Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»


НазваниеУчебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
страница1/30
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
Кафедра телевидения и управления (ТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ТУ, профессор

_________________И.Н. Пустынский

«______»___________________2012 г.


ИМИДЖЕЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов

по направлению подготовки бакалавров 080200.62 «Менеджмент», по профилю «Информационный менеджмент»,

изучающих дисциплины «Менеджмент» и «Управление человеческими ресурсами»

РАЗРАБОТАЛА

_________ О.А. Бут

«______»_________2013 г.

2013


Бут О.А. Имиджелогия: Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2013. –133 с.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200.62 «Менеджмент», по профилю «Информационный менеджмент». В пособии рассматривается роль имиджа в коммуникации, основные составляющие имиджа и инструментарий имиджелогии.

© Бут О.А., 2013

© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2013


Оглавление


ГЛАВА 1. НАУКА ОБ ИМИДЖЕ КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ 4

1.1.Имиджелогия в комплексе наук 4

1.2.Сущность и атрибуты имиджа 6

1.3.Деловое общение в работе менеджера 12

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИМИДЖА В КОММУНИКАЦИИ 19

Глава 3. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИМИДЖЕЛОГИИ 24

3.1. Позиционирование 24

3.2. Манипулирование 29

3.3. Формат 32

3.4. Детализация 37

3.5. Замена целей 39

3.6. Визуализация 39

ГЛАВА 4. ИМИДЖ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ 45

4.1. Имиджи политиков 45

4.1. Имиджи бизнеса 53

4.3. Имиджи поп-звезд 57

4.4. Имидж организации 63

4.5. Имидж стран 69

ГЛАВА 5. ИМИДЖ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 74

5.1. Типы имиджей 74

5.2. Особенности коммуникативного взаимодействия 79

5.3. Звезда коммуникативного счастья, или как говорить так, чтобы тебе верили 81

5.4. Технологии построения имиджа 84

5.5. Семь советов по проведению избирательной кампании 89

ГЛАВА 6. МНОГООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМ ИМИДЖЕЛОГИИ 91

6.1. Взаимосвязь менталитета и имиджа 91

6.2. Имидж в ракурсе жизненной перспективы 94

6.3. Индивидуальный имидж 94

6.4. Профессиональный имидж 95

6.5. Имидж и карьера 95

6.6. Имидж как средство решения личностных проблем 96

6.7. Имиджирование – путь к успеху 97

6.8. Имидж политической власти 97

ГЛАВА 7. ВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА 100

7.1. Визуальный образ: сущность, принципы формирования позитивного визуального образа специалиста. 100

7.2. Стиль. 104

ГЛАВА 8. АУДИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА 108

8.1. Сущность, принципы формирования позитивного аудиального образа специалиста. 108

ГЛАВА 9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 114

9.1. Эффективность имиджирования 114

9.2. Преодоление причин неэффективного делового общения 122

9.3. Пути к саморазвитию в процессе оптимизации делового общения 125



ГЛАВА 1. НАУКА ОБ ИМИДЖЕ КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЙ1

    1. Имиджелогия в комплексе наук



Причины нетерпимого, «небратского» состояния, неумение общаться возникают от раскола между людьми, разрыва по уму, чувству и действию, словом, — по душе, отмечал русский мыслитель Н. Ф. Федоров. Он предсказывал, что «человечество будет братством лишь тогда, когда все знание получит большую глубину и широту, когда вся наука и все искусство станут отеческим делом». Такой шаг к человеческому единению, сотрудничеству стал возможен благодаря формированию нового мышления, основу которого составляют общечеловеческие ценности, что обусловливает создание благоприятного имиджа страны, привлекающего в нее туристов и инвестиции.

Имиджелогия — особая наука о человеке, о призвании и назначении человека. Главной целью ее становится самореализация личности, развитие ее активной гражданской позиции, как субъекта и деятеля, ответственного за свои дела и поступки перед самим собой, своим Отечеством и человечеством. Именно в сфере межличностных отношении человек создает притягательный имидж, образ, вызывающий у людей чувство взаимной симпатии. Когда положительный потенциал преобладает в человеке, когда ему кажется, что все его любят и он любит всех, — это высший взлет человеческий, кульминация его жизни. Отработка имиджа требует научного подхода, предполагающего системность, непрерывность и преемственность в имиджировании, связь с другими науками.

Теоретической и методологической основой имиджелогии являются достижения философских, педагогических, психологических наук, этики, эстетики и других наук. Задачи имиджелогия: раскрыть сущность и специфику формирования имиджа; выявить основные разновидности имиджа; исследовать эффективность имиджирования: выработать средства повышения эффективности имиджирования, применения способностей и творческих сил человека в жизнедеятельности. Вопрос заключается в том, чтобы определить движущие силы развития и формирования имиджа, соотношение внутренних и внешних факторов в этом процессе, роль саморазвития в становлении обаятельного облика человека.

Наука установила, что с изменением социально-экономической формации изменяется имидж человека, общества, зависящий от общественных отношений. Так, при первобытнообщинном строе формирование привлекательного образа осуществлялось в непосредственном участии в труде. В рабовладельческом обществе рабы воспитывались в духе беспрекословного подчинения рабовладельцам. Последние строили свой имидж на презрении к труду, рабам.

В феодальном обществе крестьянству внушалась верность патриархальным обычаям, господствовала «власть тьмы». Для буржуазного общества характерна некоторая демократизация имиджа, которая означала ликвидацию его сословности. Но классовый характер формирования имиджа остается неизменным: господствующий класс получает специальное воспитание и образование, простые люди довольствуются скудным образованием и воспитанием в духе покорности власть имущим.

Достижения науки при социализме в значительной мере используются в интересах представителей тоталитарного режима, господствующей идеологии. В условиях современных социально-экономических отношений имиджелогия играет важную роль в создании демократического общества, совершенствовании общения людей друг с другом, в формировании нового имиджа, построенного на общечеловеческих ценностях и принципах. Тем самым технология обаятельного образа приобретает конкретно-исторический характер; она связана с потребностями общества в тех или иных людях и служит средством удовлетворения их.

Имиджелогия третьего тысячелетия характеризуется взаимосвязью с различными областями знаний. Она широко использует достижения и методы нескольких научных дисциплин, отличается интенсивным накоплением эмпирического материала и плодотворным его осмыслением. Многочисленные точки соприкосновения имиджелогии с другими социальными науками объясняются общностью объекта исследований. Таким объектом является человек. Предмет исследования — технология создания обаятельного целостного образа.

Проблемы личности и общества разрабатывает философия, задача которой — определение наиболее общих закономерностей социального развития. Для имиджелогии основополагающее значение имеют учения:

1) об общественном сознании, взаимоотношениях социального и индивидуального сознания, о психологических формах сознания;

2) об отражении как источнике человеческого познания и основе всякого влияния на личность;

3) о свободном времени как пространстве для совершенствования человека;

4) о культуре.

Педагогикой глубоко изучены различные способы повышения эффективности педагогического влияния одного человека на другого, технологии гражданского, нравственного, трудового, эстетического направлений в формировании притягательного облика личности. Важным разделом педагогики является дидактика, изучающая содержание, организацию и методические принципы учебного процесса. Она служит научной базой осмысления и обновления процесса имиджирования.

Перспективным представляется сотрудничество теоретиков имиджированвя с представителями социальной педагогики, изучающей, наряду с целенаправленным воспитательно-образовательным влиянием, формирующее воздействие социальной среды, средств массовой информации, учреждений культуры и искусства, контактов в бытовой сфере, в сфере делового общения.

А. С. Макаренко много сделал для развития принципиально новой педагогики. В его произведениях освещены и практически проверены важные проблемы методологии, методики и техники воспитания счастливого человека. Он рассматривал создание обаятельного образа как «проектирование» человеческой личности, включение в единый процесс воспитания и развития. Он не только провозглашал красоту разумного поступка, одухотворенного поведения, творчества, но и создавал его в своем педагогическом опыте. Он ратовал за высокую требовательность общества к человеку и человека к себе. Однако и внешность имеет большое значение в -жизни человека, говорил известный педагог. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы тот мог следить за своими поступками. А. С. Макаренко разработал основания для создания методики воспитательной работы, сформировал ряд принципов, определяющих эффективность педагогического влияния. Педагогическое наследие А. С. Макаренко широко используется в формировании новой отрасли научных знаний — имиджелогии.

Значение психологической науки для развития имидже логин объясняется тем, что создание привлекательного образа представляет, в конечном счете, совокупность разнообразных воздействий на психику человека. Для имиджелогии имеют ценность все основные отрасли психологии. Общая психология дает сведения об объекте, психических свойствах, процессах и состояниях, о законах психической жизни и методах ее изучения. Поскольку имиджелогия исследует закономерности самосовершенствования и самообразования, одним из источников формирования имиджа служат выводы педагогической психологии, специально изучающей психологические аспекты педагогического процесса. Тесные связи имиджелогии с социальной психологией обусловлены тем, что имидж формируется в основном в общении с другими людьми, а социальная психология изучает психические способы поведения личностей в социальных группах, психологические особенности организованных и неорганизованных общностей.

Важна для имиджелогии этика как наука, исследующая происхождение, сущность, законы развития морали и ее роль в социальной жизни. Особой категорией этики является нравственный идеал, основанный на признании общечеловеческих ценностей. Этот идеал служит своеобразной программой имиджирования. Соответственно практическая деятельность всех организаций и учреждений непременно исходит из учения о нравственном идеале. Сформулировав законы развития нравственности и морального становления личности, определив основные средства, пути и методы воздействия на нравственный мир человека, этическая наука внесла неоценимый вклад в теорию и практику имиджелогии. Без учета этих закономерностей в современных условиях невозможно эффективное имиджирование.

В учреждении или организации человек включен в своеобразный вид социальной практики, которая обладает большой нравственно-воспитывающей силой. В процессе делового общения люди получают возможность в реальной действительности проверить свой имидж, проходят активную нравственную тренировку. Ценность представляют изучаемые этикой социально-психологические аспекты нравственности: моральное воздействие коллектива на личность, законы становления собирательного имиджа коллектива.

Проблемы имиджелогии связаны с воспитанием эстетических вкусов, развитием творческих способностей личности. Опора на эстетику — науку об искусстве — также необходима при теоретическом обосновании путей использования прекрасного в своей работе, способов сочетания искусства с другими средствами воздействия на имидж. В красоте мы объединяемся, красоте мы молимся, красотой мы побеждаем, говорил известный русский живописец и философ Н. К. Рерих. В свою очередь, использование материалов имиджелогии оказывается плодотворным для эстетики.

Имиджелогия разрабатывает ряд важных теоретических и практических проблем менеджмента. Выводы имиджелогии дают ценный материал для разделов социальной педагогики и психологии, социально-культурной деятельности, внешкольной работы с детьми, находят применение в работе центров молодежного отдыха, деятельности радио, телевидения, кино, театра, шоу-бизнеса, в спорте, политике.

Таким образом, имиджелогия как наука функционирует в тесном взаимодействии со всем комплексом социальных наук, которое в каждом случае характеризуется своими специфическими аспектами.

Своим рождением сравнительно новая наука — имиджелогия — обязана усложнению требований, которые в настоящее время предъявляются к политическим деятелям, менеджерам, работникам культуры и образования, к деловым людям. Известные теоретики имиджелогии Г. Г. Почепцов, В. М. Шепель в своих трудах стремятся вооружить делового человека технологиями личного обаяния, которые помогут ему наиболее эффективно реализовать свои способности и запросы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма практик для студентов направления подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 " Экономика"
Бианкина О. А., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Страхование по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 Экономика...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О., Казенков О. Ю.,Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Налоги и налоговая система РФ по направлению подготовки...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О.,Орехов В. И., Орехова Т. Р. Аудит качества по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 Государственное и муниципальное...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Инвестиционный менеджмент для направления 080200....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О, Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Маркетинг территорий по направлению подготовки 38. 03....

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconУчебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному...
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма преддипломной практики по направлению подготовки 080200 «менеджмент»
Программа предназначена для определения порядка и содержания преддипломной практики студентами Московского налогового института (мни)...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма учебной практики по направлению подготовки 080200 «менеджмент»
Программа предназначена для определения порядка и содержания учебной практики студентами Московского налогового института (мни) по...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
А-64 Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Маркетинг. Рабочая тетрадь.– Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 97 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск