный стартап

Предпринимательство как реализация бизнес-идеи. Принципы создания успешного бизнеса с минимальными затратами. Customer development. Lean startup. Типичные ошибки предпринимателей.

Истории успеха и провалов стартапов – Dropbox, AirBnB, Skipe, Ebay, YouTube, Facebook, ВКонтакте, Яндекс, Островок, YouDo.

Литература:

  1. Стив Бланк. Боб Дорф. Стартап: Настольная книга основателя: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер. 2013. — 616 с.

  2. Рис Эрик. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер. 2014, С.11-71




    1. Создание команды

Понятие команды. Основные роли в команде стартапа – предприниматель-менеджер, разработчик продукта, финансист, маркетолог и продавец.

Тестирование «Кто ты – предприниматель или менеджер?» с использованием ресурсов proekt-pro.ru, www.computerra.ru/startuper, bankdirect.pro/tests/uznai-v-sebe-millionera.

Литература:

    1. ФРИИ – обучающие ролики пре-акселератора




    1. Генерация бизнес-идеи. Формулирование гипотез.

Бизнес-идеи, гипотезы и их проверка. Ценностное предложение: Какую проблему Вы решаете? Кто готов заплатить за решение проблемы? Как проверить ценностное предложение? Подходы к генерации бизнес-идей.

Литература:

  1. Стив Бланк. Боб Дорф. Стартап: Настольная книга основателя: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер. 2013. — 616 с.

  2. Рис Эрик. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер. 2014, С.11-71




    1. Исследование проблемы

Потребности и проблемы. Проведение исследования проблемы. Основные вопросы при исследовании проблемы.

Литература:

  1. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004. - 398 с.




    1. Разработка продукта. Формирование гипотезы ценности

Понятие продукта и его характеристик. Продукты – заменители. MVP (минимальный работающий продукт): создание и тестирование на потребителях.

Литература:

  1. Б.Дорф, С.Бланк. Стартап. С.532, с. 533, с.534 – 535, с.536 – 537, с.538

  2. Создание интернет-бизнеса. Лекция 2: Продукт www.youtube.com/watch?v=N6e93Nlia8k ФРИИ.




    1. Рынок и потребители. Целевая аудитория продукта

Каков объем рынка? Основные показатели объема рынка. Инструменты экспресс-оценки рынка и исследования потребностей. Кто ваши клиенты и как понять, что они хотят? Понятие сегментов потребителей, поиск ранних последователей.

Литература:

  1. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004. - 398 с.

  2. Б.Дорф, С.Бланк. Старт-ап, С.534, С.532-538




    1. Конкуренты и ваши преимущества

Понятие конкуренции и конкурентных преимуществ. Прямые и косвенные конкуренты. Понятие конкурентных преимуществ.

Литература:

  1. Липсиц И. Маркетинг для топ-менеджеров. – М.: Эксмо, 2007




    1. Продажи и продвижение: партнеры, план продаж, продвижение

Каналы сбыта и партнеры: как рассказать клиентам о продукте? Ключевые партнеры: кто Ваши ключевые партнеры? Какие ключевые ресурсы они дают?

Инструменты маркетинга и продвижения с минимальным бюджетом. Как клиенты купят ваш продукт? Организация продаж: план продаж, инструменты продаж, продающие тексты.

Создание лэндинга, тестирование продукта.

Литература:

  1. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013 г.

  2. Иванов А. Бесплатная реклама. Результат без бюджета. Издательство: Альпина Паблишер, 2015 г.




    1. Бюджет и монетизация проекта

Монетизация бизнеса: за что готовы платить клиенты? За что они платят сейчас? Потоки поступления доходов. Три основных бизнес-метрики.

Ключевые ресурсы: материальные ресурсы, интеллектуальные ресурсы, сотрудники, деньги. Бюджет проекта: основные виды издержек. Окупаемость проекта – основные понятия.

Литература:

  1. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе : Учеб. пособие / Аньшин, В. М. ; Филин, С. А. . - М. : Анкил , 2003. - 359 с. (в фондах библиотеки)




    1. Презентация бизнес-идеи

Требования к презентации бизнес – проекта.

Привлечение инвестиций – основные цели для бизнеса. Подготовка презентации для инвестора. Отработка «питча»: 5 минут, 2 минуты и 30 секунд.

Демо-день бизнес проектов перед экспертной комиссией и инвесторами – выпускниками, преподавателями НИУ ВШЭ и родителями. Получение обратной связи.

Литература:

  1. Каптерев А. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2012 г.




    1. План развития проекта и профессиональных компетенций

Рефлексия по итогам реализации бизнес проектов. Разработка плана развития проекта и профессиональных компетенций на 2015 год.

Тема 4. Бизнес и менеджмент: вчера, сегодня, завтра


Управление бизнесом и компанией. Макро- и микро-уровень. Классификация бизнеса по размеру и видам деятельности.

Основные показатели бизнеса России и мира – структура ВВП и количество занятых.

Бизнесмен, предприниматель или менеджер – осознанный выбор? Истории успеха выпускников НИУ ВШЭ – Всеволод Старх (Сотмаркет), Максим Чернин (Сбербанк-Страхование), (Пони-экспресс).

Групповая дискуссия на тему «Ошибки и успехи в бизнесе» на основе просмотра фильмов о бизнесе.

Литература:

  1. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.

Тема 5. Структура управления: уровни и функции


Уровни менеджмента в организации. Процессы, структура и функции в компании. Маркетинг, Управление человеческими ресурсами, ИТ, Производство, Финансы, Логистика.
Литература:

  1. Основы менеджмента. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Издательство: Вильямс, 2009 г.


Тема 6. Будущее бизнеса в России и мире

Основные тенденции в бизнесе, науке и технологии. Кривая технологических циклов (Gartner). Идеи для бизнеса.

Деловая игра «Трендвотчинг и моделирование будущего бизнеса», результатом которой является выбор отрасли и формирование команды единомышленников для ее углубленного изучения.
Литература:

  1. http://www.entrepreneur.com/article/230937

  2. http://trendwatching.com/

  3. http://slon.ru/trendlocator/

  4. http://www.computerra.ru/50812/internet-veshhey-kak-podklyuchit-k-seti-v/

  5. http://www.slideshare.net/GrapeMedia/trends-newsletter-q1-2014

Тема 6. Профессии в бизнесе: сегодня и завтра


Профессии в бизнесе - что это такое и какие они бывают? Исследования и обзоры рынка труда России и мира. Карьера в бизнесе. Управление карьерой менеджера. Навыки менеджера (Л. Кац, Американская ассоциация менеджмента).

Обзоры рынка профессий в бизнесе в России и мире. Мастер-классы хэд-хантеров по рынку труда и профориентации.

Дискуссия по результатам исследования Сколково и АСИ "Атлас новых профессий".

Литература:

  1. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000



Тема 7. Основные рынки и профессии. Истории успехов и провалов крупнейших компаний и их руководителей



Анализ отраслевых рынков, разбор историй успеха и провалов, гостевые визиты в компании – лидеры рынка:

Консалтинг и HR – McKinsey, Coleman Service

Маркетинг и реклама – TNS, BBDO

Экономика впечатлений (гостиничный, ресторанный, туристический бизнес) – Lotte Plaza, Disney, AnyWayAnyDay

Финансы, инвестиции, банки – Сбербанк, РокетБанк

ИТ-бизнес. Бизнес на компьютерных играх и мобильных приложениях – Яндекс.

Робототехника и электроника - ФабЛаб

Торговля и электронная коммерция – Сотмаркет, Оzon.

Онлайн-образование. МООС-платформы – НИУ ВШЭ, Eduson.tv

Бизнес в креативных индустриях. Медиа и дизайн – LookAtMe, Афиша.

Социальное предпринимательство – Хрум.

Тема 8 Личные навыки успешного бизнесмена


8 навыков высоко эффективных людей (С.Кови). Основные принципы успешной презентации. Тайм-менеджмент. Прокрастинация и управление личной энергией (тренинги).

Тема 9. Итоговый проект "Выбор профессии и дальнейшего образования"


Образовательные программы бакалавриата НИУ ВШЭ, других лидирующих ВУЗов г. Москвы и мира. Деловая игра «Бизнес» - на основе материалов профориентационного лагеря НИУ ВШЭ «Мы вместе».

Презентация перед экспертами и родителями итогового проекта "Выбор профессии и дальнейшего образования".

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК





  1. Бланк Стив. Дорф Боб. Стартап: Настольная книга основателя: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер. 2013. — 616 с.

  2. Друкер Питер. Эффективный руководитель. М.: МиФ, 2014



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Брэнсон Ричард. Теряя невинность. Как я построил бизнес, делая все по-своему и получая удовольствие от жизни. М., 2012

  2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2005

  3. Джобс Стив. От первого лица. Составитель Д.Бим. М.: Олимп-Бизнес, 2012

  4. Коллинз Джим и Мортен Хансен. Великие по собственному выбору. М.: 2013

  5. Коллинз Джим, Джерри Поррас. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. М.: 2014

  6. Питерс Том, Уотерман Роберт. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний. М.: 2014

  7. Тиньков Олег. Как стать бизнесменом, 2012

  8. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: Инфра-М, 2009.

  9. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера/ Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», М.: Инфра-М., 2000

  10. Якокка Ли. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2011


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ



Текущий контроль (От) – выполнение домашних заданий;

Промежуточный контроль (Опр) – 2 контрольные работы;

Оценка за проект (Опроект) – презентация бизнеса экспертам.
Оценка за курс = Отек х 0,2 + Опр х 0,4 + Опроект х 0,4
Критерии оценки проекта (Опроект):

0,5 – оценки экспертов;

0,5 – полнота выполненных заданий.





Похожие:

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея...
Иностранный язык является важнейшим средством общения,без которого невозможно существование и развитие человеческого общества

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПорядок организации и проведения апелляции по результатам государственных...
Удентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского...

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (французский) Лицея...
«Иностранный язык (французский)» (профильный уровень), для учащихся 10 – 11классов составлена на основе Примерной программы среднего...

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2013 году

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПоложение о служебных командировках Национального исследовательского...
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Рабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2014 году

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск