Скачать 192.83 Kb.
|
Программа учебного предмета Бизнес для обучающихся 10-го класса Автор доцент, к.э.н. Н.А. Поротникова, Москва, 2015
Цель курса – формирование у студентов основных знаний и практических навыков, необходимых для выбора профессии в области бизнеса. Задачи курса:
Курс построен на освоении основ бизнеса через проектную деятельность. Самостоятельная работа обучающегося и работа в проектных группах занимает около половины учебного времени. Результатом освоения курса является составление дорожной карты по выбору профессии и дальнейшего образования.
Курс базируется на основных знаниях в области математики, русского языка и литературы, истории и английского языка.
Личностные результаты освоения курса: 1) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 3) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 8) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Тема 1. Бизнес – вчера и сегодня: эволюция бизнеса, основные понятия, метрики успехаОсновные понятия курса – бизнес, предпринимательство, менеджмент. Бизнес-эпохи и эволюция бизнеса. Подходы к пониманию бизнеса. Предпринимательство Йозефа Шумпетера. Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Функции менеджмента. Содержание работы менеджера. Успех в бизнесе и его метрики. Основные результаты бизнеса. Социально-ответственный бизнес. Рейтинги компаний, предпринимателей и менеджеров (Forbes, Fortune, Fast Moving Company, Эксперт, Startup, Газели бизнеса). Истории успехов и провалов из разных отраслей в РФ и США: С. Джобс и С. Возняк, А. Волож и И. Сегалович, С. Галицкий, Р. Брендсон и О. Тиньков, А. Новиков; Неудачи: Е-мобиль, Сегвей. Групповая дискуссия с анализом причин успехов и неудач. Разработка личного плана приобретения знаний и навыков в области бизнеса. Литература:
Дополнительная литература: Тема 2. Предпринимательство и свой бизнес
Предпринимательство как реализация бизнес-идеи. Принципы создания успешного бизнеса с минимальными затратами. Customer development. Lean startup. Типичные ошибки предпринимателей. Истории успеха и провалов стартапов – Dropbox, AirBnB, Skipe, Ebay, YouTube, Facebook, ВКонтакте, Яндекс, Островок, YouDo. Литература:
Понятие команды. Основные роли в команде стартапа – предприниматель-менеджер, разработчик продукта, финансист, маркетолог и продавец. Тестирование «Кто ты – предприниматель или менеджер?» с использованием ресурсов proekt-pro.ru, www.computerra.ru/startuper, bankdirect.pro/tests/uznai-v-sebe-millionera. Литература:
Бизнес-идеи, гипотезы и их проверка. Ценностное предложение: Какую проблему Вы решаете? Кто готов заплатить за решение проблемы? Как проверить ценностное предложение? Подходы к генерации бизнес-идей. Литература:
Потребности и проблемы. Проведение исследования проблемы. Основные вопросы при исследовании проблемы. Литература:
Понятие продукта и его характеристик. Продукты – заменители. MVP (минимальный работающий продукт): создание и тестирование на потребителях. Литература:
Каков объем рынка? Основные показатели объема рынка. Инструменты экспресс-оценки рынка и исследования потребностей. Кто ваши клиенты и как понять, что они хотят? Понятие сегментов потребителей, поиск ранних последователей. Литература:
Понятие конкуренции и конкурентных преимуществ. Прямые и косвенные конкуренты. Понятие конкурентных преимуществ. Литература:
Каналы сбыта и партнеры: как рассказать клиентам о продукте? Ключевые партнеры: кто Ваши ключевые партнеры? Какие ключевые ресурсы они дают? Инструменты маркетинга и продвижения с минимальным бюджетом. Как клиенты купят ваш продукт? Организация продаж: план продаж, инструменты продаж, продающие тексты. Создание лэндинга, тестирование продукта. Литература:
Монетизация бизнеса: за что готовы платить клиенты? За что они платят сейчас? Потоки поступления доходов. Три основных бизнес-метрики. Ключевые ресурсы: материальные ресурсы, интеллектуальные ресурсы, сотрудники, деньги. Бюджет проекта: основные виды издержек. Окупаемость проекта – основные понятия. Литература:
Требования к презентации бизнес – проекта. Привлечение инвестиций – основные цели для бизнеса. Подготовка презентации для инвестора. Отработка «питча»: 5 минут, 2 минуты и 30 секунд. Демо-день бизнес проектов перед экспертной комиссией и инвесторами – выпускниками, преподавателями НИУ ВШЭ и родителями. Получение обратной связи. Литература:
Рефлексия по итогам реализации бизнес проектов. Разработка плана развития проекта и профессиональных компетенций на 2015 год. Тема 4. Бизнес и менеджмент: вчера, сегодня, завтраУправление бизнесом и компанией. Макро- и микро-уровень. Классификация бизнеса по размеру и видам деятельности. Основные показатели бизнеса России и мира – структура ВВП и количество занятых. Бизнесмен, предприниматель или менеджер – осознанный выбор? Истории успеха выпускников НИУ ВШЭ – Всеволод Старх (Сотмаркет), Максим Чернин (Сбербанк-Страхование), (Пони-экспресс). Групповая дискуссия на тему «Ошибки и успехи в бизнесе» на основе просмотра фильмов о бизнесе. Литература:
Тема 5. Структура управления: уровни и функцииУровни менеджмента в организации. Процессы, структура и функции в компании. Маркетинг, Управление человеческими ресурсами, ИТ, Производство, Финансы, Логистика. Литература:
Тема 6. Будущее бизнеса в России и мире Основные тенденции в бизнесе, науке и технологии. Кривая технологических циклов (Gartner). Идеи для бизнеса. Деловая игра «Трендвотчинг и моделирование будущего бизнеса», результатом которой является выбор отрасли и формирование команды единомышленников для ее углубленного изучения. Литература:
Тема 6. Профессии в бизнесе: сегодня и завтраПрофессии в бизнесе - что это такое и какие они бывают? Исследования и обзоры рынка труда России и мира. Карьера в бизнесе. Управление карьерой менеджера. Навыки менеджера (Л. Кац, Американская ассоциация менеджмента). Обзоры рынка профессий в бизнесе в России и мире. Мастер-классы хэд-хантеров по рынку труда и профориентации. Дискуссия по результатам исследования Сколково и АСИ "Атлас новых профессий". Литература:
Тема 7. Основные рынки и профессии. Истории успехов и провалов крупнейших компаний и их руководителейАнализ отраслевых рынков, разбор историй успеха и провалов, гостевые визиты в компании – лидеры рынка: Консалтинг и HR – McKinsey, Coleman Service Маркетинг и реклама – TNS, BBDO Экономика впечатлений (гостиничный, ресторанный, туристический бизнес) – Lotte Plaza, Disney, AnyWayAnyDay Финансы, инвестиции, банки – Сбербанк, РокетБанк ИТ-бизнес. Бизнес на компьютерных играх и мобильных приложениях – Яндекс. Робототехника и электроника - ФабЛаб Торговля и электронная коммерция – Сотмаркет, Оzon. Онлайн-образование. МООС-платформы – НИУ ВШЭ, Eduson.tv Бизнес в креативных индустриях. Медиа и дизайн – LookAtMe, Афиша. Социальное предпринимательство – Хрум. Тема 8 Личные навыки успешного бизнесмена8 навыков высоко эффективных людей (С.Кови). Основные принципы успешной презентации. Тайм-менеджмент. Прокрастинация и управление личной энергией (тренинги). Тема 9. Итоговый проект "Выбор профессии и дальнейшего образования"Образовательные программы бакалавриата НИУ ВШЭ, других лидирующих ВУЗов г. Москвы и мира. Деловая игра «Бизнес» - на основе материалов профориентационного лагеря НИУ ВШЭ «Мы вместе». Презентация перед экспертами и родителями итогового проекта "Выбор профессии и дальнейшего образования".
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФОРМЫ КОНТРОЛЯТекущий контроль (От) – выполнение домашних заданий; Промежуточный контроль (Опр) – 2 контрольные работы; Оценка за проект (Опроект) – презентация бизнеса экспертам. Оценка за курс = Отек х 0,2 + Опр х 0,4 + Опроект х 0,4 Критерии оценки проекта (Опроект): 0,5 – оценки экспертов; 0,5 – полнота выполненных заданий. |
Иностранный язык является важнейшим средством общения,без которого невозможно существование и развитие человеческого общества | Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос... | ||
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос... | Удентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского... | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11 | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11 | ||
«Иностранный язык (французский)» (профильный уровень), для учащихся 10 – 11классов составлена на основе Примерной программы среднего... | Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2013 году | ||
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» | Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2014 году |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |